Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
По теме 1 1. Заполнить таблицу, используя ФЗ № 193 от 27.07.12
2. Заполнить таблицу, используя ФЗ № 194 от 27.07.12 о внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты РФ.
По теме 2 Задание 1. Опросник Килмена-Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации» оценивает психологические особенности поведения участников конфликтной ситуации. Выберите из двух утверждений то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утверждение покажется неподходящим, постарайтесь дать наилучший предположительный ответ. Опросник 1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны. 2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение. Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. Б) Я стараюсь добиться своего. 6. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. 8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий. Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего. Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение. 10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы. Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. 11. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения. Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 18. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям. Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 19. А) Я предлагаю среднюю позицию. Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. Анализ результатов теста и ключевые вопросы · Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а. · Стратегия сотрудничества, при которой участник конфликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ключевые утверждения: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б. · Стратегия компромисса – готовность отказаться в конфликте от части своих притязаний и ожидание ответных уступок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а. · Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а. · Стратегия приспособления, для которой типично привнесение в жертву собственных интересов ради другого. Ключевые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б. Задание 2. Опросник «Психологические защиты личности» позволяет изучить типичные ошибки в оценке и интерпретации конфликтной ситуации, поведения ее участников (источник: * Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 151-156). Проанализируйте результаты и сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя? Инструкция. Прочитайте утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и характера. Решите, верны ли они по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье, используйте тот ответ, который первым пришел в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте знак «+». Если утверждение по отношению к Вам неверно – «-». Утверждение, которое Вы не можете оценить по отношению к себе как верное, следует признать неверным. Текст опросника 1. Я человек, с которым легко поладить. 2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать. 3. Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить. 4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком. 5. Мне противны непристойные кинофильмы. 6. Я редко помню свои сны. 7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство. 8. Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком. 9. Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются. 10. В своих фантазиях я всегда главный герой. 11. У меня не очень хорошая память на лица. 12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней. 13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре. 14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь. 15. Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я испытываю желание ответить тем же. 16. Многое во мне восхищает людей. 17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь. 18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство. 19. Друзья почти никогда не подводят меня. 20. Мне случалось думать о самоубийстве. 21. Меня оскорбляют непристойные шутки. 22. Я всегда вижу светлые стороны вещей. 23. Я ненавижу недоброжелательных людей. 24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-либо сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту. 25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей. 26. Я склонен к излишней импульсивности. 27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость. 28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением. 29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно. 30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям. 31. Иногда мне хочется увидеть конец света. 32. Порнография отвратительна. 33. Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем. 34. У меня нет врагов. 35. Я не очень хорошо помню свое детство. 36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым. 37. В своих фантазиях я совершаю великие поступки. 38. В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-то склизкому вызывает у меня отвращение. 40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения. 41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим. 42. Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в людях. 43. Когда читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня. 44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать. 45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах. 46. Сексуальная невоздержанность отвратительна. 47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом. 48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею. 49. Когда я вижу кого-нибудь в крови, это почти никогда не беспокоит меня. 50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи друзей. 51. Большинство окружающих считают меня очень интересным. 52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры. 53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения. 54. Я часто склонен противоречить людям. 55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют. 56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи. 57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем. 58. Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать. 59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи. 60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю негодование. 61. То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы. 62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны. 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда оказываются в центре внимания. 64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей. 65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях. 66. Меня не слишком раздражает детский плач. 67. Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг. 68. Я всегда оптимистичен. 69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания. 70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране. 71. Я часто испытываю чувство ревности. 72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм. 73. Неприятно, что людям, как правило, нельзя доверять. 74. Я готов делать все, чтобы произвести хорошее впечатление. 75. Я никогда не был панически напуган. 76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик. 77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей. 78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние. 79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют. 80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание. 81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох. 82. Кажется, некоторые мои знакомые завидуют моему умению жить. 83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль. 84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно. 85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы. 86. Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок. 87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах. 88. Когда я бываю в отъезде, и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком трогает меня. 90. Я легко переношу критику и замечания. 91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи. 92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня. 93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку. 94. К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей. 95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться. 96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи. 97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат. Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю: 1) отрицание (номера утверждений): 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 (всего 13 утверждений); 2) подавление: 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 (всего 12). 3) регрессия (номера утверждений): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 (всего 14); 4) компенсация: 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 (всего 10); 5) проекция: 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 (всего 13); 6) замещение: 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 (всего 13); 7) рационализация: 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 (всего 12); 8) противодействие: 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 (всего 10). Число положительных ответов по каждому показателю разделите на число вопросов в нем. Высокое значение показателя говорит о доминировании данного вида защитных механизмов. Описание защит см. ниже. «Отрицание» – защитный механизм, с помощью которого осуществляется отказ от сознательно непереносимых мыслей, желаний, фактов и поступков. Реальное оказывается как бы несуществующим или преобразуется так, что больше не является болезненно переживаемым. Эта защита в конструктивном ее варианте напоминает самовнушение благоприятного эмоционального настроя и надежды на лучшее, а в деструктивном – может приводить к игнорированию имеющихся проблем и отказу от их решения. Если «вытеснение» направлено вовнутрь, то «отрицание» – вовне. Повышенная внушаемость и доверчивость связаны с действием данного механизма, за счет которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту. Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при разнообразных конфликтах и характеризуется искажением восприятия действительности. «Подавление» – вытеснение неприемлемых побуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное. Вытесненное не разрушается, а при ослаблении механизма подавления вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, а при умеренной выраженности – в уменьшении отрицательного воздействия окружения. «Регрессия» – возврат к детским формам поведения при реагировании на проблемы, обусловленные внешними обстоятельствами и внутренними конфликтами. Как и любой механизм защиты, становится препятствием для личностного роста. Проявлением этого способа защиты является стремление «забыться» с помощью алкоголя или психоактивных веществ. «Компенсация» – механизм восполнения реальной или воображаемой неполноценности. Включает стремление к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой, к достижению успеха в том, что было наиболее трудным, фантазирование, идентификацию со значимыми лицами. «Проекция» – приписывание другим людям своих неприемлемых мыслей, чувств, намерений. Проявляется в приписывании вины за недостатки или промахи кому- или чему-нибудь, стремлении найти в своем окружении то, что будет соответствовать душевному состоянию. «Замещение» (перенос) – бессознательный механизм, при котором недосягаемая или неприемлемая цель или объект заменяются сознательно более приемлемыми. Чувство переносится с актуального объекта на заменитель. Так, истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. «Рационализация» – субъективно приемлемое объяснение поведения и событий, нахождение т. н. объективных причин (при этом подлинные причины могут оставаться неосознанными). Тем самым утверждается чувство собственного достоинства и снижается переживание вины. «Противодействие осознанию» – такие черты характера или установки, которые противоположны содержанию бессознательного, обеспечивают защиту от осознания неприемлемых переживаний. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать непреклонным борцом с порнографическим фильмами, писать письма протеста в кинокомпании, выражая сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений. По теме 3 Ббб По теме 4 Задание 1. Проанализируйте возможность реализации т.н. Гарвардских правил ведения переговоров при проведении процедуры медиации. С какими трудностями сталкивается медиатор при их реализации? Переговоры, как утверждают Р. Фишер и У. Юри, – одно из эффективных средств разрешения конфликта. Метод принципиальных переговоров позволяет решить проблему, исходя из сути дела, позволяет достичь того, что вам полагается по праву и остаться при этом в рамках приличий1. Правила переговоров в конфликтах 1. Отделите человека от проблемы – обсуждайте проблемы, а не друг друга. В условиях конфликта возникает тенденция переносить недовольство позицией оппонента на личность этого оппонента. Будьте тверды, говоря о проблеме, но мягки с людьми. Чтобы разрешать конфликт, необязательно изменять личность оппонента. Более того, лучше постараться понять его переживания и образ мыслей. 2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Позиции более или менее открыто формулируются конфликтующими сторонами, тогда как каждая из них даже свои собственные интересы не всегда ясно осознает, не говоря уже об интересах другой стороны. Конфликт обычно разгорается вокруг позиций, но подлинными движущими силами его являются интересы. Как правило, согласовать интересы конфликтующих сторон удается лучше, чем согласовать их позиции. У человека интересов гораздо больше, чем те, которые выражаются в занятой им позиции. 3. Ищите взаимовыгодные варианты. Нередко люди опасаются предлагать оппоненту в процессе переговоров какие-то недостаточно продуманные или кажущиеся не слишком для них выгодными варианты, боясь, что это ослабит их позиции: оппонент может сходу ухватиться за то, что предложено, и добиться преимущества. Чтобы избежать этого, следует отделять предложение вариантов от принятия окончательного решения. Предлагая оппоненту разнообразные варианты, вы можете выяснить его предпочтения и учесть его интересы. 4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Вариант, в котором учтены интересы оппонента, может не устроить его. Чтобы выйти из такого положения, необходимо иметь объективные критерии оценки предлагаемых решений. Эти критерии должны признаваться обеими конфликтующими сторонами. Они не должны зависеть от желаний одной из сторон, а быть справедливыми и практичными. Пример критериев: традиция, экспертная оценка, профессиональная норма, научный расчет и т. п. Задание 2. Изучите работу Луиз Отис – судьи апелляционного суда г. Квебек (Канада), инициатора введения судебной медиации при рассмотрении дел в апелляционном суде (текст см. в приложении к УМК)[6]. Проанализируйте специфику судебной медиации в сравнении с внесудебной. Обобщите преимущества медиации по сравнению с традиционным правосудием. Сформулируйте свою позицию о перспективах медиации в апелляционных судах России. По теме 5 Задание 1. Изучите интервью М. Сукэ. Сравните отечественное законодательство и законодательство Франции по урегулированию семейно-правовых споров с участием медиатора. – Часто ли во Франции медиация используется в области семейного права, и насколько она эффективна? Имеются ли статистические данные, отражающие эффективность этого метода [7]? – Семейная медиация предписана законом во Франции уже в течение нескольких лет. Сегодня она все чаще используется, главным образом, в случаях раздельного проживания родителей и детей – и при разводах. Приблизительно в половине случаев медиация назначается по решению судьи по семейным делам (и после получения согласия со стороны участников спора), а в другой половине случаев – выбирается участниками спора по собственной инициативе, либо по совету специалиста. Приведу некоторые законодательные акты, на которые опирается медиация в области семейного права: Date: 2016-07-05; view: 287; Нарушение авторских прав |