Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы обучения математике в условиях межпредметной интеграции





Использование межпредметных связей в практике обучения вызывает появление новых форм его организации: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. Эти формы, как показывают результаты дипломной работы, эффективно сочетаются в традиционную классно-урочную систему.

Межпредметный комплексный семинар – одна из продуктивных форм организации обучения, которая позволяет обобщить знания учащихся из разных предметов с позиции мировоззренческих идей и успешно решать в единстве задачи образования, развития и воспитания школьников. Это достигается путем взаимодействия учителей разных предметов. Такие семинары являются действенным средством реализации комплексного подхода к обучению.

Конференция, как и семинар, обобщает знания учащихся из разных предметов вокруг определенных проблем, идей, учебных тем. Она может быть проведена на обобщающем уроке или в форме внеклассного мероприятия. Методика конференции состоит в последовательно раскрывающих ее тему сообщениях учащихся, а методика семинара, как показано выше, более разнообразна, она включает дискуссии, беседы, опыты и т.п. Межпредметная конференция может быть подготовлена и проведена одним учителем или группой учителей. Конференции по вопросам многосторонних межпредметных связей позволяют раскрыть реальные взаимосвязи современных наук, показать, как методы одной науки, проникая в другую, способствуют ее развитию, решению научных проблем. Учащиеся знакомятся с теми проблемами, которые возникают и решаются на грани смежных научных областей, формируется мировоззренческая направленность их познавательных интересов, они овладевают мировоззренческими идеями, с позиций которых личность оценивает явления окружающего мира.

Межпредметный факультатив – нацелен на развитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов школьников. Целесообразно использование индивидуальных заданий с привлечением знаний из других предметов, с учетом интересов учащихся. Факультативные занятия по сравнению с обязательными курсами имеют более широкие возможности в использовании многосторонних межпредметных связей в целях формирования целостной научной картины мира. При этом обязательным условием успеха являются прочные систематизированные знания учащихся по отдельным учебным предметам. В процессе факультативных занятий необходима специальная организация активной познавательной деятельности учащихся по применению и обобщению знаний из разных учебных предметов. Этому способствует тематическое планирование, включающее разработку вопросов и заданий межпредметного характера. В процессе факультативных занятий по разным курсам особенно важно раскрытие мировоззренческих связей «природа – общество – человек – труд» на основе широкого использования межпредметных связей.

Межпредметные связи во внеклассной работе значительно повышают эффективность обучения и воспитания школьников, когда они включаются не только в различные формы учебной работы, но и в содержание внеклассной, воспитательной работы. Существуют различные формы внеклассной работы межпредметного характера: комплексные экскурсии, тематические вечера, межпредметные конференции и др. в практике обучения межпредметные связи во внеклассной работе получают все большее развитие. Проводятся краеведческие и литературоведческие экскурсии и подходы, олимпиады, тематические конференции на межпредметной основе. Используются индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы межпредметного характера в их различных сочетаниях. К индивидуальным формам можно отнести рефераты, сочинения, самостоятельные исследования, доклады, отзывы о книгах и статьях, самонаблюдения, опыты, сбор материалов по межпредметной проблематике и т.п.

Самой распространенной формой реализации межпредметных связей является урок с применением межпредметных связей. Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача требующая привлечения знаний из других предметов. Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается настолько тесно связанным с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока.

Метод проектов является наиболее результативным при реализации межпредметных связей. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.


Метод проектов - это способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую ориентацию:

1) активизация познавательной деятельности учащихся;

2) формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования;

3) формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.

Основные требования предъявляемые к проекту:

1) необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);

2) выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

3) каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

4) результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

5) подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей:

1) индивидуальные, групповые, коллективные;

2) монопредметные (по одному предмету), межпредметные;

3) краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

4) информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые.

Метод проектов способствует активизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности школьника, позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Он применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В свою очередь, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке, в жизни общества и государства. Реализация межпредметной интеграции играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками основными приемами познавательной деятельности, общими для всех наук.


Такая обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей профессиональной, научной и общественной жизни выпускников.

Комплексное применение этих технологий способствует решению такой проблемы современной школы, как увеличение учебной нагрузки, отрицательно влияющей на здоровье учащихся; повышает интерес к предмету, не являющемуся профильным, что немаловажно в условиях профилизации; формирует единую научную картину мира; социально значимые качества личности.

Работа над созданием индивидуального межпредметного проекта имеет ряд особенностей. Рассмотрим их поэтапно

1. Подготовительный этап.

А) выбор темы, позволяющей привлечь знания из двух или более предметов.

Этот этап представляется одним из самых важных, так как мотивирует учащихся к деятельности, поэтому необходимо, чтобы тема была интересна и актуальна. Уровень развития современной науки на данный момент таков, что практически любое новое знание находится на стыке двух, а то и более наук. С другой стороны, нельзя не отметить еще одну особенность развития современной науки: она оказывает все большее влияние на жизнь общества, более остро встает проблема моральной ответственности ученых за судьбу своих открытий.

Б) постановка задач исследования, исходя из выбранной темы. В данном случае задачи следует сгруппировать в соответствии с предметной областью, таким образом, в отличие от других проектов межпредметный будет содержать две или более группы задач.

В) определение методов исследования – как и в предыдущем случае, если науки не являются смежными, то методы исследования могут не совпадать. Если такой метод, как анализ источников, характерен для методологии любой науки, то такие методы, как историографический анализ и социологическое исследование применяются в основном в сфере гуманитарных наук, а эксперимент и расчеты – в естественных и точных науках.

Сочетание различных методик исследования при работе над проектом поможет ученику в полной мере проявить свои способности, позволит индивидуализировать процесс обучения.

2. Планирование работы

А) планирование итогового продукта (формы представления результата)

Б) планирование способов сбора и анализа информации

В) составление плана. В том случае, если предметы не являются смежными, целесообразно разбить проект на отдельные направления (главы) в соответствии с предметами, в процессе исследования консультируют учащегося учителя – предметники.

3. Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач идет под непосредственным руководством научных руководителей

4. Оценка результатов работы происходит на этапе защиты проекта.


Так как на первом этапе мы выделяли несколько групп задач, то и этап оценивания предусматривает рефлексию в соответствии с этими группами – насколько были реализованы поставленные цели, правильно применены методы исследования, успешно прошла защита проекта.

Межпредметные проекты можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности: внеклассная работа является органической составной частью учебно-воспитательного процесса.

Приведем фрагмент межпредметного проекта.

Тема проекта: Выявление факторов, влияющих на успеваемость

Гипотеза: если мы проведём опросы учащихся с 5 по 11 классы на темы, касающееся режима дня, здоровья, личного отношения к учёбе, внеурочной деятельности, окружения и питания, то в ходе анализа и подсчётов полученных результатов сможем выявить факторы, негативно влияющие на успеваемость. Исходя из этого, мы обозначили для себя цель и задачи проектной работы.

Цель: Выявить факторы, негативно влияющие на успеваемость школьников.

Задачи проектной работы:

1) Познакомиться с основами социологии;

2) Определить направления для разработки анкет;

3) Разработать анкеты;

4) Провести опросы учащихся;

5) Обработать результаты опросов;

6) Составить аналитический отчёт по проекту;

7) Предоставить сводные таблицы ответов на вопросы анкет МО классных руководителей для дальнейшей работы с классом.

Выдвинуты проблемы: неочевидность факторов, негативно влияющих на успеваемость школьников.

Объекты исследования: учащиеся 5 – 11 классов ГУО «Средняя школа № 47 г. Минска».

Методы исследования:

- анализ научной, учебной литературы;

- социологический опрос

- обработка и анализ данных полученных в ходе опроса;

- сравнение и анализ результатов, полученных разными авторами;

- систематизация результатов;

- метод аналогии.

Тема проекта актуальна, потому что, зная факторы, негативно влияющие на успеваемость, можно пытаться корректировать ситуацию, складывающуюся у каждого конкретного ученика, проводя работу с родителями и с самими учащимися. Если учащиеся будут знать от чего в большей степени зависит успеваемость, то они, имея возможность познакомиться с результатами исследования, смогут задуматься о том, что нужно сделать, чтобы учёба стала более результативной [27].

Пример межпредметного внеклассного мероприятия экологической направленности, разработанного и проведенного в ходе дипломного проекта, представлен в приложении В.

Таким образом, межпредметная интеграция на уроках математики посредством межпредметных задач обеспечивается целесообразным сочетанием содержательной и процессуальной составляющих учебной деятельности. Содержание обучения включает междисциплинарный контент, а методы и формы обучения соответствуют способам решения межпредметных задач. Кроме того, изучение межпредметного учебного материала и решение межпредметных задач расширяют дидактические возможности для использования методов проблемного обучения (проблемное изложение, беседа, исследовательский метод), технологии обучения как исследования, проектного обучения, метода анализа проблемных ситуаций, приемов коллективного обучения (мозговой штурм, работа в командах, в парах и др).


 







Date: 2016-07-22; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию