Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Теоретико-практические основы межпредметных связей в учебном процессе школы





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬЕТ

Кафедра педагогики и проблем развития образования

 

ДУДКА

Тамара Григорьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Дипломная работа

 

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор О. Л. Жук

 

 

Допущена к защите

«___» ____________ 2015 г.

Зав. кафедрой педагогики и проблем развития образования БГУ

доктор педагогических наук, профессор О. Л. Жук

 

Минск, 2015

Оглавление

Реферат. 3

Введение. 6

Глава 1 Теоретико-практические основы межпредметных связей в учебном процессе школы.. 10

1.1 Межпредметная интеграция в школьном образовании как педагогическая проблема 10

1.2 Межпредметные связи в процессе обучения математике в школе 16

Глава 2 Методические основы реализации межпредметных связей в процессе обучения математике. 21

2.1 Система межпредметных задач на основе принципов устойчивого развития как условие межпредметной интеграции на уроках математики. 21

2.2 Методы и приемы обучения математике в условиях межпредметной интеграции. 27

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации межпредметных связей на уроках математики. 33

Заключение. 39

Список использованных источников и литературы.. 45

Приложения. 47

 


 

Реферат

 

В дипломной работе 63 страниц, 6 рисунков, 28 источников, 2 таблицы, 3 приложения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ, МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЗАДАЧА, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

Объект дипломного исследования – процесс преподавания математики в школе.

Цель дипломной работы – обоснование и разработка межпредметных связей и внедрение их на уроках математики.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, содержания школьных учебников, учебных программ по математике и информатике; обобщение опыта реализации межпредметных связей; педагогический эксперимент, анкетирование учителей и учащихся; методы самооценки и экспертной оценки.

Полученные результаты. В дипломном исследовании межпредметные связи обоснованы через разработку и внедрение системы межпредметных задач в процесс обучения математике в школе. Межпредметная задача включает контент из нескольких предметных областей (математика, физика, химия, экология, экономика, социология, проблемы устойчивого развития). Определены характеристики межпредметных задач, методика их разработки; выявлены педагогические условия реализации межпредметных связей в учебном процессе школы.

Степень внедрения – система межпредметных задач внедрена в процесс преподавания математики в школе.

Разработанные межпредметные задачи для уроков математики, а также педагогические условия реализации межпредметных связей в школьном курсе математики могут быть использованы студентами в период прохождения педагогической практики, учителями в их практической деятельности.

Достоверность результатов дипломного исследования подтверждена итогами педагогического эксперимента по разработке и реализации межпредметных связей на уроках математики в 8 классах общеобразовательной средней школы.


 

Рэферат

 

У дыпломнай працы 63 старонак, 6 малюнкаў, 28 крыніц, 2 табліцы, 3 дадатку.

МІЖПРАДМЕТНЫХ СУВЯЗЕЙ, МІЖПРАДМЕТНЫХ ІНТЭГРАЦЫЯ, МІЖПРАДМЕТНЫХ ЗАДАЧА, УНІВЕРСАЛЬНЫ МІЖПРАДМЕТНЫХ УМЕННІ, МЕТАДЫ І ПРЫЁМЫ НАВУЧАННЯ МАТЭМАТЫЦЫ.

Аб'ект дыпломнага даследавання – працэс выкладання матэматыкі ў школе.

Мэта дыпломнай працы – абгрунтаванне і распрацоўка міжпрадметных сувязей і ўкараненне іх на ўроках матэматыкі.

Метады даследавання: аналіз педагагічнай літаратуры, зместу школьных падручнікаў, навучальных праграм па матэматыцы і інфарматыцы; абагульненне вопыту рэалізацыі міжпрадметных сувязей; педагагічны эксперымент, анкетаванне настаўнікаў і навучэнцаў; метады самаацэнкі і экспертнай ацэнкі.

Атрыманыя вынікі. У дыплёмным даследаванні міжпрадметныя сувязі абгрунтаваныя праз распрацоўку і ўкараненне сістэмы міжпрадметных задач у працэс навучання матэматыцы ў школе. Міжпрадметная задача ўключае кантэнт з некалькіх прадметных абласцей (матэматыка, фізіка, хімія, экалогія, эканоміка, сацыялогія, праблемы ўстойлівага развіцця). Вызначаны характарыстыкі міжпрадметных задач, методыка іх распрацоўкі; выяўлены педагагічныя ўмовы рэалізацыі міжпрадметных сувязей у навучальным працэсе школы.


Ступень ўкаранення – сістэма міжпрадметных задач ўкаранёная ў працэс выкладання матэматыкі ў школе.

Распрацаваныя міжпрадметныя задачы для ўрокаў матэматыкі, а таксама педагагічныя ўмовы рэалізацыі міжпрадметных сувязей у школьным курсе матэматыкі могуць быць выкарыстаны студэнтамі ў перыяд праходжання педагагічнай практыкі, настаўнікамі ў іх практычнай дзейнасці.

Дакладнасць вынікаў дыпломнага даследавання пацверджана вынікамі педагагічнага эксперыменту па распрацоўцы і рэалізацыі міжпрадметных сувязей на ўроках матэматыкі ў 8 класах агульнаадукацыйнай сярэдняй школы.


 

Abstract

 

The thesis contains 57 pages. There are 7 pictures, 2 tables, 3 applications. 8 sources were used.

List of keywords: INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION, INTERDISCIPLINARY INTEGRATION, INTERDISCIPLINARY TASK, UNIVERSAL INTERDISCIPLINARY SKILLS, METHODS AND TECHNIQUES OF MATHEMATICS TEACHING.

Research object of the thesis is the process of mathematics teaching at school.

The purpose of the thesis is justification and development of interdisciplinary connections and their introduction to mathematics lessons.

The methods of research: analysis of pedagogical literature, of school books and mathematics and computer science curricula; experience generalization of the interdisciplinary connections implementation; pedagogical experiment, teachers and students survey; methods of self-assessment and peer review.

The obtained results. Interdisciplinary communication grounded in the thesis through the development and implementation of interdisciplinary tasks in the process of teaching mathematics at school.

Interdisciplinary task includes content from several subject areas (mathematics, physics, chemistry, ecology, economics, sociology, problems of sustainable development).

The characteristics of interdisciplinary problems and the method of their development were identified; it was also revealed pedagogical conditions of interdisciplinary communications realization in the educational process of school.

The degree of implementation: a system of interdisciplinary problems was implemented to the mathematics teaching at school.

Interdisciplinary tasks for math lessons were created and pedagogical conditions of interdisciplinary communications realization in school mathematics can be used by students during the teaching practice and also by teachers in their practice.

The authenticity of thesis results confirmed by the results of the pedagogical experiment in the development and implementation of interdisciplinary connections at mathematics lessons in Grade 8 of secondary school.


 

Введение

 

Глобальные проблемы современного общества (обеспечение человечества ресурсами, демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых, возрастающая безработица, загрязнение окружающей среды и др.) носят междисциплинарный характер. Для разрешения глобальных проблем человечества, как указывает ряд исследователей (Т.С. Ахромеева, Т.С. Ковальчук, Е.Н. Князева и др.), необходимы междисциплинарные подходы. Их сущность обосновывается феноменом конвергентности в науке, развитием синергетики, созданием нано-, био-, когнитивных, социальных, информационных технологий, синтезом естественно-научных и гуманитарных исследований. Междисциплиарность, как одна их главных тенденций развития, выдвигает требования к модернизации образования на основе межпредметной интеграции. Постановка проблемы междисциплинарной интеграции является не новой. Межпредметные или междисциплинарные связи осуществлялись в учебном процессе учреждений как общего среднего образования, так и высшего образования. Однако недостаточный уровень междисциплинарной интеграции в образовании подтверждается рядом исследований (Н.В. Бровка, В.Г. Буданов, О.Л. Жук, М.В. Ковальчук, С.Н. Сиренко, Т.Е. Титовец, Ю.С. Тюнников, и др.). В этой связи выпускники школ должны быть подготовлены к жизни в быстро развивающемся, динамичном мире и уметь решать его социальные, экологические и экономические проблемы с межпредметным характером. Система школьного образования должна отвечать запросам «междисциплинарного» социума и готовить выпускников, обладающих не только соответствующими знаниями, но и способных решать междисциплинарные, комплексные проблемы в социуме, профессии и науке.


Следует отметить, что решению проблемы развития межпредметных связей в системе школьного образования уделяется недостаточно внимания. Результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами в период педагогической практики в ГУО «Средняя школа № 47 г. Минска», показали значимость этой проблемы. Так, большинство опрошенных учителей (90%) считают, что наличие межпредметных связей на уроках способствует более эффективному усвоению материала, профессиональному самоопределению школьников и содействует пониманию ими междисциплинарного характера проблем экологии, социума, экономики и повседневной жизнедеятельности. Однако 80% педагогов отметили, что редко используют межпредметные связи на уроках в связи из-за трудностей в их реализации (нехватка методических разработок, большие временные затраты на подготовку межпредметных материалов и задач и др.).

Анализ литературы, школьной практики [1, 4, 9, 10, 13, 20] позволяет выявить основное противоречие между социально-государственным заказом на подготовку выпускников школы, способных к жизнедеятельности в междисциплинарном социуме, и недостаточным уровнем готовности выпускников к решению комплексных социально-эколого-экономических задач. Вышесказанное определило актуальность темы дипломного проекта: «Педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках математики».

Проблеме межпредметных связей посвящены работы известных педагогов и методистов (В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, Н. В. Бровка, О. Л. Жук, С. Н. Сиренко, Т.Е. Титовец и др.). В них раскрыта сущность межпредметной интеграции как в школьном, так и высшем образовании. Однако, как показал анализ исследований указанных авторов, в педагогической литературе в недостаточной мере представлены научно-методические основы решения проблемы межпредметной интеграции в школьном образовании на основе идей устойчивого развития.


В дипломной работе межпредметная интеграция исследуется в следующих трех контекстах:

1) установление взаимосвязей (через преемственность, синтез, интеграцию) между структурными элементами учебного материала двух предметов;

2) объединение структурных элементов учебного материала из двух или нескольких предметных областей в единый смысловой блок и использование его при изучении материала или в процессе решения межпредметных задач;

3) использование межпредметной задачи, которая выступает механизмом, интегрирующим структурные элементы различных предметов.

Кроме того, в дипломном исследовании межпредметные связи обосновываются и реализуются посредством разработки и внедрения текстовых задач на уроках математики по проблеме устойчивого развития. Сказанное позволило определить цель и задачи дипломного проекта.

Целью дипломной работы является обоснование и разработка межпредметных связей и внедрение их на уроках математики.

Объектом дипломного исследования выступает процесс преподавания математики в школе.

Предметом является разработка и внедрение в процесс обучения математике в школе межпредметных связей, в том числе на основе принципов устойчивого развития

Гипотеза дипломного проекта заключается в том, что в процессе обучения математике использование межпредметных связей способствует более эффективному усвоению учебного материала и повышению качества обучения, если:

¾ межпредметная интеграция рассматривается не только как преемственность структурных элементов учебного материала двух предметов, но и как интеграция содержания нескольких предметных областей посредством межпредметных задач;

¾ разработаны и реализованы на уроках математики межпредметные задачи на основе принципов устойчивого развития;

¾ широко используются проблемно-исследовательские, активные, коллективные методы и формы обучения.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой дипломного проекта предполагается решить следующие задачи:

1) раскрыть сущность межпредметной интеграции в школьном образовании и обосновать особенности реализации межпредметных связей на уроках математики;

2) разработать в рамках школьного курса математики систему межпредметных задач, в том числе на основе принципов устойчивого развития;

3) экспериментально проверить эффективность системы межпредметных задач на уроках математики для развития у учащихся универсальных межпредметных умений;

4) обосновать педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках математики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: изучение педагогической литературы по рассматриваемой теме, анализ содержания школьных учебников, учебных программ по математике и информатике, обобщение опыта реализации межпредметных связей;

2) экспериментально-эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование учителей и учащихся, методы самооценки и экспертной оценки.

Научно-практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработаны межпредметные задачи для уроков математики, а также педагогические условия реализации межпредметных связей в школьном курсе математики, которые могут быть использованы студентами в период прохождения педагогической практики, учителями в их практической деятельности.

В дипломном исследовании межпредметные связи реализовывались через разработку и внедрение системы межпредметных задач, в том числе на основе принципов устойчивого развития. Межпредметная задача включает контент из нескольких предметных областей (математика, физика, химия, экология, экономика, социология, проблемы устойчивого развития).


 

Глава 1 Теоретико-практические основы межпредметных связей в учебном процессе школы







Date: 2016-07-22; view: 595; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию