Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникации и обратная связь в системе маркетинговых коммуникаций
Схема действия рекламной коммуникации включает несколько элементов: отправитель сообщений, сообщение, кодирование, барьеры, канал коммуникации, получатель сообщений, декодирование, ответная реакция получателя на сообще-•братная связь, а также случайные факторы — помехи. Отправитель — компания (рекламодатель), которая посылает рекламное сообщение потребителям (целевой аудитории). Сообщение — информация (в виде рекламного ролика, печатного объявления и i. п.), передающая психологическую установку отправителя и эмоционально воздействующая на целевую аудиторию. Коммуникационное сообщение включает содержание, постигаемое умом, и выражение, воспринимаемое чувствами. Их единство достигается посредством знаков, из которых формируются тексты. Кроме того, в сообщении могут содержаться символы, т. е. знаки или предметы, имеющие дополнительный смысл, который может быть далек от их исходного значения. Кодирование — способ передачи получателю информации в виде текстов, символов и образов. Необходимо, чтобы используемый код был знаком получателю. Особенно важна проблема «кодирование/декодирование» при работе на зарубежную аудиторию. Различия в национальном менталитете, архетипах, стереотипах, иерархии культурных ценностей могут вызвать в разных странах различную реакцию на одно и то же обращение. Плакат «Я тебя люблю». РА «Бегемот» (Москва). 3 место в номинации «Наружная реклама» конкурса «Печатная реклама» 6 ММФР Классическим считается пример провалившейся рекламной кампании одного обезболивающего средства в странах Ближнего Востока из-за того, что рекламисты забыли об особенностях арабского письма. «Рекламное обращение состояло из трех картинок: на первой из них лицо женщины было искажено от боли, на второй — она запивала водой таблетку, на третьей — ее лицо озаряла улыбка. Картинки были расположены слева направо, как читают текст европейцы. Но ведь арабы читают наоборот — справа налево! Поэтому они видели рекламу следующим образом: улыбающаяся женщина выпила таблетку и скорчилась от боли. Не мудрено, что это средство вообще не пользовалось спросом» [100. Р. 323]. Барьеры — различные ограничения при передаче сообщения. Они могут быть связаны с характеристиками отправителя, внешней среды, получателя. Барьерами, связанными с характеристиками отправителя, могут быть, например, его финансовые возможности. Внешняя среда может создавать цензуру или особенности законодательства, регулирующего рекламную деятельность. Например, Закон «О рекламе» запрещает демонстрацию рекламы алкогольных и табачных изделий на телевидении с 1 января 1996 года. В свою очередь, получатель может не иметь доступа к сообщению. Канал коммуникации — средство массовой информации или другое, которое должно соответствовать идее передаваемой информации, быть доступным целевой аудитории. Эффективность рекламной коммуникации во многом зависит от того, в чьи уста вкладывается коммуникационное сообщение. Такой персонаж называется посредником в данной коммуникации. Он может быть известным человеком, человеком «с улицы», персонажем в исполнении актера или даже голосом за кадром, анимационным существом. Получатели — целевая аудитория, которой предназначено сообщение. Декодирование — расшифровка послания получателем. Оно зависит от его знания «кодов», индивидуальных и социальных характеристик (принадлежность к определенной социальной среде, уровень интеллекта, наличие чувства юмора и т. д.). Ответная реакция — набор откликов получателей после получения сообщения. Обратная связь — часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя: обращения за дополнительной информацией, опробование рекламируемого товара, узнавание его среди аналогичных марок и т. д. Помехи, возникающие в процессе коммуникации, — незапланированные вмешательства внешней среды на всех этапах осуществления коммуникации. «В системе МК компания поддерживает связь не только со своей целевой аудиторией (потребителями), но и со своими посредниками, а также другими контактными аудиториями. Ее посредники поддерживают коммуникации со своими потребителями и различными контактными аудиториями. Потребители занимаются устной коммуникацией друг с другом и другими контактными аудиториями. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными» [93. Р. 14]. Но для применения МК необходимо предварительно составить маркетинговый план. Составление маркетингового плана
«Стратегическое планирование — это процесс определения целей (чего вы хотите достичь), выбора стратегий (как этого достичь) и применения тактики (как воплотить это в жизнь) в соответствии с определенным временным графиком на более-менее долгосрочный период» [82. С. 238]. Среди целей, преследуемых компанией, может быть улучшение имиджа компании, повышение лояльности потребителей к торговой марке, увеличение сбыта продукции и т. д. Для решения той или иной задачи применяются различные стратегии, выбрать наилучшую из которых помогает стратегическое планирование, в основе которого лежит план маркетинга. Первое действие при составлении плана маркетинга — проведение ситуационного анализа, т. е. оценка всех внешних факторов, влияющих на программу маркетинга. При этом оценивается ситуация на целевом рынке, анализируется информация о товаре (его доля на рынке, объем продаж, прибыль, каналы распределения, данные о сбыте), информация о потенциальных конкурентах, а также информация о тенденциях в экономике и обществе, способных повлиять на достижение поставленных целей. На втором этапе устанавливаются конкретные маркетинговые цели, которые могут заключаться, например, в увеличении прибыли, увеличении объема сбыта, увеличении доли рынка и т. д. Далее определяется маркетинговая стратегия, т. е. оцениваются варианты достижения маркетинговых целей. Начинается создание маркетинговой стратегии с выбора рыночной стратегии, определяющей состав и возможное поведение рынка. Рынок при этом может быть гомогенным (однородным) и гетерогенным (неоднородным), состоящим из нескольких отдельных частей (сегментов). Если рынок однородный, то используется стратегия объединенного рынка: создается единственный товар, который продвигается с помощью единой маркетинговой программы, призванной охватить максимальное число потенциальных потребителей. Если же рынок неоднородный, то в этом случае используется стратегия рыночной сегментации. Сегменты рынка — это группы потребителей, сходные по одной или нескольким характеристикам и одинаково реагирующие на мероприятия маркетинга. При этом любой рынок, прежде всего, делится на потребительский и деловой сегмент. В потребительском сегменте приобретают товары для личного или семейного пользования. В деловом сегменте — для корпоративного пользования или же для создания другой продукции. Оба вида рынка можно разделить на более мелкие сегменты. Например, потребительский сегмент можно разбить на мелкие сегменты по: ¨географическим признакам (регион, город, плотность населения, климат); ¨демографическим показателям (национальность, возраст, пол, наличие семьи, наличие детей, образование, род занятий, уровень доходов), психографическому принципу (общественный класс, образ жизни, тип личности); ¨поведенческому принципу (повод для совершения покупки, интенсивность потребления, степень приверженности торговой марке) и т. д. В свою очередь, деловой сегмент можно разбить, например, по: ¨отраслям (рудодобывающая, машиностроение); ¨ конечному назначению выпускаемой продукции (сталь может использоваться как для строительства, так и для производства автомобилей или же ¨ объемам реализации (их можно измерять в денежных единицах, количестве Исходя из особенностей каждого сегмента, выбираются целевые рынки, наиболее выгодные с точки зрения конкуренции. При этом для разных рыночных сегментов требуются отдельные стратегии, нацеленные на конкретные группы потребителей. Для того чтобы правильно определить целевой рынок, необходимо рассмотреть ряд вопросов. Есть ли у выбранного сегмента рынка достаточный объем и потенциал роста? Может ли этот сегмент обеспечить компании долгосрочную рентабельность? Соответствует ли деятельность в данном сегменте рынка целям и ресурсам компании? При одновременном выборе нескольких сегментов важно определить, смогут ли они взаимно дополнять друг друга. После того как выбран целевой рынок, компания должна определить, как можно выделить свой товар среди конкурентов. Прежде всего, потребители должны отличать товар от продукции конкурирующих фирм. Воспринимаемые отличия товара могут быть как физическими (размер, цвет, дизайн), так и нефизическими. Последние отличия выделяются за счет рекламы, особенно телевизионной, которая подчеркивает индивидуальность товара с помощью зрительных и звуковых образов, слоганов, свидетельств покупателей и т. д. Например, в рекламных роликах компания «Вимм-Билль-Данн» определяет «Чудо-йогурт Био» как «живой» йогурт, а компания Ehrmann утверждает, что ее йогурт «Эрмигурт Эрманн» имеет «вкус совершенства». Следующий этап — позиционирование товара на рынке, т.е. представление товара в наиболее привлекательном свете, как он должен восприниматься потребителями среди конкурирующих товаров. Например, продукция косметической компании Max Factor позиционируется как косметика для голливудских звезд. История компании Max Factor началась с грима, созданного легендарным Максом Фактором для киноактеров Голливуда. Поэтому косметика Max Factor всегда ассоциировалась со звездами кино. В разные годы на протяжении XX века в рекламных кампаниях продукции Max Factor участвовали самые известные голливудские красавицы. В 1990-е Max Factor также позиционируется как профессиональная косметика, а в рекламных роликах, которые демонстрируются на российском телевидении, продукцию компании представляют визажисты, работавшие в таких известных картинах, как, например, «Английский пациент», «Эвита» или «Анна и король». В конце 1999 года Max Factor заключил контракт с поп-звездой и киноактрисой Мадонной на участие в мировой рекламной кампании новой губной помады серии Max Factor Gold. Когда определены индивидуальность и позиция товара, ему присваивается торговая марка, которая способствует созданию образа товара, отличающего его от других и формирующего определенное восприятие у потребителей. После того как торговая марка закрепляется в сознании потребителя, она начинает выполнять функцию своего рода когнитивного ориентира, и тогда ее называют брендом. В отличие от торговой марки бренд — более высокое понятие. Бренд — это имидж товара, некие ассоциации, которые возникают у покупателя при упоминании марки товара. Например, его название может означать качество, удобство, устойчивую ценность или особую услугу. Известный бренд — один из важных активов компании (табл. 1.1). «По некоторым данным, стоимость бренда может составлять даже более половины рыночной капитализации многих компаний. Причем его ценность напрямую связана с узнаваемостью и лояльностью со стороны покупателей» [90. Р. 47]. Например, McDonald's — это не просто предприятие быстрого питания, но и один из символов Америки. Марка автомобилей Mercedes — символ престижа, качества, надежности. Следующий раздел маркетинговою плана — реализация стратегии — намечает основные решения по товару, его цене, каналам его распространения и МК, вместе образующим маркетинг-микс. На этом этапе важно разработать бюджет программы реализации маркетингового плана и в его рамках распределить имеющиеся ресурсы между всеми элементами маркетинга-микс. При этом затраты нужно сопоставить с ожидаемыми доходами, чтобы оценить оправданность будущих расходов.
Таблица 1.1 «Десятка» ведущих мировых брендов в 1993 году [34]
Кроме того, необходимо контролировать график выхода рекламы, своевременную доставку товара в магазины к началу мероприятий по стимулированию сбыта, предоставление продавцам необходимых материалов для продвижения товара и т. д. Последний этап реализации маркетингового плана — оценка его эффективности. При этом сравнивается достигнутый результат с запланированным, а также анализируются причины того, почему получился именно такой результат (положительный или отрицательный). План маркетинговых коммуникаций
План МК как часть маркетингового плана создается на его основе. Его цель — эффективная реализация всех элементов маркетинга-микс. При составлении плана МК, прежде всего, анализируются возможные будущие проблемы и благоприятные возможности. Этот этап непосредственно связан с проведением ситуационного анализа плана маркетинга. На основании проведенного анализа определяются цели МК, которые, как правило, входят в одну из пяти категорий: ¨ создание у потребителей осведомленности о товаре; ¨ обеспечение у потребителей изменения отношения к товару и его восприятия; ¨ достижение изменений в поведении потребителей; ¨ достижение лояльности потребителей; ¨ подкрепление предыдущих решений. Плакаты из серии «Ничего случайного» (а, б, в). АО «Ингосстрах». PA Euro RSCG Maxima (Москва) Цели МК можно планировать с использованием моделирования их результатов (см. раздел 1.2.4), что помогает определить степень воздействия плана на потребителей. МК направлены на целевые аудитории, т. е. на людей, которых можно охватить определенными МК и коммуникационными обращениями. Целевые аудитории могут совпадать с целевыми рынками, а могут и не совпадать, так как в них могут входить люди, не являющиеся потенциальными потребителями данного товара или услуги. Для правильного выбора целевой аудитории необходимо иметь подробную информацию о рынке, товаре, его производителе и продавцах, а также о том, кто и как будет использовать этот товар, и кто сможет влиять на покупательские решения потребителей. При определении целевой аудитории сначала берется одна ее характеристика, например, пол или возраст, потом к ним добавляются следующие характеристики — образование, уровень доходов, место жительства и т. д. Таким образом, происходит сужение целевой аудитории, позволяющее нацелиться на наиболее восприимчивую к коммуникационному обращению аудиторию. Выбор целевой аудитории особенно сложен при осуществлении программы ИМК, так как аудитория участников маркетингового процесса может оказаться шире потребительской, планирование ИМК зачастую сложнее планирования традиционных МК. Следующий этап — выбор наиболее подходящих для достижения данных коммуникационных целей инструментов МК. Для разных целевых аудиторий, разных сегментов рынка, разных рыночных ситуаций они подбираются индивидуально (о достоинствах и недостатках элементов МК см. раздел 1.1.5). Далее выбираются стратегии маркетингового обращения. Это может быть общее обращение, которое фокусирует маркетинговые усилия фирмы и обеспечивает их согласованность. Например, в 1980-е годы мировая рекламная кампания Coca-Cola проходила под слоганом «Кока — это все!», а в 1990-е — «Всегда Кока-Кола». Эти слоганы были одинаковы во всех странах и ориентировались на людей независимо от половых, возрастных и расовых признаков, образования, профессии и т. д. Ведь в рекламе 1980-х напиток представлял популярный комический чернокожий актер Билл Косой, а в 1990-е в одном из роликов, демонстрировавшихся и в России, рождественский поезд с «Кока-Колой» радостно встречали и дети, и их родители, а главными героями ролика были дедушка с внуком. Обращения могут быть направлены и на разные целевые аудитории, имеющие различные потребности в маркетинговой информации, тем не менее все используемые обращения должны быть согласованы с общим обращением компании и ее торговой маркой. Стратегия коммуникационных обращений будет иметь свои особенности для каждого из средств коммуникаций. Поэтому процесс выбора средств доставки обращений к целевой аудитории должен включать анализ их достоинств и недостатков. Кроме того, учитываются возможности бюджета МК, который распределяется между их отдельными инструментами. После этого можно приступать к реализации стратегии МК. На первом этапе принимаются конкретные решения по всем элементам плана. Затем необходимо создать условия для воплощения принятых решений, а также обеспечить контроль над процессом реализации выбранной стратегии. Для оценки результатов программы МК необходимо решение трех задач. Во-первых, необходимо разработать конкретные и измеряемые критерии эффективности оцениваемой программы, чтобы знать, каких результатов нужно ожидать. Во-вторых, на каждом этапе реализации стратегии отслеживать продвижение к поставленным целям. В-третьих, сравнивать полученные результаты с критериями, чтобы определить степень эффективности затраченных усилий. Date: 2016-07-22; view: 2060; Нарушение авторских прав |