Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Автомобильные дороги. Земляное полотноСтр 1 из 45Следующая ⇒ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ Земляное полотно Правила устройства АЎТАМАБІЛЬНЫЯ ДАРОГІ Земляное палатно Правілы ўстройвання
УДК [625.731+624.131](083.74) МКС 93.080.01 КП 06 Ключевые слова: земляное полотно, насыпь, выемки, грунты, технология сооружения, механизация работ, уплотнение грунтов, контроль качества и приемка работ
ПРЕДИСЛОВИЕ Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».
1 РАЗРАБОТАН республиканским дочерним унитарным предприятием «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт "БелдорНИИ"»
ВНЕСЕН отделом научно-технического развития Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Департамента «Белавтодор» от 7 июня 2011 г. №117
2 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой П2-02 к СНиП 3.06.03-85)
Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Издан на русском языке СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО Правила устройства
АЎТАМАБІЛЬНЫЯ ДАРОГІ. ЗЕМЛЯНОЕ ПАЛАТНО Правілы ўстройвання
Road sub-grade Construction Дата введения 2011-09-01
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее — технический кодекс) распространяется на правила производства работ по устройству земляного полотна при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог общего пользования. Технический кодекс устанавливает основные требования и технологию производства работ по возведению земляного полотна при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог (далее – строительстве).
НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА):[1])
Примечание - При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверять действие ТИПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНЛА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует руководствоваться замененными (измененными) ТИПА. Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 активная зона основания насыпи: Мощность толщи грунтового основания, принимаемая в расчет при прогнозе осадки и устойчивости насыпи. 3.2 банкет: Сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для огражденияи защиты ее откосов от размыва поверхностными водами. 3.3 берма: Площадка, устраиваемая на поверхности откоса насыпи или выемкис целью повышения общей устойчивости откоса и прохода машин при выполнении ремонтных работ на откосе и работ по содержанию земляного полотна. 3.4 берма боковая пригрузочная: Грунтовая призма, устраиваемая у подошвынасыпи с целью повышения устойчивости откосной части насыпи на косогоре или предотвращения бокового выпора и выдавливания грунта основания из-под насыпи при ее отсыпке на слабых грунтах (см. также контрбанкет). 3.5 бровка: Линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна. 3.6 выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли. Раскрытая выемка — мелкая выемка, устраиваемая с пологими (не более 1:10) откосами между бровкой выемки и бровкой земляного полотна для предотвращения ее снегозаносимости и обеспечения переноса через нее снега ветровым потоком. 3.7 высота насыпи проектная: Высота бровки земляного полотна над уровнем моря или условным уровнем (например, над уровнем поверхности земли осидороги). 3.8 высота насыпи строительная: Высота насыпи проектная с запасом на осадку. 3.9 дно корыта: Условное определение уплотненной поверхности земляного полотна (с боковыми валиками грунта или без них), на которой непосредственно устраивают дорожную одежду. 3.10 заложение откоса: Горизонтальная проекция откоса. 3.11 земляное полотно: поТКП 200 3.12 кавальер: Геотехническое сооружение в виде насыпи правильной формы, устроенной из грунта выемки, не используемого по тем или иным причинамдля отсыпки насыпей. 3.13 контрбанкет: Инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде присыпки к насыпи взамен подпорных стен. Сооружают на особо крутых косогорах у подошвы насыпей или полунасыпей-полувыемок в целях их укрепления и повышения устойчивости откоса или борьбы с выпором оснований. В последнем случае их называют боковыми пригрузочными бермами. 3.14 коэффициент заложения откоса: Отношение проектной высоты насыпи к горизонтальной проекции откоса земляного полотна. 3.15 коэффициент относительного уплотнения: Отношение плотности сухого грунта в насыпи к плотности сухого грунта в резерве или карьере. 3.16 коэффициент уплотнения: Отношение плотности сухого грунта в насыпи к максимальной плотности сухого грунта при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733. 3.17 коэффициент фильтрации грунта: Показатель водопроницаемости грунта, равный скорости фильтрации воды сквозь грунт при напорном градиенте, равном единице. 3.18 крутизна откоса: Наклон поверхности откоса к горизонтальной плоскости. Выражается, как правило, отношением высоты насыпи к горизонтальной проекции откоса. Может выражаться через величину угла наклона образующей к горизонтали. 3.19 кювет: Боковая водоотводная канава, расположенная непосредственно вдоль подошвы земляного полотна. 3.20 лоток: Искусственно укрепленная водоотводная канава или элемент водосборных и водосбросных сооружений. 3.21 насыпь: Инженерное земляное сооружение, устраиваемое из природных и (или) техногенных грунтов, в пределах которых вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли. 3.22 обочина: Элемент земляного полотна автомобильной дороги между ее проезжей частью и бровкой, предназначенный для вынужденной остановки транспортного средства, установки ограждений и шумозащитных экранов, других технических средств организации дорожного движения. 3.23 основание выемки: Массив грунта ниже границы рабочего слоя. 3.24 основание естественное: Массив грунта в условиях естественного залегания, используемый в качестве несущего основания насыпи. 3.25 основание насыпи: Массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя, а при низких насыпях - ниже границы рабочего слоя. 3.26 откос: Боковая наклонная поверхность, ограничивающая искусственное земляное сооружение (земляное полотно, дамбу и др.) или склоны естественного рельефа. 3.27 откос земляного полотна: Поверхность, сопрягающая обочину с поверхностью придорожной полосы или водоотводных сооружений. 3.28 плодородный слой: Верхний слой почвы, обладающий необходимым уровнемплодородия для ведения сельского хозяйства. 3.29 подошва насыпи: Нижняя поверхность тела насыпи, опирающаяся на естественный грунт. 3.30 полувыемка-полунасыпь: Земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпь или отвал. 3.31 проект организации строительства (ПОС): Технический документ, разрабатываемый проектной организацией в составе архитектурного или строимого проекта. 3.32 проект производства работ (ППР): Технический документ, разрабатываемый генеральным подрядчиком, исполнителем работ или специализированной организацией, который уточняет и детализирует решения, принятые в ПОС. 3.33 прослойка геотекстильная: Прослойка в земляном полотне или в конструкции дорожной одежды из геотекстильного полотна. Различают разделяющие, армирующие, дренирующие, капилляропрерывающие, защитные и технологические прослойки. 3.34 рабочая отметка: Разность между проектной отметкой и отметкой земли по оси дороги, определяющая высоту насыпи или глубину выемки. Указывается на продольном профиле над проектной линией (насыпь) или под ней (выемка). 3.35 рабочий слой: Верхняя часть земляного полотна, расположенная от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ Общие положения 4.1.1 Рациональная организация земляных работ должна предусматривать: поточный метод производства работ, обеспечивающий строгую последовательность выполнения отдельных видов работ, непрерывную готовность участков земляного полотна для устройства дорожной одежды и непрерывное использование трудовых и материально-технических ресурсов; прогрессивную технологию, основанную на целесообразном для конкретных условий распределении земляных масс и передовых способах выполнения отдельных видов земляных работ; комплексную механизацию с применением выбранных на основе технико-экономического сравнения рациональных комплексов машин и отдельных средств механизации, обеспечивающую максимальное снижение затрат ручного труда и наилучшее использование машин и механизмов. 4.1.2 Работы по сооружению земляного полотна должны осуществляться на основе утвержденных проектов организации строительства и проектов производства работ, которые должны содержать детально разработанные и полностью отвечающие местным условиям указания по технологии строительства. 4.1.3 Проект организации строительства (ПОС) составляет проектная организация. ПОС разрабатывается с целью установления принципиальных решений по организации строительства дороги в целом, а также подготовительных и основных работ и является основанием для составления смет, планирования капитальных вложений и объемов работ, своевременного проведения внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ. ПОС разрабатывают для всего объема работ, предусмотренного при строительстве дороги в целом или ее участка, выделенного в отдельный титул, и на весь период строительства. Если строительство продолжается более года, то намечают объемы работ, выполняемые в течение каждого года. ПОС определяет: сроки возведения земляного полотна в целом по всему объекту и по отдельным участкам; рациональное распределение земляных масс с указанием источников получения грунтов и мест их отсыпки в земляное полотно; выделение участков сосредоточенных и линейных работ; объемы и сметную стоимость земляных работ; методы производства и средства механизации разработки, перемещения, отсыпки и уплотнения грунтов, выполнения укрепительных работ и обеспечения водоотвода; потребность в основных материально-технических ресурсах, источники и поток их получения; количество рабочих и инженерно-технических работников; расстановку и взаимодействие, порядок перемещения и использования в процессе строительства трудовых и материально-технических ресурсов; меры по охране труда и окружающей среды, включая рекультивацию плодородного слоя, предотвращение загрязнения водоемов, запыленности и загазованности воздуха и т. д.; организацию связи и диспетчерского управления. К сосредоточенным работам относятся работы по строительству земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний объем земляных работ на 1 км дороги в 3 и более раза, или резко отличающиеся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежныхучастках (переходы через болота, высокие насыпи и глубокие выемки, оползневые склоны, слабые грунты и др.). 4.1.4 Проект производства работ (ППР) могут разрабатывать генеральный подрядчик, организация-исполнитель или специализированная проектно-технологическая организация. Для наиболее сложных участков сосредоточенных работ возможна разработка отдельных ППР. ППР уточняет и детализирует решения, принятые в ПОС. Положения утвержденного ПОС можно изменять только в случае, если это ведет к снижению стоимости работ, сокращению сроков строительства, повышению производительности труда и улучшению качества земляного полотна. Изменения необходимо согласоватьс проектной организацией, разработавшей ПОС, и организацией, утвердившей проектную документацию. 4.1.5 При составлении ППР особое внимание должно быть уделено: - уточнению распределения земляных масс на основе возможного изменения условий отвода земель; - уточнению методов работ, выбору средств механизации и комплектования отрядов и подразделений с учетом количественного состава и структуры парка машин и механизмов, имеющихся в строительной организации; - детальному расчету потребности в трудовых и материально-технических ресурсах; - разработке детальных календарных планов и использованию машин и механизмов; - привязке типовых технологических карт и разработке новых на сложные виды работ, выполняемые с применением новых материалов, технологий, машин и механизмов; - составлению схем операционного контроля качества; - разработке мероприятий по круглогодичному ведению земляных работ; - разработке мероприятий по защите окружающей среды и охране труда. 4.1.6 При составлении ППР следует широко использовать типовые технологические схемы и карты по возведению земляного полотна, разработанные научно-исследовательскими организациями, путем привязки их к местным условиям.
|