Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственным унитарным предприятием.
Для осуществления, представленного на рис. 1.1 цикла управления, орган уполномоченный орган государственного управления должен определить и согласовать с подчиненным предприятием перечень, структуру и объем информации о функционировании. Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким. Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может быть процедура перераспределения прибыли от предприятия в пользу государства. Другим рычагом может быть делегирование конкретных полномочий от предприятия к уполномоченному органу, оговоренное в Уставе государственного унитарного предприятия. Управление государственным унитарным предприятием со стороны органа федеральной власти может быть построено по следующему принципу. Орган федеральной власти определяет стратегию развития предприятия, а руководители предприятия порядок деятельности своих предприятий в соответствии с интересами государства. Поскольку каждое предприятие имеет определенные цели функционирования, процесс управления должен вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 1.2 [16].
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами. Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления. Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом [47]. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при не достижении запланированного качественного результата управления. Важнейшим принципом управления ГУПом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими и правовыми актами [24]. Полномочия собственника по управлению государственными предприятиями на территории субъектов РФ осуществляют Комитеты по управлению государственным имуществом администрации. В отношении предприятий федеральной собственности - на основании соглашения, заключенного между Мингосимуществом РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ, в отношении областных предприятий - в соответствии с положением о комитете, утвержденном постановлением главы администрации. Комитеты по управлению госимуществом администрации области наделяют унитарные предприятия имуществом, согласовывают вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведут их реестр, осуществляют контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, в отношении областных предприятий, кроме перечисленного, контролируют соблюдение руководителем предприятия контракта, утверждают уставы. Уставы федеральных унитарных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, которые также назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий, расположенных на территории субъекта Федерации должно производиться только по согласованию с Администрацией субъекта. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями включает в себя разнообразные экономические и административные методы [26]. К экономическим можно отнести дотации отдельных видов деятельности, организацию и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства, финансирование научно-технических программ, минимизацию цен на социально значимые товары и услуги, извлечение дополнительных доходов в федеральный бюджет в результате реорганизации унитарных предприятий и вследствие получения части прибыли госпредприятий. Кроме того, немаловажное значение имеют мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой продукции. Административно-контрольные методы, применяемые на госпредприятиях, охватывают: назначение руководителя на конкурсной основе и ужесточение контроля за его деятельностью через аттестацию руководителя унитарных предприятий и заключение с ним контракта; утверждение государственным органом программы, плана, бизнес-плана деятельности предприятия и привлечение к ответственности его руководителя за их невыполнение вплоть до расторжения контракта; усиление контрольных функций за эффективностью работы предприятий и своевременное предоставление отчетности по соответствующим показателям, проведения реструктуризации унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов, и т. д. Система и механизмы взаимоотношений унитарных государственных и муниципальных предприятий с государством и ведомствами определяется с учетом целей, задач и функций, поставленных перед предприятиями, и взаимоувязки государственных, региональных, местных и корпоративных интересов [38]. В качестве основной особенности функционирования государственных и муниципальных предприятий можно выделить право хозяйственного ведения. При этом имущество, которым они владеют, пользуются и распоряжаются, принадлежит собственнику (государству, субъектам Федерации, муниципальным органам). Итак, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть созданы в различных формах в зависимости от особенностей отраслей экономики. При ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий на их базе возможна организация хозяйствующих учреждений. На систему управления федеральных унитарных предприятий с 2002 года накладывается требование разработки и утверждения Стратегии развития предприятий и показателей эффективности деятельности предприятий, фактически, переход к системе стратегического управления [19]. И это далеко не случайно. Назначение руководителя предполагает, что всю полноту ответственности за подчиненного отныне берет на себя вышестоящее должностное лицо. Причем, ответственность не следует путать с властью. Руководители должны неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей. Но ответственности не может быть самой по себе (не может существовать и ответственности за «выполнение функций»), может быть только ответственность за достижение заданных результатов и показателей. Именно это и следует из Постановления правительства РФ от 10 апреля 2002 года № 228 и «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», которое вводит утверждение стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет, и ежегодное утверждение показателей экономической эффективности их деятельности. Эффективность любого предприятия определяется, помимо всех частных вопросов, тем, насколько личные цели стратегии руководителя предприятия, всех его управляющих и работников были бы гармонизированы с целями и стратегией самого предприятия. С тем насколько цели и идеалы всех работников и управляющих соответствуют целям и идеалам предприятия. С тем, насколько система стратегического управления предприятием пронизывает все уровни иерархии предприятия и поддерживается этими уровнями [33]. «Если бы мы могли объединить все цели и идеалы, вдохновляющие организацию сверху донизу, собрать их таким образом, чтобы все они действовали в одном и том же направлении, то результаты получились бы колоссальные. Но поскольку на деле все они тянут в разные стороны, равнодействующая часто оказывается очень слабой, а иногда и просто отрицательной» - Е.Н. Кучерова [31]. Исходя из этого, основной вопрос любого эффективного управления предприятием – это установка общественно важной цели и идеалов, которые поддержали бы все работники предприятия, разработка стратегии достижения поставленной цели, создание иерархической системы стратегического управления предприятия, поддерживаемой всеми управляющими и работниками. Главными направлениями подъема эффективности бывают как внутренние, так и внешние факторы. Впрочем, применяя исключительно всю систему факторов в сумме, возможно достичь высоких темпов увеличения эффективности развития экономики и работы компании. В настоящее время в экономике наблюдаются сложные кризисные процессы. В таких условиях крайне важно искать доступные резервы повышения эффективности управления, которые позволяли бы государственным предприятиям проводить бесперебойную деятельность, осуществлять простое и расширенное воспроизводство. Высокая стоимость заемных средств, стремительное обесценивание стоимости национальной валюты, малый внутренний рынок – все эти факторы способствуют повышению актуальности исследования аспектов управления унитарным предприятием с целью обеспечения его эффективной работы. 2. Анализ финансово-хозяйственно деятельности Date: 2016-07-22; view: 2141; Нарушение авторских прав |