Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пражурналистские явления





Конечно, потребность в обмене информацией между людьми воз­никла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобрете­ния письменности — могущественного средства общения на дальние рас­стояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8 — 6 тысячелетий до нашей эры). Обращение к новому типу обще­ния — знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношений родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать
товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушате­лей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как кра­сиво говорит Марк Тулий!». А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну — Филиппу!». Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославян вет — совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет — «трибун», «курьер», «почта» и т.д. К примеру, в кратком справочни­ке «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в нёзвании которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.

Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирова­ния. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев — торгового народа древнего Средиземноморья [2]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рас­сказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Пер­сидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, нал коими властвовал» [3]. Уже с образовани­ем государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывеши­вались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также спе­циально обработанная кожа животных — пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять в 11 веке до н. э.). Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных таб­личках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иног­да же складывали в деревянные ящички»[4].

В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей ис­пользовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специаль­но обработанные белые прочные доски: на них писали о правительствен­ных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты — таблицы — складывались в архив. При Гае Юлии Цеза­ре стали оперативно сообщать о решениях сената с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения. При императоре Августе на досках начали публиковать и светскую хронику [5]. Были и рукописные издания, которые выхолили ежедневно и содержали сведения о жизни го­сударства, общественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по рас­поряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («За­писки о новых событиях») переписывали 300 рабов.

Античная культура вплотную подошла к созданию института журна­листики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных со­бытиях. Но стены и камни, и появившиеся папирусные свитки и дорогос­тоящий пергамент— это были лишь протогазеты, пражурналистские яв­ления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже первого и второго веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V—X века нашей эры) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди.


Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянско­го — хлопок): впервые полученная в Китае еще в I —II веке н.э., она оказа­лась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси — бересту.

В 1320 г. возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гра­вюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоско­сти отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневеко­вые рукописи украшаются заставками, орнаментами, миниатюрами. В ходе Столетней войны (1337—1453 гг.) возникают агитационно-пропагандистс­кие воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.

Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмеча­лось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и при­шедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о поли­тических событиях, и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «зсгШоп о" а\азе» (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием поуеПагШ или дагеИапи»[б]. Подобные бюро создаются в и других европейских городах.

Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало воз­можным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее на­селению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия — 1465 г., Швейцария — 1468 г, Франция — 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша — 1473 г., Чехия и Англия — 1482 г., Австрия и Дания — 1482 г., Швеция — 1483 г., Порту­галия — 1487 г.[7].

На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV—XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». С печатным стан­ком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью оприч­ников, но и широко используя могущество слова. Книгопечатное дело осо­бенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от запад­ных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцент­рировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678—1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого — наставника детей царя А\ексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современ­ной жизни.

Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «соигагк» — текущий), выходившие с 1655— 1701 годы.

В России при дворе царя существовал обычай переводить и перепи­сывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в рус­ском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги — «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько са­женей), Составлялись «Куранты» два-четыре раза в месяц в двух-трех эк­земплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправ­лялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами [8]. Отсутствие не только газеты, и даже закрытость, недоступность такого протоиздания, как «Куранты» вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, ска­зителями былин.







Date: 2016-07-22; view: 344; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию