Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические типы и теории журналистики





Журналистика выступала в виде различных исторических типов (фе­одально-монархическая печать, буржуазная, религиозно-клерикальная, жур­налистика социалистической и коммунистической ориентации), которые отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концеп­ция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства фе­одально-крепостнических отношений была присуща феодально-монар­хической печати, ведущей начало с времен кардинала Ришелье и петровс­ких «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания буржуазных рево­люций становится консервативной, а затем и реакционной силой. Возник­нув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами свободы печати, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой французской революции выходили знаменитые газеты «Защит­ник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «пер­сонального журнализма» (до начала XIX века), когда автор был и редакто­ром и издателем. После победы буржуазных революций сформировались средства массовой информации разных ориентации — от демократичес­ких левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии).

Особый тип — религиозно-клерикальная журналистика возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в XVI веке нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католи­цизма. Это проявляется сначала в период английской реформации (борьба Генриха VIII против Ватикана, отделение английской церкви) и почти од­новременно — в ходе Реформации в Германии, протестантского движения во Франции, философско-эстетического ренессанса в Италии. В обоснова­ние своих позиций идеологи католицизма разработали доктрину «соедине­ния божьей и народной воли в борьбе против светских князей, королей и императоров, поставивших себя «вне божьего закона».

Так, папа Пий V в 1570 г. в период царствования в Англии Елизаветы I издал буллу (указ) об отлучении ее от католической церкви. Это был сиг­нал к диверсиям против еретического английского престола. В 1580 г. в Англии высадились два эмиссара иезуитского ордена — Парсонс и Кэмпи-он. В окрестностях Лондона они создали подпольную типографию, кото­рая стала выпускать памфлеты и полемизировать с ересью [37]. В эти интриги была вплетена и Мария Стюарт. Именно с этим периодом связан шекспировский образ Молвы. В Прологе ко второй части «Генриха IV» драматург писал:

Развесьте уши. К вам пришла Молва. А кто из вас не ловит жадно слухов? Я быстро мчусь с востока на закат, И лошадью в пути мне служит ветер, Во все концы Земли я разношу Известья о делах земного шара. Я сшила плащ себе из языков, Чтоб ими лгать на всех наречьях мира. Нет выдумки такой и клеветы, Которой я б ушей не засорила. Я говорю про мир в канун войны, И я вооруженьями пугаю В дни тишины, когда Земля полна Какой-нибудь совсем другой заботы. Молва-свирель. На ней играет страх, Догадка, недоверчивость и зависть.

В начале XVII века Ватикан проводит в жизнь целую программу мер, чтобы укрепить позиции католической веры в различных частях мира. Был создан пропагандистский центр католицизма — «Конгрегация пропаганды веры». Об этом сообщалось указом (буллой) папы Григория XV (июнь 1622 г.), с которого собственно и начинается термин пропаганда (от лат. — распространять) [38]. Выпуском литературы по пропаганде веры стало за­ниматься папское издательство «Типография полиглота», имеющее такой разветвленный аппарат, какого не было в последующих веках.

Церковная периодика в России в XIX веке представляла немалую и влиятельную силу. Религиозные журналы выходили не только в столице, но и в Москве, Киеве, Казани, Рязани, Ярославле... Созданный в 1855 г. журнал «Православный собеседник» так объяснял причины появления сво­его и других православных изданий: «необходимо противодействие расту­щему напору материализма и других отрицательных учений, усилению крайностей либерализма и нравственной развращенности». Весьма попу­лярными в православной среде были «Епархиальные ведомости». Девянос­тые годы XX века — время возрождения российской религиозной журна­листики. У Русской православной церкви появилась общецерковная еже­недельная газета — «Московский церковный вестник»; сегодня предлагается 140 изданий христианской направленности; выходят газеты и журналы для 18 млн мусульман, проживающих в России; Валаамское общество Америки возобновило выпуск закрытого в 1917 г. миссионерского журнала «Рус­ский паломник»... [39].

Журналистика социалистической и коммунистической ориентации возникла в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале XX века социалистическая (социал-демократическая, лейбори-. стекая и пр.) и коммунистическая печать решительно разошлись, ибо пер­вая выступает за реформистский путь реализации социалистических цен­ностей, в то время как вторая — за революционный.

История журналистики сопровождалась дискуссиями о сущности прессы, ее влиянии на общество, отношении с властными и другими струк­турами. В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-теоретические направления. Представители гуманитарно-демокра­тическое направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светс­кого вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влияни­ем идей просветителей — философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию.

Шарль Луи Монтескье (1689—1755) в «Персидских письмах» и трак­тате «О духе законов» резко критиковал феодализм как форму управле­ния, несовместимую с «естественными правами» человека. Несмотря на эзопов язык, читатель «Персидских писем» сразу узнавал в литературном образе «персидского двора» знакомые ему приметы и обычаи — феодаль­ные нравы французского высшего света, произвол абсолютной монархии.

Вольтер (1694—1778) в философских повестях «Кандид, или Опти­мизм», «Простодушный» и других обрушивается на феодально-монархи­ческие устои, на религиозный фанатизм современного феодального обще­ства. В России тех лет «вольтерианство» ассоциировалось с покушением на устои крепостничества, но в то же время стало символом интеллектуаль­ной моды: даже сама Екатерина II ради престижа завязала переписку с Вольтером.

Трактаты Жан Жака Руссо (1712—1778) «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре» идей­но вооружили будущих французских якобинцев.

А энциклопедисты во главе с Дени Дидро (1713— 1784) издавали «Эн­циклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это был источник не только научных знаний, но и революционных идей эпохи бур­жуазного Просвещения. Не случайно издатели «Энциклопедии» подверг­лись преследованиям со стороны церкви и светской власти: трактат Гель­веция «Об уме» был осужден Сорбонной и Папой римским, отдельные тома издания публично сжигали.

Марксистская теория журналистики, возникшая в условиях нараста­ния социально-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримири­мой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интере­сов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств.

В то же время мировой опыт журналистики привел к возникновению различных концепций массовой коммуникации.

Авторитарная теория оформилась в XVI —XVII веках, но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возникла из философии абсолют­ной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках госу­дарства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддер­живать правительство и служить властям, государству. В связи с этим введе­на цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти.

Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на фило­софии рационализма и естественных прав человека. По этой теории пе­чать является инструментом контроля за правительством и удовлетворе­ния других нужд общества, призвана информировать, развлекать, прода­вать информацию, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с эко­номическими возможностями и средствами. Она контролируется само­произвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время.

Теория социальной ответственности возникла в XX веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Особенности этой тео­рии: цель печати — информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликт в дискуссию: с этой целью ново­сти следует отделять от мнений и редакционных статей, должно предостав­ляться место различным точкам зрения, даваться полная картина различ­ных социальных групп общества, разъясняться его цели и ценности. Прес­са принадлежит частным лицам, ее использовать может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потреби­телей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности.

Согласно советской концепции пресса находилась в руках господ­ствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения [40].

В семидесятые годы в США активно занимались разработкой мето­дов журналистики. Можно выделить три направления — расследующая журналистика, прецизионная (точная) и новый журнализм.

Особенность расследующей журналистика является обличение злоупот­реблений должностных лиц. Она возникла в ходе Уотергейского скандала (1972— 1974 гг.) и выхода книги двух репортеров «Вся королевская рать».

Прецизионная журналистика (возникла после выхода в 1973 г. кни­ги Мейера «Прецизионная журналистика») требует широко использовать для сбора и обработки информации приемы и методы социологии и дру­гих гуманитарных наук. Тем самым можно избежать таких ошибок тра­диционной журналистики, как оценка на глазок, неумение разглядеть важное социальное явление, стремление освещать сенсации и скандалы, неспособность анализировать ситуацию в широкой исторической, поли­тической и социально-экономической перспективе.

Если прецизионная журналистика выступает за точность и объектив­ность, то у теоретиков и практиков нового журнализма кредо — субъекти­визм, включение в публикацию авторского мнения, настроения, элементов художественного вымысла. Это направление иногда называют политичес­ким импрессионизмом.

Что же касается информационных технологий, то надо назвать еще несколько западных концепций журналистики. Среди них массово-комму­никационная, возникшая в период первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных различий (информация стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зри­телей); теория социальных категорий, когда информационная политика строится уже на знании и учете социально-демографических характерис­тик (возраст, пол, доход, образование, религия и т.д.), определяющих пове­дение граждан в индустриально-урбанизированном обществе; теория куль­турных и социальных норм поведения, принятых в массовой обществе (так, под влиянием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и историческим реалиям) [41].

Date: 2016-07-22; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию