Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические типы и теории журналистики
Журналистика выступала в виде различных исторических типов (феодально-монархическая печать, буржуазная, религиозно-клерикальная, журналистика социалистической и коммунистической ориентации), которые отличались социально-классовыми и идеологическими позициями. Концепция абсолютизма, божественной избранности монарха и верховенства феодально-крепостнических отношений была присуща феодально-монархической печати, ведущей начало с времен кардинала Ришелье и петровских «Ведомостей». Способствуя укреплению единого государства, развитию национальной культуры, эта печать по мере назревания буржуазных революций становится консервативной, а затем и реакционной силой. Возникнув в недрах феодального общества как оппозиционная сила, буржуазная журналистика идеологически обеспечивала борьбу против монархии под лозунгами свободы печати, идей свободы, равенства и братства. Во время Великой французской революции выходили знаменитые газеты «Защитник конституции» Робеспьера, «Друг народа» Марата. Это была эпоха «персонального журнализма» (до начала XIX века), когда автор был и редактором и издателем. После победы буржуазных революций сформировались средства массовой информации разных ориентации — от демократических левобуржуазных до фашистских (в Германии и Италии). Особый тип — религиозно-клерикальная журналистика возникла еще при феодальном строе, но активно действует и в современном мире. Еще в XVI веке нарождающаяся буржуазия стремится избавить политическую структуру власти (феодальную монархию) от подчинения канонам католицизма. Это проявляется сначала в период английской реформации (борьба Генриха VIII против Ватикана, отделение английской церкви) и почти одновременно — в ходе Реформации в Германии, протестантского движения во Франции, философско-эстетического ренессанса в Италии. В обоснование своих позиций идеологи католицизма разработали доктрину «соединения божьей и народной воли в борьбе против светских князей, королей и императоров, поставивших себя «вне божьего закона». Так, папа Пий V в 1570 г. в период царствования в Англии Елизаветы I издал буллу (указ) об отлучении ее от католической церкви. Это был сигнал к диверсиям против еретического английского престола. В 1580 г. в Англии высадились два эмиссара иезуитского ордена — Парсонс и Кэмпи-он. В окрестностях Лондона они создали подпольную типографию, которая стала выпускать памфлеты и полемизировать с ересью [37]. В эти интриги была вплетена и Мария Стюарт. Именно с этим периодом связан шекспировский образ Молвы. В Прологе ко второй части «Генриха IV» драматург писал: Развесьте уши. К вам пришла Молва. А кто из вас не ловит жадно слухов? Я быстро мчусь с востока на закат, И лошадью в пути мне служит ветер, Во все концы Земли я разношу Известья о делах земного шара. Я сшила плащ себе из языков, Чтоб ими лгать на всех наречьях мира. Нет выдумки такой и клеветы, Которой я б ушей не засорила. Я говорю про мир в канун войны, И я вооруженьями пугаю В дни тишины, когда Земля полна Какой-нибудь совсем другой заботы. Молва-свирель. На ней играет страх, Догадка, недоверчивость и зависть. В начале XVII века Ватикан проводит в жизнь целую программу мер, чтобы укрепить позиции католической веры в различных частях мира. Был создан пропагандистский центр католицизма — «Конгрегация пропаганды веры». Об этом сообщалось указом (буллой) папы Григория XV (июнь 1622 г.), с которого собственно и начинается термин пропаганда (от лат. — распространять) [38]. Выпуском литературы по пропаганде веры стало заниматься папское издательство «Типография полиглота», имеющее такой разветвленный аппарат, какого не было в последующих веках. Церковная периодика в России в XIX веке представляла немалую и влиятельную силу. Религиозные журналы выходили не только в столице, но и в Москве, Киеве, Казани, Рязани, Ярославле... Созданный в 1855 г. журнал «Православный собеседник» так объяснял причины появления своего и других православных изданий: «необходимо противодействие растущему напору материализма и других отрицательных учений, усилению крайностей либерализма и нравственной развращенности». Весьма популярными в православной среде были «Епархиальные ведомости». Девяностые годы XX века — время возрождения российской религиозной журналистики. У Русской православной церкви появилась общецерковная еженедельная газета — «Московский церковный вестник»; сегодня предлагается 140 изданий христианской направленности; выходят газеты и журналы для 18 млн мусульман, проживающих в России; Валаамское общество Америки возобновило выпуск закрытого в 1917 г. миссионерского журнала «Русский паломник»... [39]. Журналистика социалистической и коммунистической ориентации возникла в буржуазном обществе как защитница интересов рабочего класса. В начале XX века социалистическая (социал-демократическая, лейбори-. стекая и пр.) и коммунистическая печать решительно разошлись, ибо первая выступает за реформистский путь реализации социалистических ценностей, в то время как вторая — за революционный. История журналистики сопровождалась дискуссиями о сущности прессы, ее влиянии на общество, отношении с властными и другими структурами. В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-теоретические направления. Представители гуманитарно-демократическое направления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духовного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналистику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление возникло под влиянием идей просветителей — философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию. Шарль Луи Монтескье (1689—1755) в «Персидских письмах» и трактате «О духе законов» резко критиковал феодализм как форму управления, несовместимую с «естественными правами» человека. Несмотря на эзопов язык, читатель «Персидских писем» сразу узнавал в литературном образе «персидского двора» знакомые ему приметы и обычаи — феодальные нравы французского высшего света, произвол абсолютной монархии. Вольтер (1694—1778) в философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и других обрушивается на феодально-монархические устои, на религиозный фанатизм современного феодального общества. В России тех лет «вольтерианство» ассоциировалось с покушением на устои крепостничества, но в то же время стало символом интеллектуальной моды: даже сама Екатерина II ради престижа завязала переписку с Вольтером. Трактаты Жан Жака Руссо (1712—1778) «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре» идейно вооружили будущих французских якобинцев. А энциклопедисты во главе с Дени Дидро (1713— 1784) издавали «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это был источник не только научных знаний, но и революционных идей эпохи буржуазного Просвещения. Не случайно издатели «Энциклопедии» подверглись преследованиям со стороны церкви и светской власти: трактат Гельвеция «Об уме» был осужден Сорбонной и Папой римским, отдельные тома издания публично сжигали. Марксистская теория журналистики, возникшая в условиях нарастания социально-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классовой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с помощью различных, в том числе, и радикальных средств. В то же время мировой опыт журналистики привел к возникновению различных концепций массовой коммуникации. Авторитарная теория оформилась в XVI —XVII веках, но и сегодня практикуется в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монархии. Согласно этой теории печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям, государству. В связи с этим введена цензура, в печати запрещена критика лиц, находящихся у власти. Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, принятая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, развивалась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и естественных прав человека. По этой теории печать является инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом «открывать правду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражданин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется самопроизвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время. Теория социальной ответственности возникла в XX веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по свободе печати, созванной в 1942 г. Особенности этой теории: цель печати — информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить конфликт в дискуссию: с этой целью новости следует отделять от мнений и редакционных статей, должно предоставляться место различным точкам зрения, даваться полная картина различных социальных групп общества, разъясняться его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, ее использовать может всякий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по социальной ответственности. Согласно советской концепции пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения [40]. В семидесятые годы в США активно занимались разработкой методов журналистики. Можно выделить три направления — расследующая журналистика, прецизионная (точная) и новый журнализм. Особенность расследующей журналистика является обличение злоупотреблений должностных лиц. Она возникла в ходе Уотергейского скандала (1972— 1974 гг.) и выхода книги двух репортеров «Вся королевская рать». Прецизионная журналистика (возникла после выхода в 1973 г. книги Мейера «Прецизионная журналистика») требует широко использовать для сбора и обработки информации приемы и методы социологии и других гуманитарных наук. Тем самым можно избежать таких ошибок традиционной журналистики, как оценка на глазок, неумение разглядеть важное социальное явление, стремление освещать сенсации и скандалы, неспособность анализировать ситуацию в широкой исторической, политической и социально-экономической перспективе. Если прецизионная журналистика выступает за точность и объективность, то у теоретиков и практиков нового журнализма кредо — субъективизм, включение в публикацию авторского мнения, настроения, элементов художественного вымысла. Это направление иногда называют политическим импрессионизмом. Что же касается информационных технологий, то надо назвать еще несколько западных концепций журналистики. Среди них массово-коммуникационная, возникшая в период первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных различий (информация стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зрителей); теория социальных категорий, когда информационная политика строится уже на знании и учете социально-демографических характеристик (возраст, пол, доход, образование, религия и т.д.), определяющих поведение граждан в индустриально-урбанизированном обществе; теория культурных и социальных норм поведения, принятых в массовой обществе (так, под влиянием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и историческим реалиям) [41]. Date: 2016-07-22; view: 312; Нарушение авторских прав |