Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные условия получения образования детьми с умственной отсталостью в инклюзивных образовательных организациях.





При подозрениях на отклонения в развитии у ребенка воспитателям необходимо ориентировать родителей на уточнение уровня его интеллектуального и психического развития, которое осуществляется учителями-дефектологами, педагогами-психологами, врачами-неврологами, при необходимости — психиатрами. В тех случаях, когда у ребенка отмечаются отклонения в интеллектуальном развитии, не- обходимо определить пути коррекционно-педагогической работы с ребенком и оказать педагогическую поддержку его родителям.

Педагогическая помощь детям с интеллектуальными нарушениями реализуется в различных образовательных учреждениях. Дети с нарушением интеллекта традиционно воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях трех видов: компенсирующего, предназначенного для обучения детей с нарушением интеллекта; комбинированного, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта; общеразвивающего, предназначенного для обучения нормально развивающихся детей. В таких образовательных учреждениях могут воспитываться и дети с легкой степенью умственной отсталости, но для этого должно быть организовано необходимое психолого-педагогическое сопровождение. Дошкольники с отклонения- ми в умственном развитии, воспитывающиеся в домашних условиях, могут получать коррекционную помощь в группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь родителям может положительно влиять на организацию жизни ребенка в семье, расширение и становление его контактов с новыми взрослыми и сверстниками, его социализацию в дальнейшем.

Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Становится очевидным, что появление такого воспитанника в массовом образовательном учреждении возлагает огромную ответственность на педагогов, которые должны обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с интеллектуальными нарушениями в условиях массовой группы.

Воспитатели должны быть профессионально готовы к встрече с умственно отсталым ребенком и взаимодействию с ним. Такой ребенок в группе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него удобное место во время организованной деятельности, чтобы ребенок все время находился в поле зрения воспитателя или помощника воспитателя, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь.

Ребенок с нарушением интеллекта нуждается в специальных методах, приемах и средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в группе. Воспитание нераздельно связано с коррекционной работой, присутствует во всех элементах жизнедеятельности ребенка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только традиционную воспитательную, но и коррекционно- педагогическую работу. Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения.

Отбор методов воспитания и обучения определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе. Наиболее доступны для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Метод приучения и упражнения используется при формировании навыков социального поведения, навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы (игра, воспитывающие ситуации) применяются в сочетании с различными информационными методами. Адекватность восприятия информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. На начальных этапах воспитательные возможности бесед, рассказов, разъяснений, чтения художественной литературы значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей. Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяют большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно-этический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни, личного опыта педагога. Для детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии действия, поступки, привычки воспитателя являются долгое время образцом для подражания, а авторитет — непререкаемым и неоспоримым. В отличие от обычных сверстников, дети с нарушениями интеллекта очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремятся быть во всем похожими на него. Поэтому трудно переоценить роль педагога в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Побудительно-оценочные методы (поощрение, порицание, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка — их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) — абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка и пр.) — только словесное поощрение. Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо.


 

Ребенок должен посильно участвовать в работе группы, не задерживая темп ведения организованной деятельности или занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное оставалось непонятным, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем. Воспитатели должны учитывать при обучении умствен- но отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно де- лить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно- практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале. Обучение умственно отсталого дошкольника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. По возможности, ребенку необходима регулярная специализированная помощь учителя-дефектолога, а родителям и воспитателям — его консультации.

Таким образом, ребенок с интеллектуальным нарушением может воспитываться и обучаться как в условиях специализированных учреждений (компенсирующего или комбинированного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания, посещая дошкольные группы общеразвивающего детского сада, ППМС-центры или дошкольные отделения при общеобразовательных школах.


Данные виды учреждений решают комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для всестороннего развития ребенка с нарушением интеллекта, становление его самостоятельности и положительных личностных качеств, а также оказание психолого-педагогической помощи семье. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяют многочисленные факторы: уровень снижения интеллекта ребенка; раннее начало целенаправленного воздействия, выбор содержания и методов обучения; взаимодействие разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка; позиция родителей в воспитательном процессе. Очевидно, что чем раньше с ребенком начинается педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях вторичные отклонения могут быть максимально сглажены и даже предупреждены [2].

 

Большой проблемой для родителей и коллективов общеобразовательных школ является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации, и особенно это касается детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую образовательную среду детей с нарушением интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

 

Значительное число детей с нарушением интеллекта обучается в учреждениях, в которых созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

 

 

Проблема совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность инклюзивного образования, очень серьезная и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с умственной отсталостью в образовательном учреждении комфортным. На территории Российской Федерации инклюзивное образование таких детей не вошло пока на полноценной основе в систему общего образования.

 

Сегодня данная система работы основывается на использовании различных видов диагностических исследований, проводимых на различных этапах обучения, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно – образовательную программу с учётом индивидуальных психо-физических особенностей ребёнка и объективного уровня его обученности. Дополнительные занятия с этими детьми проводят: дефектолог, психолог, социальный педагог, а также учителя технологии, потому как профильным предметом в обучении умственно отсталых детей является профессионально - трудовое обучение. Сегодня мы можем отметить, что есть понимание того, как реализовать эту систему, разработаны документы, фиксирующие работу в данной системе, есть реальные практические наработки и уже есть результаты, которые, безусловно, не носят глобального характера. Но в работе с такими сложными детьми даже маленький шаг вперёд – это уже результат. Необходимо отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи этим детям остается низкой и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Одной из главных причин является отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования в части оказания логопедической помощи, четко налаженной системы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с умственной отсталостью. На сегодняшний момент единицы учителей имеют подготовку по коррекционной педагогике и специальной психологии. В школе отсутствуют такие специалисты, как логопед, дефектолог, а также медицинские работники, призванные осуществлять медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, родители выбирают школу, расположенную в своем районе (селе). И это право родителей, выбирать школу, закреплено в положениях действующего российского законодательства, начиная с Конституции Российской Федерации. Главным документом, определяющим организацию образования в России, является Закон РФ «Об образовании», который определяет принципы государственной политики, устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников.


 

Школа ставит перед собой следующие задачи:

1 Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2 Обеспечение успешной адаптации ребенка в социум, его социализацию и интеграцию.

3 Повышение нравственного эффекта образования.

4 Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.

Чтобы реализовать поставленные задачи и получить результаты, необходимо очень хорошо потрудиться, а еще нужно немало финансовых вложений. И только тогда, это даст хороший достойный социальный эффект. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в инклюзивных классах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различия.







Date: 2016-07-22; view: 572; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию