Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной организации
Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) в рамках одного учреждения предполагает определение и реализацию необходимых и достаточных специальных условий для полноценного включения ребенка и его семьи в образовательную среду, определение стратегии и тактики психолого-педагогической поддержки. Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ, пришедшего, например, в общеобразовательную школу, администрация и команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения решают следующие задачи: 1. Определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах (подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно–пространственной среды). 2. Планирование формы обучения ребенка, режима пребывания в школе, общей учебной и вне учебной нагрузки, соответствующей возможностям и специальным потребностям ребенка в области получения образования. 3. Определение объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи (определение стратегии – форм и содержания – коррекционно-развивающей работы с ребенком, критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников). 4. Определение необходимости, степени и направлений адаптации образовательной программы. Решая данную задачу, участники консилиума опираются на данные комплексной психолого-педагогической диагностики, которые позволяют прогнозировать степень освоения ребенком основной образовательной программы в разных предметных областях. Здесь же решается вопрос о системе оценивания достижений ребенка в учебной деятельности. 5. Определение необходимости адаптации или разработки учебных пособий и дидактических материалов. 6. Определение способствующей включению ребенка в социум стратегии организации образовательного процесса. 7. Определение стратегии включения ребенка с ОВЗ в общешкольную жизнь с целью развития его социальной компетентности и творческой самореализации посредством участия в системе дополнительного образования, внеурочных и внеклассных мероприятий. Кроме обозначенных выше задач, которые решает педагогический коллектив в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута, существуют дополнительные задачи, которые возникают на различных этапах включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду: 1. Определение тактики и конкретных действий учителя и специалистов сопровождения в период адаптации ребенка и его семьи в школе. 2. Определение стратегии и тактик взаимодействия с семьей ребенка на разных этапах его обучения. 3. Поиск направлений предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки ребенка с ОВЗ, создание условий для развития социально-бытовой ориентации. 4. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка на разных этапах его развития. В результате накопленного опыта был выработан общий алгоритм деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в рамках разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута: 1. Администрация школы определяет состав психолого-медико- педагогического консилиума. Если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром). Заключается договор с родителями. 2. Планирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ при поступлении в первый класс школы начинается с тщательного сбора и анализа предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Изучается документация: индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (если есть инвалидность), заключение ПМПК, медицинская карта (первоклассника – если ребенок поступает в 1-й класс общеобразовательной школы), возможно психолого-педагогические характеристики, предоставленные с согласия родителей (законных представителей) специалистами других образовательных учреждений. На этапе сбора информации и целеполагания основная задача администрации и сотрудников школы – договориться с родителями об одной общей цели на определенный, «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей – в соответствии с ними учитель и вся междисциплинарная команда будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка. 3. Разработку индивидуального образовательного маршрута предваряет диагностический этап, в процессе которого в течение двух (максимум – трех) недель пребывания ребенка в школе учитель и специалисты психолого- педагогического сопровождения проводят комплексную оценку его состояния на момент поступления в школу. В результате, на заседание ПМПк по разработке индивидуального образовательного маршрута выносится заключение о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя и специалистов являются самыми актуальными. 4. Собственно разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП) на заседании психолого-медико-педагогического консилиума школы. 5. Совместная деятельность администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (Индивидуального образовательного плана на определенный период времени). 6. Анализ результатов деятельности учителей и специалистов – динамики психического и физического развития ребенка, уровня его адаптации в школьной среде, освоения образовательной программы, включенности семьи в образовательный процесс, а также выявление наиболее эффективных форм и приемов обучения и социализации ребенка сОВЗ, организации взаимодействия с родителями. 7. Постановка задач на последующий временной период. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ предполагает внедрение новых организационных технологий деятельности как каждого учителя, специалиста сопровождения, так и администрации, всей педагогической команды в целом. Внедрение таких технологий в работу образовательного учреждения приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного, позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ в среду школы. Date: 2016-07-22; view: 3732; Нарушение авторских прав |