Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кельтский героический эпос. Саги о Кухулине. Мобиногион.
Большинство современных ученых-кельтологов полагает, что кельты появились в Западной Европе в начале первого тысячелетия до н. э. К 5-6 вв. до н. э. Кельты занимали обширную территорию, включающую британские острова, Галлию, Северную Италию, значительную часть Испании и Германии. Но потом они были оттеснены на запад сначала германскими племенами, потом - римлянами. К началу Средних веков кельты сохранили независимость лишь на Британских островах. Самым крупным очагом кельтской культуры в Средние века была Ирландия. Это была изолированная от внешних влияний страна, окруженная более отсталыми в историческом развитии племенами. В эпоху раннего Средневековья родовой строй в Ирландии со всеми своими атрибутами — коллективной собственностью, вождями или племенными старейшинами, матриархатом, кровной местью, следами табу - сохранял еще полную силу. На этой основе и вырос героический эпос древних кельтов. До нас дошло огромное количество так называемых саг (от др. сканд. Saga) - то есть сказаний, легенд о героических подвигах богатырей. Из огромного количества сохранившихся до наших дней саг выделяются две группы сказаний - героические и фантастические саги. В свою очередь, древнейшим из героических саг и в художественном отношении наиболее ярким является уладский цикл, из которого сохранилось около 100 сказаний. Этот цикл зародился и расцвел в Уладе. Первоначально стержнем всего цикла была фигура Конхобара, короля уладов, жившего, согласно историческим хроникам, в 1 веке до н. э. Но Конхобара в ходе дальнейшего повествования оттесняет на задний план другая историческая личность — его племянник Кухулин. Созидатели саг наделяют Кухулина необыкновенными природными качествами: «Семь зрачков было в его королевских глазах, четыре в одном глазу и три в другом. По семи пальцев было на каждой руке его, по семи пальцев - на каждой ноге...». Кухулин был сыном сестры Конхобара Дехтире и бога света Луга. Еще в детстве он превосходил своих сверстников силой и ловкостью. Важным эпизодом в биографии Кухулина является сватовство к красавице Эмер. В образе избранницы витязя древние кельты выразили свой идеал женской красоты. Всю свою мощь и мастерство Кухулин использует в интересах народа, для защиты родины. Великолепным проявлением патриотизма Кухулина служит эпизод его единоборства с Фердиадом, завершившийся его полной победой. Средством идеализации героя служит и описание его смерти - он погибает, защищая свою страну. В финале саги по небу проносится колесница, в которой восседает Кухулин. Народное сознание создало яркий тип героя-патриота, воплотившего идеал доблести и нравственного совершенства.
8. Жанры древнескандинавской литературы. Гораздо более архаические формы поэзии сохранила древнейшая литература скандинавских стран, в особенности Исландии. В эпоху раннего средневековья скандинавский север представляет область, отдаленную от центра Европы и потому наиболее отсталую в общественном и культурном отношении. Начало феодализации и христианизации скандинавских стран относится к концу 10-11 вв. Церковь принесла с собой латинскую грамоту, которая с начала 12 в. стала применяться и для записей на исландском языке. Возникает и развивается народная художественная литература. Она закрепляется в записях клириков, но относившихся с любовью и интересом к родному прошлому. Благодаря культурной изолированности Исландии, архаичности ее общественного строя, поздней христианизации древнеисландская литература сохранила картину быта и нравов, обычаев и верований скандинавских народов, их героических сказаний. Основные памятники древнеисландской художественной литературы распадаются на три группы: песни "Эдды", поэзия скальдов и прозаические саги. "Эддой" называется сборник песен, частью мифологического и морально-поучительного (дидактического), частью героического содержания. Сборник составлен в 13 в. По сравнению с поэзией скальдов песни "Эдды" по своему содержанию и стилю представляют более древний жанр народного эпоса. На основе более древней традиции героического эпоса развивается в Норвегии и Исландии IX-XIII вв. искусство скальдов. Скальдами назывались дружинные певцы. Они - приближенные своего князя. Песни скальдов восхваляют воинские подвиги князя и его дружины. Скальды создали искусство сложной и изысканной формы. "Драпа" ("боевой песни")- важнейший жанра поэзии скальдов. Саги – проза. Эта литература восходит к устным рассказам о первых поселенцах, к родовым преданиям. Такие семейные предания рассказывались на посиделках в зимние вечера, при встрече соседей на пиру. Существовали рассказчики саг, которые славились своим искусством. С течением времени отдельные рассказы слагались в биографию героя, объединенную генеалогически с аналогичными рассказами о его предках, начиная с первых поселенцев острова.
9. Скандинавский героический эпос и «Старшая Эдда». «Старшая Эдда» — одна из форм древнего эпоса. "Эддой" называется сборник песен, частью мифологического и морально-поучительного (дидактического), частью героического содержания. Сборник составлен в 13 в. По сравнению с поэзией скальдов песни "Эдды" по своему содержанию и стилю представляют более древний жанр народного эпоса. Мифологические песни "Эдды" заключают сказания о богах и поучения житейской мудрости, обличенные в мифологическую форму. Боги представлялись более могущественными и совершенными, чем обыкновенные люди, но не лишенными человеческих страданий. Мифы рассказывали о рождении богов и содержали указание на их грядущую гибель.(в тетрадке) В песнях излагаются судьбы богов и героев, их слова и поступки. В жанровом отношении песни представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и чистые повествования. Некоторые из них повторяют сюжеты друг друга или отсылают к сюжетам, которые разрабатываются в других песнях. Поэтому изолированное чтение одной из них, порой, затрудняет понимание современного читателя. Язык «Эдды» скорее прост, чем вычурен. Некоторые исследователи находят в песнях отголоски истории. Например, считается, что в сюжете поездки братьев Гуннара и Хёгни к Атли просматривается история столкновения бургундов и гуннов, а в конунге Ёрмунрекке видится остготский король Германарих (Эрманарих). Вместе с тем эти персонажи практически полностью утратили с историей какую бы то ни было связь. Исследователи обращают внимание на разностильность песен. Стихи нередко перемежаются прозаическими вставками, среди них — есть и трагические, и комические, и откровенно дидактические. Загадки сменяются прорицаниями, а монологи — диалогами. Эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. В песнях о богах содержится богатейший мифологический материал, а центральное место в песнях о героях занимает человек (герой), его доброе имя и посмертная слава.
10. Особенности поэзии скальдов. На основе более древней традиции героического эпоса развивается в Норвегии и Исландии IX-XIII вв. искусство скальдов. Скальдами назывались дружинные певцы. Они - приближенные своего князя. Песни скальдов восхваляют воинские подвиги князя и его дружины. Скальды создали искусство сложной и изысканной формы. "Драпа" ("боевой песни")- важнейший жанра поэзии скальдов. Расстановка слов в стихе резко отличается от прозы. Но особенно характерно для скальдов употребление своеобразного поэтического языка, построенного на сложной системе образных выражений, метафорических иносказаний,- так называемых "кеннингов". Так, меч называется "светоч битвы", "солнце сражения"; змея -"рыбой равнины". Многие кеннинги опираются на сюжеты мифологического или героического эпоса: золото называется "волосами Сиф", потому что эта богиня имела золотые волосы. Произведения скальдов сохранились в течение ряда столетий в устной традиции. Они дошли до нас в большинстве случаев в отрывках, в составе прозаических саг 13 в. Покровителем своего искусства скальды считали самого Одина. Первые скальды (9в) являются по происхождению норвежцами. В 10 в. искусство скальдов получает широкое распространение в Исландии. Исландские саги содержат ряд жизнеописаний таких известных в свое время скальдов вместе с отрывками из их произведений. Среди старшего поколения исландских скальдов наибольшей славой пользовался Эгиль Скалагримссон. Когда утонул его любимый сын Бодвар, он посвятил ему "поминальную песню"-"Память сына". В ней он оплакивает свое одиночество, возмущается богами, виновными в потере сына, и жалуется, что не сможет отомстить им, как стал бы мстить людям.
11. Литература каролингского и оттоновского «Возрождения».
Период подъема феодально-церковной культуры Средневековья, в начале 9 века, носит название «каролингского возрождения». Карл Великий стремился укрепить свои позиции и положение страны, обосновать законность власти, связав с традициями римской культуры. Он пытался возродить латинскую поэзию. Мероприятия, которые проводил Карл Великий, поспособствовали бурному развитию культуры. При его дворе возникла Академия, напоминающая литературный кружок. Карл собрал при своем дворе большое число ученых и писателей. Виднейшими участниками так называемой "Академии Карла Великого" были англосакс Алкуин, лангобард Павел Диакон, франк Ангильберт. Помимо обучения, многие из членов этого кружка занимались поэтическим творчеством на латинском языке и подражали древним поэтам. Целью было выражение современных чувств и тем в античной форме. Алкуин свою поэму о князьях и епископах иоркских пишет по образцу Вергилия. Поэма Ангильберта, изображающая жизнь и деяния Карла, полна античных отзвуков и мифологических мотивов. Столица Карла Аахен именуется здесь "вторым Римом". Другие стихотворения палатинских поэтов представляют победы императора, описания красоты придворных дам, поэтические послания на разные темы. В целом эта поэзия не оказала значительного влияния.
Сходное явление наблюдалось в 10 в. в Германии при дворе императоров Оттона I и Оттона II. Здесь была повторена попытка распространить знание латыни и римской литературы среди аристократии и духовенства. Но "Оттоновское возрождение" не имело большого международного размаха. Из авторов, причастных к этому направлению, наибольший интерес представляла монахиня Хротсвита, писавшая исторические поэмы, жития святых. Эти пьесы соединяли в себе чисто христианскую тематику с попыткой использовать технику античных писателей. Попытка Хротсвиты возродить художественную технику античности осталась единичной, она не нашла продолжателей.
12. Французский героический эпос и «Песнь о Роланде».
Как и эпос Германии и Англии, французский героический эпос сложился на народной основе кельтских преданий. До нас он дошел в виде поэм, которые пелись в 8-9 веках народными исполнителями - жонглёрами. Кроме фантастики и описаний примет общинной жизни также содержали исторический материал. В них возникал образ Карла Великого, доброго и умного короля, который защищал франков от «чужих» - норманнов, саксов и сарацинов-мавров. Карл выступает в поэмах не в одиночестве. Его окружают верные слуги, вассалы, знатные люди, пэры, и в первую очередь племянник граф Роланд. «Песнь о Роланде» - самая замечательная поэма королевского цикла. В её основе – реальное историческое событие – поход Карла в Испанию, в землю мавров в 778 году, и гибель войска на обратном пути в Ронсевальском ущелье. В основе сюжета «Песни о Роланде» - подвиг эпического героя - вассала Карла и слуги Господа. Главный конфликт поэмы - конфликт верности и предательства. Обширная часть поэмы посвящена описанию битвы. Количество воинов гротескно преувеличено. Сарацины приближаются лавиной. Их полчища «несметны», «идут язычники, их тысяч сто»… Ожидая «невиданный доселе бой», друг Роланда граф Оливер советует ему немедленно вернуть Карла, затрубив в волшебный рог Олифант. Но Роланд надеется на свой волшебный меч Дюрандаль, а главное – боится укора в трусости соплеменников. Автор поэмы гордится Роландом, но одновременно полагает, что возможны и другие формы доблести – «Роланд горяч, а Оливер разумен». Две правды встречаются на поле боя. Но побеждает логика войны. В эпосе с глубоким уважением относятся к оружию. Роланд обладает мечом исключительной силы. Рог и меч имеют собственные имена – Олифант и Дюрандаль. «Песнь о Роланде» - феодальный эпос, поэтому-то идеи рыцарской верности, служение вассала своему сеньору. Но прорастает и более общая мысль - общественное выше личного – интересы Франции. Для выявления идеи в поэме широко применена гипербола. Преувеличены сила и физическая выносливость франков, количество врагов, с которыми они сражаются, мудрость и возраст Карла Великого, доблесть и значимость основного героя Роланда. На конфликте Роланда и Ганелона строится сюжет, то есть развитие событий и действий, как они даны в произведении. Преступному эгоизму Ганелона противопоставлено беззаветное служение Роланда во славу Карла и милой Франции. Герои видят вещие сны. В «песни» широко используются эпические повторы в описаниях битв, плачах по погибшим, названиях мест, параллельные конструкции в расстановке персонажей и описаниях событий.
13. Испанский героический эпос: «Песнь о моем Сиде».
Вершину испанского народного эпоса образуют сказания о Сиде. Это лицо историческое, и его деяния изображены в двух дошедших до нас поэмах: в более старой и очень близкой к историческим фактам «Поэме о Сиде» и в поздней, богатой вымыслом поэме «Родриго», а кроме того, в обширном цикле романсов.
«Песнь о моём Сиде» (Cantar de mío Cid) — памятник испанской литературы, анонимный героический эпос. Главным героем эпоса выступает доблестный Сид, борец против мавров и защитник народных интересов. Основная цель его жизни — освобождение родной земли от арабов. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин, герой Реконкисты Родриго. Образ его идеализирован в народном духе. Он превращён в настоящего народного героя, который терпит обиды от несправедливого короля, вступает в конфликты с родовой знатью. По ложному обвинению Сид был изгнан из Кастилии королём Альфонсом VI. Но, тем не менее, находясь в неблагоприятных условиях, он собирает отряд воинов, одерживает ряд побед над маврами, захватывает добычу, часть из которой отправляет в подарок изгнавшему его королю, честно выполняя свой вассальный долг. «Песнь о моём Сиде» близка к исторической правде в большей степени, чем другие памятники героического эпоса, она даёт правдивую картину Испании и в дни мира, и в дни войны. Её отличает высокий патриотизм.
14. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах».
Германские племена в период своего столкновения с римл. находились на высшей ступени варварства. Героический эпос прославляет воинские подвиги. Идеальный эпический герой- образец исключительно физич силы, мужественной красоты и храбрости. Героический эпос в Германии возник значительно позже, чем во Франции и Испании. Дело в том, что письменность на немецком языке оформилась лишь к 12 веку. Гордость всей немецкой средневековой литературы составляет “Песнь о Нибелунгах”. Время ее создания – приблизительно 1200 год. В “Песне о Нибелунгах” отсутствует характерный для национальных эпосов патриотический пафос. Поэма состоит из около 10 000 стихов, составляющих 39 авентюр. Авентюры, т.е. песни, написаны так называемой “ нибелунговой строфой ”, т.е. четверостишиями. Сюжет поэмы рассказывается последовательно и неторопливо. Главный герой поэмы, Зигфрид, еще в юности прославившийся своими подвигами (он завладел кладом Нибелунгов и победил стерегущего его дракона), прибывает с нижнего Рейна в Вормс, просить у короля Гюнтера руку его сестры Кримхильды, о красоте которой он слышал и страстно ее полюбил. “Песнь о Нибелунгах” изобилует сказочными волшебными мотивами, приправленными авантюрным духом любовного рыцарского романа, мрачными злодеяниями, убийствами, потоками крови. Действующие лица – мощные, страстные характеры, они без колебания идут на преступления.
Date: 2016-07-20; view: 1800; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|