Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Углубленное изучение литературных источников





Углубленное изучение литературных источников предполагает следующие виды работ:

а) ознакомление с текстом, направленное осмысление его внешней структуры и проникновение во внутреннюю, смысловую;

б) работа по выделению главных смысловых компонентов текста (ключевых слов и ключевых предложений). В ходе этой работы можно использовать различные знаки для выделения нужной информации, делать выписки, заметки; удобно вести их на специальных тематических карточках, на каждой из которых фиксируется материал по какому-либо одному вопросу из различных литературных источников. Наиболее распространены следующие формы записей: конспекты, тезисы, цитаты, перечни цифровых данных и хронологических сведений.

Ниже предлагается система записи на тематические карточки, хотя можно пользоваться любой другой, в том числе и оригинальной. Карточка представляет собой лист плотной бумаги размером в половину стандартного писчего листа или в страницу школьной тетради. В верхней её части указывается название раздела или вопроса, к которому относятся сделанные в ней записи. В конце каждой записи указывается источник, откуда она сделана. Иногда вместо отдельных карточек используется обычная школьная тетрадь, записи в которой ведутся на одной стороне листа. После их окончания, а при необходимости и раньше, тетрадь расшивается и листы её группируются по разделам, соответствующим смысловому плану работы. Страницы тетради (или отдельные карточки) нумеруются, и после окончания работы над статьей или книгой в библиографическую карточку заносится номер карточек или страниц тетради в которых содержатся записи из данного источника. Такие пометки оказывают большую помощь в дальнейшей систематизации и обучении собранных литературных данных;

в) отбор наиболее важных сведений из выделенных фрагментов;

г) составление «связок» из отобранного материала в соответствии с логикой изложения оригинала;

Написание реферата

Реферирование - одна из самых распространённых форм записи, используемых при научно-информационной деятельности. Реферируются разнообразные научные документы: книги, статьи, диссертации и др. Различают два вида рефератов: монографические, составленные по одному источнику, и обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

Основные требования при составлении реферата - не только адекватно и полно отразить позицию автора, но и уметь определить основные перспективы решения обсуждаемой научной проблемы определения перспектив и тенденций развития исследуемой области научного знания. При этом реферирование не должно сводится к простому переписыванию материала из литературных источников. Переработка исходного текста происходит благодаря анализу, обобщению и представлению в реферате, прежде всего тех фактов, которые относятся к основным положениям содержания источника.

В процессе работы над рефератом из текста извлекается главная идея, которая объединяет все информационные элементы реферируемого документа, а также приводятся основные факты.

Традиционна следующая структура реферата: введение, собственно реферативная часть и справочный материал (перечень источников информации). Реферат как специфический жанр научно-технической информации может иметь самостоятельный литературный стиль, но может воспроизводить стиль оригинала. Текст реферата должен быть написан точным и грамотным языком, иметь связное, цельное построение. Следует избегать лишних вводных фраз: описание ранее опубликованных работ (в монографическом реферате) и общеизвестные положения в реферате не проводятся. В реферате используется научная терминология, принятая в отечественной литературе. При введении новых или малоизвестных терминов их следует при первом упоминании объяснить и привести оригинальное написание, если термин иностранный. Формулы в тексте реферата приводятся лишь тогда, когда они выражают итоги работы, когда содержанием работы является необычная математическая обработка результатов или теоретическая модель процесса. Оформление обзора литературы курсовой работы должно соответствовать единым требованиям, изложенным в пункте 5, предлагаемого методического руководства по оформлению курсовых и дипломных работ. Вопросы рациональной организации работы с книгой освещены в специальной литературе.

 

Сбор материала

Работа должна опираться на достоверный, обширный, необходимый и достаточный материал. Планомерное его накопление и является целью этого этапа. Все собранные материалы и полученные результаты должны быть достоверными. Поэтому необходимо строжайшее соблюдение используемых методик.


Один из способов накопления фактического материала при биологических исследованиях - полевые сборы. Флористические и фаунистические сборы - это организмы, относящиеся к одному виду или совокупности видов, собранные в определенное время в определенном месте с целью их дальнейшей обработки в лабораторных условиях. Все характеристики выборки (время, место, объем и т.д.) должны заранее продумываться, для того чтобы наносить природе минимальный ущерб. Вести массовые сборы редких, ценных и исчезающих видов запрещается законом. Все экземпляры и пробы должны быть зафиксированы по принятым методикам и надежно упакованы для перевозки.

Следует обратить особое внимание на документирование (паспортизацию) собираемых образцов. Каждый из них должен иметь этикетку с указанием порядкового номера пробы, её наименования, названия географической точки места её взятия и фамилии сборщика. Исследователь может вносить в этикетку и свои пункты. Проба без этикетки не имеет ценности и уничтожается. Необходимо вести журнал взятия образцов, в который, помимо упомянутых пунктов, заносят: состояние погоды, микроландшафт, микроклимат, состояние отбираемого образца (внешний вид, окраска), его окружение и т.д. Следует тщательно продумать, какие ещё свойства пробы отразить в этом журнале. Записи ведутся на месте взятия пробы. В полевых условиях необходимо ежедневное ведение экспедиционного дневника, в котором указывается объем выполненных работ, пройденные маршруты, прилагаются схемы, описывается состояние погоды, состояние и поведение изучаемого объекта и организмов, его окружающих.

Наиболее общим способом получения фактического материала можно считать наблюдение процессов, явлений как в полевых условиях, так и в специально создаваемых, контролируемых условиях (т.е. в условиях лабораторного эксперимента). Наблюдение должно быть хорошо продумано и организовано. Для этого необходимо: чёткое выделение изучаемого объекта, постановка цели наблюдения, определение системы наблюдения и способа фиксации его результатов.

Объектом наблюдения являются какие-либо природные процессы: рост, размножение, развитие, питание и поведение, метеорологические и гидрологические процессы и т.д. Цель наблюдения - сосредоточить внимание на отдельных сторонах изучаемого процесса: времени, необходимом для его осуществления, условиях и т.д. План наблюдения обеспечивает его систематичность, помогает выделить последовательность действий наблюдателя, определить их продолжительность и периодичность. Наблюдателю необходимо фиксировать ход наблюдения и его результаты сразу, не рассчитывая на свою память. Существует немало способов для этого: протокольные записи (т.е. постоянная запись при наблюдении), фрагментарная запись отдельных элементов процесса, записи с помощью схем, таблиц, матриц, технических средств (самописцы, счетчики, специальные устройства). Рекомендуется вести записи в отдельных журналах (тетрадях) и использовать доступные технические средства (фото и киноаппаратуру, магнитофоны и т.д.). Записи в процессе работы, особенно на первых порах, должны быть более подробными и лишь в дальнейшем наблюдатель может опускать детали второстепенного характера. Если наблюдение проводилось с помощью технических средств, то его результаты (фотографии, плёнки и т.д.) необходимо оформить в виде картотеки.

Сбор материала для выполнения работ по методике преподавания биологии или химии осуществляется на основе анкетного опроса, интервьюирования, бесед, анализа учебно-методических материалов, непосредственного наблюдения за деятельностью учителя и учащихся.

Эксперимент, как научный опыт, при котором явления наблюдаются в специально создаваемых и контролируемых исследователем условиях, предполагает активное вмешательство экспериментатора в прохождение процессов и искусственное изменение условий их протекания. В естествознании эксперимент часто проводится в форме лабораторного эксперимента. Совершенно необходимо заранее продумать его схему с целью точной дозировки материалов, учёта и использования различной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов.

Особую значимость приобретает постоянно ведущийся экспериментальный журнал, туда заносятся все этапы и параметры проводимого исследования. Весь фактический материал, полученный студентом - коллекции, гербарии, дневники, протоколы опытов, фотографии, видео- и фотоплёнки, магнитофонные записи и т.п. - является достоянием кафедры и включаются в её научные фонды.

 







Date: 2016-07-18; view: 377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию