Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Методологические характеристики исследования





 

Методологический аппарат исследования составляют: проблема, актуальность, тема, объект исследования, предмет исследования, цель, гипотеза (защищаемые) положения, задачи, новизна, значение для науки, значение для практики.

Постановка проблемы «Что надо изучать из того, что раньше не было изучено?». Обычно исследователь идет от запросов практики, но сам запрос практики - это ещё не научная проблема, а только стимул к поиску научных средств решения практических задач. Решить практическую задачу средствами науки - это значит определить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые потом будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение этой задачи. Эта область неизвестного в научном знании и есть научная проблема. Проблема - «знание о незнании».

Актуальность исследования. «Почему данную проблему нужно изучать?» Актуальность исследования заключается в обосновании гипотетической новизны и положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой задачи. Теоретической актуальностью обладают прежде всего поисковые, пионерные исследования, которые предусматривают выдвижение научных решений, не имеющих прототипа. Актуальным считается любое исследование, если оно отвечает потребностям практики.

Конечно, большинство курсовых и дипломных работ, выполняемых в системе высшей школы, следует относить к разряду так называемых учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Цель выполнения работ такого рода - развитие у будущего специалиста навыков самостоятельного исследования. Научный уровень и актуальность учебно-исследовательских работ всегда соответствует программе обучения.

Формулирование темы и названия работы. Название работы, отражающее тему исследования, должно указывать на проблему, т.е. так или иначе выражать движение от достигнутого наукой к новому, неизвестному. В формулировке названия работы должны отражаться процесс, предмет исследования, условия. Например:

 

 

Процесс: диагностика, изучение, исследование, развитие, формирование, становление, воспитание, анализ, разработка, влияние, активизация и т.д.
Предмет исследования: познавательные способности, психические процессы, память, абстрактное мышление, познавательные интересы, химическая активность, геоботанический состав, представления (о чем-то), антропогенные факторы, строение вещества, химические свойства и т.д.  
Условия: на уроках..., по предмету..., в процессе изучения..., в реакциях..., в лесных экосистемах..., на водные ресурсы... и т.д.

 

Слово, указывающее на процесс, в некоторых названиях работ может отсутствовать, если достаточно полно специфика темы отражена в объекте и условиях исследования.

Примеры названий работ: «Влияние антропогенных факторов на водные ресурсы Хакасии», «Экология герпетобионтных жужелиц в лесных экосистемах гор Южной Сибири», «Разработка контролирующих и обучающих программ при изучении курса биологической химии в ВУЗе», «Использование тестовых контрольных заданий при изучении раздела «Углеводороды» в курсе органической химии как условие повышения эффективности обучения», «Опыты и наблюдения на уроках биологии как факторы развития познавательного интереса учащихся.».

Новизна исследования может заключаться в:

- новом объекте исследования;

- использовании новых подходов, методик, методов исследования;

- решении вопросов, затрагивающих региональные особенности;

- получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического

анализа литературных источников.

Объект исследования - это то, с чем исследователь имеет дело, что исследуется, что рассматривается. Объект - это исследуемое педагогическое, биологическое или химическое явление, факт, процесс.

Предмет исследования. Предмет обозначает отдельную сторону, отдельный аспект рассмотрения объекта, даёт представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, аспекты, функции объекта рассматривает исследователь. Можно сказать, что предмет - это что-то такое, изменение чего повлияет на функционирование объекта. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой исследования, либо они очень близки по звучанию, т.е. тема отвечает на вопрос: что есть предмет исследования.

Гипотеза - это предположение, при котором на основе ряда факторов делается предположение о существовании связи или причине явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие с имеющимися представлениями. То, что не требует доказательства - не гипотеза. В гипотезе формулируются предположения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических, химических, биологических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, о критериях, требованиях, границах, функциях и т.д.


ЧТО-ТО способствует развитию (... воспитанию... подготовке... формированию...) ЧЕГО-ТО, если...

ЧТО-ТО обеспечивает.... ЧТО-ТО (ЧЕГО-ТО), когда....

ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО при условии, что....

Пример: «Ведущим условием повышения качества знаний, познавательной активности учащихся, эффективности урока являются различные формы, способы и приёмы учёта знаний, включение в урок элементов программированного контроля знаний, тестовых контрольных заданий, игровых приёмов учёта знаний».

Гипотеза исследования может формулироваться и выделяться как отдельный структурный элемент работы, но работах по биологии и химии допустимо ограничиться только формулированием цели и задач исследования.

Цели и задачи исследования. Цель исследования - предмет, стремление, то, что надо, желательно осуществить. Для раскрытия темы (решения проблемы) исследования необходимо сформулировать цель работы и определить способы её достижения. Если формулирование цели заключает в себе вопрос ЧТО нужно сделать, то задачи работы отвечают на вопрос КАК нужно действовать, чтобы достичь цели и подтвердить гипотезу. В курсовых и дипломных работах задачи формулируются как относительно самостоятельные этапы исследования.

Например: изучить специфику (структуру, специфику, условия и т.п.), выявить сущность процесса (закономерности и т.п.), провести сравнительный анализ, определить роль(место, условия и т.п.), раскрыть значение, показать возможности (целесообразность и т.п.), проанализировать возможные пути, обосновать направление (целесообразность и т.п.), разработать показатели (критерии и т.п.), сформулировать рекомендации, апробировать методику (программу, метод и т.п.), экспериментально проверить модель и т.д.

Формулирование задач работы совершенно необходимо, так как осознание их студентом является необходимым условием качественного выполнения работы и руководством к действию. Цель и задачи работы должны быть названы во введении.

Пример формулирования цели и задач исследования:

Цель: выявить наиболее хозяйственно важных вредителей пчел в Республике Хакасия.

Задачи:

1. Изучить видовой состав и особенности биологии вредителей пчел Хакасии.

2. Выявить климатические особенности региона, способствующие распространению

определенных видов вредителей пчел.

3.Определить наиболее вредоносные виды паразитов, хищников и других вредителей

пчел в Хакасии.

4. Разработать рекомендации по профилактике болезней пчел, борьбе с вредителями пчёл

в условиях Хакасии.

Метод исследования - совокупность действий, которые исследователь предпринимает, чтобы в заданных условиях решить поставленную научную проблему. К наиболее общим научным методам относятся наблюдение, эксперимент, анализ, синтез и моделирование. Наблюдение - метод исследования явлений природы в естественных условиях. Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент - это такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение отдельных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих обстоятельств. Моделирование - это воспроизведение определённых признаков конкретного объекта специально созданной тождественной или близкой ему моделью с целью его изучения. Модели могут быть идеальными (графические образы, теоретические схемы) и материальными (макеты приборов, реальных объектов). Анализ позволяет мысленно расчленять объект исследования на его отдельные признаки. Обратный процесс - мысленное соединение выделенных признаков единое целое - называют синтезом. С помощью анализа отыскиваются новые истины (идеи), а путём синтеза они обосновываются, доказываются.


Каждая наука выработала свои конкретные способы эксперимента и наблюдения, самым распространённым из которых стал вероятностный метод. На вероятностных методах основан важнейший вид наблюдения - статистический. Используя статистическое наблюдение, можно определить среднюю величину изучаемого признака или его встречаемость.

При определении вариаций признака используют такие показатели, как среднее линейное отклонение, средний квадрат отклонения, среднее квадратичное отклонение и т.п.

 







Date: 2016-07-18; view: 1060; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию