Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности психического развития детей с большим риском ЗПР на первом году жизни
По данным отечественных и зарубежных клиницистов и психологов, большая вероятность ЗПР связана со следующими проявлениями: • недоразвитие двигательных функций; • позднее развитие сенсомоторных связей; • слабая психическая и познавательная активность. Однако эти особенности развития на первом году жизни наблюдаются и у детей с умственной отсталостью, детским церебральным параличом и другими вариантами психического дизонтогенеза. Мы провели лонгитюдное исследование 45 детей в возрасте от 0 до 3 месяцев, у которых, по заключению невропатологов, наблюдалась угроза возникновения задержки психического развития и детского церебрального паралича (И. И. Мамайчук, 2001). В анамнезе у всех обследуемых младенцев наблюдались асфиксия, родовая травма или асфиксия с родовой травмой одновременно. Оценки по шкале Апгар у детей варьировали от 4 до 8 баллов. Были выделены 3 группы детей по степени тяжести клинических проявлений: легкие, средние, тяжелые, по 15 детей в каждой группе. Психологическое обследование проводилось в четыре этапа: в возрасте от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и 9—12 месяцев, по специально разработанной нами схеме, состоящей из четырех основных блоков: • исследование ощущений; • исследование предметных действий; • исследование произвольной активности; • исследование особенностей эмоциональных проявлений. Психологическое исследование особенностей ощущений у младенцев с угрозой ЗПР в возрасте от 0 до 3 месяцев позволило нам разделить детей на три группы по степени успешности выполнения заданий. В первую группу вошли младенцы, у которых не наблюдалось выраженных нарушений в развитии ощущений, несмотря на недоразвитие двигательных функций, повышенный мышечный тонус и другие неврологические симптомы, указывающие на церебрально-органическую недостаточность. В этой группе оказалось 7 человек с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (48%), у остальных наблюдались средняя и тяжелая степень церебрально-органической недостаточности. Достоверных корреляций между успешностью выполнения заданий и степенью тяжести клинических проявлений получено не было. Во вторую группу вошли младенцы, у которых наблюдалась задержка в развитии сенсорных функций. У них имел место комплекс оживления при предъявлении предмета, но, в отличие от предыдущей группы, он проявлялся не в реакции сосредоточения на нем, а в беспорядочных, хаотичных движениях конечностей. Только у троих детей (33%) наблюдалась легкая форма церебрально-органической недостаточности. У детей третьей группы обнаружилась выраженная задержка в формировании зрительных и слуховых сосредоточений. Движения их глаз были не согласованы с поворотом головы, движения рук хаотичны. Уровень развития ощущений мы рассматривали как важный прогностический критерий дальнейшего психического развития детей. Поэтому к первой группе мы отнесли детей с нормальным уровнем психического развития и с негрубой задержкой психического развития. Вторая группа — дети со средней степенью ЗПР, и третья группа — это дети с выраженной ЗПР и с умственной отсталостью. В процессе повторного обследования детей спустя два-три месяца, в возрасте от 3 до 6 месяцев был сделан упор на анализ взаимодействия зрительных и двигательных функций у ребенка. Как отмечалось выше, у здорового ребенка в этот период активно развиваются хватательные движения, что является важной предпосылкой для развития предметно-практических действий, формируются такие действия, как захватывание, притягивание, отталкивание, качание, бросание и пр. В основе развития этих действий лежит формирование интерсенсорной связи «рука-глаз», которая появляется у здорового ребенка в четыре месяца. Исследования показали, что только у 5 детей первой группы наблюдалось своевременное развитие этого типа связей, у остальных детей выявлено отставание в развитии этих функций на 1,5—2 месяца. У детей второй группы интерсенсорная связь «рука—глаз» также сформировалась позднее, чем у здоровых детей, хотя многие дети могли одновременно удерживать предмет и смотреть на него. У них наблюдалось кратковременное сосредоточение на предмете, и они быстро выпускали его из рук. Это, вероятно, связано, с одной стороны, с несформированностью двигательных функций рук, а с другой — с нарушением внимания. В третьей группе детей интерсенсорная связь «рука—глаз» сформировалась значительно позже, в отличие от младенцев предыдущих групп, в период от 7 до 24 месяцев. Мы наблюдали резкое снижение познавательной активности у некоторых детей этой группы, несмотря на достаточный объем движений рук. Обследование детей в возрасте от 6 до 9 месяцев показало, что соотносящие действия вызывали некоторые трудности у детей первой группы, так как выполнение этих действий требует тонких и дифференцированных движений кисти. Однако у всех детей наблюдалась познавательная активность, дети сосредоточивались на предметах более длительно, активно брали интересовавший их предмет и руки, рассматривали его, пытались перекладывать его в другую руку и пр. У детей второй группы соотносящие действия появились только к концу первого года жизни, но, так же как в первой группе, у них наблюдался интерес к предмету, желание взять его в руку. А такие действия как постукивание, всовывание, вынимание, были им практически недоступны. У детей третьей группы соотносящие действия начали формироваться только на втором году жизни. В процессе оценки предметно-практических манипуляций ребенка мы учитывали не только специфику и уровень их развития, а также длительность сосредоточения на предметах и эмоциональное отношение к ним. Обследование младенцев в возрасте 6—9 месяцев включало и анализ их произвольной активности, особенностей внимания. Здоровый ребенок к концу первого года способен сосредоточиться на объектах в течение 8—10 минут, активно с ними манипулируя. У детей с угрозой ЗПР, в отличие от здоровых сверстников, наблюдалось недлительное сосредоточение на предметах, особенно у детей третьей группы (не более 3—4 минут). Особое значение в формировании устойчивости внимания играет поисковая активность ребенка и уровень развития его предметно-практических действий. У обследуемых детей, особенно во второй группе, уровень развития предметно-практических манипуляций был незначительно снижен, наблюдалась поисковая активность, однако внимание оставалось неустойчивым и слабо сконцентрованным. С наибольшими трудностями концентрации внимания сталкивались дети третьей группы. В отличие от младенцев предыдущих групп, недоразвитие внимания у них тесно коррелировало с недоразвитием предметно-практических манипуляций. Эти данные подчеркивают тотальность недоразвития всех психических функций у младенцев третьей группы по сравнению с младенцами групп 1 и 2, где четко прослеживалась парциальность недоразвития психических функций: внимания, локомоторных функций. Обследование младенцев в возрасте 9—12 месяцев было направлено на анализ эмоциональных реакций. У младенцев первой и второй групп существенных отклонений в особенностях эмоционального реагирования не было выявлено. В третьей группе задержка в развитии эмоциональных реакций проявлялась у большинства младенцев. У них не наблюдалось комплекса оживления даже при появлении матери, на ее голос или улыбку. Матери обращали внимание психолога, что дети не отличают их Таблица 5 Date: 2016-07-18; view: 288; Нарушение авторских прав |