Возраст
| Моторное развитие
| Речевое развитие
| Приспособительное поведение
| Индивидуально-социальное поведение
|
Ступень одного месяца
| Когда берут младенца на руки, поднимает время от времени голову. Полож. плашмя на животик, делает движения ползания. Лежа на животе, поднимает головку. Лежа на животе, поворачивает голову в сторону
| Обращает внимание на звуки. Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли, голода
| Фиксирует взглядом окно и крупные предм.. Останавл. взгляд на движ. предметах, если они достаточной величины.
Видит красное (яркое) кольцо, но не задерживает на нем взгляд. Удерживает кольцо, положенное в руку
| Поднимая ребенка, психолог чувствует известную мышечную активность с его стороны. Ребенок обнаруж взглядом избират. отнош. к человеческому лицу
|
Ступень двух месяцев
| Взятый на руки, держит голову в течение короткого времени.
Если держать младенца на весу спиной вниз, поднимает голову.
Положенный ничком, немного приподнимает грудь над поверхностью стола. Лежа на спине, выбрасывает руки прямо вверх
| Прислушивается к человеческому голосу. Когда взрослый близко наклоняется к младенцу, на его лице появляются опред. реакции. Располагает несколькими интонациями
| Следит глазами за движущейся фигурой. Задерживается взглядом на покачивающемся на веревочке красном кольце
| Поворач. голову и держит ее в опред положении, заслышав человеч голос.
При подним. на руки наблюдается мышечное напряж в плеч. области.
Бьет ножками в ванне при купании или произв. ножками движ. отталкив.
|
Ступень трех месяцев
| Взятый на руки, хорошо фиксирует голову
Переворачивается со спины на бок Положенный ничком, приподнимается, опираясь на ручки
| Отвечает улыбкой при заговаривании с ним
Выражает чувство удовольствия определенной интонацией
| Следит глазами за движущимся карандашом
При наблюдении свободно поворачивает голову
Прикасается на разные лады к кольцу.
Лежа на спине, изучает окружающую обстановку
| Выражает изумление и осозн внезап. переход к новой ситуации Успокаивается под влиянием голоса или музыки Предвкушает кормл., открыв рот, или приходит в сост. возбужд. Одной ручкой перебирает пальчики на другой
|
Ступень четырех месяцев
| Лежа на спине, приподнимает голову и плечи, как бы пытаясь сесть. Сидит обложенный подушками.
Ручки не сжаты все время в кулак, часто раскрываются
| Громко смеется.
В ответ на появление взрослого подает голос.
Спонтанное гуление
| Лежа на спине, зажимает между ручками качающееся кольцо.
Смотрит на дюймовый кубик на столе.
Поворач. голову, прослеж. взором исчезающий предмет
| Разглядывает собственную руку при игре.
Примитивная игра с погремуш.
Шлепание ручкой по воде, лежа в ванной.
Напрягает тельце, когда видит, что его собир поднять
|
Ступень пяти месяцев
| Поворачивается со спинки на животик. Сидит при поддержке. Попадая ручкой на кубик, может приподнять его со стола или руки взрослого
| Поворачивает голову на голос и на звон колокол. Проявл. нетерпен. в интонации. Выражает опред. интонацией нетерпение, когда у него забирают понравившуюся вещь
| Лежа на спине, подним. выпавшую погремушку. Тянется к листу бумаги. Зрительный контроль над схватыванием и манипулированием
| Активно играет погремушкой. Повторно возвращ. к ней взглядом. Играет во время купания
| |
Ступень шести месяцев
| Усаженный в слег. наклон. полож., сидит некоторое время без поддерж.
Зажимает предмет с помощью одновремен. сгибан всех пальцев. Удерж. некоторое время два кубика, по одному в каждой руке
| Отчетливо произносит отдельные слова. Узнает близких людей. Визжит и гулит от удовол.
| Проявляет активный интерес к предметам. Поднимает кубик со стола. Смотрит на новый предмет, лежащий на столе
| Стучит ложкой и шлепает ладонью по столу во время игры. Различает своих и чужих
| |
Ступень семи месяцев
| Тенденция пользов одной рукой. Легко поворачивает руку вокруг своей оси. Достает шарик с помощью сгребания или складывания руки «горстью». Без труда поднимает кубик со стола
| Выражает удовлетворение при достижении предмета
| Настойчиво тянется к отдал. кубику. Поднимает перевер. чашку.
Длительно вертит кольцо в руках.
Когда ложка падает, короткое время ищет ее взглядом
| Использ для игры листок бумаги. Исполь для игры веревочку.
Увидев свое отражен в зерк, наклоняется к зеркалу, протягив ручки
| |
Ступень восьми месяцев
| Сидит короткое время без поддержки.
Самостоят. садится. Берет шар, испол. хватат. движения
| Лепечет при виде знакомого лица.
Речь приобретает характер междометий
| Ищет взглядом упавший предмет.
Поднимает переверн. чашку, пользуясь ручкой.
С интересом ощуп ручкой колокольчик
| Активно отвечает на заигрывание.
Улыбается своему отраж в зеркале и бьет по нему рукой. Выпавший рожок сам подн. ко рту. Получает удовольствие от полученного шума при бросании предмета
| |
Ступень девяти месяцев
| Самостоят. сидит. При захватывании кубика противопост большой палец.
Положенный ничком, передвигается
| Говорит двусложное слово (мама, дядя и т. п.). Прислуш. при произнес. новых или знакомых слов
| Вкладывает предм. в отверствие. Притягивает за веревочку кольцо. Следит глазами, когда перед ним чертят штрихи на бумаге
| Приним. участие в ритмич. игре. Машет ручкой при прощании. Использует чашку и кубик для комбинированной игры
| |
Ступень десяти месяцев
| Сам становится на ножки.
Хватает шар точн. пинцетообр. движ.
| Начинает подражать услышанным звукам. Определенным образом реагирует на знакомое слово
| Удерживает два кубика, не отказыв. от третьего.
Подражая психол., начинает делать штрихи на бумаге. Ощуп. пальцем отверстие на доске для вкладышей. Поднимает чашку ручкой. Отыск. прикрытый салфеткой предмет
| Ведет игру со своим отражением в зеркале. Раскачивает кольцо на веревочке
| |
Ступень двенадцати месяцев
| Ходит с посторонней помощью.
Стоя на ножках, может опустится в сидячее положение.
Держит карандаш так, что им можно чертить на бумаге.
| Говорит два-три слова. Выполняет простейшие словесные поручения. Кладет кубик по требованию в чашку или на чашку
| Чертит вслед за психологом штрихи или вертит в подражение погремушкой. Вкладывает палочку или форму в соответствующее отверстие. Знает, что нужно потянуть за веревочку, чтобы придвинуть кольцо. Высвобождает кубик, завернутый в бумагу.
| Держит чашку при питье. Задерживает по требованию выполнение действия. Повторяет номер, вызвавший смех
| |
| | | | | | | | | | | | | |
Представленная схема имеет несомненное практическое значение, так как в ней автор не только отражает этапы развития младенца, но и предлагает отдельные тесты для их диагностики.
Для адекватной психодиагностической оценки психолог должен ориентироваться не только на возрастные этапы развития психических функций, но и на качественные особенности развития этих функций и их взаимодействия по мере взросления ребенка в течение первого года жизни.