![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
История развития учения о корневом питании растений.
Историю развития представлений о минеральном питании растений можно подразделить на два периода. Первый период охватывает конец 18 и первую половину 19 столетия. Этот период характеризуется накоплением данных по вопросам питания растений, применением удобрений и первыми попытками их обобщения. Второй период охватывает вторую половину 19 и начало 20 века. Для этого периода характерно развитие опытов в лабораториях, на опытных станциях и в производственных условиях. Работами этого периода показана необходимость глубокого изучения питания растений, химических и биологических процессов в почве, являющихся основой для применения удобрений. В 1804 г. получили известность исследования по ассимиляции углерода и дыханию растений. Французский ученый Соссюр провел детальный анализ золы растений и на основании этих данных пришел к выводу, что минеральные вещества не случайно проникают с растение. Например, фосфорнокислая известь была найдена им в золе всех растений. В 1800 г. Шрадер нашел в проростках в 4 раза больше золы, чем в семенах (причина - нечистота условий опыта), и пришел к выводу, что растения сами производят свои зольные вещества посредством жизненной силы и не нуждаются в доставлении их извне. Для проверки этого утверждения Соссюр выращивал растения на дистиллированной воде и нашел в них минеральных веществ столько же, сколько их было в семенах. Таким образом, Соссюром были экспериментально опровергнуты виталистические представления Шрадера о питании растений. На основании своих опытов Соссюр пришел к выводу, что главным источником углерода для растений является атмосфера, а почва - источником зольных веществ. Либих впоследствии использовал анализы и выводы Соссюра в качестве доводов в пользу теории минерального питания растений. В конце 18 и в начале 19 столетия в Западной Европе была широко распространена так называемая гумусовая теория питания растений. Один из наиболее видных сторонников этой теории немецкий ученый Тэер говорил о гумусе следующим образом. Плодородие почвы зависит собственно целиком от гумуса, так как, кроме воды, он представляет единственное вещество почвы, могущее служить пищей растений. В то время считалось, что чем больше питательных веществ содержит растение, тем больше оно поглощает и гумуса. Сторонниками гумусовой теории минеральным веществам отводилась косвенная роль: они лишь ускоряют, по их представлениям, процессы разложения органических веществ в почве и переводят гумус в удобоусвояемую для растений форму. Тэер и другие сторонники гумусовой теории считали важным условием для поддержания плодородия почвы накопление и сбережение в ней гумуса. Необходимость севооборота обосновывалась стремление уравновесить расход органического вещества с его приходом в почву. В гумусовой теории сочетались верные наблюдения агрономов-практиков о большом значении гумуса для плодородия почвы с неверными метафизическими представлениями о том, что гумус является единственным веществом почвы, могущим служить пищей для растений. Ряд ученых того времени выступали против гумусовой теории. К ним относятся прежде всего Буссенго, Шпренгель и Либих. Буссенго (Франция) известен своими работами (опубликованными в 1836-1841гг.) по физиологии, биохимии и агрохимии. Буссенго установил, что источником углерода для растений служит углекислота воздуха. Им было показано также влияние внешних условий на ассимиляцию углерода листьями. Изучение особенностей питания животных и растений сыграл большую роль в дальнейшем развитии исследований по азотному питанию растений. Опыты с растениями в искусственных условиях привели Буссенго к разработке вегетационного метода для изучения питания растений. Отвергнув гумусовую теорию питания растений, Буссенго развил так называемую азотную теорию. В своем имении он устроил опытную станцию с хорошо оборудованной лабораторией, где занимался исследованиями с 1836 г. В нескольких севооборотах опытного поля он провел учет урожаев и определил содержание углерода, азота и золы в урожаях. Это позволило Буссенго произвести учет круговорота веществ в хозяйстве. Он обнаружил, что накопление углерода в урожаях не связано с его количеством в навозе. Особенно ценным было установление того факта, что количество азота в урожаях за целый севооборот превосходит то его количество, которое дается растениями с навозом. Излишек азота в урожае был тем выше, чем большее было участие в севообороте бобовых растений - клевера и люцерны. Таким образом, в полевых условиях было установлено, что бобовые культуры обогащают почву азотом, доступным другим растениям, что и сказывается на повышении их урожая, например, урожай пшеницы после клевера выше урожая пшеницы после картофеля и корнеплодов. Буссенго высказал мнение, что азот, который накапливают бобовые, происходит из воздуха. Позднее он пытался вопроизвести фиксацию азота бобовыми в вегетационных опытах с предварительной стерилизацией песка и сосудов. Обнаружилось, что чем более чистые условия создавал он в опытах, тем менее ясные получались результаты. В то время такое явление было неясно. Теперь известно, что при стерилизации среды отсутствовал симбиоз бобовых с клубеньковыми бактериями, поэтому фиксации азота воздуха не происходило. Работы Буссенго привели к установлению важного значения азотных удобрений в повышении урожаев. Своими исследованиями Буссенго решил ряд важных вопросов физиологии растений, биохимии и агрохимии. Немецкий ученый Шпренгель, опубликовавший свои взгляды на питание растений в 1837-1839 гг., был одним из ближайших предшественников Либиха. Шпренгель, писал, что растения – из неорганических веществ, получаемых ими из почвы и воздуха, образуют тела органические с помощью света, тепла, электричества и влаги. Объяснение падения урожаев при непрерывной культуре он видел в том, что минеральные вещества необходимы для жизни растений и потому должны возмещаться в почве. При этом Шпренгель не отрицал одновременного использования растениями, кроме главного источника углерода, углекислоты воздуха, также и перегноя почвы корнями. Недостаток фактических данных не позволил ему более четко поставить вопрос о значении гумуса в питании растений, однако развитые Шпренгелем представления и питании растений имеют серьезное значение в развитии агрохимии.
Либих вывел закон минимума, согласно которому внесение любого количества минеральных веществ не даст результата пока не будет ликвидирован недостаток веществ, содержащихся в минимальном количестве. Так же Либих вывел закон возврата, указывающий на необходимость возврата в почву веществ, взятых оттуда растениями. Вклад русских ученых. Болотов А.Т. в течение ряда десятилетий занимался вопросами сельского хозяйства и сыграл большую роль в развитии русской агрономии. Большое внимание им уделено удобрению почв. Им опубликовано более 20 статей по вопросам использования удобрений. Хранить навоз он рекомендовал не под животными, а в специальных навозохранилищах в уплотненных кучах. В статье «О навозных солях» А.Т.Болотов пишет об образовании из органических удобрений доступных растениям питательных веществ. В своей капитальной работе «О разделении полей» (1771) и других трудах Болотов впервые в России печатно предложил широко вводить севооборот, определять приёмы возделывания культурных растений, исходя из местных природных условий (прежде всего, погоды и почвы), выступал за своевременность и пропорциональность внесения удобрений даже на чернозёмах. Его интересовало всё: от борьбы с сорняками на пшеничных полях до получения крахмала из картофеля с помощью машин. Он составил первое русское ботаническое описание сорных, лекарственных и культурных растений. М.Г.Павлов, являвшийся профессором Московского университета, читал лекции по физике, технологии, лесоводству, сельскому хозяйству и руководил земледельческой школой. Он впервые в России увязал химию с агрономией. В 1825 г. М.Г.Павловым издан труд Земледельческая химия. Удобрить почву, по М.Г.Павлову, значит сделать ее более плодоносной. Землеудобрение может быть осуществлено с целью улучшения физических свойств или устранения кислот, или ускорения разрушения органических веществ почвы, или повышения плодородия. Целью последнего, по Павлову, является умножение в почве питательных веществ или по крайней мере возвращение того, что похищается из земли возрастающими на ней растениями с помощью органических удобрений. А.П.Пошман в своей книге Наставление о приготовлении сухих и влажных туков, служащих к удобрению пашен (1809) высказал соображение о том, что в удобрении действующим началом являются щелочно-соляные вещества, содержащиеся в навозе и в золе, иначе говоря, минеральные вещества, которые и служат пищей для растений. Таким образом, за много лет до опубликования Ю.Либихом теории минерального питания Болотов и Пошман писали о значении минеральных солей в питании растений. Работы этих ученых относятся к первому, начальному периоду в развитии агрохимии, когда главным образом накапливались сведения о питании растений и удобрении и делались попытки обобщения накопленного опыта. Обобщение сведений о питании и удобрении, привело Комова в конце 18-го века к выводу о важной роли гумуса в питании растений, а в начале 19-го века, обобщая данные по удобрениям, Пошман пришел к заключению, что в удобрениях действующим началом является минеральная часть. Первые печатные работы Прянишникова появляются к 1889 г. Это были сообщения об опытах с минеральными удобрениями под сахарную свеклу во время производственной практики при Боринском сахарном заводе (Липецкая область), а также статьи об условиях хозяйствования на Черноморском побережье и о факторах урожайности в степной зоне, содержавшие результаты наблюдений Дмитрия Николаевича во время его поездок на лечение легких в Сухуми и Самарскую губернию. Весной 1892 г. Петровская академия командирует его на два года за границу для ознакомления с работами виднейших агрохимиков. Экспериментальную работу он вел в лабораториях А.Коха (Геттинген), Ж.Дюкло (Пастеровский институт в Париже) и Э. Шульце (Цюрих). У Шульце Дмитрий Николаевич начал исследования в области превращения белковых веществ в растениях, сделавшие его имя известным. В то время аспарагин считался первичным продуктом распада белка. Известный немецкий физиолог растений В.Пфеффер считал аспарагин транспортной формой азотсодержащих веществ в растениях. Прянишников выдвинул новую гипотезу, согласно которой аспарагин в организме синтезируется из аммиака, образующегося при распаде белка. Синтез аспарагина в растениях – это способ связывания и обезвреживания аммиака, утверждал Прянишников, т.к. его накопление в растительных тканях приводит к отравлению. Многие годы Прянишников продолжал разрабатывать свою теорию, проводя новые опыты, выступая с докладами, публикуя теоретические обобщения в отечественных и зарубежных изданиях. Эта теория, имевшая в то время принципиальное значение, сначала была встречена в штыки, особенно Пфеффером, который считал ее ошибочной. Поддержал Прянишникова только К.А. Тимирязев. Лишь много лет спустя, к 1920 г., правоту ученого признали другие видные биохимики и физиологи растений, среди которых был и Руланд, преемник Пфеффера. Прянишников всегда старался использовать полученные ранее результаты в практике земледелия. В науке тогда безраздельно господствовало мнение, что культурные растения могут питаться только нитратным азотом. Этому способствовали три обстоятельства: широкое применение чилийской селитры (нитрата натрия) давало хорошие результаты, результаты опытов свидетельствовали, что нитратный азот усваивается лучше, чем аммонийный, и, наконец, в почве были открыты нитрифицирующие бактерии, превращающие аммиак в нитраты. Прянишников же считал, что «если растение может обезвреживать и использовать аммиак, высвобождающийся при конечном распаде белка в организме, то не логично ли допустить, что и аммиак, поступивший в растение из внешней среды, оно также в состоянии сперва перевести в безвредный аспарагин, а затем пустить в новый синтез аминокислот и белка». Для доказательства своей правоты Прянишников провел опыты с молодыми растениями, в которых источником азота служил нитрат аммония (аммиачная селитра). Он обнаружил, что довольно быстро становилось заметным подкисление раствора, окружавшего корни. Поскольку химически нейтральная соль нитрата аммония при растворении в воде легко диссоциирует на ионы NH4+ и NO3–, в растворе могут находиться только аммиак и азотная кислота: NH4NO3 + H2O подкисление раствора могло быть вызвано только тем, что растение поглощает аммиак быстрее, чем азотную кислоту, которая накапливается. Это доказывает, что растения поглощают больше азота в форме аммиака, а не нитратов. Ученый установил, что в процессах синтеза органических азотсодержащих соединений растения непосредственно могут использовать только аммиак. Поступающий в растения азот, прежде чем вступать в реакции биосинтеза, превращается в аммиак. На это требуется много энергии, поэтому аммиачный азот – более экономичный источник азота, чем нитратный. Отсюда следует и знаменитое положение Прянишникова: аммиак является альфой и омегой превращения азотистых веществ в растениях. С аммиака начинается синтез сложных органических соединений, содержащих азот, и аммиаком же заканчивается распад этих соединений в растительном организме. Ученый установил, что нитратные формы азотных удобрений дают лучший эффект на кислых почвах, а аммиачные – на нейтральных. Дмитрий Николаевич называл азотнокислый аммоний удобрением будущего, имея в виду высокое содержание азота в этой соли (почти 35%) и наличие в ней одновременно двух форм азота – восстановленной (NH4+) и окисленной (NO3–). Это дает растениям возможность выбора той формы, которая им наиболее подходит. Предвидение ученого сбылось еще при жизни. В период первой мировой войны был изобретен промышленный способ получения синтетического азотнокислого аммония из азота атмосферы. В настоящее время аммиачная селитра является главным азотным удобрением.
Плодородие почвы. Плодородие почвы, способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. Различают потенциальное (естественное) и эффективное плодородие. Потенциальное плодородие определяется общим запасом в почве питательных веществ, влаги, а также другими условиями жизни растений. Эффективное (или актуальное, экономическое) плодородие — возможность использования элементов плодородия растениями в данном году; зависит прежде всего от проведения всего комплекса агротехнических мероприятий. При большом потенциальном плодородии почвы эффективное может быть небольшим, и наоборот, при соответствующем уровне агротехники можно обеспечить высокое эффективное плодородие малоплодородных почв. Эффективное плодородие — очень динамичное свойство почвы, способное быстро изменяться под влиянием природных условий и агротехнических приёмов. Важнейшие факторы плодородия: · содержание необходимых для растений питательных веществ и их формы; · наличие доступной для растений влаги, уровень устойчивости влажности; · хорошая аэрация почвы как важное условие развития корневых систем, а также жизнедеятельности микроорганизмов, обеспечивающих разложение органических и накопление питательных веществ в форме, усвояемой для высших растений; · механических состав, структурное состояние и строение; содержание токсических веществ; реакция и др.
Сумма этих свойств определяет уровень культурного состояния почвы.
Все элементы плодородия взаимосвязаны, оно зависит от факторов почвообразования: климата, почвообразующих пород, естественной и культурной растительности, рельефа, но особенно большое значение для уровня плодородия имеет характер использования почвы. Главным приём регулирования запасов питательных веществ в почве, в особенности в доступных растениям подвижных формах, — внесение минеральных и органических удобрений. Существенное значение имеют введение в севообороты бобовых культур и улучшение условий для жизнедеятельности азотобактера и других организмов, усваивающих азот из атмосферы. Устранение повышенной кислотности достигается известкованием почв, а повышенной щёлочности (солонцы) — гипсованием почв. Важное условие плодородия — отсутствие в почве избыточного количества легкорастворимых солей, главным образом хлоридов и сульфатов натрия и отчасти магния, кальция и др. катионов. Для устранения избытка солей применяют промывание почвы, а для предупреждения накопления солей — правильный поливной режим, дренаж и др. Плодородие сильно снижается при наличии в ней вредных химических соединений (закисных соединений железа, подвижных соединений алюминия), накапливающихся обычно в условиях застойного переувлажнения. Регулирование запасов влаги в почве достигается с помощью агротехнических и гидротехнических мероприятий (зяблевая вспашка, снегозадержание, ранневесеннее боронование, междурядная обработка посевов, орошение, осушение и др.). Наиболее высоким эффективным плодородием характеризуются почвы, которые наряду с достаточным количеством влаги имеют хорошую аэрацию. Низкое плодородие почвы нередко зависит от наличия патогенных организмов. Устранение их химическими (стерилизация, внесение фунгицидов, нематоцидов и др.) и агротехническими средствами (севооборот, обработка) резко повышает эффективное плодородие. При правильном использовании почв их плодородие не только не снижается, но постоянно.
Содержание элементов в растении. Все элементы подразделяют на три группы, иногда выделяют четыре. К первой группе относятся элементы – орагногены. Эти элементы составляют основу клетки: C – 45% от сухой массы тканей. O – 42% H – 6,5% N – 1,5% иногда к этим элементам причисляют еще и P.
Ко второй группе относятся макроэлементы или зольные вещества. K, Ca, Mg, S, Р. На них приходится около 5% сухой массы ткани.
К третьей группе относятся микроэлементы. B, Mo, Co, Zn, Mn, Cu. Эти элементы содержатся в растении в количестве порядка 10-5% и играют весьма важную роль в обмене веществ.
В процессе жизнедеятельности некоторые элементы могут использоваться повторно, оттекая из более старых органов в более молодые. Такой процесс называется реутилизацией, а элементы – реутилизируемыми. К реутилизируемым элементам относятся: N, P, K, Mg. Остальные микро и макроэлементы – не имеют этого свойства.
Date: 2016-07-05; view: 3622; Нарушение авторских прав |