Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Явления, которые ничего не доказывают





Джонатан Эдвардс

Оглавление

Предисловие

Введение

 

Раздел I. Явления, которые ничего не доказывают

1. Когда происходит нечто необычное

2. Необычные воздействия на человеческое тело

3. Когда о религии много говорят

4. Необычные воздействия на воображение человека

5. Многих вдохновляет пример других

6. О безрассудном и непоследовательном поведении

7. О некоторых ошибках в суждениях (или даже сатанинском обмане)

8. О тех, кто впадает в ересь и грех

9. Множество проповедей об ужасах ада

 

Раздел II. Сказанное Писаниями доказывает, что Бог действует

1. Когда пробуждается почитание истинного Иисуса

2. Когда царство сатаны терпит натиск

3. Когда у людей возрастает любовь к Писаниям

4. Когда люди встают на путь истины

5. Когда возрастает любовь к Богу и человеку

Заключение к двум первым разделам

 

Раздел III. Некоторые практические выводы

1. Это возрождение подлинно

2. Мы не должны препятствовать этому подлинному возрождению

3. Пусть друзья возрождения будут осторожны

 

Грешники в руках разгневанного Бога (Проповедь Джонатана Эдвардса, произнесенная в 1741 году)

Некоторые замечания о книгах Дж. Эдвардса

 

 

Предисловие

Теперь прошло уже более двух столетий с тех пор как Джона­тан Эдвардс произнес проповедь, которая легла в основу этой книги. Обстоятельства, при которых она была произнесена, дос­таточно интересны и вполне оправдывают постоянное ее переиз­дание, и все-таки причина появления этой книги кроется в дру­гом. Эдвардс произнес эту проповедь, а затем решил ее опублико­вать потому, что, как ему казалось, его братья по вере не знали, как определить, Бог ли совершает Свою работу в тех или иных обстоятельствах. Если это было важно во времена Эдвардса, то сегодня — тем более.

Время от времени мы слышим о том, что в Божьей церкви про­исходит нечто странное. Одни тотчас это принимают и сами хо­тят испытать нечто подобное, другие сразу же осуждают. Вполне возможно, что у тех и других недостает проницательности. Пояс­ню подробнее.

Джонатан Эдвардс был пастором конгрегационалистской Церк­ви в Нортхэмптоне, Новая Англия. Несмотря на то что его служе­ние, а также служение его предшественника (и деда) Соломона Стоддарда имело обильные благословения, к 1740 г. широко рас­пространилось мнение о том, что распространение истинного хри­стианства в этом районе находится на довольно низком уровне. Однако в 1740 г. ситуация начала меняться, и вскоре многим ста­ло ясно, что Бог совершает здесь большую работу. К концу мая того же года об этом говорили как о самом великом возрождении, когда-либо совершавшемся в Америке. В немалой степени этому способствовал приезд в октябре того же года знаменитого еванге­листа Джорджа Уайтфилда. Уайтфилд пробыл там всего лишь десять дней, но даже после его отъезда интерес к религии продол­жал расти. Многие глубоко осознали свою греховность, и немало их с радостью приняли Божье спасение. Затем в 1742 г. возрожде­ние начало постепенно распространяться по окрестным районам, и «когда в 1741 году весна сменилась летом, никто не мог точно сосчитать, сколько мест стали свидетелями возрождения. Церк­ви, которые в начале года были холодными и сухими, к концу года преобразились» [1] .

Восьмого июля того же года (1741) Джонатан Эдвардс пропо­ведовал неподалеку от Энфилда. Возрождение еще не коснулось этого города, и жители как будто этому радовались. Эдвардс чи­тал свою, теперь уже ставшую знаменитой, проповедь под назва­нием «Грешники в руках разгневанного Бога», которая тоже вош­ла в эту книгу. Результат был просто потрясающим. К концу про­поведи многие — если не все — «преклонили колени, с глубоким трепетом осознавая свой грех и нависшую над ними опасность». Проповедь еще не завершилась, а уже отовсюду раздавались сто­ны и крики тех, кто ощутил свой грех, и некоторые восклицали: «Что мне делать, чтобы спастись?» Картина была потрясающей, и Мюррей добавляет: «Таких дней было много в 1741 году» [2] .

Это великое возрождение завершилось к концу 1743 г., но его последствия еще долго давали о себе знать. Эдвардс и другие свидетельствовали о немалом количестве тех — речь шла о ты­сячах, — чьи жизни преобразилась и кто (говоря осторожным языком того времени) «давал надежду на обращение». Мы, ко­нечно, можем предположить, что все христиане радовались тому, что произошло.

Однако это было не так; на самом деле наблюдалось серьезное противостояние этому процессу. Во-первых, некоторые просто молчали; служители так упорно молчали о возрождении, что их оппозиция стала очевидной всем. К 1742 г. она приняла еще более открытый характер, и начались горячие споры. Анонимно было опубликовано послание из 89 страниц, которое предварялось длин­ным введением. В нем возрождение оценивалось как простой фа­натизм, и автор введения особенно яростно выступал против свя­зи возрождения с теми удивительными последствиями физичес­кого характера, к которым оно приводило. По его мнению, между такого рода явлениями и работой Святого Духа не было ничего общего. Упомянутые «последствия» начали обнаруживаться в 1741 г. В мае этого года Джонатан Эдвардс проповедовал в одном частном доме, и несколько человек из собрания «столь сильно ощутили величие и славу божественного», что это лишило их силы, «очень зримо сказавшись на их телах». Позднее это стало привычным и послужило основанием — а может быть, и предлогом — для немалой критики. Одни критиковали возрождение по­тому, что из-за него христианство стало предметом пересудов, другие пытались отделаться поверхностными объяснениями; они говорили, что причиной переживаний стала живая проповедь об аде: люди просто перепугались, а потом, как они утверждали, одни просто стали подражать другим, и началась массовая истерия.

Все это рассматривалось как доказательство того, что Святой Дух здесь ни при чем. Именно на возражения этих людей Эдвардс и ответил в своей работе «Отличительные признаки». Сначала он перечисляет девять явлений, которые, как он утверждает, вооб­ще ничего не доказывают, потом называет еще пять, о которых, как он подчеркивает, Писания говорят, что они надежны, и затем называет некоторые признаки, доказывающие, что Святой Дух поистнне действует. Наконец, он обстоятельно соотносит ска­занное с конкретной жизнью — и все это (по-видимому) в ходе одной проповеди! Нас, наверное, сильно удивит идея такой про­поведи (или таких проповедей); «Грешники в руках разгневанно­го Бога» имеют сходную структуру. Нет сомнений в том, что вре­мена, в которые жил Эдвардс, сильно отличаются от наших и что его современники гораздо больше привыкли слушать строго ар­гументированные проповеди. Нам не стоит об этом забывать, но в то же время проповедникам надо следить за тем, чтобы не исполь­зовать эту особенность в оправдание! Больше мысли, больше ло­гики, упорядоченности и образности, больше связи с жизнью, — все это могло бы улучшить наши проповеди, и, быть может, тогда Бог привел бы нас к новому Великому пробуждению.

Мы тоже живем в то время, когда истинное христианство на­ходится в плачевном состоянии. В наших церквах почти не совер­шается подлинных обращений, и, что еще хуже, никого это, не­видимому, особенно не волнует. Однако время от времени до нас доносятся удивительные сообщения о том, что происходят какие-то странные вещи.

Как и во времена Эдвардса, находятся люди, критикующие эти странности; они нередко прибегают к тем же доводам, которые использовали противники Эдвардса: «Это просто массовая исте­рия; это не имеет ничего общего с работой Святого Духа».

Тем не менее раздаются голоса и других людей, готовых при­знать, что все новое и, по-видимому, мощное несомненно исходит от Бога; при этом у них нет никаких критериев проверки, они не способны найти подлинные отличия. Даже любое естественное стремление узнать, что же на самом деле происходит, восприни­мается как (или почти как) хула на Святого Духа.

Работа Эдвардса как нельзя лучше отвечает обеим точкам зре­ния. Нам непременно надо усвоить уроки автора. Надо отбросить предрассудки и радоваться Божьему милосердию, изливающему­ся на нас. Однако если Он не действует, если существует какое-то другое (быть может, зловещее) объяснение тому, что происходит, нам надо знать и это. Мы не можем позволить себе быть доверчи­выми. Но как об этом узнать? Эдвардс нам расскажет; он расска­жет, на чем не следует основывать свое суждение; он покажет нам, как сделать его правильным. Именно поэтому и появилась данная книга. Мы постарались как можно ненавязчивее привес­ти язык Эдвардса в соотвествие с нормами современного языка, но его аргументация осталась нетронутой. Когда эта книга была в печати, об Эдвардсе снова заговорили в церквах; его вклад при­знают и восхищаются им; раздаются заявления, которые еще раз доказывают нам это. Тем не менее, мне кажется, что его непра­вильно понимают и, может быть, потому, что тексты его пропове­дей трудны для современно читателя. Были сделаны выводы, ко­торые якобы могли им поддерживаться, но которые на самом деле противоречат его взглядам. На него, в частности, ссылаются как на человека, который считал, что упомянутые критерии удостове­ряют те странные явления, которые имеют место. Однако он ни­когда не делал такого вывода; его работу надо читать снова и снова, и я надеюсь, что эта книга даст такую возможность мно­гим, кто иначе никогда бы не обратился к наследию Эдвардса.

Можем ли мы ему доверять? Да, можем. Не потому, что он был одним из величайших умов, когда-либо появлявшихся в Америке, а потому, что он обращает нас к Писаниям. Только они могут осветить тьму нашего разума; они подскажут нам, как правильно оценить события. Эти критерии окажутся действенными в лю­бой ситуации: как сейчас (два столетия спустя после смерти Эд­вардса), так и через два века после нас, когда мы тоже умрем и нас давно позабудут.

Я убежден, что сегодня одна из величайших потребностей хри­стианской церкви — потребность различать истину и ложь, и с годами она будет только возрастать. Да благословит Бог слова раба его Эдвардса, когда мы будем с его помощью погружаться в мир Писания, и да воздастся единому Богу слава ныне и вовеки.

Дж. Б.

 

 

Введение

Складывается впечатление, что в наши дни все говорят о Святом Духе и спорят о работе, которую Он совершает. Однако похоже, что немногие знают, как определить, ког­да Святой Дух начинает действовать, как отличить ис­тинное от ложного. Данная книга написана для того, что­бы помочь в этом разобраться.

Времена апостолов, как никакая другая эпоха, были обо­гащены знанием силы Святого Духа. Его чудотворные дары изливались на людей в изобилии; кроме того, Он действовал, убеждая многих мужчин и женщин в их гре­ховности и превращая их в святых учеников Христа. В то же время таким же деятельным был и дьявол, совершав­ший ложные чудеса и распространявший ложные пропо­веди. Новый Завет снова и снова показывает, что всюду были те, кто подражал Божьей работе. По этой причине совершенно необходимо, чтобы Христовой церкви были известны ясные признаки и отличительные особенности Божьей работы, дабы христиане могли отличать истин­ное от ложного и не впадать в заблуждение. В Новом За­вете есть глава, в которой этой проблеме уделяется особое внимание, — это глава 4 Первого послания Иоанна. Бо­лее подробно, чем в каком-либо другом месте Библии, в ней рассказывается о том, как нам узнать, когда Бог дей­ствительно совершает Свою работу. Иоанн предлагает нам несколько способов определения подлинности рабо­ты Духа, чтобы полностью быть уверенным в том, что все понимают его правильно. Апостол делает это доста­точно ясно, давая нам, возможность использовать его надежные правила в наших церквах. Поэтому вызывает удивление тот факт, что сегодня этой главе не уделяется достаточно­го внимания, так как в противном случае многих ошибок можно было бы избежать.

Иоанн начинает с упоминания о том, что нам известно: мы — принадлежим Христу, когда в нас пребывает Его Дух. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3:23). Из этого отрывка мы узнаем, что апос­тол не просто хочет, чтобы мы знали, как отличить ис­тинное пророчество от ложного или богоданное чудо от чуда лживого: он хочет также, чтобы мы знали, когда Дух действует в его народе, спасая его и помогая возрастать во Христе. Это станет для нас более очевидным, когда мы рассмотрим то, о чем он говорит.

Однако прежде чем начать разговор о том, как отли­чить истинное от ложного, Иоанн предостерегает нас от опасностей двух видов.

Первое предостережение таково: не надо с легкостью верить всему тому, что заявляет о себе, как об истинной работе Духа. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Не все, что нам кажется Божьими действиями, в действительности является таковым, и это важно понимать.

Второе предостережение говорит о том, «что много лже­пророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Эти люди не толь­ко утверждают, что получили великие откровения от Бога, но и заявляют, что причислены к избранному небом на­роду, что они более святы, чем другие! Этот стих повеле­вает нам осторожно относиться к обоим заявлениям. К сожалению, мы не можем верить всему, что говорят люди, и равным образом не можем предполагать, что любая дей­ствующая сила есть сила Божья.

Поэтому, обращаясь к данной главе, я хочу дать вам надежные доказательства, которые помогут понять, что Бог действует, дабы вы могли правильно оценивать про­исходящее с вами или с кем-то другим. Нам надо пони­мать, что Бог дал Библию для того, чтобы руководить нами в делах духовных; она непогрешима во всем, что нам надо знать. Не надо бояться доверять правилам, которые даны Богом; Библия проникнута Святым Духом, и Он достаточно сведущ для того, чтобы правильно описать Свою собственную работу! Вдобавок Он дал нам руко­водство, необходимое для того, чтобы и мы смогли ее уз­нать.

Как я уже сказал, Дух стремится к тому, чтобы в данной главе — полнее, чем где-либо еще, — дать нам эти прави­ла. Поэтому в настоящей книге я не стану исследовать другие Писания с целью узнать, какие еще правила они нам дают; я ограничусь лишь этой главой. Ее вполне дос­таточно, и, я думаю, она нам очень поможет.

Однако, поскольку нынешнее возрождение навлекло па себя немало критики, я не могу сразу же рассматривать те процессы, которые подтверждают: в данном случае Бог действительно совершает Свою работу. Указывая на какие-то отдельные события, люди говорят: «Это доказы­вает, что Бог здесь ни при чем; следовательно возрожде­ние ложно». Это серьезное обвинение, и я должен на него ответить. Поэтому прежде всего я рассмотрю некоторые явления, воспринимаемые как доказательство, что это возрождение ложно, и покажу, что они ничего такого не доказывают! По сути дела, я покажу, что они вообще ни­чего не доказывают, ни хорошего, ни плохого. Они не до­казывают, что Бог действительно совершает Свою рабо­ту (хотя некоторые готовы утверждать обратное), равно как не доказывают, что работа ложна (хотя есть люди, готовые утверждать именно это).

Что же это такое, что не доказывает ничего?

 

Раздел 1

Явления, которые ничего не доказывают

Date: 2016-07-18; view: 212; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию