Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виктимология насилия





Упражнение «Отгадай чувство»

Используется тот же лист ватмана, что и в предыдущем упражнении, фломастеры, карточки с наименованиями чувств.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой написано наименование одного из чувств. По очереди один из вас постарается без слов изобразить, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных — назвать испытываемое чувство. Как только название чувства, написанного на карточке, прозвучит, изображать свое чувство начинает следующий участник — по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».

Обсуждение: Что было легче — изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче — положительные или отрицательные?

Упражнение «Что я сейчас чувствую»

Инструкция: «Теперь попробуем как можно точнее назвать чувство, которое вы сейчас чувствуете. По очереди каждый из вас прислушается к себе и постарается довести чувство до максимума — изобразить его в преувеличенной, даже гротескной форме. Группа попытается отгадать, что это за чувство. Если группе это не удастся, вы сами подробно опишете ваши чувства».

Обсуждение: Было ли кому-нибудь приятно «распалять» свои чувства? Кому было неприятно это делать? Какие это были чувства?

Упражнение «Как это сказать по-русски»

Используются чистые карточки, лист ватмана и цветные фломастеры.

Инструкция: «Запишите, пожалуйста, на имеющихся у вас карточках, в каких выражениях можно сказать о чувствах, собранных нами. Затем сдайте карточки ведущему.

Теперь я буду читать ваши формулировки, а вы определите, куда мы должны записать эту формулировку: в раздел барьеров общения или в раздел открытого выражения чувств?

Теперь попытаемся дополнить каждый барьер общения открытым выражением чувства, а каждое открытое выражение чувств — вариантом, как можно это чувство на словах скрыть».

Лист ватмана делят пополам вертикальной чертой. Ведущий записывает на ватмане слева формулировки, которые


Глава 4

предлагают участники группы, справа — формулировки, которые скрывают чувства.

Нужно иметь в виду, что обе категории высказываний, открытое и скрытое выражение чувств, представляют собой не дихотомию, а скорее шкалу: «более-менее открыто» с плавным перетеканием одного в другое. Так, выражение: «Я считаю, что это хорошо звучит» более открыто, чем: «Это хорошо звучит». При выполнении этого упражнения нужно стремиться к максимальной открытости или закрытости категорий, чтобы участники научились отделять одно от другого.

Обсуждение: Все ли формулировки, записанные на ватмане, дают партнеру понять, что это именно вы испытываете чувство и что именно вы чувствуете? Нет ли в списке скрытых барьеров общения?

Упражнение «Чувство плюс поведение»

Инструкция: «Выберите любое чувство из нашего списка и постройте фразу, в которой вы открыто скажете вашему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишете поведение, которое его вызвало».

Обсуждение: Насколько точно и конкретно описано поведение партнера, вызвавшее названное чувство? Кто это сделал лучше всех?

Ролевая игра «Как ты меня порадовал»

Задается ситуация, скажем: выступление мужа перед советом директоров имело успех.

Инструкция: «Постарайтесь максимально открыто сказать мужу о своей радости и гордости за него. Точно опишите, что именно вызвало радость и гордость. Если в ответ вы услышите отговорки — будьте настойчивы, повторите при необходимости несколько раз.

Проследите за тем, сопровождалось ли выражение позитивных чувств соответствующим невербальным поведением, насколько точно было описано вызвавшее радость поведение.

Что было самым сложным при выражении чувств?»

Можно также предложить участникам обсудить следующую схему:

Схема «Позитивное отношение к собственным чувствам»

• Я имею право на любые чувства — как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

• Никто лучше меня не знает моих чувств.


Виктимология насилия

• Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с непосредственным участием этих других.

• Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

• Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.

• Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

• Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.

Домашнее задание

Участники получают задание: вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил им приятные чувства. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.

Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Выражение позитивных чувств»

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Пожалуйста, прочитайте ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам приятные чувства».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать о ваших чувствах? Сумеете ли вы быть настойчивыми в выражении позитивных чувств? Понадобится ли вам настойчивость?

Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Отражение позитивных чувств партнера»

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек испытывал приятные чувства.

Затем зачитайте описание ваших ситуаций».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать, что вы разделяете его чувства? Сумеете ли вы точно пересказать его чувства? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам настойчивость?

Ролевая игра «Негативные чувства»

Задается следующая ситуация:

Партнер А старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих или т. п.).


Глава 4

У партнера Б в этот день было очень много неприятностей на работе. Кроме того, Б никак не мог влезть в автобус и пришел немного позже, чем ожидалось. Б не звонил А, поскольку поблизости не было телефона, и поэтому он ничего не знает о планах партнера. А обижен и разозлен. Б раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.

Инструкция: «Попытайтесь понять партнера и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и попытайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда Б подходит к дверям.

Следите за тем, как участники выражают свои чувства. Постарайтесь заметить, связывают ли они чувства с описанием конкретного поведения партнера».

Обсуждение: Удалось ли участникам достичь какого-либо соглашения? Что могло бы помочь прийти к соглашению?

Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Выражение негативных чувств»

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам неприятные чувства».

Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Отражение негативных чувств партнера»

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек испытывал неприятные чувства, был чем-то разозлен, расстроен.

А теперь зачитайте описание ваших ситуаций».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно понять, что вам небезразличны его чувства?

Сумеете ли вы точно пересказать его чувства?

Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам настойчивость?

БЛОК 3. ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШАННОЙ И ВОСПРИНЯТОЙ ВСЕРЬЕЗ

Необходимо помнить, что все, что мы говорим другому человеку, на 100% слышим мы сами и только на 30% слышит он.

Знания правил слушания позволяет устанавливать контакт с собеседником. Слушание происходит в молчании, необходи-


Date: 2016-07-18; view: 217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию