Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виктимология насилия





узнали из этих диалогов? Результатом должен стать перечень разных способов борьбы со страхом.

Открытое выражение желаний и чувств — это, пожалуй, наиболее трудная тема тренинга уверенности в межличностных отношениях. Трудности здесь возникают по нескольким причинам. Первый этап тренинга открытого выражения чувств заключается в формировании умения отличать «барьеры межличностного общения» от открытости и истинности в выражении чувств.

Вот некоторые, наиболее часто встречающиеся и привычные «барьеры общения»:

• негативные оценки и ярлыки (оскорбления);

• советы;

• вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать);

• приказы;

• ложные аргументы;

• ирония, язвительность.

Упражнение «Распознавание барьеров»

Для упражнения используются специальные бланки по числу участников. При этом в левой колонке описаны реальные ситуации из жизни участников.

Инструкция: «В таблице в левой колонке дано описание ситуаций, в правой колонке — комментарии. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, закройте правую колонку таблицы и попробуйте прокомментировать описанные реакции — а затем переформулировать их в терминах открытого выражения чувств и желаний. Когда работа будет закончена, вы сможете сравнить ваши предложения с моими комментариями. Я не думаю, что отличия будут кардинальными...»

Пример:

Ситуация: Оценка, при необходимости — новая формулировка:
Муж хмуро ест борщ, приготовленный женой, время от времени отпуская критические замечания. Это ее наконец выводит из себя, и она говорит: «Ты что, целый вечер так надо мной издеваться будешь? Специально все делаешь, чтобы мне настроение испортить!» Вопрос, затем — ложная интерпретация. «Ты знаешь, твои критические замечания меня очень задевают. Я понимаю, что ты очень раздражен, и проще, наверное, будет прямо рассказать мне о причинах».

Глава 4

После полугодовой разлуки молодой человек приглашает девушку в кафе для того, чтобы отдать книги, которые у него остались. В течение получаса он пьет кофе и рассказывает анекдоты. Книгу он забыл принести. Девушка ожидала, что прежние отношения возобновятся, но ничего не говорит и уходит из кафе очень расстроенной. Бегство. «Знаешь, я думала, что ты мне скажешь, как тебе было плохо без меня. Но теперь я вижу, что пригласил ты меня просто со скуки, и если это так, мне не хотелось бы больше с тобой встречаться. Книгу можешь оставить на вахте в общежитии».

Упражнение «Чья проблема больше?»

Используются бланки для записи ситуаций по числу участников.

Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, ситуацию из ближайшего прошлого, когда у вас возникли разногласия с близким человеком. Запишите эту ситуацию на бланке.

Переверните листок и запишите на нем, в чем состояла ваша проблема, а в чем — проблема вашего партнера.

Пожалуйста, определите, чья проблема больше, и обоснуйте ваш выбор группе».

Обсуждение: Как вы считаете, могло ли быть соотношение проблем в этой ситуации иным, чем отметил участник? При каких условиях?

Упражнение «Поверх барьеров — пересказ объективного»

Инструкция: «Один из способов разрушения барьеров состоит в том, что, не отрицая явно слова партнера, мы соглашаемся с тем, с чем каждый может согласиться. Сейчас мы потренируемся в этом. Ваша задача будет состоять в том, чтобы ответить на стимульные фразы так, чтобы вся группа с этим согласилась. У каждого из вас есть список стимульных фраз, из него вы можете выбрать любую фразу или придумать свою собственную. Можете обращаться к любому члену группы. Он ответит на ваш «барьер», а затем произнесет свою собственную формулировку, обращаясь к новому члену группы».

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда вашу формулировку пересказывали в такой манере? Чувствовали ли вы рост агрессии или она снижалась? Какого типа барьеры труднее всего пересказывать позитивно?


Схема «Пересказ очевидного в барьерах общения»

БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ ПЕРЕСКАЗ ОЧЕВИДНОГО
• Негативные оценки и ярлыки (оскорбления) Ты несешь абсолютную чушь! Такого у нас еще не было! Это неверно! Конечно, бывает, что некоторые слова кажутся чушью. Да, у нас с тобой бывало разное. Многие вещи на первый взгляд кажутся неверными
• Советы Я бы тебе не советовал так со мной обращаться. Мой тебе совет — прекрати сейчас же! Не советую тебе меня злить. Многие твои советы помогали мне в прошлом. Трудно бывает прекратить уже начатое дело. Конечно, бывает, что некоторые мои слова тебя очень злят.
• Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) У тебя мозги есть или нет? Из какого места у тебя руки растут? Мозги есть у всех людей, и у меня тоже. Обычно руки растут из туловища.
• Приказы Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать! Да, некоторые мои слова могут тебя разозлить. Мне иногда бывает трудно замолчать, потому что многое хочется тебе сказать. Мне иногда приятнее побыть вместе с тобой. Плакать бывает очень трудно прекратить.
• Ложные аргументы Вы никогда ни в чем не идете мне навстречу! С вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы! Люди для вас ничего не значат! Ты меня не сможешь убедить в своей правоте, даже не пытайся! Бывает так, что у нас с вами разные интересы. Разные темы у людей вызывают разный интерес. К разным людям по-разному и относятся. Иногда убедить другого человека в своей правоте очень сложно.
• Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я! В иные дни я для тебя делаю больше, в иные — меньше. Действительно, ты много времени тратишь на уборку. Были периоды получше, были периоды похуже в твоей и моей жизни.

Глава 4


Упражнение «Что сложнее?»

Лист ватмана с подготовленными категориями для оценки:

• выражение позитивных чувств;

• отражение позитивных чувств;

• выражение негативных чувств;

• отражение негативных чувств.

Инструкция: «Пожалуйста, подойдите к ватману и дайте по 10-балльной шкале оценку степени сложности навыка для вас лично и определите частоту его использования. Для оценки используйте такую систему:

• Сложность: 1 — нет ничего проще, 5 — средняя степень сложности, 10 — почти невозможно для меня.

Частота использования: отметьте, в каком проценте случаев используется этот навык при возникновении соответствующего сильного чувства».

Затем следует обсуждение получившейся картины.

Упражнение «Чувства бывают разные»

Используется лист ватмана и разноцветные фломастеры.

Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы назвать каждому по пять чувств, безразлично, позитивных или негативных. Я буду записывать эти наименования на ватмане. Следите, пожалуйста, насколько точно я определю характер чувства».

Обсуждение: Что вы думаете по поводу получившегося списка? Нужно ли произвести какие-либо изменения или дополнения? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела! За всю нашу совместную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров! Уговоры очень нравятся многим людям. Им так приятнее выполнять свою работу.
• Ирония, язвительность Ну ты у меня и герой! Ты просто писаная красавица! На тебя теперь вся школа с восхищением смотрит! Иногда люди делают вещи, которыми хотели бы гордиться. Мама тоже мне часто раньше говорила, что я хороша. Бывает так, что человек приковывает всеобщее внимание.







Date: 2016-07-18; view: 388; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию