Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поучения перед Плащаницей в великую пятницу 1 page





 

Поучение первое

 

Отче! Избавь Меня от часа сего! — воскликнул Сын Божий, предузрев Свой близкий исход, и Сам же присовокупил: Но на сей час Я и пришел (Ин. 12, 27). Этот час настал. Пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец (Ин. 10, 11).

Таинственный, непостижимый час! Сын Божий преисполнен внутренних и внешних скорбей до последней степени, до последнего вздоха. «И ждал я сострадающего мне — и не было, и утешителей — и не нашел» (см. Пс. 68, 21). «Утешение Израиля» (см. Ак. 2, 25), Друг и Покровитель всех угнетенных, забытых, несчастных и отверженных, всеми оставлен, Он, Спаситель, взывал к Богу Отцу: Боже, Боже мой, вонми Мне! Для чего Ты оставил Меня (Пс. 21, 2). Целитель сокрушенных сердец испытал боль заушения, терноношения, бичевания. Он «возопил громким голосом» (Мф. 27, 50), со слезами, ибо видел, что удалить страдания невозможно.

Но что значит эта боль в сравнении с душевными страданиями, испытанными Иисусом Христом при виде бессердечности окружавшей Его среды? Этими печалями неисцелимо болела Божественная душа до минуты, когда предала себя в руки Бога Отца. Предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство прислуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки от Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, крестоношение по улицам многолюдной столицы, стыд обнажения среди самодовольно-невежественных зрителей, злорадования, брань сораспятого злодея...

О, поистине возлюбленный Спаситель наш понес на Себе наказание и грехи всего мира. Только разве вечная мука может быть равной «болезни неисцельной», какую испытало сердце Человеколюбца.

Начальник жизни, Чудотворец, возвращавший других к жизни, обречен на смерть. Умирает Он. Умер. За грехи наши умер! Вечное Слово Отчее, создавшее всяческое и возвестившее миру беспредельное милосердие к грешникам, смолкло.

Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы рассеять глубокую мертвую мглу извращенных дел и всем явить правду Божию, светлую, как свет и как полдень (Пс. 36, 6), зашло при непроницаемом мраке клеветы, даже с укорами в богохульстве. Страшный, непостижимый сей час! Нашим бренным очам видится один образ Божественного и Живоносного Тела Господа нашего Иисуса Христа. Тела безмолвного и бездыханного. «Он не имеет ни вида, ни славы, ни доброты; умален, отвращен, поруган» (см. Ис. 53, 2-3).

Придите же, отцы, матери, супруги, дети, старцы, юноши и девы; придите, сыны человеческие, окружим сей образ гроба нашего Спасителя. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас (Пс. 94, 6). Приидите, восплачем пред Господом, как одно осиротевшее семейство Его, как плоть от плоти Его и кость от костей Его. Отверзем внутренний слух нашего сердца. Пречистые язвы нашего Спасителя без внешнего голоса возвещают тайны спасения нашего. «Имеющий уши да услышит!» (Мф. 11, 15).

Слушайте и смотрите! Вот Царь царствующих и Господь господствующих имеет на Своей главе венец, не драгоценными камнями украшенный, а сплетенный из терния. Кто сплел для Жизнодавца этот многоболезненный венец? Человеческая гордость, безумное тщеславие. О, если мы действительно любим своего Спасителя, то в кротости, смирении и терпении сохраним закон веры и послушания слову Его во все дни жизни нашей, пока бьется в нас жизнь сердца. Если любим нашего Христа Спасителя, если нам кажется страшным день воспоминания Великой Пятницы, страданий Иисуса, то не станем прибавлять к болезненному Его терновому венцу терний своих грехов и беззаконий.

Слушайте и смотрите! Боголепное, пресветлое, просиявшее, как солнце (Мф. 17, 2) лицо Сына Божия руками презренных тварей поругано. Живущий в неприступном свете (1 Тим. 6, 16), «на Него же Ангелы не смеют без трепета взирати», не отвратил лица Своего Божественного от страданий затем, чтобы душам верующих возвратить в вечном царстве ангелоподобную красоту. Блюдите же себя, чтобы Безгрешный Первосвященник и Царь славы не отвратил от нас пресветлого Своего лица, когда явится во славе Своей, узрев наши лица, покрытые явными и тайными следами похоти и суеты. Если любим Спасителя нашего, то перестанем умножать своей преступной чувственностью, страстным самопрельщением перенесенных Им поруганий.

Слушайте и смотрите! Его зиждительные руки, благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие, растянуты, пронзены и пригвождены к древу смертной казни. Если любите Человеколюбца Христа, то не простирайте своих рук к хищению и неуважению чужой собственности, к насилию над трудом и силами своих ближних.

Слушайте и смотрите! Вот пречистые стопы, никогда по пути грешных не ходившие (см. Пс. 1, 1, 118, 32), вносившие с собой в жилища человеческие молитву, мир, отраду и вечное спасение, истерзаны, пронзены острием железа. Если любите благодетельнейшего Подвигоположника нашего спасения, то утверждайте себя в верном и неуклонном хождении по пути святых людей, Господу благоугодивших и благоугождающих.

Слушайте и смотрите! Иисус, Сын Божий, не имевший, где приклонить голову (Мф. 8, 20, Ак. 9, 58), где же, наконец, ее преклонил? На Кресте. Греха не сотворивший, Он умирает, как тягчайший грешник. Смиренный и бескорыстный, строгий к Себе,— людьми, Им облагодетельствованными, учениками, слушателями, свидетелями Его чудес и разума (св. Иоанн Златоуст), даже целым правительственным синедрионом обзывается «льстецом, обманывающим народ» (см. Ак. 23, 2, 5). «Ревнитель истины поруган сквернителями Церкви Божией» (блж. Августин).

Если любите Спасителя, то не бойтесь страданий, причиняемых своими и чужими, от сродников и от разбойников. Не бойтесь, если долгие дни и годы нашей жизни протекают среди мглы и хаоса сомнений, воздвигаемых неверием века, выдающего призраки за истину и принимающего истину за призраки. Спаситель всегда с теми, кто Его любит. Он, Добрый Пастырь, проведет нас сквозь дебри опасностей, искушений, заблуждений и страданий. Без Господа все это ужасно; с Тобою, мой Спаситель, это и все другое — не страшно!

Да напишется в сердцах наших неизгладимыми чертами Божественный образ «Распятаго за ны при Понтийстем Пилате». Лобызая устами и сердцем живоносные раны нас ради Пострадавшего, запечатлеем снова, пред этим изображением Страстей Христовых, нашу веру, надежду и любовь к Нему. Верующим сердцем над сим вместообразным гробом прольем слезы благодарности, хваления и поклонения, да и в день преславного Воскресения войдем в радость Господина своего (Мф. 25, 21). Аминь!

 

Поучение третье

Он изъязвлен был за грехи наши (Ис. 53, 5). Великий святой тайновидец своим духом созерцал страждущего Человека — поруганного, не имеющего ни вида, ни величия, и умаленного пред людьми (Ис. 53, 2—3). Этот Страдалец, поражаемый горестью и клеветой, в глазах пророка подобен незлобивому Агнцу безгласному. При всей лютости мучений не отверзает Своих уст. Он не сотворил никакого греха. В Его устах не было лести. Он не владел никаким имуществом; был беднее птиц, у которых есть гнезда, более одинок, чем затворник, у которого есть келья-пещера. И такой Человек был причтен к беззаконным; с ними был вознесен на Крест, повешен, умерщвлен.

За что же Он терпел так много? Почему Он испил до конца столь горькую чашу страданий беспредельных, несравненных даже для усеянной неправдой и злобой земли, небывалых ни прежде, ни после, никогда небывалых? Углубляясь в разрешение этих вопросов, пророк, свыше озаряемый, поведал тайну Божию. Он изъязвлен был за грехи наши, наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5).

Его смерть — цена искупления нашего спасения. Его язвы — исцеление для всех недужных. Его наказания — закон оправдания грешных: ранами Его мы исцелились.

Нужно ли ныне для нас, детей православной веры, истолкование пророческого видения, когда пред лицом всех находится живое изображение Того, Чье имя сокрыто пророком? Не вопиет ли громко небо и земля в настоящий день Великого Пятка, что распятый на Кресте Господь — Тот Самый Агнец, закланный за грехи мира, возвещенный боговдохновенным пророком? Не ту же ли истину поведал святой апостол Петр в своей проповеди, сказав: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2, 22-24).

Не во истолкование ли того же светозарного пророческого видения Дух Святый вложил в сердца благообразного Иосифа и благочестиво-мудрого Никодима воздать последний долг человечества «нас ради человек и нашего ради спасения» Пострадавшему, почтить Его Святейшее Тело как царское, одеть в богатую плащаницу, помазать благоуханным миром и положить в своем новом гробе?

Вспоминая ныне смерть Жизнодавца и не желая быть только равнодушными зрителями предлежащего образа, прочувствуем умом и сердцем великий догмат искупления всего мира. Содержание догмата возвышенно, но внятно: правосудие Божие изрекло безжалостный суд закона над преступниками, но милость Божия явилась посредницей примирения Бога с людьми. Милость и истина встретились, правда и мир облобызались (Пс. 84, 11),— пел Царь Давид. Сын Божий Своей волей пострадал за грешников, приобщился плоти и крови их, простер Свои пречистые руки на Кресте, возвестил, по выражению апостола Павла, мир вам, дальним и близким (Еф. 2, 16—17), примирил земное и небесное. Умер Единый, но искуплены все; ибо и осуждены все за грехи одного. Согрешил человек, а искупил Сын Божий. Он, Предвечный и Единородный, испил смертную чашу до последней капли в глубокой преданности воле Отчей, претерпел страдания и болезни адовы, испытал всю тяжесть и строгость Божественного правосудия.

Смерть Иисуса Христа попрала вечную смерть, оставаясь на все времена действительным врачевством, исцеляющим болезни души. Если кто страждет честолюбием, пусть помолится у гроба Униженного, называющего Себя Сыном Человеческим. Молитвенное обращение к Нему смирит, сокрушит злую человеческую гордыню.

Если кто связан духом любостяжательности, недугом сребролюбия, скупости, коварной алчности, то пусть представит своим больным завистью очам Иисуса, обнаженного на Кресте. Чье сердце не устыдится и не отвратится гадких стремлений прибытка и наживы?

Омраченные сластолюбием, невоздержанием, пьянством, сладострастием похотствующей крови и плоти, устыдитесь! Омойте нечистоту свою слезой покаяния, облобызайте благоговейным лобзанием образ Святейшего святых Спасителя Своего, положившего жизнь Свою за грешников: вы освятитесь, отойдете от святой плащаницы чистыми, как младенцы от купели святого Крещения!

Ободритесь, вы, терпящие напасти и всякие житейские искушения! Приникните к святой плащанице, изображающей Господа Иисуса, искушаемого всячески: Он только в силах нам, искушаемым, оказать помощь, оградить нас от искушений, освободить от немощей и зол.

Он, не сотворивший ни одного злого дела; Он, не мысливший ни о каком грехе, всем благотворивший, неблагодарностью и злобой человеческой преданный бесславию, позору, мучению и крестной смерти, оставил неумирающий пример терпения в скорбях для всех Своих последователей в Своих крестных Страстях. Он обещает награду на небесах и вечную славу всем приобщившимся страданиям Его на земле.

От предстоящего святейшего гроба Святая Церковь передает нам еще два безмолвные, но сильные поучения: бойтесь преследовать и обижать невинных, кротких, добрых людей, чтобы не уподобиться гонителям Иисуса Христа. Учитесь страдать за исполнение своего долга, за истину, за правду, как страдал наш Искупитель: тихо, молчаливо, мужественно.

После невыразимых томлений, после громкого вопля к Богу Отцу, после великого слова: Совершилось! (Ин. 19, 30) — крестный Страдалец испустил дух (Мк. 15, 37). Сомкнулись святые уста, угас небесный взор, непорочнейшее Тело объял холод смерти. Смерть вполне овладела своею жертвою; враги вполне могли бы ликовать: ведь смертью все заканчивается. Но их злобное торжество не было продолжительно, равно как и торжество самой смерти: ибо в третий день Иисус победно воскрес из мертвых!

Что же такое была смерть Иисуса Христа? Она не имела сходства со смертью, прекращающей человеческое бытие, какой умирают люди. Его смерть была смертью нашей смерти. Он Своею смертью «смерть попрал». Его смерть была последней данью страданий за нашу виновность, уплатой вечного долга, последним взносом оброка. Возмездие за грех, — говорит апостол, — смерть (Рим. 6, 23). Господь заплатил за нас этот тяжкий налог. А когда заплачен оброк, налог или долг, тогда уничтожаются, само собою, и притязания заимодавца. После смерти Господа ни смерть, ни грех произвольный, ни первородный не имеют уже прежней неограниченной силы и значения. Умер Начальник жизни, и апостол смело спрашивает: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? (1 Кор. 15, 55).

Преклоним колена и голову пред гробом Божественного Страдальца со скорбью сердца о своих грехах, с тоской сожаления о смерти неповинного Сына Божия, но и восстанем с радостью за победу, одержанную над смертью Христом, восхваляя устами и сердцем Пасху. Пасху спасительную, «Воскресения день». «Просветимся, людие» — мужи и жены, старцы, юноши и отроковицы. «Христос бо воста, веселие вечное». Аминь!

 

Поучение четвертое

Вот изображение Пречистого Тела Господня в том виде, как оно, снятое с Креста, положено было в гроб! Взирая на это изображение, не знаю, чем мне начать речь свою о Нем — словами или слезами.

Что мне сказать Тебе, с чем сравнить Тебя? Чему уподобить Тебя, чтобы утешить Тебя, кто может исцелить Тебя? (Плач. 2, 13). Такие плачевные звуки исторглись из сердца ветхозаветного скорбящего пророка, прозиравшего тайну страданий Иисуса Христа. Никто не утешил, никто не спас. Глазам нашим предстоит безмолвный гроб.

«Еще прежде солнца Солнце» зашло в гроб. «Жизнь во гробе полагается, и ангельские воинства ужасаются». Премудрость, веками неисчерпаемая,— в этом живоносном гробе: он вызывает в христианине все силы чувства, то возвышая их до неба, то низводя до сознания нашего ничтожества.

Говорить при гробе смертного человека нелегко; отверзать слово пред Плащаницей — страшно: сердце изнемогает под тяжестью сокрушающей скорби.

Плакать ли? Но Христос не хочет, чтобы плакали о Нем. Плачьте о себе и о детях ваших (Лк. 23, 28),— говорит Он, видя слезную, рыдающую тоску иерусалимских женщин.

Приблизимся ко гробу с полным благоговением, с верой и страхом Божиим и вглядимся в Божественный образ Страдальца, начертав в себе Его бессмертные черты.

Вот Он... Наставник мудрости, свидетельствовавший истину во всем своем величии. Он возвещал правые пути жизни всем без различия. Его поучения внятны старику и отроку, иудею и эллину, работнику и вельможе. Кому нужна святая истина? Всем, кому нужен свет. Да, всем нам. Примем же обет у гроба величайшего Свидетеля ее: искать истину, не вскрывать ее в неправде человеческих мнений, возглашать ее; не изменять ей даже тогда, когда за свидетельство ее ставят для нас позор и крест.

Вот Он, Друг и Благодетель человечества. Слепые, глухие, хромые, больные стекались к Нему. Мытари, блудницы — осмеянные, озлобленные, презираемые — приближались к Нему, и Он, Друг человечества, к ним братски приближался. Он был утехой и радостью скорбящего. Надо признаться, и ныне неисчислимое множество несчастных и множество погибающих, которым нужен голос любви, сострадания и благотворительности. Возьмем же у этого спасительного Гроба урок братства и любви к ближним: откроем им свое любящее сердце и будем стараться взыскивать погибших, поднимать падших и давать опору падающим.

Вот Он. Подвижник добродетели, это истинный Праведник. Даже ужаснейший в мире человек — Иуда — исповедал, что предал кровь неповинную (Мф. 27, 4). О, здесь каждая смертная язва на челе, в руках и ногах — свидетельство добродетели, чистоты, терпения и мужества. Нужно признаться, что напасти века не исчезли с лица земли. Бывают случаи, когда благочестие и добродетель вменяются в преступление, и честный человек вменяется со злодеями. Бывают ужасные случаи ослепления века. Но вот здесь показано, как сражаться с пороком, как терпеть, как вести себя в грозный час смерти!

Вот Он, в образе смертного. Его пречистое Тело, изъязвленное, истерзанное, лежит хладно, недвижимо, беззащитно, беспомощно. Смерть ужасна. Кому из нас не приходилось стоять у дорогих гробов? Кого из нас не ужасал один вид холодной, бесприветной, безгласной могилы!.. Кого из нас не томил вопрос: «Неужели только ради того и жил человек, чтобы его после трудной жизненной борьбы опустили в могилу бездыханным мертвецом? А дальше что будет? Неужели наше сердце, способное чувствовать, окаменеет? Неужели дух испарится, бесследно исчезнет? Неужели?»

Среди мглы и хаоса сомнений, вызываемых личными муками ума и сердца, легко принять призрак за истину и самую истину за призрак. Но Целитель сокрушенных сердец, Чудотворец, Сам Виновник жизни преклонив голову, предал дух (Ин. 19, 30), сошел во гроб, чтобы самый гроб сделать для нас дверью в царство жизни, света и блаженства. Божественные длани, распростертые на Кресте и теперь сложенные на персях, выразили желание любви Его: принять в Свои объятия грешников всех мест, времен и народов для празднования Вечной Пасхи.

Слушайте! Из живоносного гроба Спасителя раздается к нам краткое, но ободряющее изречение: Я не сужу его: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин. 12, 47—48). Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14, 1). Аминь!

 

Поучение пятое

 

Мы собрались воспомянуть то самое зрелище, которое выходил некогда смотреть народ израильский, по словам евангелиста Луки, бия себя в грудь (Лк. 23, 48) от ужаса. Видение страшное: поругана, оклеветана, изъязвлена позором в лице Христа правда, истина и красота. «Ужаснись о сем, бойся, небо, и да подвижутся основания земли!»

Приблизьтесь, дети, ко гробу Жизнодавца — Отца. Вот Тело Христа — окровавленное, изъязвленное, истерзанное, от ног до головы не имеющее целости. Это видение ужасом охватило душу пророка, который в тяжкой вдохновенной скорби мог только сказать: «Вижу Христа не имущим ни вида, ни величия; вид Его презрен и умален пред людьми» (Ис. 59, 2-3).

Посмотрите! Пречистая глава, которая Своей Премудростью устрояет и управляет судьбой и мира, и каждого человека; измыслившая дивное средство спасения мира,— эта глава до самого мозга изъязвлена колючим тернием. Словно сама земля, проклятая за дела человека, помогала окаянному делу беззаконников, возрастив терния на пречистую главу нашего Спасителя!

Посмотрите! Очи Спасителя нашего потемнели. Они залиты кровью и слезами. Потухли эти очи, которые так светло и спокойно смотрели на всех. Светлый взгляд ясных глаз Христа радовал и восхищал любящих Его, утешал печальных и горюющих, умилял жестокосердых и скупых и обращал к покаянию грешников всякого рода и всякого свойства.

Посмотрите! Лицо пречистое, на Фаворе сиявшее как солнце лучами Божественной славы, ныне имеет вид бездыханного трупа. На нем следы бесчестия, оплевания. Оно посинело от ударов безжалостной руки.

Посмотрите! Вот уста, проповедавшие правду и милость, научившие благоговеть перед добром, изливавшие истинные понятия о небесной любви. И на эти уста смерть наложила свою печать: закрыты они. Умолк прекрасный голос; неподвижен благоглаголивый язык. Ужасно! Кто же утешит плачущих сирот, бесприютных, бездомных, беспомощных и одиноких? Кто словом исцелит больных? Кто скажет грешнице: «Прощаются тебе многие грехи твои?» (Лк. 7, 47). Кто скажет нам, не умеющим сдерживать мук душевных, тоски сердца: «Перестаньте, не тужите, Я вас не осуждаю»?

Посмотрите на руки. От прикосновения их самая смерть содрогалась: выздоравливали неисцелимо недужные, мертвые восставали. Эти руки несли объятия и благословения счастья всему доброму, справедливому и прекрасному. Посмотрите, они измучены; они насквозь изъязвлены острыми, длинными железными гвоздями; на них были тяжелые цепи; они посинели от уз. И на пречистых ногах язвы, и ребра пронзены...

Зрелище ужасное. Распявшие Спасителя, приговорившие Его к распятию, их соучастники и единомышленники, приходившие смотреть Страдальца, приходили и возвращались в ужасе, бия себя в грудь. Неужели и мы отойдем от этого гроба, бия себя в грудь?

Не этого ждет от нас Спаситель. Внешние знаки участия и сострадания, бесспорно, не имеют в себе ничего неправильного. Но весьма часто в жизни внешнее выражение участия, сострадания, почтения не отвечает силе чувств внутренних — другими словами, бывает фальшиво. Нужно ли поминать у этого гроба про Иуду, который поцелуем и лобзанием предал Христа? Нужно ли вспоминать двоедушного Пилата, который много раз выражал усердие спасти Иисуса и сам же осудил Его на смерть?

Нет, у этого Креста для нас нужен другой пример сострадания. Вот пример Богоматери. Она, любившая Своего Сына, как ни одна из земнородных не может любить своих детей,— Она безмолвной стояла у Креста. И как привыкла слагать все глаголы Божий в Своем сердце, так и теперь втайне приносит Господу жертву терпения, преданности и упования.

Научимся из этого примера, что внутреннее сострадание дороже наружного, внутренняя молчаливая любовь сердечная ценнее внешней, внутренняя, умная молитва духовнее и выше наружной. Ныне из этого гроба и могилы слышится больше утешений, нежели в состоянии наговорить нам иные уста, полные лести, злобы, лжи, разврата, вероломства и коварства.

Кажется мне, что в эту минуту от Плащаницы всем нам говорит наш Божественный Страдалец. Слушайте, что Он говорит каждому из нас: «Я тебя возлюбил до конца, люби и ты Меня. Ничего Мне от тебя не нужно, только любви. Хочу твоей любви и ищу ее, стою день и ночь у твоего сердца. Для тебя я трудился, постился, алкал, жаждал, претерпел мучения и умер. За все это Я желаю получить от тебя одно: любви. Да любиши Мя!».

Судите сами, что нам сказать в ответ. Мне кажется, что у плащаницы каждый из нас должен отвечать этими библейскими словами:

Возлюблю Тебя, Господи, крепость и твердыня моя. Возлюблю Тя, Господи: Ты прибежище мое и избавитель мой, помощник мой и заступник мой (Пс. 17, 2—3). Аминь!

 

Поучение шестое

 

Совершилось! Неужели умер Он, наша надежда, наша радость и любовь? Да! Умер Богочеловек! Лютые муки заушения, терноношения, бичевания и распинания прекратились. Неисцелимые скорби душевные престали.

Гроб и Крест пред нами! Приблизься же, осиротелое семейство, к дорогому гробу, восплачь пред Господом (Пс. 94, 6). Вырази сочувствие беспредельным страданиям Того, Кто положил за тебя Свою душу (Ин. 10, 15—17). Грустно и тяжко, если в своих сердцах мы не найдем даже в этот час чувств, достойных для Целителя сокрушенных сердцем (Лк. 4, 18).

Взгляни, человек, Кто пригвожден на древе осуждения! Тот, Кто принес в мир Божий правду, Кто явил миру свет утешения и просвещения. Уйдите же от этого Гроба, клеветники! Удалитесь, богохульники! Вы загасили свет жизни в Спасителе, вы Спасителя Христа причли к душегубцам и злодеям!

Воззри, осиротевшее семейство, на эти зиждительные руки, благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие! Они растянуты и пригвождены к древу жизни. Удалитесь же от этого Гроба, все хищники — все те, на чьей совести лежат нераскаянно дела насилия и беззаконий!

Воззри, осиротевшее семейство, на эти поклоняемые стопы, вносившие в грады и села, в жилища человеческие мир, отраду и вечное спасение. Они истерзаны и прибиты к древу позора! Удалитесь же от этого Гроба, все сквернители, более Господа являющие себя ревнителями Церкви Божией,— все льстецы, обманывающие народ именем Христа и Сына Божия; духовенство, торгующее благодатью Святого Духа! Не прикасайтесь ко Гробу, все притязатели на славу человеческую, на богатство земное!

Судие и Ведче! Видим Твой во век незабвенный образ. Твое ли это лицо на древе проклятия, не имеющее ни вида, ни славы, ни величия? (Ис. 53, 2).

Скорбь наша по Тебе велика; ее не высказать словом, ее нельзя обнять даже мыслью. «Мене ради осужден» Ты, Господи!

Но и скорбь может быть неразумной и легко перейти в злое уныние. Незлобивый Господь наш не хотел этого. Поищем другой способ выразить Спасителю нашу любовь и скорбь.

Вот на персях почившего Страдальца возлежит завещание. Раскроем эту книгу и прочтем в ней указание и наставление о том, как нам жить и что делать. На ее страницах начертано: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14, 1). В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Кто любит Меня, тот и заповеди Мои соблюдет (Ин. 14, 15). Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Готовы мы, Господи, из рук Твоих принять и крест! Не дай нам изнемочь и пасть при несении его!

Но вот и еще: «Обещаю вам царство» (Лк. 22, 29). Дети Мои, да любите друг друга! Заповедь новую даю вам: да любите друг друга! (Ин. 13, 33-34).

В исполнении этих заветов заключаются средства успокоения и утешения против немощности телесной, ибо человеческий дух бодр, но плоть его немощна. Вот где средства спасения, да не растлится человеческая плоть, да не растлится дух человечества! Такова проповедь Креста и Гроба.

Вера и терпение до последнего дыхания жизни, любовь, и милосердие, и всепрощение без конца — такова сила Страстей Христовых.

«Покланяемся Страстем Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!» Аминь!

 

Поучение седьмое

 

Страшные празднества совершаются эти три дня в Церкви. В среду сердце наше было полно скорби и негодования на измену Иуды, предавшего за деньги совесть, Христа, Бога. Сердце наше и наша совесть были колеблемы смущением. А мы не способны ли дать коварное лобзание? Приходят на память случаи, когда поцелуй и вероломная речь продавали и дружбу, и святую любовь!

Вчера, в Четверг, мы поклонялись пречистым Страстям Христовым. Слушая эти Страсти, мы слышали голос человеческих страстей. Слышали мы о ленивых учениках, не решавшихся пожертвовать часом бодрствования для Того, Кто им был в Отца и Учителя. Видели злобных начальников, слышали о лицемерных фарисеях, слышали неправедный приговор суда, слышали про лицеприятного Пилата, слышали про клики грубой толпы, готовой покарать Праведника с мыслью, что она совершает доброе дело, исполняет некоторый подвиг... При слушании об этих неправдах опыт, и сердце, и совесть смущались. Невольно память вызывала в прошедшем много, много случаев, когда и мы бывали, говоря языком правды, палачами там, где около нас стояли малосильные, доверчивые, безвинные жертвы.

Благо и честь человеку, который не был, так или иначе, тираном. Обозрим постоянные явления обыденной нашей жизни. Вот слезы, пролитые в тиши домов от обидчика мужа, от нетерпеливой и лукавой жены, от грубого, непослушного сына, от непослушной и своенравной дочери, от обманчивого друга,— разве это не безвинная мука? А эти вздохи, конфузливая, униженная робость и страх людей, «маленьких» людей, нуждающихся и обремененных,— разве это не следствие диких человеческих страстей?

Вчера при таких размышлениях становилось грустно: зачем это все было? Зачем были мы жестоки и за что к нам были нежалостливы? Настает сегодня. Сегодня самый печальный день. Сегодня самые страсти замолкли. Сегодня вся Церковь плачет и не хочет даже дать верующим Литургию. Она предъявляет сегодня верующим только Гроб и Крест.

Стань, человек, над Плащаницей и Крестом! Скажи, что ты видишь, и — если ты в состоянии отчетливо отвечать — скажи, что ты чувствуешь?

Посмотри на своего Спасителя! Посмотри, вот Жертва человеческих страстей. В угодность им вами Она умучена! Но посмотри! Вид Жертвы трогателен... Сам Пилат, сам палач не мог при взгляде на Божественного Страдальца сказать другого слова: Се человек! (Ин. 19, 5). Что же нам, братья, делать? «Покаяться!»— говорит нам Евангелие, лежащее теперь на плащанице как завещание умершего Господа всем нам, оставшимся в живых.

«Примириться с Богом»,— говорит то же завещание. Всякий, кто грешен,— следовательно, всякий, кто человек,— примиритесь с Богом!

Перестаньте раздражать вашими грехами Всемогущего и Всеблагого. Перестаньте утомлять Его милосердие своим ожесточением, да не подвергнетесь тому, что будете плакать и умолять, но никто не услышит вас!

Примиритесь с Богом! Да падет каждый из нас пред этим Гробом и принесет исповедание слезное во всем том, чем он осквернил в себе душевную чистоту, чем нанес вольные и невольные удары своему Учителю и Спасителю. Только тогда и только тогда наше лобзание плащаницы будет чистое, а иначе оно будет лобзанием вероломного врага.

Врачу души! К Тебе повергаем свои болезнующие души: исцели нас, вздыхающих у подножия Креста Твоего. Тебе приносим свое сердце, в котором — увы! — житейская злоба уже разбила лучшие верования, лучшие упования. Мы стали неспособны понимать всю прелесть восторга: все туман и страсти в нас, во всем болезнь и раны неисцельные. Исцели нас, бедных христиан. Обнови, воскреси Своей чудной благодатью разбитое сердце...

Покланяемся Страстем Твоим, Христе!

Date: 2016-07-18; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию