Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смягчила ли нравы библейская мораль.
*Уроки истории* Евангельские призывы к милосердию, к любви ибратству всех людей раздались около двух тысячелетий тому назад.Протекшее с тех пор время насыщено жестокой борьбой между людьми:кровавыми войнами, страшнейшими массовыми насилиями, беспощаднойэксплуатацией одних людей другими. И как раз те люди, для которыхпроповедь евангельских учений о любви к ближнему являлась профессией,отличались наибольшей жестокостью и свирепостью. Пытки инквизиции,сожжение людей заживо, истребление десятков тысяч "еретиков" во времятак называемых религиозных войн - все это делали люди, признающиеНовый Завет своим руководством и знаменем. Складывавшиеся в ходеистории общественные отношения порождали определенные нравы;различного рода борьба людей между собой была связана с неминуемыможесточением, причем особую жестокость проявляли обычно представителиэксплуататорских классов. И новозаветные призывы к милосердию никогдане могли сыграть ни малейшей роли в отношении облагораживания исмягчения нравов, в отношении пресечения таких жестокостей, от одногорассказа о которых, как говорится, кровь стынет в жилах. Около полутора тысяч лет тому назад христианство сталогосударственной религией Римской империи. Постепенно онораспространилось на огромной территории, охватывающей не только всюЕвропу, но и многие страны других континентов земного шара. Допоявления христианства Библия была священной книгой маленькогоеврейского народа, игравшего незначительную роль в историческомразвитии древнего общества. С появлением и распространениемхристианства не только увеличился объем Библии (появился Новый Завет),но она стала священной книгой для сотен миллионов людей. Научила лиона их добру? Период господства христианской, стало быть библейской, идеологиипредставляет собой весьма мрачную картину. В начале его мы видимявление, которое получило название великого переселения народов. Этобыли грандиозные по тому времени войны, сопровождавшиеся массовымистреблением людей. В ходе этих войн и в ходе разложениярабовладельческих общественных порядков на территории Европы сложилосьнесколько государств, получивших название варварских королевств.Известный смысл в этом названии есть, ибо на смену античной культуре,действительно, пришло своего рода варварство. На протяжении несколькихстолетий, в течение которых окончательно установился феодальный строй,над Европой тяготел мрак средневекового варварства. Только в началенашего тысячелетия начинают пробиваться ростки новой культуры. Нравы той эпохи, в которую христианство стало господствующейрелигией, были грубыми и жестокими. В какой же мере принятиехристианства содействовало их смягчению и вообще улучшениювзаимоотношений между людьми, в какой мере Библия, которая сталасвященной книгой многих миллионов, повысила нравственный уровеньлюдей? Возьмем несколько исторических эпизодов, могущих служитьиллюстрациями в этом отношении. *Первые века христианства* В конце V века королем салическихфранков стал Хлодвиг. Он был сначала язычником; его жена Клотильдабыла ревностной христианкой, и отчасти под ее влиянием, отчасти вообщепод влиянием обстановки того времени король стал христианином.Крестивший его епископ Ремигий сопроводил торжественный обряд крещенияследующим обращением к новому христианину: "Склони выю, сикамбр (выя -шея, сикамбр - название одного германского племени. - И.К.), отнынепоклоняйся тому, что ты раньше сжигал, и сжигай то, чему поклонялся!"Это означало решительный поворот в судьбе Хлодвига. В самом деле,король принял религию, священная книга которой запрещает убийство,обязывает своих приверженцев любить друг друга и без каких бы то нибыло ограничений прощать обиды. Как же в дальнейшем жил Хлодвиг? Он поставил своей задачей захват всей Галлии (примерно территориятеперешней Франции). Всюду, где возникала какая-нибудь распря междуфеодальными властителями тех или иных земель, Хлодвиг немедленноввязывался в нее на стороне одного из них; добившись разгрома иубийства одного противника, Хлодвиг затем сам уничтожал другого изахватывал земли, из-за которых возник спор. Чтобы захватить, например, королевство рипуарских франков,Хлодвиг подговорил сначала сына короля Сигберта Хлодериха убить отца.Когда тот выполнил это "христианское" намерение (он тоже былхристианином, правда, арианского толка). Хлодвиг подослал убийц к немусамому. После этого, как пишет историк Григорий Турский, Хлодвиг"отправился в Кельн (столица королевства рипуарских франков. - И.К.),созвал народ со всей страны, и говорил так: "Да будет вам известно,что случилось... Хлодерих, сын моего родственника, беспокоил своегоотца, говоря ему, что я ищу его убить. И когда Сигберт убежал вБуконию, он сам послал убийц, которые бросились на короля и такимобразом умертвили его. Хлодерих тоже погиб, не знаю, кем убитый... Чтоже касается до меня, я совершенно не причастен к этому делу. Я не могупроливать кровь своих родственников: это - преступление. Но если всетак случилось, то я дам вам совет, которому, если хотите, последуйте:обратитесь ко мне и живите под моею защитою"". Население "захотело"последовать этому совету, ибо у Хлодвига наготове была дружина,которая беспощадно расправилась бы тут же со всеми "незахотевшими". После этого король-христианин систематически истребил всех своихродственников по мужской линии, причем некоторых, как описываетГригорий Турский, он рубил мечом собственноручно. Заключение по этомуповоду, сделанное Григорием, звучит весьма выразительно: "Когда такимобразом все погибли, Хлодвиг овладел их землями и сокровищами. Погубивеще и много других королей, даже самых близких родственников, избоязни, чтобы они не отняли у него королевства, Хлодвиг подчинил своейвласти всю Галлию. Между тем, собрав однажды своих, он, говорят, ссожалением вспомнил о родственниках, которых сам же погубил: "Горемне, я остался, как странник среди чужой земли; и не имеюродственников, которые могли бы мне помочь в случае несчастия!" Но этоне значило, что он был опечален их смертью, а говорил так из хитрости,рассчитывая узнать, не остался ли еще кто-нибудь в живых, чтобыумертвить всех до последнего". Как видим, вероломство и коварствосочетались у Хлодвига с изощреннейшим лицемерием и умением облекатьсвою кровавую практику во вполне христианские форму. Самое интересное во всей эпопее, рассказанной Григорием Турским,заключается в словах, которыми автор сопровождает описание всехмерзостей, учиненных Хлодвигом: "Каждый день бог повергал к стопамкороля его врагов и расширял королевство, ибо Хлодвиг ходил с сердцемправым пред господом, и поступал так, как могло быть приятно егоочам". Это удивительное заявление выдержано в духе многихветхозаветных текстов подобного рода о людях, которые творилибезнравственные деяния. Заметим еще, что Григорий Турский былепископом, а его сочинение называлось "Церковная история франков". И вэтой благочестивой книге король-изверг, принявший христианство, незаслуживал никакого осуждения за свои преступления. Совершенноочевидно, что Библия не оказала абсолютно никакого смягчающего влиянияна нравственность Хлодвига. Может быть, дело было как раз наоборот:ознакомившись с ветхозаветными сказаниями о злодействах "праведников",Хлодвиг нашел в этих сказаниях руководство к действию... Четверо сыновей, оставшиеся после смерти Хлодвига, продолжали еготрадиции. Один из них, Хлодомир, был убит, и после него осталось трималолетних сына, которые воспитывались у старой Клотильды. Их дяди,братья Хлодомира, решили, что им нет смысла делиться землями ссыновьями своего покойного брата. Они потребовали, чтобы Клотильдаприслала им детей якобы для возведения их на королевский престол.Заполучив своих малолетних племянников, изверги убили двоих из них(третьему удалось спастись). У того же Григория Турского можно найти немало описаний и другихжестокостей, которые творили недавно обращенные христиане. Таким образом, обращение из язычества в христианство не улучшалонравственность людей. Описанные нами события относятся к концу V -началу VI века, т.е. к началу средневековья. Последовавшее за этимтысячелетие ознаменовано не менее страшными событиями. *Средневековье* В этот период власть христианской церкви надлюдьми была почти безраздельна. В Западной Европе католическая церковьмонополизировала в своих руках всю идеологическую жизнь. Толькодуховенство владело грамотой, только священники и монахи читали иписали книги, обучали детей, держали в своих руках развитие науки.Господство церкви над умами было сильней, чем в любую другую эпохучеловеческой истории. Казалось бы, вот где была возможность проявитьсявсем библейским добродетелям, вот когда люди, следуя библейскомунравственному учению, должны были стать образцом добродетели. Этого,однако, не произошло. Поскольку вся идеологическая жизнь была в руках христианскогодуховенства, последнее имело полную возможность доводить содержаниеБиблии до сознания самых широких масс народа, и оно широкопользовалось этой возможностью. Но нравы людей от этого отнюдь нестановились лучше. Бесчеловечную эксплуатацию крепостных церковь полностью одобрялаи благословляла, как и кровавые расправы феодалов с непокорными. Самаона владела наибольшими земельными богатствами и эксплуатировалаогромные массы крепостных. Церковь боролась со светской властью заверховенство, причем прибегала к столь же вероломным и кровавымметодам, как и светские феодалы. Примечательную картину в истории средневековья составляюткрестовые походы. Их двухсотлетняя история тесно связана с библейскойидеологией, хотя действительные причины крестовых походов не имеютничего общего ни с какими ветхозаветными или новозаветными мотивами. Европейские феодалы стремились к завоеванию новых земель, кпорабощению новых масс крепостных. Неимущие, всевозможная голь,составлявшая значительную массу участников этих походов, искали лучшейучасти в дальних странах, так как на родине их жизнь была невыносимотяжелой. Церковь была заинтересована в том, чтобы под ее знамениямистояли возможно более многочисленные массы, которые огнем и мечомзавоевывали бы ей новые богатства и новые контингенты "пасомых". Но видеологическом отношении движение обосновывалось тем, что в Палестине,как рассказывается в Новом Завете, якобы пострадал, погиб и воскресИисус Христос; там - гроб господень, его надо освободить из рукневерных. И под прикрытием этой легенды миллионы людей устремлялись наВосток, чтобы в кровопролитных войнах добыть гроб господень, а заоднои завоевать "святую землю". Сколько крови было пролито во имя лозунга,основанного на Библии и ее сказаниях! Историк крестовых походов, писавший по горячим следам еще в XIIвеке, архиепископ Вильгельм Тирский, оставил нам довольно яркоеописание первого крестового похода, содержащее, в частности, картинувзятия Иерусалима. Рассказав о том, как крестоносцы ворвались в городи подавили сопротивление неприятельских войск на улицах, ВильгельмТирский далее пишет: "Большая часть народа бежала в портик Храма...Это бегство не было, однако, для них спасением, ибо государь Танкредотправился туда немедленно с значительною частью своего войска. Онворвался силою в Храм и избил там бесчисленное множество народа...После и прочие князья, избив всех, кто попадался им в нижних частяхгорода, отправились в Храм, в ограде которого, как они слышали,укрывалось множество народу. Они вступили туда со множеством конных ипеших людей и, не щадя никого, перекололи всех, кого нашли, мечами,так что все было облито кровью. Произошло же это по справедливомуприговору господню, и те, которые оскверняли святыню своими суевернымиобрядами и лишили ее верный народ, очистили ее своею кровью ипоплатились жизнью за свое злодеяние. Страшно было смотреть, каквалялись повсюду тела убитых и разбросанные члены, и как вся землябыла облита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленныеголовы представляли ужасное зрелище, но еще более приводило в трепетто, что сами победители были в крови с головы до ног. В черте Храма,говорят, погибло до 10 тысяч неприятеля сверх тех, трупы которыхвалялись по улицам и площадям и которые были умерщвлены в разныхместах города; говорят, число таких было также не мало. Остальнаячасть войска разошлась по городу и, вытащив, как скотов, из узких иотдаленных переулков тех, которые там укрывались от смерти, избивалиих на месте. Другие, разделившись на отряды, ходили по домам иизвлекали оттуда отцов семейств с женами и детьми, прокалывали ихмечом или сбрасывали с кровель и таким образом ломали им шею. Приэтом, каждый, ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность совсем, находившимся в нем, ибо еще до завоевания города былоустановлено между ними, что по завоевании каждый присваивает себе навечные времена все, что успеет захватить". Если мы вспомним ветхозаветные описания того, как избранный богомнарод под руководством Иисуса Навина завоевал Ханаан, то увидим, чтокрестоносцы в своей грабительской и человекоистребительной практикебрали пример с Библии. Вооруженной рукой подавляла церковь так называемые ереси, вкоторых находил свое выражение протест угнетенных против бесправного ибеззащитного положения. Для подавления ересей она объявляла крестовыепоходы и собирала десятки тысяч человек под знаменем борьбы за чистотухристианской веры. Для защиты евангельского учения о милосердии илюбви предавались огню и мечу целые области и государства, вырезалосьвсе их население от мала до велика. Страшную страницу в историю нравов внесла католическая церковьорганизацией "святейшей" инквизиции, которая несколько сот летсвирепствовала в странах Западной Европы. Бесчеловечные пытки, особомучительные способы казни, вплоть до сожжения живьем на медленномогне, только за то, что человек хочет верить в бога по-своему или,может быть, не хочет верить совсем (таких было мало в то время). А как же с милосердием и любовью? Оказалось, что самые жестокиерасправы с людьми можно "убедительно" обосновать именно при помощиэтих библейских лозунгов. Из-за любви к ближнему надо заботиться о егодуше, иначе он после смерти будет обречен на вечные муки; вместо того,чтобы вечно гореть еретику в огне геенны, пусть он здесь один толькораз примет огненную казнь - ему же лучше. Вот и доказано, что сожжениечеловека заживо есть акт наивысшего благодеяния, милость, котораяоказывается ему его ближними во Христе. Ибо евангелие предписываетпомогать ближнему и любить его... На протяжении почту двух тысячелетий существования христианстваего идеологи и писатели обосновывали "право" служителей евангелиябеспощадно расправляться со всеми инакомыслящими, со всеми, ктопридерживается каких-либо других взглядов, кроме тех, которые выраженыв Библии. Больше того, эти пламенные приверженцы новорожденного ученияо любви к ближнему утверждали, что они имеют право убивать всех, ктоне сходиться с ними в толковании этого учения. Как только христианство стало господствующей религией Римскойимперии, его деятели выступили с требованием беспощадных расправ с"язычниками" и "еретиками". Один из первых христианских писателей,Фирмик Матерн, обратился к сыновьям императора Константина с такимтребованием: "Отныне божьим законом заповедано вам преследоватьпреступление идолослужения всевозможным образом. Бог предписывает вамне щадить ни сына, ни брата и разрушать целые города, если онипредаются этому пороку". На такой позиции стояла христианская церковь и в дальнейшем. Впервой половине XIII века германский император Фридрих II Гогенштауфенв таких выражениях отстаивал право церкви расправляться с теми, кто вчем-нибудь не следует ее требованиям: "Еретики - это хищные волки,сыны погибели, ангелы смерти, посланные демоном для погубленияпростых душ. Это ехидны, это змеи! И само собой разумеется, чтосмертная казнь является единственно достойным наказанием этихоскорбителей божьего величества, бунтовщиков против церкви. Сам богповелевает убивать еретиков; это - члены сатаны, они должны погибнутьвсе до единого". И хотя католическая церковь самого Фридриха призналаеретиком, она полностью разделяла и активно проводила в жизнь еговзгляды. Чего стоит "кротость" и "любвеобильность" Нового Завета, еслион вдалбливался в головы людей при помощи самых жестоких зверств,которые могло только придумать человеческое воображение?! Инквизиция существовала в некоторых странах Европы еще в первойполовине прошлого века. В начале XX века в Испании в угоду церкви былрасстрелян за свободомыслие видный деятель в области просвещенияФранциско Феррер. И еще в 1895 г. один из испанских католическихжурналов писал, обеляя деятельность инквизиции: "Отбросьте пустыеразговоры о прошлом времени, о жестокости нравов, о чрезмерномусердии, - как будто наша святая матерь церковь, будь то в Испании илив других местах, нуждается в прощении за деяния святой инквизиции...О, благословенное пламя костров!.. О, светлая и достойная память оТомасе Торквемаде!"["Analecta ecclesiastica" январь 1895 г.; цит. пожурналу "Атеист" э 49, 1930, стр.127-128.] Таким образом, не только всредние века, но и в наше время религия Нового Завета проповедуеттеорию и практику беспощадного истребления людей во имя...евангельской любви! Удивительное и странное противоречие, скажет читатель. Чтобыубедить людей в необходимости милосердия, их немилосердно мучают.Чтобы насаждать религию любви, беспощадно истребляют людей. Что занелепица? Корень этого противоречия лежит в самой Библии. Мы показали выше,что в Библии уживаются самые противоречивые взгляды и лозунги повопросам морали. И если оттуда можно заимствовать лозунгинепротивления, воздержания от убийства, любви к людям, то оттуда жеможно взять и призывы к зверским расправам со всеми инакомыслящими, совсеми сопротивляющимися. Когда это диктуется материальными интересами,духовенство выискивает тексты, которыми можно что угодно доказать ичто угодно опровергнуть. Служители религии всегда умели использоватьБиблию таким образом, чтобы она во всех случаях обслуживала интересыэксплуататоров. Ф. Энгельс приводит очень выразительный в этом отношении пример,показывающий, как в начале XVI века использовал Библию знаменитыйрелигиозный реформатор Лютер. "Своим переводом библии, - пишетЭнгельс, - Лютер дал в руки плебейскому движению мощное оружие.Посредством библии он противопоставил феодализированному христианствусвоего времени скромное христианство первых столетий, распадающемусяфеодальному обществу - картину общества, совершенно не знавшегомногосложной, искусственной феодальной иерархии. Крестьяне всестороннеиспользовали это оружие против князей, дворянства и попов"[К. Маркс иФ. Энгельс, О религии, стр.83.]. Но как только Лютер увидел, чтокрестьянское движение настолько разгорается, что грозит самомусуществованию эксплуататорского порядка, он немедленно использовалБиблию совсем в другом направлении. "Теперь Лютер обратил его ("оружиеБиблии". - И.К.) против крестьян и составил на основании библиинастоящий дифирамб установленной богом власти - дифирамб, лучшекоторого не в состоянии был когда-либо изготовить ни один блюдолизабсолютной монархии. С помощью библии были санкционированы и княжескаявласть божьей милостью, и безропотное повиновение, и даже крепостноеправо"[К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, стр.83-84.]. Ветхозаветная традиция истребления людей руководила католическойцерковью и, как мы увидим дальше, протестантскими вероисповеданиями ив период Реформации. Кровавое подавление Крестьянской войны вГермании, знаменитая Варфоломеевская ночь во Франции и последовавшиеза ней религиозные войны, Тридцатилетняя война в Германии - все этиявления были связаны с массовым истреблением людей, уничтожением иприсвоением их имущества, опустошением целых стран. Когда была открыта Америка и туда хлынули огромным потокомевропейские колонизаторы, католическая церковь использоваласоздавшуюся возможность нового, еще большего обогащения. Миссионеры вбольшом количестве стали прибывать в Новый Свет и захватывать тамкомандные позиции. Завоеватели бесчинствовали в Америке самым безудержным образом.Началось массовое истребление коренного населения страны - индейцев.Вот свидетельство очевидца: "Когда испанцы вступали в индейскиепоселения, жертвами их ярости становились старики, дети и женщины; онине щадили даже беременных, распарывая им животы копьем или шпагой. Онизагоняли индейцев, как стадо баранов, в огороженное пространство исоревновались друг с другом в том, кто ловче разрубит индейца пополамс одного удара или выпустит наружу его внутренности. Они вырывалимладенцев из материнских объятий и, схватив их за ножки, разбивали имголовы о камень или швыряли их в ближайший поток... Подвесив в рядтринадцать индейцев, они разжигали костер под их ногами и сжигали ихживьем, объявляя, что приносят их в жертву богу, в честь Иисуса Христаи его двенадцати апостолов... Еще более жестокому обращениюподвергались индейские старейшины; их распинали на деревянных решеткаи затем поджаривали на медленном огне"[См. В.М. Мирошевский,Освободительные движения в американских колониях Испании от ихзавоевания до войны за независимость (1492-1810 гг.), М. - Л. 1946,стр.38-39.]. Это делали правоверные католики; священной книгой дляних, руководством к действию являлась Библия, та самая Библия, вкоторой призывы к братской любви и милосердию сочетаются свосхвалениями по адресу тех, кто разбивает младенцев о камень... *Протестантское "милосердие"* Когда возникли протестантскиевероисповедания, значение Библии чрезвычайно сильно возросло. Мы ужеговорили выше о том, что католическая церковь не разрешает мирянамчитать Библию, не разрешает переводить ее на народные языки, ибо ейважно, чтобы могли читать ее только люди, специально учившиесялатинскому языку, и прежде всего духовенство. Протестантизм провозгласил чтение Библии не только правом, но иобязанностью каждого верующего. Лютер перевел Библию на немецкий язык,в Англии ее перевели еще раньше на английский, а после Реформацииправительство приняло энергичные меры к ее распространению в народе.Может быть, это было связано с каким-нибудь смягчением нравов, сраспространением более гуманных отношений между людьми? Нет, по части человекоистребления протестантизм проявил неменьшую активность, чем католицизм. Сам основоположник протестантизмаМартин Лютер счел нужным в разгар Крестьянской войны в Германииобратится к рыцарям с требованием беспощадного подавления восстания.Кальвин, поднявший в Женеве знамя инквизиции, создал там режимбеспощадного террора. В первые же четыре года своего господства он из15 тысяч жителей города 900 посадил в тюрьму, более 70 изгнал, 60человек казнил, причем среди сожженных им заживо был известныймыслитель и естествоиспытатель Сервет. В Англии Реформация приняла особые формы. Король Генрих VIIIобъявил себя главой церкви и принялся железной рукой наводить тотпорядок, который ему был нужен. С одинаковым рвением он казнил как"папистов", так и лютеран, руководствуясь одним соображением:истреблять всех сопротивляющихся. Среди обезглавленных по приказаниюГенриха VIII были две его жены (всего у него последовательно былошесть жен), а также великий социалист-утопист Томас Мор. Заодно Генрихприказал казнить и человека, проводившего под его руководством всецерковные преобразования, - Томаса Кромвеля. К. Маркс в "Капитале" описал, как христианские колонизаторыграбили и истребляли население заморских стран, накопляя такимиспособами громадные богатства. Вот достаточно выразительный штрих:"Пуритане Новой Англии - эти виртуозы трезвого протестантизма - в 1703г. постановили на своей Assembly [законодательном собрании] выдаватьпремию в 40 ф. ст. за каждый индейский скальп и за каждогокраснокожего пленника; в 1720 г. премия за каждый скальп была повышенадо 100 ф. ст., в 1744 г., после того как Массачузеттс-Бэй объявил одноплемя бунтовщическим, были назначены следующие цены: за скальп мужчины12 лет и выше 100 ф. ст. в новой валюте, за пленника мужского пола 105ф. ст., за пленную женщину или ребенка 55 ф. ст., за скальп женщиныили ребенка 50 ф. ст.! Несколько десятилетий спустя колониальнаясистема отомстила за себя потомкам этих благочестивых piligrim fathers[отцов-пилигримов], ставшим, в свою очередь, бунтовщиками. Благодаряподкупам и наущению англичан они были tomahawked [перебитытомагавками]. Британский парламент объявил кровавых собак искальпирование "средствами, дарованными ему богом и природой""[К.Маркс, Капитал, т.I, Госполитиздат, 1955, стр.756.]. Такая охота за скальпами вытекала из стремления благочестивыхколонизаторов поскорей "очистить" землю Америки от ее исконных хозяев,от коренного населения. Приведенный отрывок из "Капитала" говорит нетолько о жестокости, проявленной пуританами-кальвинистами в отношениииндейцев, но и о неразборчивости в средствах, проявленной англичанамив отношении тех же пуритан. Когда пуритане восставали противанглийского владычества, пытаясь основать свое государство, англичанене постояли за тем, чтобы использовать индейцев для кровавых расправсо своими "братьями" - христианами. Об Африке К. Маркс говорит, что капиталисты превратили ее взаповедное поле охоты на чернокожих. Известно, в каких масштабах былаорганизована в Африке охота на людей, которых ловили, как дикихзверей, и отправляли за океан в качестве рабов, в качестве рабочегоскота. Это тоже делалось христианами, последователями библейскогоучения. Впрочем, Библия ведь нигде не осуждает рабство как таковое,наоборот, она признает его, как мы видели выше, вполне нормальнымявлением. Не будем больше приводить материал этого рода, его имеетсябесконечное множество. Приведем лишь цитату, которая подводит своегорода итог в данном вопросе. Маркс приводит следующую выдержку из книгинекоего Хауита, которого он характеризует как человека, "сделавшегохристианство своей специальностью": "Варварство и бесстыдныежестокости так называемых христианских рас, совершавшиеся во всехчастях света по отношению ко всем народам, которых им удавалосьпоработить себе, превосходят все ужасы, совершавшиеся в любуюисторическую эпоху любой расой, не исключая самых диких иневежественных, самых безжалостных и бесстыдных"[См. К.Маркс, Капитал,т.I, стр.755.]. Достаточно выразительная характеристика, и она неплохоотвечает на вопрос, хорошо ли Библия научила жить тех еепоследователей, которые относятся Хауитом к так называемымхристианским расам. *Православная церковь и проповедь милосердия* Приведенные вышепримеры относились к католической и протестантским ответвлениямхристианства. Но не менее красноречивую картину в этом отношении даетистория православной церкви в Византии, на Руси да и в других странах. В VIII веке Византия переживала острую внутреннюю борьбу,формальной причиной которой было несогласие по вопросу о том, следуетли поклонятся иконам. Стремясь прибрать к рукам монастыри, которыеблагодаря почитанию чудотворных и прочих икон создавали себебаснословные богатства и становились опасными для светской власти,византийские императоры выступили против иконопочитания. Церковникиприняли свои меры. Начались кровавые вооруженные столкновения,многочисленные зверства и казни с обеих сторон. За отстаиваниеиконопочитания был, например, казнен в 767 г. сам патриарх Константин.Наконец, императрица Ирина, ставшая в 780 г. регентшей принесовершеннолетнем сыне, сочла выгодным для себя восстановитьиконопочитание; она хотела опереться на церковь в своей борьбе заимператорский престол. Тогда все казни и насилия обрушились на головытех, кто выступал против иконопочитания. А когда император КонстантинVI достиг совершеннолетия и регентша должна была уйти от власти, онасвергла в 797 г. с престола собственного сына и на всякий случай,чтобы исключить возможность его борьбы за власть, ослепила его. Таковобыло "милосердие" благочестивой христианки. Еще пример. В войне болгар император Василий II в 1014 г.захватил 15 тысяч пленных. Обуреваемый евангельским "милосердием", онразделил их на сотни, во главе каждой сотни поставил пленного вкачестве начальника. Каждому такому начальнику по приказаниюимператора выкололи по одному глазу, а всем остальным были выколотыоба. И под командой своих одноглазых начальников 15 тысяч слепыхпленных должны были по приказу последователя христианской религииотправится пешими на родину. Большинство их, конечно, погибло в пути. История византийских императоров в средние века вообщепредставляет собой почти непрерывную цепь кровавых насилий и убийств.Из 88 византийских императоров 30 умерли насильственной смертью, 13были заточены в монастырь, 5 погибли на войне. Самым обычным явлениемв истории Византии было такое, когда тот или иной придворный илиполководец с целью захватить престол убивал императора, причем иногдапользовался в этом деле поддержкой его супруги. В борьбе за властьнабожные христиане не только не считались с заповедью любви кближнему, но в ряде случаев не обнаруживали даже самых элементарныхчувств. На Руси православная церковь поддерживала и сама культивировалане менее жестокие и зверские нравы. Приведем несколько фактов изогромного количества известных исторической науке. В 1058 г. новгородский епископ Лука Жидята решил наказать своегослугу Дудика за то, что тот будто бы клеветал на него. Послежесточайших пыток у несчастного по приказу епископа были отрезаны оберуки и нос[См. Полное собрание русских летописей, т.III, СПБ 1841,стр.122.]. Изуверской жестокостью славился в XII веке ростовский епископФедор. Летописец говорит о нем, что он "немилостивый был мучитель,одним головы рубил, другим глаза выжигал и языки резал, иных распинална стене и мучил немилостиво"[Полное собрание русских летописей, т.II,СПБ 1843, стр.102.]. Он отрезал людям носы и уши, женщин варил вкотлах и непрестанно выдумывал все более изощренные способымучительства. При этом он "рыкал, как лев, был величествен, как дуб,язык имел чистый, велеречивый, мудрование козненное". Во имя чего жеон творил такие страшные жестокости? Летописец отвечает на этодовольно четко: он стремился "исторгнуть имение" у жертв своегоразбоя... До тех пор, пока Федор ограничивался чисто стяжательскими целями,он терзал и губил людей беспрепятственно. Но потом он поставил передсобой более далеко идущую цель: он решил отложиться от киевскоймитрополии и объявить себя главой русской церкви. Тогда князь АндрейБоголюбский выдал его киевскому митрополиту. Суд митрополитов объявилепископа Федора виновным в ереси и за это (не за уничтожение людей!)по-христиански разделался с ним: после разнообразных пыток у Федораотрезали язык ("ибо сей еретик злословил богоматерь"), отрубили правуюруку и выкололи глаза... Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими исопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались надеятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапионв конце XIII века, призывая к расправе с "колдунами" и "ведьмами",указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которыеискореняли "всех творящих беззаконие: одних убийством, иныхзаточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму"[Е. Петухов, СерапионВладимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречитнекоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого невидеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когдаэто им было выгодно. Основатель старообрядчества протопоп Аввакум,например, протестовал против тех преследований, которым подвергалисьего последователи, именно исходя из того, что Новый Завет нерекомендовал так делать. "Огнем, да кнутом, - гневно вопрошал он своихмучителей, - да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостолинаучили так?"["Житие протопопа Аввакума", М. 1934, стр.137.] Но сам жеон сладострастно мечтает о том, как бы он разделался со своимипротивниками, если оказался бы в силах: "А что, государь-царь, как быты мне дал волю, я бы их, что Илия пророк, всех перепластал во единдень... Перво бы Никона того, собаку, рассекли бы начетверо, а потомбы никонян тех"["Житие протопопа Аввакума", стр.301.]. Кончилось делотем, что Аввакума сожгли. Несомненно, что, если бы он взял верх, он стем же рвением жег бы своих противников - и тоже во имя благочестия,основанного на поучениях и примерах Ветхого и Нового Заветов. *Библейское "милосердие" в наше время* До сих пор мы касалисьвремен далекого прошлого. Теперь посмотрим, как обстоит дело сбиблейским милосердием в наше время. Феодализм сменил капиталистический строй, который к концу XIXвека вступил в свою последнюю стадию - стадию империализма. На трудесотен миллионов наемных рабочих и колониальных рабов обогащалиськапиталистические предприятия, крупнейшие торговые и банкирские фирмы.Выросли колоссальные состояния миллионеров и миллиардеров, прибравшихк рукам целые страны и народы. Шел процесс захвата новых колоний,огнем и мечом подавлялось сопротивление порабощаемых народов Африки иАзии; империалистические хищники сталкивались между собой и, бешеноогрызаясь, старались урвать кусок побольше и пожирней. К концу XIXвека мир оказался поделенным между империалистическими державами:началась борьба за передел мира. Но для захвата новых территорий нетиного средства, кроме войны. Четыре с лишним года десятки миллионовлюдей истребляли друг друга для того, чтобы обеспечить капиталистамсвоей страны колоссальные барыши. Организаторы и вдохновители войны собеих сторон взывали к библейскому богу, утверждали, что именно на ихстороне небесная троица, что бог должен покарать противника. Покоманде людей, исповедующих библейскую заповедь "не убивай", былиубиты и искалечены десятки миллионов человек. Впрочем, это непротиворечит, а, наоборот, соответствует многим другим в Библии жесодержащимся законам и предписаниям. Но вот в 1917 г. в России победила Великая социалистическаяреволюция. Двухсотмиллионный народ взял свою судьбу в собственные рукии начал строить жизнь на новых началах. Прошло более четырехдесятилетий, но не было буквально ни одного дня, чтобы руководителибуржуазных государств не строили всевозможные козни против странысоциализма и населяющих ее народов. Социалистическому государству быланавязана гражданская война; постоянные диверсии, заговоры, шпионажорганизовывались для того, чтобы по мере возможности мешать советскимлюдям строить новую жизнь - без капиталистов и банкиров, без царей ипомещиков. И здесь Библия вмешивалась в ход дела, но не для того,чтобы укротить рыцарей империалистического разбоя, а, наоборот, чтобыразжечь борьбу против первого в мире государства рабочих и крестьян. Вэтом "христианском" деле римский папа играл не последнюю роль, емувторили многочисленные религиозные организации других толков ивероисповеданий. Между тем не прекращалась грызня и в лагере империализма.Наиболее сильные империалистические группировки поставили задачузахвата всего мира. Правда, не все они исповедывали библейскуюрелигию. Японские империалисты, например, в большинстве своемисповедуют не христианство, а другие религии, немецкие фашисты, какправило, демонстрировали безразличие к Библии и находили своеидеологические вооружение в дохристианских "языческих" культах древнихгерманцев. Но их мораль - мораль профессиональных убийц - отнюдь непротиворечила библейской морали, что находило свое подтверждение втом, что их итальянские соратники по разбою заявляли себя ревностнымикатоликами. Когда фашистская Италия напала на беззащитную Абиссинию, Ватиканоказал агрессорам самую активную идеологическую поддержку.Католическая церковь во всем мире проповедовала праведность иугодность богу разбойничьего нападения фашистской Италии на Абиссинию.Когда в Испании фашистская военщина начала мятеж против республики,Франко и его сподручные убивали испанских трудящихся именно подпредлогом защиты христианской церкви и "христианской цивилизации".Здесь снова главным идейным покровителем и главным адвокатом фашизма вглазах верующих масс выступила католическая церковь. При помощиевангелия и Библии в целом расправа фашистов с испанскойдемократической республикой была идеологически "обоснована" как вполнебожественное дело. Библия не только не оберегала людей от истребительных войн, но вомногих случаях сама являлась идеологическим поводом для ихвозникновения: например, крестовые походы велись формально подлозунгом завоевания "гроба господня". Во всяком случае, она никогда немешала войне. Когда разразилась вторая мировая война, этому нискольконе помешало то обстоятельство, что на обеих сторонах было немалолюдей, являющихся приверженцами библейской религии, и все ониобращались к одному и тому же библейскому богу. Человечество былоспасено от фашистского порабощения стойкой борьбой всех свободолюбивыхнародов и прежде всего народов Советского Союза. Современные империалисты всячески афишируют свою приверженностьрелигии и, в частности, библейской религии. Но, как и раньше, напрактике они придерживаются волчьих законов захвата и разбоя. Всемисилами стараются они удержать колониальные народы в оковахимпериалистического порабощения. До последней возможности французскиеимпериалисты удерживали в своих руках Вьетнам, ведя там "грязнуювойну" против народа, потребовавшего свободы. Так же действовалинемного раньше английские империалисты в Индии, голландские - вИндонезии. Кровопролитную войну против алжирского народа ведут теперьфранцузские империалисты, прибегая к самым жестоким методамзапугивания и подавления алжирских патриотов, широко практикуярасстрелы и пытки, массовые аресты и выселения. Тысячами расстреливаютанглийские колонизаторы повстанцев в Кении. Когда египетский народпожелал сам распоряжаться своим имуществом и своей землей,англо-французские империалисты организовали нападение на него. Известно, какую роль в агрессии Англии против Египта сыгралогосударство Израиль. О последнем надо сказать в этой связи особо. На протяжении ряда десятилетий еврейские капиталисты и ихидеологические прихвостни - сионисты - ведут агитацию за то, чтобыПалестина стала собственностью евреев. Используя ветхозаветныелегенды, они всячески разжигают националистические страсти инатравливают евреев на другие народы, населяющие Палестину, и преждевсего на арабов. В той империалистической политике, которую ведет внастоящее время государство Израиль, оно опирается на шовинистическиебредни Ветхого Завета об "избранности" еврейского народа. Как видим,израильских империалистов Библия тоже не научила ничему хорошему. В Соединенных Штатах наибольшим распространением пользуютсяразличные протестантские вероисповедания сектантского типа и толка;методисты, квакеры, баптисты и т.д. Среди них Библия очень популярна,ее читают, на нее постоянно ссылаются в политической и частной жизни,в литературе и т.д. Существующее в США Библейское общество занимаетсяизданием Библии чуть ли не на всех языках мира и распространяет еемиллионными тиражами во всех странах. А научила ли Библия добругосподствующие классы Америки? Американские империалисты являются авангардом мировой реакции.Они возглавляют лагерь поджигателей войны, колониалистов, враговпрогресса и мира. По их инициативе созданы и под их руководствомдействуют международные агрессивные объединения НАТО, СЕАТО и др.,основной задачей которых является подготовка новой мировой войны. Ониусиленно производят атомные и водородные бомбы, представляющие собойсерьезную угрозу для человечества. Все предложения советскогоправительства и правительств других миролюбивых государств осокращении вооружений, о запрещении водородной и атомной бомбы, опрекращении их испытаний под разными предлогами отвергаютсяруководителями Соединенных Штатов. Они вовсе не стремятся приблизитьто время, когда "мечи будут перекованы в плуги". Они исходят в своейпрактике не из "миротворческих" текстов Библии, а из своихграбительских интересов, для оправдания которых в Библии, в своюочередь, имеется вполне достаточное количество текстов, призывающих квойнам, к расправам с людьми, к грабежу мирных народов, к беспощадномутеррору во внешней и внутренней политике. Научила ли Библия добруамериканских миллиардеров, направляющих политику своего государства попути военных авантюр невиданного масштаба? Известно, в каком тяжелом, неравноправном положении находятся вСША негры. В южных штатах свирепствует террористическая организацияКу-клукс-клан, которая играет роль устрашителя "цветных" с тем, чтобызаставлять их довольствоваться положением неравноправных инеполноценных "людей второго сорта". Сопротивление негра можетпослужить достаточной причиной для линчевания его. Под торжествующийвой собравшихся "цивилизованных" варваров ни в чем не виноватогочеловека могут избить до смерти или повесить на страх другим людям,повинным только в цвете своей кожи. Все куклуксклановцы - христиане,для всех них Библия - священная книга, и это обстоятельство никак немешает им совершать подобные преступления. Таковы уроки, которые дает нам история. Это не слова, это факты,которые убедительнее всяких слов и рассуждений. Тысячелетия, в течениекоторых люди считали себя и, действительно, были последователямиБиблии, не принесли никакого улучшения и смягчения общественныхнравов. Жизнь шла своим чередом, ибо взаимоотношения людейскладываются отнюдь не в зависимости от тех или иных лозунгов илиидей, - наоборот, лозунги и идеи сами формируются под влияниемобщественных отношений людей. Религиозные идеи выражают общественные отношения людей вфантастической форме. Они набрасывают мистический туман на реальныеобщественные отношения, скрывая их действительную сущность. Поэтомуони, как правило, оказываются выгодными для эксплуататорских классов:именно последние заинтересованы в мистификации действительногоположения вещей, ибо, как только массы начинают осознавать своеположение, они вступают в борьбу за изменение существующихнесправедливых общественных порядков. Библия, помогая мистификацииобщественных отношений, мешает эксплуатируемым в их борьбе заулучшение своего положения. Общественные порядки рабовладельческого, феодального икапиталистического обществ она покрывает ореолом святости. В любомслучае в Библии находятся тексты, которыми без всякого труда можнооправдать зверскую жестокость, безудержную алчность, черствоесебялюбие. Когда нужно, на сцену выступают евангельские призывы кмилосердию и любви, которыми с успехом маскируется в глазах верующихта немилосердная эксплуатация, которой они подвергаются, и тапотрясающая жестокость, с которой их истязают "братья во Христе".Никогда эти призывы не укрощали угнетателей, зато они всегда сковывалисопротивление угнетенных. И здесь мы слышим возражение, к которому охотно прибегаютсовременные защитники и проповедники религиозной идеологии, вособенности так называемые сектанты баптистского и подобных емутолков. История, говорят они, отошла в прошлое, на то она и история;мы сами осуждаем те зверства, которые творились, а иногда творятся итеперь во имя религии и в защиту привилегированного положенияэксплуататорских классов; в Библии, действительно, есть многоотжившего и для нас неприемлемого; но там же есть и много такого, чтомогло бы послужить делу действительно нравственного воспитания людей;возьмем же эти библейские положения и прежде всего евангельскую моральлюбви к ближнему, прощения обид, непротивления злу насилием... Те самые евангельские лозунги милосердия и непротивления, которыена протяжении тысячи восьмисот лет ни на йоту не улучшили жизнь людей,не сделали их взаимоотношения более человечными и только, наоборот,способствовали закреплению античеловеческих порядков, нам предлагаютпринять, как спасение человечества от всех зол и бедствий. Но нетабсолютно никаких оснований думать, что теперь они окажут на ходобщественного развития другое воздействие, чем то, которое оказывалосьими когда бы то ни было в прежние времена. И попробуем представитьсебе, что вышло бы, если бы мы, трудящиеся Советской страны, раньшеили теперь поддались религиозной агитации и последовали евангельскимпризывам к милосердию и непротивлению злу. В гражданской войне, как известно, нападение на нас былоорганизовано людьми, считающими себя верными последователями не толькоВетхого, но и Нового Завета со всеми его призывами к милосердию; этоотнюдь не мешало им вырезывать ремни на спинах попавших к ним в пленкрасноармейцев. "Непротивление" с нашей стороны их вполне устраивалобы, они немедленно посадили бы нам на шею помещиков и капиталистов воглаве с царем. Когда напали на СССР немецкие фашисты и хотели навекипоработить советский народ, когда они, продвигаясь по нашей земле,сеяли повсюду разрушение, голод и смерть, выполнение нами евангельскихзаветов непротивления как нельзя лучше устраивало бы фашистскихзахватчиков. Вполне понятны те последствия, которые повлекла бы засобой такая "богобоязненность" с нашей стороны. А каковы были бы последствия для нас, если бы мы в современноймеждународной обстановке стали руководствоваться евангельским учениемо непротивлении злу и о любви к врагам? Вот в Венгрии осенью 1956 г.подняла голову контрреволюция; венгерские фашисты стали уничтожатьнеугодных им людей, т.е. лучших представителей народа, борцов за егосчастье и процветание. Бандитов вдохновлял не кто иной, как служитель"милосердного Христа", католический кардинал Миндсенти, последовательевангельских учений. Венгерское народное правительство обратилось за помощью к СССР, иСоветская Армия помогла венгерскому народу справиться с мятежниками.Но если бы мы следовали евангельским лозунгам любви к врагам, мыдолжны были бы спокойно смотреть на то, как враги истребляют нашихдрузей и братьев, как они заливают Венгрию кровью, восстанавливаютвласть землевладельцев, банкиров и спекулянтов. Какой советскийчеловек согласился бы с этим? Враги социализма и среди них в первую очередь американскиеимпериалисты и сейчас не перестают строить козни против нас и противвсего социалистического лагеря. Неужели же мы должны "не противитьсязлу", не быть готовыми к отпору всем нашим врагам? Нет, не подходитнам евангельская мораль всепрощения и непротивления. То, что в Новом Завете по форме выглядит как проповедь гуманизмаи человеколюбия, на самом деле не имеет ничего общего с действительнойлюбовью к людям. История доказала это с абсолютной убедительностью,ибо в ходе исторического процесса евангельские лозунги любви к врагамвсегда помогали именно врагам трудящегося народа, а не народныммассам. Для того чтобы в отношениях между людьми могли возобладать идеилюбви, милосердия и гуманности, недостаточно только проповеди этихидей. Должны быть созданы такие общественные условия, при которыхчеловеческие отношения между людьми полностью вытекали бы из самойжизни людей, из их общественного бытия, - такие условия, которыеисключали бы эксплуатацию, колониальный гнет, национальноепорабощение, военное подавление одних народов другими. Только когдалюдям незачем будет обижать друг друга, окончательно победят идеивсеобщего братства и гуманизма. А это возможно только прикоммунистическом строе, за победу которого борются трудящиеся нашейстраны и других стран мира под руководством коммунистических и рабочихпартий. Коммунизм - не против любви между людьми, не против братства всехлюдей. Он только против той пустой словесности о братстве и любви клюдям, которой маскируется идеология эксплуататорского строя. На самомделе именно победа коммунизма ведет к торжеству наиболее высоких иблагородных принципов человечности. А наше твердое убеждение внеизбежности победы коммунизма не имеет ничего общего ни с какимирелигиозными взглядами, оно основано на науке, намарксистско-ленинской науке об обществе и законах его развития. Что же касается библейского милосердия, то оно является толькооборотной стороной библейской же жестокости в отношении к людям.
БИБЛИЯ И НЕКОТОРОЕ ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ МОРАЛИ
Нравственные нормы личного поведения человека менялись напротяжении истории человечества в соответствии с изменениемобщественных условий. То, что в условиях первобытного илирабовладельческого общества считалось вполне нравственным, в нашевремя может выглядеть как совершенно неприемлемое в нравственномотношении, и наоборот. Неудивительно, что на протяжении того большогоисторического периода, в течение которого создавались библейскиекниги, в них нашли свое отражение самые различные морально-этическиевзгляды. Однако верующий человек подходит к Библии совсем не так. Возьмем,например, вопрос о моральном облике Авраама или любого другого изветхозаветных патриархов. Если мы хотим подойти к нему научно, мыдолжны рассмотреть его в связи с условиями общественного бытия тоговремени. Тогда окажется, что черты морального облика данного человеканаходятся в непосредственной зависимости от этих условий. Дляверующего человека такой исторический подход неприемлем. Библейскиепатриархи в его глазах - абсолютные совершенства, до того праведные,что бог избрал их орудием своей деятельности среди остальных людей.Значит, их моральный облик есть образец, которому должен следоватькаждый верующий. Посмотрим же, каков этот образец. Начнем с некоторых вопросов семейной морали. *Отношение к женщине* Из Библии не видно, за что бог так возлюбилАвраама, за что сделал его потомков своим избранным народом. Ни окаких проявлениях особо праведной жизни этого человека в Библии нерассказывается. Зато там приводятся некоторые детали его биографии,которые нельзя назвать иначе, как постыдными. Когда Авраам со своей семьей прибыл в Египет он выдал свою женуСарру за сестру, с тем чтобы не мешать египтянам вступать с ней винтимные отношения. А это ему было нужно для того, чтобы в полнойбезопасности была его жизнь. Сарра "взята была в дом фараонов", "иАврааму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, иослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды"[Бытие, гл.XII,ст.15-16.]. Так торговал великий праведник своей собственной женой,получая чистоганом - мелкий и крупный скот, лошаков и верблюдов.Интересно, как отнесся к создавшейся деликатной обстановке сам бог. Онрассердился и "поразил тяжкими ударами"... но не Авраама, а "фараона идом его"[Там же, ст.17.]. Какое воспитательное воздействие может иметьпример гнусного поведения человека, которого изображают замечательнымправедником, да еще к тому же описание того, как бог наказал не этогоосновного виновника, а человека невинного? Любопытно, что торговля собственной женой практиковаласьАвраамом, как видно из Библии, не один раз. В той же книге Бытиярассказывается, как Авраам пытался совершить с герарским царем ту жесделку в отношении Сарры, какую он совершил с фараоном, и как этомупомешало только вмешательство бога, который пригрозил смертью царю,если он посмеет дотронутся до Сарры. Авраама божья кара не касается,он и здесь оказывается совершенно праведным человеком, хотя вина завсе лежит только на нем. История с торговлей собственной женой еще разповторяется в Библии, но уже в отношении сына Авраама Исаака, который,как рассказывается там, идет по стопам своего отца и тоже, выдаваясвою жену Ревекку за сестру, пытается торговать ею[См. там же,гл.XXVI, ст.7-8.]. Правда, здесь говорится не о материальных благах,которых добивался Исаак, а о страхе его за свою жизнь: как бы люди,которым понравится его жена, не захотели убить его, чтобы владеть ею.Но и это не свидетельствует о великой доблести праотца Исаака. Как правило, в Библии изображается жизнь божьих избранников илюбимцев весьма нелестно. Праведником, например, являлся племянникАвраама Лот, которого бог спас при разрушении Содома и Гоморры. Богрешил истребить население этих городов за то, что оно погрязло вразврате, но спасти при этом Лота с его семьей. Это и было сделано,правда, не без ущерба для семьи Лота: его жена, не сумевшая преодолетьженского любопытства, оглянулась назад вопреки запрещению ипревратилась в соляной столп. Но так ли уж был праведен сам Лот,которого спас бог и который не пострадал? Он "только" сожительствовалсо своими двумя дочерьми...[См. Бытие, гл.XIX, ст.31-36.] Вообще поведение ветхозаветных праведников в отношении к женщиневыглядит весьма не праведно. Родоначальник и глава крупнейшего изеврейских "колен" Иуда, увидев на улице "блудницу", немедленновступает в переговоры, сторговывается о цене и сходится с ней; потомоказывается, что это его сноха[См. там же, гл.XXXVIII, ст.15-18].Многоженство у ветхозаветных праведников - совершенно обычная вещь. УАвраама, судя по Библии, было две или три жены, одна из них, Сарра,считалась полноправной, другие - наложницами[См. там же, гл.XVI,ст.3.]. У Иакова было две жены и две наложницы[См. там же, гл.XXIX,XXX.]. У Моисея было две жены[См. Исход, гл.II, ст.21; Числа, гл.XII,ст.1.]. У Давида было шесть жен и 10 наложниц[См. II книгу Царств,гл.III.]. Все рекорды побил, однако, царь Соломон, у которого было неболее и не менее, как 700 жен и 300 наложниц[См. III книгу Царств,гл.XI, ст.3.]. Мы упомянули выше о царе Давиде с его женами и наложницами.Библия сообщает и о том, какими способами он завоевывал приглянувшихсяему женщин. Удивительно просто, как о чем-то вполне естественном онарассказывает о таком деянии праведника Давида, всегда "ходившего передгосподом". "Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался покровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а таженщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина.И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давидпослал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею"[II книгаЦарств, гл.XI, ст.2-4.]. Но этого было Давиду мало: он решил убитьмужа Вирсавии. Несчастный был отправлен на войну с письмом ккомандующему, а в письме было написано, по Библии, следующее:"Поставьте Урию там, где {будет} самое сильное сражение, и отступитеот него, чтоб он был поражен и умер"[II книга Царств, гл.XI, ст.15.].Все было разыграно, как по нотам: Урия был предательски погублен, аВирсавия стала добычей праведного царя, настолько благочестивого, чтоему приписывается авторство псалмов. Следует сказать, что Библия осуждает поступок Давида с Вирсавиейи Урией. Больше того, она рассказывает о том, как бог покарал за негоДавида: "поразил господь дитя, которое родила жена Урии Давиду"[Тамже, гл.XII, ст.15.]. Не Давид понес наказание, а дитя, которое ужникак нельзя считать виноватым в том, что оно появилось на свет. Чтоже касается самого преступника, то... "утешил Давид Вирсавию, женусвою, и вошел к ней, и спал с нею; и она родила сына, и нарекла емуимя Соломон. И господь возлюбил его"[Там же, ст.24.]. Первоговозненавидел так, что убил немедленно после рождения, а второго стольже немедленно возлюбил... Логики в этих поступках бога не видноникакой, но в данном случае нас интересует другое - вопрос о том, каквыглядит моральный облик библейских праведников. Как было уже сказано выше, если подойти к этому вопросу научно,то ничего удивительного в безнравственных, с нашей точки зрения,поступках библейских героев не окажется. В те времена, к которымотносится библейское повествование, эти поступки считалисьнравственными или, во всяком случае, не так уж сильно нарушающиминравственные нормы. В период разложения родового общества искладывавшегося рабовладельческого строя женщина считалась неполноправным человеком, а собственностью главы рода или семьи. Иметьнесколько жен и наложниц считалось не менее естественным, чем иметьопределенное количество скота. Подходя к вопросу исторически, мы этопонимаем. Но принимать это за норму поведения - кому придет в головутакая мысль? Между тем религия учит видеть именно в жизни библейскихгероев образец морального поведения! *Проповедь себялюбия* Какие бы мы ни взяли стороны личностичеловека, образцы, находимые в Библии, никак не дают того идеала,которому следует подрожать, на который можно было бы равняться. Библейские праведники - прежде всего эгоисты, себялюбцы. Мы нигдене найдем в Библии рассказа о том, чтобы тот или иной поступок делалсячеловеком для другого человека из любви к нему. Когда в евангелияхговорится о любви к ближнему, то это остается словами, а вся Библия,как и религия вообще, направлена против существа этого лозунга, противсодержания этих слов. Почему надо любить своего ближнего? Потому, чтоза это полагается награда на том свете. Это "любовь" с корыстнойцелью. Основной заботой для верующего человека является спасение егодуши. С учением религии о боге это, правда, плохо вяжется. Почему, всамом деле, всеведущий и всемилостивый бог создал мир таким образом,чтобы человеку приходилось постоянно опасаться за судьбу своей души?Ведь буквально из-за любого пустяка ему грозят вечные мучения в гееннеогненной! И когда человек умирает, близкие его должны прилагать оченьсерьезные усилия, чтобы избавить его от печальной участи прозябания вюдоли плача, - только соответствующее количество панихид и другихзаупокойных молитв в состоянии "упокоить" несчастную душу. Это учениеподрывает миф о всемогуществе бога: он не смог создать такого мира, вкотором людям жилось бы не то чтобы очень хорошо, а просто нормально,без вечного страха за будущее своей души. Но в данной связи насинтересует другой вопрос: это учение совершенно обесцениваетевангельские призывы к любви, ибо придает им характер призывов к любвипо расчету. Надо прощать людям нанесенные ими обиды. Почему? Потому, что"если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам отец вашнебесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец вашне простит вам согрешений ваших"[Евангелие от Матфея, гл.VI,ст.14-15.]. Совершил доброе дело - значит, заработал благо на томсвете. Этих благ там можно скопить очень много, ибо там их ни ржавчинане есть, ни воры не крадут. Верующий и должен копить добрые дела, этодаст ему спокойную жизнь на том свете. Разве это не идеологиясебялюбца, думающего только о себе и своем будущем? Даже апостолы Христа расчетливо соображают, достаточную ли ониполучат плату за то, что примкнули к новому учению. Апостол Петрставит Иисусу вопрос в упор: "вот, мы оставили все и последовали затобою; что же будет нам?" И Христос дает ему точную справку: "вы,последовавшие за мною, - в пакибытии, когда сядет сын человеческий напрестоле славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судитьдвенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев,или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, радиимени моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную"[Евангелиеот Матфея, гл.XIX, ст.27-29.]. Прямой расчет примкнуть к новойрелигии! Библия учит людей жадности не только в отношении царстванебесного, но и в отношении самых обычных земных благ. *Алчность; стремление к наживе* Мы приводили выше евангельскуюпритчу о талантах; ее непосредственный смысл заключается в пропагандестяжательства, в жадном кулацком азарте наживы. Больше того, в рядемест Ветхого Завета людям прямо рекомендуется самый обычный грабеж. Когда евреи собирались уходить из Египта, бог инструктировалМоисея: "Внуши народу (тайно), чтобы каждый у ближнего своего и каждаяженщина у ближней своей выпросили серебряных и вещей золотых"[Исход,гл.XI, ст.2.]. Так и было сделано: "И сделали сыны израилевы по словуМоисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.Господь же дал милость народу (своему) в глазах Египтян; и они давалиему, и обобрал он Египтян"[Там же, гл.XII, ст.35-36.]. Самая обычнаяжульническая проделка, за которую привлекают к уголовнойответственности. А здесь сам бог учит людей преступлениям. И почему-тоэто должно считаться нравственным и даже священным! Большим специалистом по части обирания людей Библия изображаетИосифа, сына Иакова. При помощи одной ловкой спекулятивной комбинациион буквально обобрал весь Египет и превратил египтян в фараоновыхрабов. Разгадав знаменитый сон фараона с семью коровами тощими и семьюжирными, Иосиф понял, что семь ближайших лет будут урожайными, послечего последует семь лет неурожайных. В течение урожайных лет он скупилпо низким ценам огромные массы зерна - "весьма много, как пескуморского, так что перестал и считать"[Бытие, гл.XLI, ст.49.]. А когданаступили голодные годы, он использовал свои запасы для ограбления изакабаления египтян. Вот как об этом рассказано в Ветхом Завете: "И небыло хлеба по всей земле; потому что голод весьма усилился, и изнуреныбыли от голода земля Египетская и земля Ханаанская. Иосиф собрал всесеребро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб,который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов. И сереброистощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтянепришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать предтобою, потому что серебро вышло у нас? Иосиф сказал: пригоняйте скотваш, и я буду давать вам (хлеб) за скот ваш, если серебро вышло у вас.И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давали им Иосиф хлеб за лошадей,и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов"[Тамже, гл.XLVII, ст.13-17.]. Когда же у египтян ничего не осталось, кромеземель, "продали Египтяне каждый сове поле; ибо голод одолевал их. Идосталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного концаЕгипта до другого"[Там же, ст.20-21.]. Самый крупный и самый бессовестный кулак и ростовщик мог быпозавидовать тому, как Иосиф провел эту кабальную операцию. Правда, онэто сделал не в свою пользу, а в пользу фараона, но нампредставляется, что такой образец верноподданнического рвения ничем нелучше, чем любые "подвиги" любых других царских прихлебателей всехвремен и народов, направленные на то, чтобы всеми правдами инеправдами ограбить и поработить народ. Здесь это было достигнуто припомощи классических приемов ростовщического вымогательства. А делалэто один из излюбленных героев библейского повествования, праведник,которому, с точки зрения религии, надо подражать... Есть в Библии и еще более яркие примеры. Когда бог, рассказывается в Библии, привел евреев в Ханаан, онотдал им всю страну с землями и городами, садами и виноградниками.Дело было только за тем, чтобы истребить хозяев всего этого добра -людей, которые своим трудом все создали, и воспользоваться ихимуществом. Так и было сделано при непосредственной помощи самогобога. И бог через Иисуса Навина напоминает об этом людям: "И дал я вамземлю, над которою вы не трудились, и города, которых вы не строили, ивы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы ненасаждали, вы едите {плоды}"[Книга Иисуса Навина, гл.XXIV, ст.13.].Оказывается, убивать людей и пользоваться потом их имуществом - вполнесогласуется с библейской моралью! *Вероломство и коварство* Вернемся к истории исхода евреев изЕгипта. Фараон не отпускает их. Почему? Потому что бог специальновнушает ему такое упорство. "Я ожесточу, - говорит он Моисею, - сердцефараоново, и явлю множество знамений моих и чудес моих в землеЕгипетской. Фараон не послушает вас, и я наложу руку мою наЕгипет"[Исход, гл.VII, ст.3-4.]. Потом бог удовлетворенно говорит:"упорно сердце фараоново; он не хочет отпустить народ"[Там же,ст.13-14.]. Много раз повторяется, что бог ожесточает фараоново сердцеи, для того чтобы смягчить это им же ожесточенное сердце, бог насылаетна фараона и на египтян всевозможные "казни", вплоть до поголовногоистребления всех первенцев. За что, собственно, бог наказываетегиптян? За то, что он же искусственно вызывает непримиримостьфараона? А причем тут египтяне, которые так жестоко наказываются приэтом?! Если брать бога за образец нравственного и достойногоповедения, то надо, видимо, следовать ему и в таких поступках. А что вних хорошего? В истории исхода евреев из Египта обращает на себя внимание ещеодно обстоятельство. Всемогущий бог, конечно, может заставить египтянотпустить евреев из плена. Однако он не делает этого, а людей, которыхон хочет освободит, учит, как добиться обманными путями своегоосвобождения. Он приказывает, например, Моисею сказать фараону, чтоевреи хотят отправится в пустыню только на три дня, чтобы принести тамжертву богу. На самом деле они должны, обманув египтян, уйти навсегда.Избранному народу, таким образом, дается урок лжи и вероломства. Вспомним кстати, как евреи при исходе из Египта обобрали египтян.Вместо того, чтобы прямыми и честными путями добиваться удовлетворениясвоих требований, люди, наученные богом, ведут какую-то жульническуюигру, которая, кстати сказать, совсем не вызывается необходимостью.Неважный, мягко выражаясь, урок нравственного поведения... Все библейское учение о боге буквально насыщено представлением онем как о существе, которое непрестанно хитрит, всегда что-товыдумывает с тем, чтобы "испытать" людей, насылает на них с этой цельювсякие бедствия. Он схитрил уже с Адамом и Евой, создав для них такиеусловия, при которых они обязательно должны были согрешить. Ведь вкачестве всеведущего он заранее знал, чем дело кончится! Да и всесотворение человечества выглядит, с этой точки зрения, довольностранно: бог заранее знал, что творит людей несовершенных и греховных,что он обречет их на всевозможные бедствия. В книге Исаии он прямоговорит: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия;я, господь, делаю все это"[Книга пророка Исаии, гл.XLV, ст.7.].Допустим, что действительно это так. Но для чего же бог творит тьму ибедствия? - этот вопрос был бы вполне резонным в устах каждоговерующего. Обычно бедствия, происходящие
Date: 2016-07-18; view: 311; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|