Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Естествознание и Библия
До сих пор мы сопоставляли библейские сказания с историческойистиной, с достоверными фактами исторической науки. Посмотрим, какбудет выглядеть истинность Библии, если сравнить ее содержание в тем,что установили естественные науки. В этой связи мы остановимся навопросе о библейских чудесах. *Почему нельзя верить рассказам о чудесах?* Подавляющеебольшинство библейских сказаний основано на религиозном представлениио возможности чудес, т.е. о том, что законы природы могут нарушатсялибо по распоряжению бога и его уполномоченных - ангелов, пророков,святых и т.д., либо в результате искусных махинаций врагов бога -жрецов "ложных" религий, разного рода волхвов и колдунов. Почти всебиблейские книги пестрят рассказами о чудесах и вообще явлениях,которые могли бы происходить только в том случае, если были бывозможны нарушения законов природы. Если считать, что такие нарушениявозможны, тогда нет смысла даже сопоставлять различные библейскиесказания с данными естественных или других наук, потому что в любомслучае у защитников Библии есть дежурный ответ: конечно, нормальнымпорядком это не могло произойти, но здесь было чудо, а чуду никакиезаконы не писаны. Все без исключения явления природы и общества, которые мынаблюдаем, имеют определенные естественные причины и подчиняютсяопределенным закономерностям. Различные науки изучают этизакономерности и устанавливают, что возможно и что невозможно, чтодолжно было при данных условиях обязательно произойти и что никак немогло произойти. На основании, например, астрономических наблюденийнаука устанавливает, что затмение Солнца должно начаться в такой-тодень, час, минуту и секунду, даже в такие-то доли секунды, что оно вданном районе будет продолжатся точно определенное до долей секундывремя, что Солнце в данном географическом пункте затмится именно натакую-то часть своей видимой поверхности. Если вычисления произведеныправильно, то никакое "опоздание", никакая "поспешность" Солнцаневозможны - это было бы нарушением законов природы. В прежние времена рассказов о чудесах ходило среди населениявеликое множество. В древности и в середине века "чудо" вообщесчиталось обычным явлением. Но возьмем времена, более близкие к нам.До революции в России постоянно "происходили" чудеса. В разных церквахи монастырях хранились чудотворные иконы, к которым верующие совершалипаломничества за исцелением от какой-нибудь болезни или за другимчудом. И считалось совсем неудивительным, когда безнадежно больныекак-будто выздоравливали, слепые как-будто прозревали и т.д. А сколькобыло икон, которые вдруг начинали плакать?! Нередко иконы обновлялись:старая закопченная темная икона вдруг превращалась в новенькую ичистенькую. Открывались чудотворные источники или ключи, вода которыхпри соответствующей молитве, которую должен был произнести священникза определенное вознаграждение, давала якобы исцеление от всехболезней. "Чудеса" совершали у мощей святых угодников. Да и самосуществование мощей было, конечно, чудом. Как же не чудо, если трупчеловека не только не разлагался, а, наоборот, полностью сохранялся идаже иногда начинал "благоухать"?! В первые годы и даже первые десятилетия после революции рассказыо чудесах также имели большое распространение: обновлялись и плакалииконы, рождались телята с человеческими головами, сразу послепоявления на свет начинавшие пророчествовать, и т.д. А в разныхстранах за рубежом и теперь ходит много разговоров о чудесах исверхъестественных явлениях. Много чудотворных икон, источников,мощей, разного рода реликвий, вроде кусков дерева с креста, на которомякобы был распят Христос, служат до сих пор предметом поклонения. Но стоит призадуматься над одним любопытным фактом. У нас встране уже теперь все реже можно услышать о происходящих где бы то нибыло "чудесах". Иконы, например, перестали обновляться и плакать.Почему? Да просто потому, что народ стал более трезво и болеекритически смотреть на вещи. Хотя верующие у нас еще есть, но и онитеперь не так слепо доверяют всему, что им говорят и что могутсказать. Пожалуй, захотят проверить сообщение о чуде, и тогда можетбыть выяснится, что чуда-то никакого и нет... Неудивительно, что иохотников стать чудотворцами у нас все меньше и меньше. Остается незыблемым тот факт, что каждый раз, когда сообщение очуде подвергается беспристрастной и точной проверке, оно обязательнооказывается ложным. В первые годы после революции были вскрытымногочисленные мощи всевозможных угодников и чудотворцев. Вскрытиемощей производилось всякий раз авторитетной комиссией, в которойучаствовали не только представители государства, но и деятели науки,представители общины верующих данной церкви, служители церкви -священники, епископы. При вскрытии присутствовала масса народа, вседелалось открыто, абсолютно исключен был обман с чьей бы то ни былостороны. Какие же получились результаты? Ни разу, буквально ни разу не подтвердилось то, чему училацерковь: ни в одном случае не было обнаружено "нетленное" тело. Всамом лучшем для церкви случае налицо оказывался мумифицированныйтруп, совершенно высохший и иногда частично разрушенный. Естественнаямумификация трупов - дело давным-давно известное и не содержащее всебе ничего чудотворного - при определенных условиях почвы и климатаэто происходит довольно часто. Но и мумифицированных трупов оказалосьдовольно мало. Как правило, обнаруживались скелеты без всяких остатковтканей или кожного покрова, а то и просто посторонние предметы, вродекирпичей, ваты и т.д. Церковники абсолютно ничем не могли обосноватьсвои прежние заявления о чудесах, якобы происходивших вокруг отнынеразоблаченных "мощей". Если проверить таким же способом содержимое всех чудотворныхобъектов в современных буржуазных странах, то и там обнаружится такаяже неприятная для церковников картина. К их счастью, они пока имеютвозможность укрывать от народного контроля свои темные дела. Иначе,без всякого сомнения, все мощи и реликвии оказались бы разоблаченными.Достаточно сказать, что кусков "животворящего древа" с креста Иисусапоказывается в разных церквах и соборах столько, что их хватило бы,вероятно, на целую дюжину крестов вполне достаточного размера. Ночудеса творятся у всех этих кусков дерева, - только, конечно,непроверенные... Мы хотели бы, чтобы читатель нашей книги призадумался надвопросом: видел ли он сам когда-нибудь чудо собственными глазами илитолько слышал о чудесах от других людей? И уверен ли он в том, что,когда ему приходилось собственными глазами видеть странное явление,похожее на чудо, не было обмана или самообмана? Без тени сомнения мыможем утверждать, что подавляющее большинство читателей скажет, чтособственными глазами они никогда чудес не видели, но что вот дедрассказывал, сосед когда-то говорил, что ему знакомый рассказывал ит.д. Не исключено, правда, что кто-нибудь и собственными глазами виделчто-то похожее на "чудо". Но каждый раз в этих случаях не былоглавного - проверки. Если разобраться в каждом таинственном случае, онокажется вполне объяснимым, а чудо предстанет перед нами или какрезультат самообмана, или как ловко инсценированное жульничество. В отношении библейских чудес мы никакой проверки произвести неможем: что можно проверить теперь, через две-три тысячи лет? Но еслимы хотим правильно мыслить, мы должны соблюдать законы логическогомышления, в том числе закон достаточного основания. Он гласит: все,что ты мыслишь, должно иметь достаточное основание. Если нампредлагают мыслить библейские чудеса как реальные, происходившиекогда-то события, то мы должны знать основания, которые позволяют намделать это. В самом деле, откуда мы знаем, что эти чудеса действительнопроисходили? Сами по себе рассказы о них не содержат абсолютно никакихгарантий достоверности. Ведь если я сообщу вам, что вчера я воскресилчеловека, умершего три дня тому назад и уже начавшего разлагаться, выили просто не поверите мне, или потребуете доказательств. Сам факттого, что я рассказываю об этом, вам, безусловно, представится далеконе достаточным основанием для признания достоверности данного события.И вы будете совершенно правы: мало ли что можно рассказать! Какие же основания у библейских рассказов о чудесах? Церковьотвечает: основанием нашей веры в библейские чудеса является авторитетцеркви, которая подтверждает истинность рассказов о них. А на чемоснован авторитет церкви? На той же Библии, которая утверждает, чтоИисус Христос основал свою церковь и передал ей часть своей святости.Католическая церковь настаивает даже на том, что римский папа вкачестве главы ее может судить о всех религиозных делах абсолютнонепогрешимо и что его мнение по любому религиозному вопросу выражаетмнение самого бога. Обосновывается это снова ссылкой на Библию.Получается любопытный логический круг: вера в библейские повествованияоснована на авторитете церкви, а авторитет церкви основан набиблейских повествованиях. Настоящего же основания ни для признаниядостоверности библейских чудес, ни для признания авторитета церкви несуществует. По сути дела, нам предлагают верить на слово, не приводяни малейших доказательств. Когда рассказывают о таких событиях, которые сами по себеправдоподобны, мы обычно все равно ищем подтверждения этим рассказам,в особенности если вопрос для нас важен; мы не удовлетворяемся однимсообщением. Но когда нам говорят о событиях невероятных, о том, чтопятью хлебцами накормили 5 тысяч человек, что воскресили мертвеца,который уже стал разлагаться, что море расступилось по требованиючеловека и пропустило по своему дну колонну переселенцев, мы не можемне требовать подтверждения и доказательств. А этих доказательств,конечно, нет и не может быть. В евангелиях рассказывается, что, когда Христа распяли, "было жеоколо шестого часа дня; и сделалась тьма по всей земле до часадевятого. И померкло солнце, и завеса в храме раздралась посредине"[Евангелие от Луки, гл.XXIII, ст.44-45.]. В евангелии Матфея кэтому добавляется, что "завеса в храме раздралась надвое, сверхудонизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; имногие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов повоскресении его, вошли во святый град, я явились многим"[Евангелие отМатфея, гл.XXVII, ст.51-53]. События, как видим, произошли весьма серьезные: землетрясение,солнечное затмение на целых три часа, воскресение многих умерших...Такие чрезвычайные обстоятельства никак не могли остатьсянезамеченными. Солнечного затмения сразу "по всей земле" да еще нацелых три часа никогда не происходило, да и произойти естественнымпорядком не может. Если же оно произошло в порядке чуда, то как моглослучится, что никто его не заметил ни в Риме, ни в Греции, ни вэллинистическом Египте, где к этому времени уже существовалорегулярное научное наблюдение над явлениями природы, гдеученые-естествоиспытатели регулярно описывали все более или менеевыдающиеся явления? Между тем, такого удивительного, небывалогозатмения Солнца никто не заметил. В литературе того времени буквальноничего о нем нет, хотя, например, такой ученый древности, как ПлинийСтарший, живший как раз в этот период, оставил в своей "Естественнойистории" подробное описание всего наблюдаемого им. Сообщению оземлетрясении в этот день мы не находим никаких подтверждений.Получается, что такие удивительные чудеса, совершившиеся в масштабевсего земного шара, видели только авторы евангелий, а все остальноечеловечество было слепо и глухо... Больше того, нельзя себе представить, чтобы эти "знамения" неубедили людей в истинности христианства. Совпадение столькихпотрясающих "чудес" обязательно должно было заставить население всегоземного шара (землетрясение и солнечное затмение были ведь сразу повсей земле!) обратиться в христианство. Но этого не произошло: ни накого, кроме нескольких римских солдат, о которых в этой связирассказывается в евангелиях, знамения не подействовали. Возьмем дажетакую деталь. Завеса в храме в момент смерти Иисуса сразу разделиласьна две. И верующие евреи, включая фарисеев, так чувствительные ковсякому чуду или слуху о чуде, оставили это без внимания, не уверовалив Христа? Невероятно! К тому же это было не первое увиденное ими чудо,сотворенное Иисусом. Как же они могли не откликнуться на проповедьхристианства?! В Библии рассказывается, как во время ареста Иисуса апостол Петротрубил рабу первосвященника Малху ухо и как Иисус тут же одним своимприкосновением прирастил ухо и исцелил рану. И никто не обратил на этони малейшего внимания? Иисус ходил по Палестине и повседневно творилсамые потрясающие чудеса; и так мало людей уверовало в него? Абсолютноневероятно. Молчание всех остальных современников событий, описанных вевангелиях, кроме евангелистов, следует рассматривать не просто какотсутствие доказательств в пользу евангельских чудес. Этодоказательство против них. Если никто из "при сем присутствующих" незаметил чудес, значит, их не было. Их не только не было, их не могло быть, ибо законы природынерушимы и не допускают никаких исключений. Ни теперь, ни в прошлом,ни когда бы то ни было в будущем невозможно, чтобы происходили чудеса,о которых рассказано в Библии. А поскольку это так, значит, в основномвсе библейское учение построено на вымысле и противоречит истине.Фундаментом этого учения являются мифы о чудесах. Начинается Библия смифа о сотворении мира, кончается мифом же о воскресении Христа и онеизбежном его чудесном же втором пришествии. По основным вопросам,составляющим мировоззрение человека, Библия дает фантастические истало быть наивные, несостоятельные, запутывающие человека объяснения.Разберем некоторые из них. *О происхождении и строении Вселенной* Ветхий Завет начинается,как известно, с повествования о том, как бог сотворил мир. С точкизрения религиозной догматики, если пытаться последовательно проводитьее положения, само это повествование не выдерживает критики. Оно несоответствует религиозному же учению о боге. Согласно этому учению, бог - существо неизменяемое, т.е.постоянно пребывающее в одном и том же положении, в одном и том жесостоянии духа, "вседовольное". А оказывается так, что бог целуювечность не испытывал никакой потребности в существовании мира, потомвдруг ощутил такую потребность и решил сотворить мир. Это уже невседовольное и неизменяемое существо, а обыкновенная личностьнаподобие человеческой, могущая в одно время испытывать однипотребности, в другое - другие. Последовательно на протяжении неделион создавал все существующее. И каждый раз, создав очередную областьприроды, бог убеждался в том, что "это хорошо". Так и повторяется вкниге Бытия несколько раз: "и увидел бог, что это хорошо"[Бытие, гл.I,ст. 4,10,12,18,21,25.]. В конце же всего процесса творения он подвелобщие итоги: "И увидел бог все, что он создал, и вот, хорошовесьма"[Там же, ст.31.]. Все это никак не вяжется с тем представлением о боге, котороесама же религия настойчивым образом проповедует. Всеведущий бог,оказывается, заранее не знал, что выйдет из его трудов, хорошо ли всеэто получится. И, только уже создав, он убеждался в том, чтополучается довольно прилично... Кстати сказать, такое заключение егоследует признать чересчур поспешным, ибо очень скоро, как рассказываетсама Библия, бог вынужден был признать, что он плохо создал мир,вынужден был раскаиваться в том, что предпринял это дело. Библейские сказания о сотворении мира противоречат тем знаниям,которые человечество добыло на протяжении своей истории. Они полностьюпротиворечат данным науки, общественной практики человека и простоздравому смыслу. Основным незыблемым законом мироздания является закон сохраненияматерии и энергии, подтвержденный точнейшими опытами и успехамиоснованной на нем человеческой практики и техники. Согласно этомузакону, ни малейшая доля материи или энергии никогда не может ниисчезнуть, ни появиться; она может только перейти в другую форму.Абсолютная правильность этого закона постоянно доказываетсячеловеческой практикой: развитием промышленности, сельского хозяйстваи т.д. Можно сказать с полной уверенностью: все, что противоречитзакону сохранения материи и энергии, безусловно, ложно. И если вописании какого-нибудь явления обнаруживаются элементы такогопротиворечия, значит, здесь вкралась серьезная ошибка - либо впроцессе наблюдения, либо в процессе теоретического осмысления этогонаблюдения. Что касается библейского сказания о сотворении мира, то онополностью противоречит закону сохранения материи. Бог якобы создал мириз ничего. Но что такое это самое "ничего"? В свое время немецкий философ Иосиф Дицген рассуждал так: ничего- это значит не то, не другое, не третье, а допустим, четвертое илипятое; что-нибудь всегда было и всегда должно быть. "Ничего" вабсолютном смысле не существует. Нет всегда чего-нибудь: Земли,Солнца, тех или иных небесных светил, может не быть человека,животных, может не быть атмосферы или воды, но что-то всегда есть, иэто что-то существует в пространстве и времени. Еще Энгельс в своевремя остроумно заметил, полемизируя с Дюрингом, что тот признаетвозможность существования такого времени, когда не было времени.Понятие "ничего" есть абсурдное понятие, которому в реальности несоответствует никакое содержание. Значит, из ничего сотворить мирневозможно, и легенда о его творении оказывается лишенной смысла. Вселенная существует вечно, она не имела начала, она не будетиметь и конца. Поэтому создать ее никто не мог. Для верующего человека представление о вечном существованииприроды кажется немыслимым. Он рассуждает так: все, что я вижу и знаю,когда-нибудь кем-нибудь было сделано; должна же была когда-то быть"сделана" и Вселенная. Библейские сказания как будто дают ответ навопрос о происхождении Вселенной - ее создал бог Яхве или Элохим.Стоит, однако, вдуматься в суть дела, чтобы легко понять, что ответаздесь, в действительности, нет. Если все существующее должно было бытькем-то создано, то и бог, которого верующий считает существующим,должен был быть когда-то кем-то создан... Исходить же из положения отом, что бог существует вечно, - значит признавать необязательнымвозникновение всего без исключения когда-то во времени. В самом деле,почему нельзя признать, что именно Вселенная, природа существует вечнои никогда не возникала? Это тем более необходимо признать, чтоприрода-то уж безусловно существует и достижения современногоестествознания обосновывают положение о вечном существовании Вселеннойс абсолютной убедительностью и неопровержимостью. Древние греки когда-то тоже размышляли над этим вопросом и немогли его решить. Им казалось невозможным, чтобы боги никогда нерождались, а существовали всегда спокон веков. Главный бог Зевс, какгласит греческая мифология, был сыном бога Крона, Крон родился от богаУрана, Уран родился от богини Геи, Гея - от бога Хаоса... А дальшечто? Все равно приходилось признать, что Хаос-то был изначален ивечен! С большим успехом можно было начинать всю линию развития прямос Зевса, не измышляя ему предков, а всего верней было бы упразднить иЗевса, придя к тому, что Вселенная никем никогда не была создана. Некоторые из мудрейших древнегреческих философов приходили кэтому единственно правильному выводу. Гераклит, например, писал, что"этот космос... не создал никакой бог и никакой человек, но всегда онбыл, есть и будет вечно живым огнем". А религиозная фантазия той эпохидавала совсем другое решение вопроса о происхождении Вселенной, шедшеев том же направлении, что и библейское. Это было тысячелетия томуназад, когда наука еще была на крайне низкой ступени развития.Понятно, что тогда возникали такие наивные легенды, как библейскоесказание о сотворении Вселенной. Но какой смысл нам теперь, в эпохутакого мощного расцвета культуры и науки, оставаться на позициях,которых придерживались люди в пору детства человечества?! При всей очевидности выводов современной науки о вечностиВселенной церковники не могут отказаться от библейской легенды осотворении мира. Еще в 1951 г. римский папа Пий XII публично заявил:"Творение мира во времени, а следовательно, творец мира, аследовательно, бог - вот то слово, которого мы требуем от науки".Церковь требует от ученых, чтобы они приспосабливали науку к тому, чтоговорится в Библии, и даже к таким явно фантастическим легендам, каклегенда о сотворении мира. И надо сказать, что такие ученые вкапиталистических странах имеются. Они всячески стараютсяфальсифицировать данные естественных наук, чтобы из них можно былоизвлечь хоть косвенное подтверждение истинности Библии. Но кто нехочет насиловать свой разум, тот должен согласиться с единственнонаучным положением: Вселенная существует вечно. Библия и в этомвопросе, как и во всех остальных вопросах мироздания, дает вымыселвместо истины. *О происхождении и строении солнечной системы и Земли* Осолнечной системе, о Земле и других небесных телах мы не можемсказать, что они существуют вечно. Как доказало естествознание,планеты солнечной системы, включая нашу Землю, и все остальные светилавозникли в разные периоды существования Вселенной. Но есть ли вбиблейской легенде о сотворении небесных светил хоть капля истины? В Библии дело выглядит следующим образом: вначале кругом быласплошная вода, и бог сначала разделил водную массу на "верхние" и"нижние" воды, между ними он поставил специально созданную "небеснуютвердь"; потом он стянул всю "нижнюю" воду в одно место, в результатечего появилась суша; потом он создал Солнце, Луну и звезды и "поставилих на тверди небесной". Иначе говоря, бог сделал твердый небесный своди прикрепил к нему светила, дав им, правда, возможность двигаться поэтому своду, чтобы, вращаясь вокруг Земли, освещать ее. Земля, с этойточки зрения, есть центр Вселенной. Насколько это все не вмещается нив какие рамки истины и здравого смысла, можно понять при сопоставленииэтой картины с научным представлением о строении Вселенной. Прежде всего, никакой небесной тверди, к которой якобыприкреплены светила, не существует. Тот голубой купол, которыйпредставляется нам нависшим над землей, на самом деле являетсяосвещенной Солнцем атмосферой, окружающей со всех сторон нашу Землю. Всилу ряда причин физического характера, которые точно выясненысовременной наукой, атмосфера так рассеивает солнечные лучи, чтополучается эффект голубого цвета. Отпадает, таким образом, исходныйпункт библейского повествования о сотворении светил. Да и сами эти светила оказываются вовсе не специальноприспособленными для обслуживания Земли, как это изображено в Библии.Земля в действительности - не центр Вселенной, она - сравнительноочень маленькое небесное тело, каких во Вселенной бесчисленноемножество. И вовсе не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот, Землявращается вокруг Солнца. Что же касается небесных светил, то каждое изних имеет собственную орбиту, и, кроме Луны, ни одно из них вокругЗемли не вращается. Вода на Земле не стянута в одно место, онанаходится в нескольких океанах и во множестве морей, рек и озер.Никаких "верхних" и "нижних" вод нет, и дождь, который проливается наЗемлю, вовсе не небесного происхождения, как это представляли себеавторы Библии. Этим истинам учат детей в начальной школе, ноприходится их повторять, чтобы представить себе фантастичностьбиблейских сказаний. Мы являемся свидетелями таких великолепных успехов науки итехники, в свете которых даже как-то неловко говорить всерьез обиблейских космологических представлениях. Построенные и запущенныесоветскими учеными искусственные спутники Земли бороздят мировоепространство по тем орбитам, которые были для них рассчитаны наосновании знаний о строении Вселенной и солнечной системы, о законахдвижения небесных тел. Ни в какую твердь небесную наши спутники неупираются, и если еще требуется какое-нибудь доказательство того, чтоне существует неба отдельно от естественного мирового пространства, вкотором движутся по своим орбитам различные светила, то такоедоказательство налицо. Очень важно здесь ответить, что теоретическиевыкладки о движении спутников, заранее делаемые на основанииустановленных научных теорий, оправдываются практикой с математическойточностью. А эти научные теории решительно несовместимы с библейскимимифами и представлениями, в частности с представлением о центральномположении Земли во Вселенной. Опровержение наукой библейских представлений о центральномположении Земли во Вселенной имеет отношение не только к первым главамкниги Бытия, где говорится о сотворении мира, но и ко всему содержаниюВетхого и Нового Заветов. Недаром церковь так ожесточенно преследовалаученых, доказывающих, что не Солнце вращается вокруг Земли, а,наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Теперь церковники, в том числе и католические, не настаивают натом, что верна теория центрального положения Земли во Вселенной. Онине прочь даже иногда выразить лицемерное сожаление по поводу того, чтокогда-то от их благочестивого рвения страдали такие люди, как Галилей,что заживо сожжен был на костре Джордано Бруно. При этом вина все-такивозлагается не на церковь, а на ее жертвы: дескать, Галилей вел себянедостаточно скромно перед инквизиционным трибуналом, а Джордановдавался в излишние философские рассуждения вместо того, чтобыдержатся на почве научных фактов. В свете этих казуистическихоправданий преступления церковников, травивших и истреблявших лучшихпредставителей человеческого рода, великих деятелей науки, отнюдь неделаются меньше. К тому же, гелиоцентрическая теория (утверждающаяцентральное положение Солнца в нашей планетной системе), истинностькоторой не осмеливаются отрицать даже церковники, никак не может бытьсогласована с библейскими сказаниями. Все библейское учение построено на том, что венцом творенияявляется человеческий род, поэтому бог и поселил его в центреВселенной, заставив все остальные небесные тела играть роль фонарейдля освещения Земли. Но вот оказывается, что Земля совсем не являетсясколько-нибудь выдающейся и исключительной планетой в массе другихнебесных тел, что центра Вселенной вообще не существует, что центромсолнечной системы является не Земля, а Солнце! Больше того, какдоказывает современное естествознание, жизнь существует и на другихпланетах бесконечной Вселенной. Земля и в этом отношении не может бытьи не является исключением. Значит, рушится все библейское построение. Когда наукой было установлено, что Земля не занимает центральногоположения во Вселенной, новозаветному мифу о Христе был нанесенсильнейший удар. Согласно этому мифу, пришествие Христа на Землю иперенесенные им здесь страдания ликвидировали зло во всей Вселенной. Аоказывается, что бог спустился и воплотился в человеческом образе не вцентре Вселенной, не в ее столице, а на какой-то песчинке, которой, посуществу, и является наша Земля! Вся новозаветная история лишаетсядаже подобия величественности и "вселенскости", она становится частными мелким случаем, для которого богу совсем не следовало жертвоватьсобой. И если он спас обитателей Земли от последствий первородногогреха их прародителей, то как же с живыми существами, которые, по всейвидимости, должны быть на других небесных телах? И был ли тампервородный грех, а если нет, то почему бог так обидел Землю и ееобитателей, что специально для них "попустил" ему свершиться? Одна только постановка этих вопросов сразу обнаруживаетнесостоятельность библейских легенд о творении Земли и других небесныхтел. Первоначальное примитивное представление человека о мирозданиисостоит в том, что в мире существует два начала, ясно видимые им:земля, на которой он находится, и небо, распростершееся над землей. Наэтом примитивном, детски наивном представлении основана библейскаялегенда о творении. На самом деле мир не делится на землю и небо.Существует единая и многообразная Вселенная, не имеющая границ ипределов ни во времени, ни в пространстве. В этой Вселеннойбесчисленные количества планет движутся по своим орбитам, подчиняясьзакону всемирного тяготения и не имея никакой опоры в пространстве, недержась ни на китах, ни на слонах или черепахах, как этому учатрелигиозные сказания многих народов. Методы научного исследования этихвопросов настолько точны, что его результаты легко проверяются домельчайших единиц в пространстве и времени, до метров и секунд. И всвете научных данных выглядит очень странно тот факт, что взрослыелюди всерьез принимают библейские легенды. Посмотрим теперь, можно ли найти хоть крупицу истины в библейскомповествовании о сотворении живых растительных и животных организмов. *Сотворение растений, животных и человека* На время отвлечемся отБиблии и обратимся к религиозным сказаниям иного порядка. "Создатель Пунд-джел своим большим ножом срезал три крупных листадревесной коры, положил на один из них кусок глины и тем же ножомобработал ее и придал ей надлежащую плотность. Затем он переложилчасть глины на другой лист коры и вылепил из нее человеческуюфигуру... Такую же самую человеческую фигуру из глины он сделал и напоследнем листе коры и так остался доволен своими произведениями, чтоот радости стал плясать вокруг них. Потом он взял волокнистую коруэвкалипта, сделал из нее волосы и приклеил их к голове каждой фигуры.Тогда он еще раз посмотрел на своих глиняных людей, опять осталсяочень доволен и опять от радости заплясал вокруг них. После этого онлег на них всем телом и стал дышать им прямо в рот, нос и в пуп, и онизашевелились, заговорили и встали на ноги, как совсем взрослыелюди"[Дж. Фрэзер, Библейские сказания, М. - Л. 1931, стр.17.]. Это -легенда, записанная у австралийцев, из окрестностей Мельбурна; мывзяли ее изложение у английского этнографа Фрэзера. В книге Фрэзера содержится огромное количество таких сказаний,записанных учеными и путешественниками у разных нехристианских инеиудейских народов земного шара. Мы приведем еще два примера. "Даяки из области Сакарран в британской части острова Борнео(теперь остров Борнео является частью независимой Индонезии и"британской части" на нем нет. - И.К.) рассказывают, что первыйчеловек был сотворен двумя большими птицами. Сперва они пыталисьсделать людей из деревьев, но попытка оказалась тщетной. Потом онистали высекать их из скал, но каменные истуканы не могли говорить.Тогда они вылепили человека из сырой земли и влили в его жилы краснуюсмолу... После этого они окликнули человека, и он отозвался, сталирезать его тело, и кровь потекла из ран. И они дали ему имя "ТаннаКумпок", т.е. "слепок из земли". Но некоторые из приморских племендаяков думают иначе. По их мнению, творцом людей является некий бог поимени Салампандаи. Он выбивает их молотком из глины в форме младенцев,которым предстоит родится на свет"[Дж. Фрэзер, Библейские сказания,стр.20.]. А вот легенда, записанная у племени куми на Филиппинскихостровах. "Бог сперва создал мир и деревья и пресмыкающихся, а потомвылепил из глины два тела - мужское и женское, но в ту же ночь, когдаон окончил свою работу, явилась большая змея и, пока бог спал, сожралаоба тела. Так случалось два или три раза, и бог стал в тупик, не зная,как быть дальше, потому что ему приходилось работать целый день, неменее 12 часов, чтобы вылепить эту пару тел... Наконец, однажды утромон поднялся рано и начал с того, что сделал собаку и вложил в неежизнь, а потом уже, изготовив вновь человеческие изображения, он в туже ночь поставил собаку сторожить их, и когда пришла змея, то собаказалаяла и прогнала змею прочь"[Там же, стр.23.]. В приведенных нами легендах о сотворении человека есть немалообщего с ветхозаветной легендой. На самом деле, чем в принципеотличаются эти легенды от ветхозаветной? И библейская легенда, идругие, приведенные нами, основаны на фантазии. Ни одна из них неможет быть доказана, ни одну из них нельзя принимать всерьез, ни однунельзя предпочесть другой. В самом деле, спросим мы верующего читателя, чем библейскоесказание о сотворении человека убедительней, умней и простодостоверней тех сказаний, которые записаны этнографами у современныхотсталых народов? Уровень этих легенд примерно один и тот же, да и посодержанию в них немало общего, вплоть до того, что во всех случаяхчеловек делается из глины и в него богом вдувается душа. Естественные науки выяснили действительное происхождениеорганического мира, всех существующих растительных и животных видов.Учение Дарвина раскрыло картину постепенного развития форморганической жизни на Земле, начиная с простейших растений и животныхи кончая человеком. Около миллиарда лет тому назад на Земле возниклажизнь в простейших ее формах. Постепенное усложнение форм органическойжизни приводило к появлению все новых и новых видов. Шел процесспостепенного развития жизни на Земле, и около миллиона лет тому назадздесь появился наиболее сложный и совершенный из существующих на Землеорганизмов - человек. Как бы ни пытались защитники религии выпутать "священную" книгуиз конфузного положения, превращая дни творения Вселенной в"исторические эпохи", это не помогает: в Библии говорится именно однях, разделявшихся между собой ночами, т.е. о нормальных сутках.Наука же показывает, что органическая жизнь на Земле должна была околомиллиарда лет развиваться, чтобы породить самый сложный живой организм- человека. По Библии, одновременно появились все растения, потом всеживотные, потом сразу человек, да еще вылепленный богом из глины.Наука же показывает, как в процессе длительнейшего развития напротяжении сотен миллионов лет возникала жизнь, как потом появилисьпростейшие живые организмы, как из них в свою очередь возникали болеесовершенные и сложно организованные, как постепенно через рядпромежуточных форм (питекантроп, гейдельбергский человек,неандертальский человек, кроманьонский человек) появился, наконец,человек современный. Можно ли примирить библейскую легенду с данныминауки? Ни в коем случае! Учеными найдены останки - части скелетов и целые скелетыорганизмов, представляющих собой промежуточные формы между обезьяной ичеловеком. Скелеты неандертальского и кроманьонского человека найденык настоящему времени в большом количестве. Как можно при такомположении оспаривать очевидный факт происхождения человека от других,низших животных видов, ближайшим из которых является обезьяна?! Изащитник религии вынуждены всячески ухитряться и изворачиваться,чтобы, с одной стороны, не отрицать очевидные факты, а с другойстороны, спасти репутацию Библии. Для этого применяются различныеприемы. В упоминавшихся уже нами ранее папских документах содержатсяобразцы такого маневрирования, особенно в вопросе о происхождениичеловека. Признав допустимыми "дискуссии о теории эволюции", папа в тоже время решительно осуждает тех ученых, которые считают дарвинизм негипотезой, а доказанной теорией. Таким образом, формально католическаяцерковь как будто занимает нейтральную позицию в вопросе об истинноститеории эволюции. Но это мнимый нейтралитет, ибо папа тут жеформулирует несколько тезисов, признания которых он безоговорочнотребует, и эти тезисы решительно направлены против теории эволюции.Перечислим их: "1) принципиальное превосходство человека над всемиостальными живыми существами, основанное на том, что он обладаетдушой; 2) первая женщина происходит от первого мужчины; 3)родоначальник людей не мог быть ничем иным, как человеческой тварью,другими словами, первый человек не мог быть потомком животного"["Gott,Mensch, Universum", S.222.]. Какие уж на такой базе "свободныедискуссии" о теории эволюции?! Правда, здесь нет речи об изготовлении Адама из глины. Но то, чтоцерковь всеми силами старается сохранить из библейских представлений,в неменьшей мере противоречит всем данным науки. При этом нельзя необратить внимания и на другую сторону вопроса: прямо признать, что ониотказываются от части библейских мифов (хотя бы от мифа обизготовлении первого человека из глины), у церковников не хватает нимужества, ни элементарной честности. И к тому же, что тогда останетсяот учения о богодуховенности Библии и абсолютной истинности всех еесказаний? Вот и приходится идти на хитроумные софистические увертки саллегоризацией, символизацией и прочим казуистическим туманом. Для характеристики позиции церковников в рассматриваемом вопросеинтересен и следующий пример. Американская Энциклопедия в томе,который вышел в 1949 г., утверждает, что "библейское повествование осотворении человека с наименьшим интеллектуальным развитием и опроисхождении всего человеческого рода от сотворенной пары естьнаиболее авторитетное свидетельство, которое мы имеем о первобытномчеловеке". Нам предлагают значит, несмотря ни на какие успехиестествознания, верить в авторитет библейского сказания о сотворениибогом Адама и Евы и о происхождении людей от этой "первой пары". А какже согласовать с этим бесчисленные доказательства естественного ипостепенного происхождения человека, как истолковать такие упрямыефакты, как многочисленные скелеты неандертальцев? И автор строит"теорию", которая должна спасти "наиболее авторитетное свидетельство"перед лицом беспощадно опровергающих его фактов. Он утверждает, что с момента сотворения мира и человека до начала"гражданской истории" прошло много тысячелетий. Это само по себе ужеявляется отступлением от церковной традиции, которая исходит из того,что мир сотворен около 7 тысяч лет тому назад. В течение неизвестногоколичества тысячелетий, которые прошли между сотворением мира иначалом "гражданской истории", человечество развивалось, появлялисьразличные расы, языки и народы. Некоторые племена по неизвестнымпричинам вырождались, продуктом этого вырождения является,неандертальский человек и "другие уродства того же сорта". Как это всепроисходило, автор объяснять отказывается: "процесс этой эволюцииокутан тайной". Доказывать он это тоже не берется. Во всяком случае,единственной попыткой такого "доказательства" является ссылка наавторитетность библейского свидетельства. Конечно, если исходить иззаранее принятого предвзятого решения, т.е. считать наиболееавторитетным или просто непогрешимым тот или иной религиозныйисточник, то рассуждать и исследовать вообще уже ни к чему, нужнотолько подгонять факты к тому, что сказано в этом источнике. Но это иесть капитуляция разума перед религиозной фантазией. Оставаясь же на почве разума, на почве науки и общественнойпрактики, мы должны без колебаний сказать, что библейские сказания опроисхождении человека, растений и животных не содержат в себе никрупицы истины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библейские легенды, о которых идет речь, записаны больше, чем двес половиной тысячи лет тому назад, в устном же виде они бытовали внароде еще задолго до этого. Нельзя тем не менее сказать, что даже двес половиной тысячи лет тому назад библейские рассказы о сотворениимира находились на уровне науки того времени, ибо уже тогдапроизводились научные наблюдения и исследования, из которых делалисьвыводы, хотя и весьма далекие от истины. Но как можно принимать заистину те удивительно наивные, совершенно антинаучные легенды, которыебыли рождены религиозной фантазией того времени? Наука так далеко ушлавперед, что мы уже имеем возможность освещать основные вопросымировоззрения с подлинно научных позиций. Если в исторических фактах, сообщаемых Библией, можно найтипомимо фантастики и некоторые зерна истины, то в отношении фактов,относящихся к природе и ее явлениям, к миру в целом, этого сказатьнельзя. Здесь царствует фантастический вымысел, способный толькозапутывать разум и сознание человека. Это в одинаковой степениотносится и к Ветхому и к Новому Заветам. Та общая система взглядов на мир и на общество, то мировоззрение,которое может быть извлечено из Библии, не имеет ничего общего систинным мировоззрением, отражающим действительную объективную картинувсего существующего. Такое истинной мировоззрение дает философскаятеория марксизма-ленинизма - диалектический материализм, основанный наданных всех наук о природе и обществе, полностью соответствующийобщественно-исторической практике человечества.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Date: 2016-07-18; view: 350; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|