Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношение человека к обществу и существующему строю





*О земной и загробной жизни* Как и все другие "священные" книги,Библия ориентирует людей на то, чтобы не добиваться хорошей жизни наземле, а дожидаться "царствия небесного". Правда, не во всехбиблейских книгах вера в загробный мир выражена одинаковым образом. В книгах Ветхого Завета, как правило, отсутствуют представления озагробном воздаянии человеку за земные дела. Есть смутные упоминания отом, что души умерших людей в виде теней бродят в мрачном подземномцарстве, ведя весьма безрадостное существование, независимо от ихприжизненных заслуг или грехов. Но в поздних книгах Ветхого Завета ужепоявляются высказывания о том, что за страдания на земле люди получатвоздаянье в потустороннем мире. В иудейской религии это представлениенашло свое дальнейшее развитие в многочисленных писаниях раввинов, вТалмуде и других религиозных документах. Что же касается христианства,то в Новом Завете оно сразу обрело развернутое учение о загробнойжизни. В евангелиях рассказывается получившая широкую известность притчао богатом и Лазаре. Бедняк Лазарь влачил жалкое существование ивалялся на пороге у богача, который жил в роскоши и наслаждениях. Нопосле смерти богатый попал в ад и, подвергаясь невыносимым мучениям,случайно обратил свой взор кверху; там он увидел "на лоне авраамовом",среди райских утех не кого иного, как бедняка Лазаря. И взмолилсябогатый к Аврааму, чтобы тот послал к нему Лазаря хоть с каплей воды!Но Авраам ответил ему: "Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоев жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а тыстрадаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великаяпропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также иоттуда к нам не переходят"[Евангелие от Луки, гл.XVI, ст.25-26.].Вывод из этой притчи очень простой и прямолинейный: кому хорошоживется на этом свете, тот должен будет переживать тяжкие страданияпосле смерти. Стало быть, люди, которые добиваются лучшей жизни наземле, действуют, по меньшей мере, неосмотрительно. Есть в Библии и другие места, где пропагандируется та жеидеология. Не собирайте себе сокровища на земле, убеждает евангелиеверующего, ибо это сокровища весьма непрочные и ненадежные: их естржавчина, похищают воры; собирайте сокровища на небе, где нет ниржавчины, ни воров и где эти сокровища будут вечными и нетленными.Авторы евангелия находят яркие сравнения, выразительные образы дляпропаганды взгляда на земные заботы как на нечто совершенноненастоящее. "Не заботьтесь, - говорит будто бы Христос людям, - длядуши вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться... Посмотрите наворонов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и богпитает их... Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, непрядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевалсятак, как всякая из них... Итак, не ищите, что вам есть, или что пить,и не беспокойтесь"[Евангелие от Луки, гл.XII, ст.22,24,27,29.]. Еслиже кто не обращает внимания на эти проповеди и занимается накоплением,если он в конце концов наживается и становится богатым, тем хуже длянего. Богатому не попасть в царствие небесное, ему так же трудно это,как верблюду пролезть в игольное ушко; на том свете ему будет так жеплохо, как богачу из притчи о Лазаре. Пытаясь продумать это новозаветное учение в свете историческойпрактики почти двух тысячелетий, которые прошли после появления НовогоЗавета, становишься в тупик перед фактом, который на первый взглядкажется просто поразительным: уже в первые века существованияхристианства к нему примыкали в огромном количестве представителиэксплуататорских классов - рабовладельцы, ростовщики, купцы. Это былибогатые люди, среди них были даже крупные богачи. И никого не удержалиевангельские увещевания от продолжения их прежнего образа жизни,никого они не отвратили от стяжательства, никого не заставили раздатьсвое имущество нищим и самому превратится в нищего. В средние векабыли крепостники, в дальнейшем - капиталисты, торговцы, банкиры; внастоящее время живут многочисленные миллионеры и миллиардеры. Срединих огромное количество набожных христиан, нередко с большим усердиемафиширующих свою религиозность! И никто из них не обращает нималейшего внимания на то, что евангелие обязывает не собирать себесокровищ на земле, не заботиться о земных благах, что это грозит имвсевозможными бедствиями на том свете, если они не пренебрегут земнойсуетой и не раздадут свое имущество нищим. От евангелия они неотказываются, но не боятся притчи о Лазаре, не боятся попасть вположение верблюда, которому надо пролезть в игольное ушко. У нихдвойная бухгалтерия: одна - для практической жизни, другая - дляблагочестивых размышлений, для "души" и, что самое главное, дляпроповеди другим людям. Служители евангельской религии не устают повторять в проповедях сцерковных амвонов, учить детей на уроках закона божьего, внушатьверующим на исповеди, что заботиться об улучшении своей жизни - грех,суета, чуть ли не мерзость перед богом. Довольствоваться своей долей ине думать о большем - эта новозаветная мораль объявляется чуть ли неглавной добродетелью христианина. Если ты нищий, ты должен толькорадоваться этому, ибо, как сказано в евангелии Луки, "блаженнынищие"[Евангелие от Луки, гл.VI, ст.20. В греческом подлинникеевангелия от Луки сказано именно так, а не "нищие духом", как врусском переводе.]. Этот мотив на многие лады повторяется в НовомЗавете, причем не однажды оговаривается, что каждый должендовольствоваться тем положением, в каком он находится ("каждыйоставайся в том звании, в котором призван"), и не искать путей к егоизменению и улучшению. Вот те требования, которым должен удовлетворять верующий посвоему нравственному облику. Он должен быть нищим не только по своемуматериальному положению, но и духом, ибо "блаженны нищие духом"[См.евангелие от Матфея, гл.V, ст.3.]. Нищий духом - это безответный исмиренный "раб божий" и раб человеческий. Это нищий не только разумоми знаниями, но и волей, достоинством, самолюбием. Забитый тихийчеловек, лишенный чувства собственного достоинства, не имеющий желаниядерзать, добиваться, стремиться к чему-либо, идти вперед, - вотевангельский идеал. Но позвольте, может ответить защитник религии, разве библейскоеучение в данном вопросе сводится к приведенным выше евангельскимвысказываниям, разве во всех книгах Ветхого и Нового Заветовпропагандируется презрение к земным благам и отсутствие стремления кулучшению жизни? Доля истины в этом возражении есть. Действительно, вряде других библейских книг мы находим и другие мотивы. Больше того, всамих евангелиях имеется много таких текстов, которые решительнопротиворечат приведенным выше. Как было уже показано в предыдущих главах, Библия формироваласьна протяжении ряда столетий. За это время происходили многочисленныеизменения в социально строе, в классовых взаимоотношениях людей, вуровне культуры как общества в целом, так и отдельных его классовыхгрупп. Конечно, в этих условиях вся Библия не могла быть пронизанаединым мировоззрением, единым общественным идеалом, как и единымидеалом нравственной личности. Но ведь верующий человек ищет в Библииопределенного ответа на вопрос о том, как ему жить, на какойобщественный и нравственный идеал ему ориентироваться. Да и церковноеучение утверждает, что Библия не противоречит себе, а, наоборот, даетединое и последовательное божественное наставление человеку. Противоречий в Библии бесчисленное множество, но следуетпризнать, что как раз в том вопросе, который мы сейчас разбираем,можно найти единую нить, которая при соответствующем истолкованиибиблейских текстов может быть представлена как последовательная точказрения. В вопросе об отношении к жизни и к обществу библейская точказрения может быть сформулирована примерно таким образом: мир, вкотором мы живем, - временный, несущественный, даже не совсемреальный; настоящая жизнь наступает только после смерти человека,когда он попадает в загробный мир; нет поэтому никакого смысластремится к его улучшению на земле, ибо в качестве преддверия кбудущей жизни он должен быть таким, каким его создал бог. Отсюдавытекает настойчивое оправдание существующих на земле общественныхпорядков, оправдание любого эксплуататорского строя. Но защита эксплуататорского общественного строя базируется вБиблии не только на этих положениях. Она значительно болеемногостороння, более разнообразна по своим приемам и доводам. *Оправдание строя эксплуатации* Когда читаешь библию, иногда неможешь отделаться от впечатления, что отдельные ее сказания и легендыкак будто нарочно придуманы для оправдания классового разделенияобщества, эксплуатации, нищеты одних и богатства других. Это, конечно,не так. Основные библейские сказания и легенды возникали стихийно,создаваясь религиозной фантазией народных масс, придавленныхбеспросветной нуждой. Но их объективное значение от этого не меняется.И сами по себе, а в особенности будучи соответствующим образомистолковываемы и используемы, они служат оправданию и освящению всехформ угнетения и рабства. Уже первые главы Ветхого Завета содержат в себе такого родаматериал. Вот рассказ о первородном грехе Адама и Евы. Бог говоритАдаму: "За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, окотором я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля затебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... Впоте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, изкоторой ты взят"[Бытие, гл.III, ст.17 и 19.]. Таким образом, Адамубогом уготовано тяжелое и скудное существование: он должен изо всехсил трудиться и мало получать за свои труды. Иначе говоря, он долженвести именно тот образ жизни, который характерен для раба,крепостного, наемного рабочего, для всякого угнетенного иэксплуатируемого. Отсюда следует прямой вывод, который религиями, основанными наБиблии, - иудейством и христианством - всячески внушается верующим:тяжелое положение трудящегося человека при эксплуататорском строевытекает вовсе не из самого этого строя, а из божьего повеления,вызванного страшным грехом Адама и Евы. Что это, как не оправдание иосвящение того положения, при котором люди, созидающие своимнапряженным трудом все блага земные, сами не вкушают от этих благ ивынуждены довольствоваться жалкими крохами?! В той же книге Бытия есть легенда, которая как будто нарочнопридумана для оправдания классового неравенства и классовойэксплуатации. Праотец Ной однажды напился пьяным "и {лежал} обнаженнымв шатре своем". "И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, ивыйдя рассказал двум братьям своим". Братья Сим и Иафет оказалисьболее тактичными, чем Хам: они "взяли одежду, и, положив ее на плечисвои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращеныназад, и они не видали наготы отца своего". Когда Ной проспался иузнал о происшедшем, он проклял Хама и все его потомство, обязав егово все будущие времена трудится для потомства Сима и Иафета[См. Бытие,гл.IX, ст.21-27]. В православных церквах до революции можно было часто видетьиконы, изображающие это "разделение труда" в обществе, установленноераспоряжением праотца Ноя: под надписью "Сим царствует над всеми"изображен некий начальник, восседающий на троне и повелевающий людьми;рядом - священник в образе Иафета, который "молится за всех"; и,наконец, несчастный мужичонка на ободранной кляче пашет сохой поле;под ним надпись: "Хам трудится за всех". Таков, оказывается, идеалобщественного устройства, проповедуемый Ветхим Заветом. Одни людитрудятся, другие в той или иной форме бездельничают, пользуясь трудамипервых, и это, по Библии, справедливо, угодно богу, полностьюоправдано тем, что Хам когда-то не догадался накрыть своего пьяногоотца... Во всех книгах Ветхого и Нового Заветов разбросаны легенды,притчи, поучения, отдельные изречения, смысл которых заключается воправдании эксплуататорского общественного строя. "Неприлично рабу, -говорится в Притчах Соломоновых, - господствовать над князьями"[КнигаПритчей Соломоновых, гл.XIX, ст.10.]. В тех же притчах специальносказано, что, когда служанка "занимает место госпожи своей", ее земляне может носить![Там же, гл.XXX, ст.23.] Нормально, по Библии, когдагосподствуют рабовладельцы, "князья", эксплуататоры, но совершенноненормально и неугодно богу, когда сами трудящиеся пытаются статьгосподами положения. Большая часть Библии была написана в период господстварабовладельческих общественных порядков. Следует заметить, что рабствоне встречает в Библии никакого осуждения. Наоборот, этот гнусныйпорядок, при котором один человек является для другого чем-то вродедомашнего животного, рабочей скотины, признается Библией священным инеприкосновенным. "Можете передавать их, - говорится о рабах, - внаследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, какрабами"[Левит, гл.XXV, ст.46.]. Здесь делаются, правда, некоторые послабления в отношении рабовиз евреев, но это не меняет сути дела - рабство, как принципобщественного устройства, полностью оправдывается Библией. Особеннохарактерные высказывания на этот счет содержатся в евангелиях и вообщев Новом Завете. В евангелиях постоянно говорится о рабах, о господах, об ихвзаимоотношениях и никогда не произносится ни одного слова,осуждающего рабство, как бесчеловечный и несправедливый общественныйпорядок. Наоборот, оно рассматривается как нечто само собойразумеющееся. Известна, например, притча о талантах. Некий человек,отправляясь в путешествие, собрал своих рабов и дал им на сохранениеденьги. "И одному дал он пять талантов (мера веса драгоценныхметаллов. - И.К.), другому два, иному один, каждому по его силе".Дальше описывается, что сделали рабы с оставленными им деньгами. Всерабы, за исключением одного, занялись приумножением богатства своегохозяина, "употребили в дело", как сказано в евангелии, полученные имиденьги и нажили для своего владельца новые деньги. А один нерадивыйраб закопал полученный им талант в землю и просто сберег его там.Когда хозяин вернулся, он, конечно, всячески поощрил тех рабов,которые активно работали над его обогащением, а раба, который простосберег его деньги, приказал "выбросить во тьму внешнюю", где "будетплач и скрежет зубов"[См. евангелие от Матфея, гл.XXV, ст.14-30]. Притча эта влагается в уста самого Иисуса, как одно из высшихпроявлений божественной мудрости. И сформулированные в ней обязанностираба отнюдь не сводятся к пассивному подчинению и простому выполнениюхозяйских распоряжений: Иисус требует от раба, чтобы он всей душой былпредан рабовладельцу. Лучшей идеологической обработки своих рабовникакой рабовладелец не пожелал бы. Неустанно в евангелиях, особенно в евангелии от Луки, развиваетсятема об обязанностях раба в отношении своего хозяина, причем часто этоделается как бы мимоходом, для иллюстрации положения об обязанностяхверующего во Христа. Эти обязанности полностью приравниваются кобязанностям раба в отношении своего господина. Таким образом заоднопропагандируется рабство не только земное, реальное, но и "небесное" -рабство в отношении потусторонних сил. При этом, конечно, главную рольиграет то полное одобрение земного рабства, которое недвусмысленно вНовом Завете выражают Христос, его апостолы и другие "авторитетные"личности. Требуя от людей беспрекословного повиновения воле божией и отказаот всяких претензий к богу, Христос говорит: "Кто из вас, имея рабапашущего или пасущего, по возвращении с поля, скажет ему: "пойдискорее, садись за стол"? Напротив, не скажет ли ему: "приготовь мнепоужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потомешь и пей сам"? Станет ли он благодарить раба сего за то, что онисполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всеповеленное вам, говорите: "мы рабы ничего нестоящие; потому чтосделали, что должны были сделать""[Евангелие от Луки, гл.XVII,ст.7-10.]. Можно привести еще немало таких мест, свидетельствующих о том,что евангелия проповедуют рабство, как самый угодный богу общественныйстрой. Ограничимся сказанным выше и приведем только некоторый материалдля иллюстрации того, как рассматривается этот вопрос в других книгахНового Завета и прежде всего в Посланиях, приписываемых Павлу. Самым характерным является в этом отношении знаменитое, можносказать, программное заявление в Послании к Колоссянам: "Рабы, во всемповинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служи {им},как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь бога"[Послание кКолоссянам, гл.III, ст.22.]. И страх обычного земного наказания состороны хозяина, и страх небесного божьего наказания - всеиспользуется с целью воспитания в людях рабьего послушания хозяевам."Рабы, - требуется в Послании к Ефесянам, - повинуйтесь господам своимпо плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, какХристу"[Послание к Ефесянам, гл.VI, ст.5.]. Здесь уже повиновениерабовладельцу приравнивается к повиновению самому богу, оновозносится, таким образом, на самый высокий уровень божественногоповеления первостепенной важности. Со времени появления Нового Завета прошло без малого две тысячилет. За это время много изменилось в устройстве общественной жизнилюдей: на смену рабовладельческой форме эксплуатации пришлокрепостничество, которое затем сменил капитализм, а в наше времявозник общественный строй - социализм, чуждый и враждебный всякойэксплуатации человека человеком. В Библии освящается и обожествляетсяименно рабовладельческий строй, поскольку других общественных порядковее авторы не знали. Но на протяжении последующей истории служителямрелигии оказалось совсем не трудно приспособить библейские поучения косвящению любой другой формы эксплуатации человека человеком. Так, верующим рабочим капиталистических стран внушается припомощи библейских сказаний, что капитализм представляет собойединственный строй, угодный богу, наилучший и благочестивейшийобщественный порядок. Колониальным рабам, всякими правдами инеправдами обращенным в христианство, служители религии твердят те жебиблейские сказания и пропагандируют вытекающую из них мораль о том,что именно империалистический гнет угоден богу, как когда-то твердиликрепостным, что единственным общественным строем, которыйсоответствует божественным предначертаниям, является феодализм. Однако, могут возразить нам, в Библии есть и такие тексты,которые направлены против богачей, в защиту угнетенных иэксплуатируемых; разве книги пророков не выступают с обличениемэксплуататоров, ростовщиков, угнетателей народа, в защиту вдов исирот, обижаемых и притесняемых бедняков? Действительно, такие местаесть, и мы на них остановимся. Пророки выступают со страстными обличениями всяких грехов излодеяний избранного Яхве народа. Они бичуют не только отпадение отЯхве и поклонение чужим богам, но также разврат, пьянство, гордыню,любовь женщин к нарядам и вообще стремление к роскоши. Они выступаютпротив жадности, стяжательства, неумеренного стремления к наживе.Например, книга пророка Исаии обращается к богачам с гневными укорамии угрозами: "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле кполю, так что {другим} не останется места, как будто вы один поселенына земле"[Книга пророка Исаии, гл.V, ст.8.]. И у пророка Амоса можнонайти такие угрозы по адресу богатых, в особенности по адресу тех, ктообижает вдов и сирот. Пророк Михей выражает недовольство теми, которые"пожелают полей, и берут их силою; домов - и отнимают их; обираютчеловека и его дом, мужа и его наследие"[Книга пророка Михея, гл.II,ст.2.]. Какова была сущность этих выступлений против богачей исовершавшихся ими злоупотреблений? Выше мы уже говорили о том, как в книгах пророков отразилсяпроцесс обезземеления крестьян, связанный с развитиемрабовладельческих отношений. Пророческие разоблачения отнюдь непризывали обезземеливаемых и разоряемых крестьян к протесту, а темболее к восстанию против их притеснителей. Наоборот, они объективноиграли прямо противоположную роль, создавая в народе впечатление, чтоугнетатели получают по заслугам от самого бога и его служителей, что,стало быть, нечего беспокоится, интересы угнетенных будут ограждены,так как о них думает и за них ратует сам бог. Библия и в пророческихкнигах не говорит ничего, что побуждало бы человека к стремлениюизменить общественные порядки к лучшему, добиваться болеесправедливого устройства общества. Весь смысл библейских рассуждений по вопросу об устройствеобщества заключается в том, что все в этом мире, как и в"потустороннем", устроено богом в полном соответствии с его желаниямии соображениями, которых никому не дано знать. А если это так, значит,люди не должны и помышлять о революционном переустройстве общества:каждый должен быть абсолютно доволен существующими порядками и своимместом в обществе. *Единственный путь к лучшей жизни* Никогда до победысоциалистического строя человечество не знало справедливогообщественного порядка. Никогда еще с момента разделения общества наклассы не было такого положения, при котором человек, создающий своимтрудом все ценности и все блага, пользовался бы ими и жил вдовольствии и покое. На протяжении всей истории до нашего времени,если не считать первобытного доклассового общества, подавляющеебольшинство людей страдало от эксплуатации, от гнета рабовладельцев,крепостников, капиталистов, от войн и военных грабежей, от притесненийи несправедливостей эксплуататорского государства с его тюрьмами иполицией, с его судами и чиновниками. Стремление защитить своиинтересы порождало в угнетенных революционные настроения, побуждало ихк борьбе, к смелым и самоотверженным выступлениям против существующихпорядков. В наше время созрели исторические условия для ликвидациикапиталистического строя, а вместе с ним и всех видов социальногогнета. Революционная борьба рабочего класса и идущих за ним широкихнародных масс уже привела к победе нового общественного строя ународов, составляющих больше трети всего человечества. Дальнейших ходистории ясен: капитализм обречен и рано или поздно уступит свое местоединственному строю, могущему обеспечить счастье и благополучие всегочеловечества, - коммунизму. Это не может, однако, вершиться самособой. Новый общественный порядок пробивает себе дорогу благодаряусилиям и борьбе народных масс, возглавляемых пролетариатом имарксистско-ленинской партией. Чем ясней каждый рабочий, каждыйкрестьянин, вообще каждый трудящийся в капиталистических странах будетсознавать необходимость перестройки общественных порядков, тем скорейчеловечество придет к своему лучшему будущему, тем менее болезненныбудут роды нового общества. И все, что учит человека бороться залучшее будущее для всех людей, за коммунизм, есть добро. Библия жеучит трудящихся обратному: мирится со своим бесправным положением приэксплуататорском строе, надеясь или на потустороннее воздаяние, или навмешательство бога здесь, на земле, - только не на собственные силы исилы товарищей! Кто поддается этой проповеди, тот в погоне за миражемустремляется по неверному направлению. Хорошей, интересной, красивойдолжна быть эта единственная земная жизнь. А для того, чтобы все людиа не кучка эксплуататоров, жили хорошо, надо построить коммунизм.Этому учат нас марксистско-ленинская наука и Коммунистическая партия,строящая свою политику на основе этой науки в интересах народа ичеловечества.









Date: 2016-07-18; view: 335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию