Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях





Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за законностью предварительного расследо­вания является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Прокурор, осуществляя надзор за законностью приема, регистрации, решает следующие вопросы:

— проверяет полноту и правильность учета и регистрации поступивших заявлений, сообщений;

— проверяет соблюдение сроков регистрации;

— проверяет принятые по ним решения.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообще­ний о преступлениях и решения по ним принимались в трехдневный срок, а в исключительных случа­ях — в десятидневный. По поступившим заявлениям и сообщениям могут быть приняты некоторые про­верочные действия: истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме тех, которые специально оговорены в за­коне (осмотр места происшествия).

Анонимные заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела, однако они являются сигналом для проведения оперативно-розыскных мероприятий, особенно если речь идет о таких опасных преступлениях, как тер­рористические акты, убийства, взрывы и т.п. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 90 от 15.12.98 г. «обращения граждан, не содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признавать анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направлять в соответствую­щие правоохранительные органы». По результатам оперативно-розыскных действий, если будут обна­ружены признаки состава преступления, уголовное дело должно быть обязательно возбуждено.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче полученного заявления или сообщения по подследственности.

Осуществляя надзор, прокурор должен проверять обоснованность принятого соответствующим органом решения, а также выяснять, сообщено ли заявителю о принятом решении. Последнее обстоя­тельство важно для обеспечения прав и интересов граждан.

Придавая большое значение данному.участку прокурорской деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных ему прокуроров выработать такую систему надзора, чтобы проверками своевременно охватывались все находящиеся на рассмотрении заявления и сообще­ния о преступлениях, не допускалось промедления в возбуждении уголовных дел при очевидных при­знаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий, принятия не­законных и необоснованных решений. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки необхо­димо ставить вопрос об ответственности виновных лиц вплоть до возбуждения уголовного преследова­ния. Прокуроры должны строго следить за фактическим устранением вскрытых нарушений.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ № 39 от 05 июля 2002 г. прокурор не реже 1 раза в месяц должен проверять законность разрешения заявлений и сообщений.

При получении информации о нарушении закона при приеме заявления или сообщения прокурор, не дожидаясь срока в 1 месяц, сразу осуществляет проверку поступившей информации.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступле­ния, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.

Нередки на практике случаи укрытия от регистрации нераскрытых преступлений. Укрытие пре­ступлений от учета и безнаказанность должностных лиц, допустивших эти нарушения, разлагающе влияют на лиц, производящих дознание, а также на сотрудников оперативно-розыскной службы. Поми­мо этого, подобное негативное явление не позволяет государственным органам знать истинное состоя­ние преступности, ее динамику и структуру и правильно определить свою стратегию и тактику по борь­бе с преступностью.

Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных преступлениях разрешается органами внутренних дел. Этот фактор является определяющим в оценке этой деятельности в районе, городе, области и в государстве в целом.


 

 


 

48. Особенности участия прокурора в суде присяжных. В соответствии со статьей 325 УПК РФ уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела в данном составе.

В соответствии с требованиями УПК РФ участие государственного обвинителя в рассмотрении дела судом присяжных обязательно, причём не только в непосредственном рассмотрении, но и на предварительном слушании дела судьёй.

Прокурор на предварительном слушании оглашает резолютивную часть обвинительного заключения, высказывает своё мнение относительно ходатайств, заявленных другой стороной, сам заявляет в необходимых случаях ходатайство. Прокурор, участвующий в предварительном слушании дела, вправе отказаться от обвинения полностью или частично. В этом случае судья прекращает дело полностью или в соответствующей части.

Существенной особенностью участия прокурора в разбирательстве дела судом присяжных является его активное участие в отборе присяжных заседателей. Прокурор сам может заявить отвод по основаниям, предусмотренным в УПК РФ. В процессе отбора присяжных заседателей прокурор имеет право на безмотивный отвод, но не более двух раз. После формирования председательствующим суда коллегии присяжных заседателей, но до принятия ими присяги, прокурор имеет право заявить, что вследствие особенностей рассматриваемого дела, этот состав коллегии присяжных заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт. В случае признания такого заявления обоснованным, председательствующий может распустить коллегию присяжных заседателей.

Центральное место в деятельности прокурора в суде присяжных имеет его участие в судебном следствии. В соответствии с требованиями закона прокурор сам зачитывает резолютивную часть обвинительного заключения. При этом, он в выступлении не имеет права упоминать о фактах судимости подсудимого, о признании его особо опасным рецидивистом в прошлом.

Выступая в судебных прениях, прокурор должен не только изложить все доказательства вины подсудимых, но и убедить присяжных заседателей в виновности подсудимых. Для этого он должен учитывать особенности рассматриваемого преступления, уровень образования присяжных, их профессию и другие факторы. Государственный обвинитель может на любом этапе разбирательства дела вплоть до удаления присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта изменить обвинение в сторону смягчения путём: 1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих ответственность; 2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму УК РФ, если действия подсудимого полностью охватываются другой нормой УК РФ, которая вменялась ему в обвинительном заключении; 3) переквалификации деяния по норме УК РФ, предусматривающей более мягкое наказание.

Особенностью участия прокурора в разбирательстве дел судом присяжных является его участие в постановке и формулировании вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей.


Существенное значение имеет деятельность прокурора в суде после вынесения вердикта присяжных заседателей. Согласно УПК РФ государственный обвинитель с участием представителей сторон, но уже в отсутствие присяжных заседателей вправе исследовать доказательства, не подлежащие исследованию с участием присяжных заседателей, выступать по вопросам, связанным с юридическими последствиями вынесенного вердикта, включая вопросы квалификации содеянного подсудимым, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска. При этом в своих выступлениях прокурор не имеет права ставить под сомнение правильность вынесенного присяжными заседателями вердикта. Протесты на приговоры и постановления приносятся в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.99 Основания для принесения протеста на приговоры и постановления суда присяжных предусмотрены пунктами 2-4 статьи 389.15 УПК РФ: 1. Существенное нарушение уголовно-процессуального законодательства; 2. Неправильное применение уголовного закона; 3. Несправедливость приговора.

 

 

49. Правовой основой деятельности прокурора, принимающего участие в рассмотрении уголовных дел мировым судьей является ст. 35 Закона о прокуратуре, т.к. она, определяя в целом полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении дел судами, не содержит каких-либо ограничений или дополнений для участия прокурора в рассмотрении уголовных дел мировым судьей.

Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы, за исключением дел о преступлениях, перечисленных в той же ч. ст. 31 УПК РФ (всего 92 состава).

Подсудные мировому судье дела обычно не представляют
большой сложности или повышенной общественной опасности. Тем не менее, согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие прокурора как государственного обвинителя обязательно по всем делам публичного и частно-публичного обвинения.

В соответствии со ст. 318 УПК РФ прокурор может возбуждать дела и частного обвинения, когда потерпевший не может
сам защитить свои права, направлять их для производства предварительного следствия, а затем участвовать в их рассмотрении мировым судьей.

Участие в таких случаях прокурора в рассмотрении дел частного обвинения не лишает стороны права на примирение. Рассмотрение уголовных дел, подсудных мировому судье осуществляется согласно ст. 321 УПК РФ в соответствии с общими правилами судебного разбирательства учетом положений этой же ч. 2 ст. 321 УПК РФ о рассмотрении дел частного обвинения.

Вынесенный мировым судьей приговор или постановление о прекращении дела в соответствии со ст. 323 УПК РФ могут быть обжалованы прокурором в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения.


Апелляционное представление на незаконный или на необоснованный приговор, или на постановление мирового судьи, не вступившие в законную силу, прино­сится прокурором в течение 10 суток со дня их оглашения. Представление приносится мировому судье, постановившему приговор или постановление (ст. 323 УПК РФ) и подлежат рассмотрению в со-
ответствующем районном суде, т.е. в суде района, на территории
которого находится судебный участок данного мирового судьи и куда он передается мировым судьей вместе с материалами дела по истечении срока для апелляционного обжалования.

Требования, предъявляемые к содержанию апелляционного представления (ст. 363 УПК РФ), по существу не отличаются от кассационного представления, поэтому в этом разделе не рассматриваются.

Помимо апелляционного представления на постановление мирового
судьи прокурор может принести частное представление на иные постановления мирового судьи. Основания принесения частного представления весьма ограничены, т.к. в соответствии со ст. 355 УПК РФ не подлежат обжалованию, вынесенные в ходе судебного разбирательства постановления, касающиеся порядка исследования доказательств, ходатайств участников судебного разбирательства о мерах соблюдения порядка в зале судебного заседания.

Частные представления приносятся в таком же порядке как и апелляционные и рассматриваются в районном суде. Если рассмотрение дела закончилось вынесением приговора, а приговор обжалован в апелляционном порядке, то дело, в процессе рассмотрения которого было вынесено частное представление, направляется в районный суд только по истечении срока для апелляционного обжалования, а частное представление рассматривается одновременно с апелляционным представлением.

 

55. В соответствии с положениями ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе принимать участие в рассмотрении судом общей юрисдикции или несудебным органом (должностным лицом) любого дела об административном правонарушении, в том числе возбужденного не по его инициативе, поскольку КоАП РФ не устанавливает никаких ограничений на этот счет, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела.

При этом законодателем установлена обязанность лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дело об административном правонарушении, возбужденное по инициативе прокурора, извещать прокурора о месте и времени его рассмотрения

Согласно ч. 2 ст. 29.8 КоАП РФ в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. При этом закон в равной мере относит это положение как к случаям, когда инициатором возбуждения дела был сам прокурор, так и в иных случаях, когда он посчитал необходимым принять участие в слушании.

Таким образом, существует 2 формы участия прокурора на данной стадии: обязательной и альтернативной.

Обязательное участие прокурора предусмотрено в случае рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Альтернативная форма участия осуществляется по решению прокурора, принятым им в ходе рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан.

Если при осуществлении возложенных на него функций в ходе рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор придет к выводу о необходимости принятия участия в рассмотрении дела, то органы, должностные лица и судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, не вправе исключать такую возможность для прокурора.

Это объясняется тем, что в ходе рассмотрения таких обращений граждан прокурор может располагать дополнительными данными, которые могут существенно повлиять на решение по делу при его рассмотрении судьей.

 


 







Date: 2016-07-05; view: 1015; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию