Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сущности человека. Рационализм и иррационализм в понимании человека.





Проблема сущности человека. Рационализм и иррационализм в понимании человека. Вопрос о специфике человека, т.е. отличия, решается в первую очередь с биологической т.з. Гоминидная триада: -Прямохождение -Объём головного мозга от 1350см^3 -Перпендикулярное расположение большого пальца

Сущность – это внутреннее содержание объекта, выражающиеся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия. Сущность человека – это то, что является главным то, что определяет все стороны его жизни. Основные подходы к определению сущности человека: 1. ТЕОЦЕНТРИЗМ: сущность человека определяется тем, что он создан богом и предназначен богом к определённому существованию. Возможности человека, его цели, правила его деятельности, смысл его жизни вытекают из замысла Бога и несводит к земной жизни 2.НАТУРОЦЕНТРИЗМ: сущность

 

 

человека определяется тем, что он природное живое существо, большую роль играет биологический уровень его существования, индивидуальность человека, формирование его общественного поведения, многие явления общественной жизни определяются биологическими свойствами.3.СОЦИОЦЕНТРИЗМ: сущность человека в том, что он часть человеческого общества. Ч по своей сути природы предназначен к жизни в обществе и только в обществе становится человек. Все человеческие качества формируются в результатах включения в соц деятельности и общения.4.АНТРОПОЦЕНТРИЗМ: считает не правильным связывать сущность Ч с чем-то внешним, и идея – сущность Ч надо рассматривать исходя из самого Ч. Концепция человека, которая редполагает вед роль разуму, сознанию называется рационалистческой. Иррационализм – активную роль приписывает другим компонентам психики человека, например воля, эмоции, инстинкты.

26) Понятие «человек» «индивидуальность» «личность». Формирование и структура личности.

понятие личность отлич от понятий человек, индивид, индивидуальность. Понятие человек, индивид- это общие термины для обознач отдельного представит челов рода, единичного носителя общих челов качеств. Понятие индивидуальность- обознач совокупн качеств определ своеобразие, неповторимость каждого чел-ка, его отличие от других. Явл. индивидом и облад индивидуальностью челов уже от рождения. Как личность челов формируется в процессе соц развития. Личность- это система соц значимых качеств характериз чел-ка, как субъекта деятельности и общения. Факторы формир личности: - макросреда, т.е. совокупность обществен отнош.; - микросреда, т.е. непосредственное окруж чел-ка; - наследственность;- самосознание. В процессе развития формир личности выдел 2 ключевых момента: 1. кризис автономности- это отделение себя от внешнего мира, разграничения от я и не я, разгранич. личн внутренних характеристик и внешних обстоятельств. 2. кризис эмансипации- это осознание не только физич. но и психологич автономности, т.е. чел понимает что он имеет право и должен сам выстроить свою жизнь как счит нужным. Его действия должны определ его собствен решениями. Зрелость личности- это её определенность в своих сферах. Структура личности: 1. сознательный- это уровень обдуман решений как прогресс деятельности. 2. бессознательный- это уровень интуитивных побуждений, импульсивных оснований поведения. Сферы: 1. когнитивная– это имеющ у чел-ка знания и позноват навыки котор делятся на явные и неявные. 2.эмоционально- волевая – это характер личности, эта сфера вкл след характеристики: - уровень волевого контроля; - общий уровень эмоциональной реактивности чел-ка; - преоблад эмоции эта сфера делиться на осознанные и безотчетные эмоции.

27) Понятие «ценность». Ценностно-ориентационная сфера личности.

понятие ценностно – ориентационная сфера личности. ценность –понятие использ для указ на чел соц культ значение определ явлений действит. Объекты явл ценностями не сами по себе а благодаря тому значению которые им придаёт человек. Никогда никакая вещь или явление не обретут статус ценности, если они неокажутся предметом потребности и интереса чел-ка. Объект получ статус ценности, уже не просто природный объект, поскольку его изнач характеристики доп смыслом котор формулир человек. Ценность- это понятие котор характериз предельные безусловные основания челов бытия. Ценности расм как база, как основа жизни чел-ка. Ценности- это основания для других проявлений жизнидеят. чел-ка и они связ с фундамент. смыслами сущ чел-ка. Человек существо действующее активное, целенаправленное измен среды обитания. Деят предполаг пост цели, пост цели предполаг выбор главным моментом выбора явл опора на определ ценности. Отраж в сознании чел-ка ценностей признаваемых им в кач-ве стратегии жизнен целей и общих мировоззренческих ориентиров наз ценностными ориентациями. Индивидуальная сист ценностных ориентаций, сост ценностно ориентац сферу, она вкл цели, ценности, идеалы котор для себя челов принемает. они могут быть ясно сформулир или безотчетно установленными. Уровни ценностной ориентации: -1. мотивы действий, намерения определ конкретные поступки; -2. цели деятельности-это долгосроч намерения определ ряд поступков; -3.направленность личности. челов определяет какая группа ценностей для него явл более значимой: 1группа, соц пристижные цели и ценности, например это слава, деньги, высш место в соц иерархии. 2группа. индивид знач цели и ценности, семья, здоровье, любовь. 4 уровень. смысл жизни – это центр всех направлений деят чел-ка, это высшая цель жизни. Нравственные ценности. Этика- нрав, характер, обычай. Ввел это слово Аристотель, он понимал это так, этика это наука о добродеят чел-ка. Мораль- нрав, обычай. Это нравственность как таковая и правила нравственности. Мораль отображ должные формы поведения, нравственность реально сущ формы. Регулир повед чел-ка мораль опираясь на силу общ мнения, нравственность ориентир на внутренний мир чел-ка. Реальные нравы не обяз соответ требованиям морали, отсюда проблема поиска единых критериев с которыми можно было бы соотнести любой поступок, т.е. поиск нравственного закона. Решал, эту проблему Кант «критика практич разума» Он говорил у чел-ка есть добрая воля как способность поним нрав ценности и след им. Добрая воля конкретизир в мАксима (ударение на А)- это собствен решения чел-ка. На уровне человечества доброй воле соответ нрав закон- это обще челов рац представ о должном. Императив строгое предпис к определ поступку, больш императивов носит генетич характер, т.е. их надо соблюдать при определ условиях. Есть один категоричный императив который необход собл всегда: Поступай только согласно такому правилу руководствуясь которым ты можешь пожелать то, что бы оно стало всеобщ нравствен законом. Поступай так, что бы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого др, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Биографии философов по текстам:

1. Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев ((18) марта 1874, Киев, Российская империя — 23 марта[1][2] 1948, Кламар под Парижем, Четвёртая французская республика) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

2. Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913, Мондови (ныне Дреан), Алжир — 4 января 1960, Вильблевен, Франция) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма

3. Пармени́д из Эле́и (греч. Παρμενίδης; ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое (фрагмент B 8 DK) есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара[1].

Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

4. Введе́нский Алекса́ндр Ива́нович (19 (31) марта 1856, Тамбов, — 7 марта 1925, Ленинград), русский философ-идеалист и психолог, крупнейший представитель русского неокантианства.

5. Ве́рнер Карл Ге́йзенберг (нем. Werner Karl Heisenberg; 5 декабря 1901, Вюрцбург — 1 февраля 1976, Мюнхен) — немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1932). Член ряда академий и научных обществ мира.

6. Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon, 1st Viscount St Albans); 22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.

7. Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes; лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

8. Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма.

9. Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия[1] — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

10. Конфу́ций (кит. 孔子 Кун-Цзы, реже кит. 孔夫子 Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; тж. Цю 丘 и Чжун Ни 仲尼, ок. 551 до н. э., Цюйфу — 479 до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

11. Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

12. Лу́ций А́нней Се́нека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor), Сенека младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

13. Эпику́р (греч. Επίκουρος; 342/341 до н. э., Самос — 271/270 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»), в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах.

От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками знания об этом философе являются также работы Диогена Лаэртского (Лаэрция) и Лукреция Кара.

14. Жюльен Офре де Ламетри (фр. Julien Offray de La Mettrie; Lamettrie; 25 декабря 1709, Сен-Мало, Бретань — 11 ноября 1751, Берлин) — французский врач и философ-материалист, был сперва богословом, затем изучал медицину в Лейдене у Бургаве.

15. Карл Маркс (нем. Karl Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм

16. Эллюль (Ellul) Жак (06.01.1912, Бордо) - франц. социолог, юрист по образованию, участвовал в движении Сопротивления во Франции, в последнее десятилетие проф. университета в г. Бордо. В своих работах затрагивает различные социологические темы - проблемы техники, государства, революции, политической пропаганды, утопии, информационного общества.

Date: 2016-07-18; view: 1438; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию