Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неклассическая философия XIX-XX веков: позитивизм и неопозитивизм





ПОЗИТИВИЗМ. Крупнейшими представителями позитивизма являлись Огюст Конт, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер.

Согласно позитивизму, философию в традиционном понимании необходимо или отбросить, или изменить для обслуживания полезных, практических наук, или превратить в методологию – науку о познании. Нужно заняться изучением реального, практичного знания и процесса его получения. «Позитивные науки» должны опираться на факты наблюдения и эксперимента, в том числе общественные науки, например, история – на изучение первоисточников, текстов.

ОГЮСТ КОНТ. Он являлся основателем позитивизма и одновременно социологии как науки об обществе. Подлинная реальность – это явления, «факты»; ими и должна заниматься «позитивная философия» как особая наука. «Негативный философ» исследует «причины» и «сущности», «позитивный» – факты и законы с целью создать систему «позитивного знания», состоящей из фактов и их соотношений. Все, что не может быть сведено к фактам, должно быть устранено из научного знания. Теория – это классификация фактов. Поэтому позитивная научная дисциплина является эмпирической; каждая наука может и должна для себя самой стать философией; задача философии – не спекулятивное знание, а обобщение достижений науки. Важен вопрос не «почему» мир существует (поиск «начал» и «причин»), а «как» он существует (описание фактов).

Знание об обществе тоже должно быть «позитивным» и опираться на факты. Такое знание дает социология как «социальная физика». Социология подразделяется на социальную статику(изучает структуру общества), социальную динамику (изучает развитие общества) и социальную политику (содержит программу социального действия). О.Конт выдвинул принцип «знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действовать» (в интересах общественного прогресса). «Позитивное знание» должно стать религией индустриального общества; это знание должно быть постижением человечества как единого, целостного организма и как «Верховного существа».

О.Конт создал учение остадиях развития духа и общества в целом.

 

Сравнение ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ПОЗИТИВНАЯ
Возраст «Детство» человека «Юность» человека «Зрелость» человека
Сущность «Фиктивная»: предполагает мнимое объяснение мира «Абстрактная»: предполагает отвлеченное объяснение мира «Реальная»: предполагает позитивное объяснение мира
Время От начала истории до XIII в. Охватывает XIV – XVIII века С начала XIX века и далее
Соц. группы Духовенство и военные Бюрократия Ученые и инженеры
Тип мышления Религия в трех стадиях – фетишизм, политеизм и монотеизм Философия: формирование абстрактных понятий, логика, критика религии Наука: позитивное мышление, отказ от метафизических схем и абстракций
Объяснение мира Аналогия: вещи и процессы природы наделяются человеческими свойствами – волей, душой, разумом Каузальность: место Бога занимают конечные причины и сущности, поиск базовых оснований мироздания Закономерность: установление связей фактов, поиск не абсолютной истины, а рациональное научное предвидение
Социальный порядок Религия духовно интегрирует общество, делает его целостным организмом Упадок религии, угроза распада социальных связей и общества из-за секуляризации Социология: позитивный синтез знаний об обществе, объединяет его идеей прогресса

 

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР. Считал, что мир делится на непознаваемое (сущности и причины) и познаваемое (явления и факты); наука может познавать лишь сходства и различия между явлениями, но не может проникнуть в их сущность; следует ограничиться описанием наблюдаемых фактов в природе и обществе.

В отличие от О.Конта, Г.Спенсер был сторонником примирения науки и религии. Они выражают противоположные стороны одного и того же факта: наука – видимую, фиксируемую в опыте, религия – невидимую. Наука верит в мир сущностей за поверхностью явлений, религия – в Бога как абсолют.

О.Конт считал образцом мышления теоретическую механику, Г.Спенсер – биологию; по О.Конту, свойства элемента определяются свойствами целого, в которое они входят, по Г.Спенсеру, необходимо идти от биологического или социального «атома» к системе в процессе развития. Он придерживался принципов эволюционизма и был основателем органицизма в понимании общества.

По Г.Спенсеру, в обществе, как и в природе, действует закон эволюции – соединения и разделения движущихся частиц – природных и людей, ведущий к равновесию. Институты общества подобны органам тела с разделением функций между ними. Общество, как и другие организмы, стремится к самосохранению и равновесию. Главный закон социальной эволюции – выживание наиболее приспособленных обществ; таково индустриальное общество, разделенное на классы. Революцию он трактовал как тяжелую болезнь социального организма и, в отличие от К.Маркса, был противником социальных революций и социализма.

В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Двумя главными его идеями являются:

· отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии;

· философские проблемы – это неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции.

Наиболее значимыми формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основателем этого объединения являлся Мориц Шлик, а главными представителями – Рудольф Карнап, Отто Нейрат и Курт Гёдель.

Они утверждали, что все выходящее за рамки анализа средств языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки; этот анализ должен быть направлен на устранение метафизики, на исследование строения научного знания, с целью выявления только эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание должно быть сведено к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация – проверка научных высказываний на предмет их истинности с точки зрения эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям», фиксирующим данные «чистого опыта», за рамки которого наука выйти не может.

Date: 2016-07-18; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию