Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воп.Экономическое и политическое развитие Турции во второй пол-не XX в.





Первое послевоенное десятилетие было отмечено пересмотром концепции развития страны. Тщетны­ми становились попытки лидеров Народно-респуб­ликанской партии (НРП) выдавать ее за вырази­тельницу общенациональных интересов. В партии происходит раскол. В начале 1946 г. организуется другая буржуазно-помещи­чья партия - Демократическая (ДП). Однако по своим программ­ным установкам новая партия мало чем отличалась от НРП. Лише­ния и жертвы, которые нес турецкий народ в годы правления НРП, не сделали Турцию «страной богатых». В первые послевоенные годы страна была охвачена забастовками, аграрными беспорядка­ми, студенческими волнениями.

 

Турецкая буржуазия после войны стала тяготиться кемалистской политикой этатизма, которая лишала ее возможности пред­принимательской инициативы и дальнейшего обогащения. Выход из складывающейся ситуации руководство НРП во главе с зани­мавшим пост президента республики И. Иненю (1938—1950) виде­ло в изменении некоторых трактовок кемалистской программы. Правительство предприняло ряд мер по смягчению авторитарнос­ти режима, расширению демократических основ власти. Были при­няты законопроекты по переходу от однопартийной системы к мно­гопартийной. Вскоре в стране образовалось до 30 партий разных ориентации. Наиболее влиятельной из них стала Демократическая партия. В партийной программе ДП «Обет свободы» понятие «эта­тизм» было наполнено новым содержанием, как предоставление большей свободы частной инициативе и деятельности частного ка­питала. Наметившийся пересмотр пути развития турецкого обще­ства способствовал и быстрому сближению Турции и США. Пос­ле обращения к американской помощи страна была включена в сферу действия «доктрины Трумэна», прямым продолжением ко- торой стал с 1948 г. и «план Маршалла», открывший для Турции возможность получения долгосрочных кредитов и займов.

 

На парламентских выборах, которые прошли в 1950 г., победу одержала ДП. Новым президентом страны стал ее лидер Д. Баяр. Демократическая партия оставалась правящей в течение десяти по­следующих лет. Турция за это время укрепила отношения с США И другими западными странами. В 1952 г. ее принимают в НАТО. С 1948 по 1957 г. Турция получила от США помощи на сумму око­ло 800 млн долл. Львиная доля этих ссуд шла на военное строи­тельство и лишь небольшая часть - на нужды развития экономики. По тем временам страна содержала огромную армию - более 60 % бюджета поглощали военные расходы.

 

В экономической области кабинет министров стал проводить политику «поощрения» частной инициативы. Увеличился вес частного капиталистичес­кого сектора в промышленности, он даже превысил государственный. Осуществлялась политика при­влечения иностранного капитала. Однако успехи в улучшении экономического положения страны оказались весьма скромными. Получив в 1951—1954 гг. ряд льгот, иностранные монополии задушили слабый по сравнению с ними ту­рецкий национальный капитал. Пагубную роль для экономики Тур­ции играл также неэквивалентный обмен с западными странами, при­водивший к росту дефицита платежного баланса. Уже в 1955 г. правительство, не имея средств для покрытия текущих платежей по внешним займам, заложило почти весь свой золотой запас. С 1956 г. Турция оказалась вынужденной импортировать и зерно.

 

В июле 1950 г. в стране было создано Общество сторонников мира, которое повело борьбу против участия турецких войск (5 тыс. воен­нослужащих) на стороне США в Корее. Власти сурово расправились с руководителями Общества. Жестоко подавлялись и выступления рабочих, крестьян, прогрессивно настроенной интеллигенции.

 

В октябре 1953 г. состоялся «процесс 167-ми», по которому груп­па прогрессивных деятелей из представителей различных нацио­нальностей - турок, курдов, лазов, греков и армян была обвинена в коммунистической пропаганде и осуждена на длительные сроки. С 1954 г. под предлогом борьбы с «происками коммунизма» прави­тельство Турции стало попирать элементарные конституционные права и свободы.

 

В преддверии парламентских выборов, намеченных на 1958 г., что­бы заручиться поддержкой масс, руководство ДП решило использо­вать ислам в качестве средства идеологической мобилизации избирателей.«Политизация» ислама фактически означала отказ от лаицистских принципов. Столь явный отход от кемалистского насле­дия не мог не вызвать серьезной озабоченности турецкой военной и гражданской бюрократии. На выборах ДП собрала меньше поло­вины голосов, но благодаря мажоритарной системе она получила бо­лее двух третей мест в парламенте. Было сформировано правитель­ство Мендереса, которое продолжило курс прежней политики.


 

Страну охватили волнения. Демонстрации студентов и курсан­тов военных училищ в Турции составили часть общей волны на­родных выступлений. Среди их участников особенно были сильны антиамериканские настроения. Руководство ДП, отметив падение авторитета партии, обратилось к неконституционным методам рас­прав с недовольными. В начале I960 г. правительство Мендереса предприняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этой ситуации 27 мая 1960 г. в стране произошел военный переворот. Созданный военными Комитет национального единства (КНЕ) взял управле­ние страной в свои руки. Была отменена конституция 1924 г., распу­щен парламент, запрещена деятельность политических партий. Так закончился первый этап существования Турецкий республики.

 

Вторая республика (Время политической либерализации 1960-1980)

По поручению КНЕ видными юристами страны, был подготовлен проект новой конституции стра­ны, который в июле 1961 г. был вынесен на рефе­рендум. Получив одобрение, Основной закон всту­пил в силу.Согласноконституции Турция определялась как «социально-пра­вовое государство». Авторы новой конституции полагали, что свои обязанности государство может осуществлять лишь через развитие плановой экономики. Декларировалась необходимость аграрной ре­формы и допускалась возможность национализации частных пред­приятий. Конституция содержала статьи, предупреждающие попыт­ки неконституционных и антидемократических действий как со стороны населения, так и со стороны партий, находящихся у власти.

 

Созданная в 1961 г. система контроля за деятельностью госу­дарственных институтов и партий на практике показала себя ма­лоэффективной. Важной же особенностью существования Второй республики следует считать утверждение многопартийной систе­мы. Активность партийных организаций отражала сдвиги, проис­ходившие в турецком обществе, включение в борьбу за власть но­вых социальных сил. Как старые партии, в частности НРП, так и вновь образованные после 1.961 г. (12 партий) выступали уже не в качестве выразителей интересов всего населения, но боролись лишь за свой электорат.

 

Турция, оставаясь и в этот период отсталой страной, тем не менее стала наращивать производство в ряде областей экономики. В част­ности, число промышленных предприятий выросло по сравнению с довоенным уровнем более чем в четыре раза, объем производства - в семь с лишним раз. С помощью государственного и иностранного капитала ускоренно развивалась частная фабрично-заводская про­мышленность. Большое развитие получила сборочное производство, для которой основные узлы, агрегаты, сложные детали ввозились из-за рубежа.

 

Путь, избранный политиками Второй республики, имел и поло­жительные и негативные результаты. С одной стороны, были дос­тигнуты существенные сдвиги в экономике, благодаря которым Турция превратилась в индустриально-аграрную страну: С дру­гой - в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы ро­ста, а в политике - устранить острое соперничество между теми, кто выступал за этатизм, и теми, кто добивался либерализации и расши­рения частной инициативы. В конечном итоге противоречивость ис­ходных принципов определила и низкую степень реализации заду­манных планов, что, в свою очередь, усилило недовольство в обществе и способствовало складыванию кризисной ситуации в стране.

 

Чтобы остановить дальнейшее нарастание кризиса, военное ру­ководство вновь решило взять инициативу в свои руки и осуще­ствило в сентябре 1980 г. государственный переворот. Находившее­ся у власти правительство Сулеймана Демиреля было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приоста­новлена, демонстрации и забастовки запрещены. Вся полнота вла­сти перешла к сформированному военными Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом К. Эвреном. Переворот 1980 г. как бы подвел итог усилиям по реа­лизации модели догоняющего развития, разработанной еще лиде­рами ДП, но существенно переработанной в годы существования Второй республики.

 







Date: 2016-07-05; view: 511; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию