Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание 13. Методы защиты растений
Защита растений является важнейшим элементом интенсивного земледелия. Научно обоснована так называемая интегрированная защита, в которой сочетаются селекционные, семеноводческие, агротехнические, биологические и другие методы. Таблица 9. Биологические особенности ржавчинных грибов
Примечания: «+» – наличие признака; «-» – отсутствие признака; 0 – спермогонии со спермациями – весенняя стадия; 1 – эции с эциоспорами – весенняя стадия; 2 - урединии с урединиоспорами – летняя стадия; 3 – телии с телиоспорами – зимняя стадия; 4 – базидии с базидиоспорами – весенняя стадия. Прочтите приведенный в прил. 4 перечень мероприятий по защите растений от болезней. Перед вами стоит задача упорядочить этот список, распределив все меры по логически оправданным группам. Примеры смотрите в табл. 10.
Таблица 10. Методы (способы) защиты растений
Задание 14. Схемы инфекционных циклов патогенов и разработка системы защитных мероприятий (индивидуальное задание) Индивидуальное задание, которое вам предстоит выполнить, связано с разработкой системы защитных мероприятий против заболеваний на отдельной культуре. В прил. 5. задание зашифровано на начальную букву вашей фамилии. Чтобы грамотно подойти к разработке защитных мер, необходимо четко представлять себе, на каких растениях паразитирует возбудитель болезни, как он размножается, как сохраняется в течение зимы, как распространяется и т.д. Механическое переписывание информации из учебника дает очень мало пищи для ума. Предлагаю подойти к работе творчески. Максимум сведений о патогене и болезни можно перенести на бумагу не в виде унылого текста или таблиц, а представить в форме картинки–схемы. Посмотрите, как могут выглядеть готовые схемы по спорынье злаков и бурой ржавчине (рис. 7, 8). Ваш рисунок может быть менее выразительным. Главное, чтобы цикл был нарисован правильно и подписи читались. Предлагаю следующий порядок выполнения работы: 1. Озаглавьте ваш будущий рисунок (внизу): Рис. 1. Схема инфекционного цикла возбудителя (название болезни, культура). Вам предстоит воспроизвести циклы трех патогенов (в соответствии с шифром). Начтите с любого. 2. Найдите в учебнике описание внешних симптомов болезни и рисунок (если есть). Изобразите на пустом поле листа (чуть в стороне от его центра) пораженное растение (или его часть) с характерными признаками заболевания. 3. Справа и слева от больного растения нарисуйте здоровые экземпляры и сделайте сверху соответствующие надписи. 4. От больного растения к здоровым проведите две жирных стрелки и обозначьте их, как указано на схеме. 5. Найдите в учебнике информацию о том, какие культуры может заражать патоген. Запишите эти данные в нижней части листа. 6. Чтобы грамотно заполнить схему по передаче инфекции на следующий год (правая часть листа), внимательно прочтите особенности биологии патогенного микроорганизма. Сложность на этом этапе заключается в том, что термины, используемые разными авторами, несут, порой противоречивую информацию. Запомните: а) источник инфекции – это больное растение, где идет массовое размножение патогена (а не почва, не растительные остатки, как часто пишут в учебниках); б) средой-передатчиком (фактором передачи) следует называть все то, что может переносить (содержать) возбудителя болезни (в той или иной форме). При передаче инфекции на следующий год такими средами могут быть: - почва, грунты в теплицах; - семена; - посадочный, прививочный, выгоночный и прочий материал (клубни, луковицы, черенки, саженцы и т.д.); - растительные остатки в поле и хранилищах; - многолетние сорняки; - озимые культуры; - многолетние культурные растения; - зимующие стадии насекомых (в некоторых из них могут зимовать возбудители болезней); - и некоторые другие. Выберите среды-передатчики, характерные для патогена, и впишите их в схему. 7. Каждая среда-передатчик (из тех, что вы написали) несет зимующую стадию возбудителя болезни. У вирусов, бактерий, микоплазм и некоторых других микроорганизмов нет особых зимующих структур, поэтому можно написать просто «вирус» или «бактерия». Сложнее обстоит дело с паразитическими грибами. В качестве зимующих стадий у грибных патогенов могут быть: - мицелий, зачаточный мицелий; - склероции, микросклероции, мумии; - вегетативные споры (хламидоспоры, геммы); - споры полового размножения (цисты, ооспоры, телиоспоры); - плодовые тела (клейстотеции, перитеции, иногда апотеции, псевдотеции, аскостромы); - конидии (в том числе пикниды с пикноспорами). Выясните, что свойственно конкретному микроорганизму и смело вносите данные в графическое «досье». Будьте внимательны. Очень часто у одного гриба бывают разные зимующие структуры в разных средах-передатчиках. Не перепутайте, что и где сохраняется. 8. После перезимовки паразит должен попасть на живое растение (если он еще не сидит внутри) и заразить его. То, чем возбудитель болезни заражает растение после зимних холодов, называется первичной инфекцией.. Среди всех патогенных микроорганизмов грибы в этом отношении самые изобретательные. Функцию первичной инфекции могут выполнять: - мицелий; - зооспоры; - конидии (пикноспоры в том числе); - базидиоспоры; - эциоспоры; - урединиоспоры: - и некоторые другие структуры. Вам нужно найти в учебнике соответствующие сведения и записать их. 9. Несколько слов о передаче инфекции в течение вегетации. Средами-передатчиками (факторами передачи) могут быть: - ветер воздушно- - дождь } капельная - роса передача - поливная вода - орудия труда при уходе за растениями контактно- - механический контакт больных } механическая растений со здоровыми передача (надземной части или корневых систем в почве) - насекомые (тли, цикады, и др.), клещи, нематоды и прочие; - почва, почвенная влага и др. Вторичную инфекцию у грибов могут осуществлять: - мицелий; - зооспоры; - конидии (в том числе пикноспоры); - сумкоспоры; - урединиоспоры; - и некоторые другие структуры. Дополните схему инфекционного цикла информацией о факторах, способствующих развитию болезни и повышающих устойчивость растений. Теоретические заключения о способах защиты культуры удобнее разместить в таблице. (Примеры записи см. в табл. 11).
Таблица 11. Система защитных мероприятий против заболеваний на (культура)
При заполнении таблицы не спешите заглядывать в учебник, где даны готовые меры борьбы. Попытайтесь выстроить систему защиты самостоятельно. Это гораздо интересней и полезней во всех отношениях. Чтобы легче ориентироваться в перечне возможных мероприятий, откройте составленную ранее табл. 10. После выполнения задания сверьте ответы с учебником. В заключение хочу сказать следующее. Не принимайте предложенные мною схемы инфекционных циклов за догму. Вы можете нарисовать свои, оригинальные. Или внести разумные дополнения и изменения. Любые замечания и советы в отношении контрольных заданий приму с благодарностью.
С уважением Никитина С.М.
Приложение 1 Перечень заболеваний меняется ежегодно и выдается студентам во время начиточных (установочных) лекций. Приведенные списки действительны на 2005/2006 учебный год.
Приложение 2 Деление грибов на классы и их характеристика
* У некоторых дейтеромицетов обнаружены половые стадии (сумчатые или базидиальные). Эти стадии имеют другие латинские названия и относятся соответственно к аскомицетам или базидиомицетам.
Приложение 3 Классификация микроорганизмов по образу жизни
Стадии жизни микроорганизмов: - сапросапротрофная - паразпаразитическая
Приложение 4 Date: 2016-07-18; view: 678; Нарушение авторских прав |