Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реализация системного подхода менеджмента в стоматологии
Потребность в управлении возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. При этомсуть управления не зависит от величины системы: будет ли это группа в несколько человек (частный стоматологический кабинет) или объединение значительного числа стоматологических поликлиник в некую корпоративную систему, где работает 150 ─ 200 врачей-стоматологов.Сутью управления является «наиболее эффективное достижение поставленных системой целей». Эта формулировка может считаться определением управления как вида человеческой деятельности. Ключевым словом в определении является «цель». Философское определение «цели» звучит так: «Цель — результат осознанной деятельности человека или группы людей». Его можно отнести к любой деятельности человека. В этом смысле можно говорить о всеобщности управления. Любая деятельность человека, будь то познавательная или предметная, включает в себя 3 основных элемента: 1. субъект — тот, кто имеет интерес, ставит цели и достигает их; 2. объект — тот (или что), кто включается в деятельность в качестве её предмета; 3. способы или технологии деятельности, которые зависят от свойств элементов и их связей, объединяющих всё в единое целое. В управленческой деятельности также имеются: ü субъект управления — тот, кто управляет, воздействует (в ЛПУ это администрация, орган управления); ü объект управления — те, кем (или чем) управляют (на уровне ЛПУ это неразрывно связанные друг с другом производственные процессы и ресурсы). Технологии в управлении отражают способы воздействия субъекта на объект управления. Поскольку управление многоаспектно и имеет несколько уровней,то его взаимоотношения возможно рассматривать на основе представленной модели. (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Взаимодействия субъекта и объекта управления в стоматологии Система управления ЛПУ стоматологического профиля включает непосредственно 2 уровня (стратегический и тактический) аппарата управления: главного врача со своими специальными службами (АХЧ, бухгалтерия и т. д.) и заместителей главного врача и 3-й (оперативный) — низовой уровень — заведующие отделениями ЛПУ. Должности этого уровня не включены в номенклатуру аппарата управления, но, работая непосредственно с исполнителями, они осуществляют управленческие функции. Объект управления отражает производственные процессы, определяемые типом ЛПУ (отделение челюстно-лицевой хирургии, стоматологическая поликлиника и т.д.), в основании которого лежат ресурсы, обеспечивающие работу конвейера по производству стоматологических услуг. Субъект управления ЛПУ стоматологического профиля. Система управления любого объекта по существу имеет 3 уровня: ü стратегический, ü тактический, ü оперативный. Название уровней отражает приоритетные задачи каждого из них; но при этом следует подчеркнуть, что по отношению к своим задачам каждый уровень выполняет все три вида деятельности. Задачами стратегического уровня являются: Äобеспечение достижения поставленных целей в запланированных объёмах и в обозначенные сроки; Äсовершенствование деятельности ЛПУ стоматологического профиля; Äразработка новых целей на основе прогноза ситуации во внешней среде и учёта возможностей стоматологического учреждения. Таким образом, на стратегическом уровне лежит ответственность за последствия принятых решений, определяющих успех стоматологического учреждения в будущем. Тактический уровень ответственен за оптимальное распределение ресурсов с выбранной стратегией, организацию и контроль достижения текущих результатов по отдельным направлениям деятельности стоматологического учреждения. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных (технологических) процессов в отдельных подразделениях учреждения, что определяется соответствием, как со стандартами с технологий, так и с оптимальным использованием ресурсов. Объект управления. Осуществление производственных процессов в условиях рыночных отношений приобретают большую ориентированность на удовлетворение пациента получаемыми услугами, т.к. услуга становится предметом купли и продажи. Это повышает требования к качеству оказания медицинской помощи и ставит вопрос о стоимости производимых услуг. В связи с этим возникает необходимость использования стандартов как измерителей оказания медицинской помощи. При этом кроме технологических стандартов выполнения операций и процедур, касающихся диагностики, лечения, реабилитации и профилактики стоматологических заболеваний, должны быть разработаны стандарты оказания стоматологической помощи при различных нозологиях с учётом стоимости проводимых процедур, т. е. медико-экономические или клинико-экономические стандарты. Не останавливаясь подробно на ресурсах, куда включают кадры, финансы, основные фонды и материально-техническое оснащение расходными материалами и медикаментами, скажем, что именно объект управления станет предметом рыночных отношений. Поэтому вопросы приобретения, использования и развития ресурсов становится важнейшей специальной задачей системы управления стоматологического учреждения. Среди прочих самым сложным для управления признаны кадры — большие различия в профессиональной подготовке, демографических параметрах, личностных особенностях, выраженный динамизм в потребностях предопределяют выделение специальной функции управления — работы с кадрами, задача и функция которой по праву должны стать предметом специального рассмотрения. Это существенно повлияло на переориентацию интересов стоматологических учреждений на потребителя, а внутри учреждения изменило характер взаимоотношений между руководством и исполнителями в сторону большего интереса руководителей к нуждам и потребностям работников. Каждый руководитель стоматологического учреждения, независимо от его величины, должен обладать практическими навыками менеджмента & Технические навыки — это способность пользоваться методами, процессами и технологическими приемами в определенной области. & Личностные навыки — это способность сходиться с другими людьми, понимать их, мотивировать их и увлекать их за собой в процессе работы. & Концептуальные навыки — это умственные способности охватывать весь комплекс отношений на рабочем месте, взаимосвязь между людьми, отделами и различными подразделениями учреждения и даже между отдельно взятой организацией и окружающей средой, в которой эта организация существует. В определенной мере на успешное управление стоматологической поликлиникой влияет, насколько верно ее руководители представляют свое учреждение, как систему (конвейер по производству стоматологических услуг), имеющую вход и выход. И насколько они склонны к проведению преобразований (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Стоматологическая поликлиника, как объект менеджмента
Естественно, что процесс преобразований должен быть направлен на достижение более высоких результатов деятельности стоматологического учреждения, как с точки зрения непосредственно имеющих отношение к медицинской деятельности и удовлетворению потребностей пациентов, так и с точки зрения достижения оптимальных экономических параметров производства. Преобразования должны положительно влиять, как на выполнения валовых показателей производства услуг и другой продукции (зубные протезы, конструкции и т.п.), показателей качества, так и на эффективность использования всех видов ресурсов. Примерами классических организационных принципов управления, представляющих ценность и сегодня, являются принципы управления, разработанные Анри Файолем. 1. Власть и ответственность. Первая определяется формальным фактором — должностью, из неё как следствие вытекает степень ответственности. Однако немалое значение в этом отношении играет личность. Она может, как увеличивать, так и снижать проявление власти и степень ответственности. Совпадение личности и должности создает нормальную рабочую обстановку. Несоответствие личности своей должности, как правило, приводит к появлению неформального лидера, что сопровождается конфликтными ситуациями. 2. Единоначалие. У подчиненного один начальник, т. е. сотрудник должен получать приказ от одного руководителя. В наших стоматологических учреждениях в силу очень нечёткой организационной связи, зачастую по одному и тому же вопросу, заведующему отделением распоряжения может давать и заместитель, и главный врач. При этом последний нарушает принцип управления. Такая нечёткость, как правило, вызывает неудовлетворённость у работников. 3. Единство руководства. Оно преследует наличие для одного вида или совокупности видов деятельности, объединённых одной целью, одного руководителя и одного плана. 4. Централизация. Под ней понимают ту или иную степень рассредоточения власти. В отношении существующей в современном здравоохранении России системы управления мы говорим, что она отличается чрезмерной централизацией, и, в некоторых случаях сочетается с превышением полномочий. Необходимо подчеркнуть, что в разных учреждениях степень централизации может отличаться существенно, т.к. в управлении каждое решение определяется состоянием самой системы: её ресурсов, в первую очередь кадровых. 5. Линейное управление. Поскольку оно основано на вертикальных иерархических связях, то число уровней может быть различным. Общая тенденция развития управления выявляет снижение уровней по вертикали, однако А. Файоль говорил, что влияние вертикали можно сокращать, но не уходить от неё без надобности. 6. Порядок. Его обеспечивает организационная структура, что позволяет реализовать этот принцип как «всему своё место» и «всё на своём месте». 7. Стабильность. Суть организации в её стабильности. Частая смена, например, отдельных руководителей, как правило, дезорганизует систему управления стоматологической организацией. 8. Инициатива. Под ней А. Файоль понимал «обдумывание и выполнение плана». Этот принцип в первую очередь направлен на стратегический уровень, т.к. отражает ориентир на будущее. К принципам управления развития организации можно отнести следующие принципы А. Файоля: 9. Дисциплина. В нашем сознании она интерпретируется как обязательное подчинение предписаниям руководства. А вот определение А. Файоля: «Дисциплина — это уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения». На современном уровне развития реализация этого принципа обеспечивается созданием системы поддержки, направленной на возрастание у исполнителя прилежания и энергичности, необходимых для достижения запланированного результата. 10. Справедливость. Под ней понимается «лояльность и преданность персонала, обеспечение сочетания доброты и справедливости со стороны администрации к подчинённым». Этот принцип демонстрирует не только использование управления как одного из интенсифицирующих факторов, но и идею гуманизации управления. 11. Подчинение индивидуальных интересов общим. По А. Файолю, это значит: «если двое расходятся во мнении, то администрация должна их примирить». 12. Корпоративный дух. Этот термин получил широкое распространение в последнее десятилетие, но своего наибольшего развития он достиг в Японии. В интерпретации А. Файоля он звучит так: «В единении - сила». При переходе к рынку в стоматологии происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти над рыночными взаимоотношениями, отношениями собственности, базирующимися на экономических методах. Основной элемент системы стоматологической помощи представлен медицинскими учреждениями, являющимися конечным получателем средств и оказывающими непосредственно медицинские услуги населению. Стоматологическую помощь населению могут оказывать медицинские учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания стоматологической помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета, определяется совместно с территориальными органами управления здравоохранения и фондами обязательного медицинского страхования. Миссия ЛПУ стоматологического профиля заключается в максимальном удовлетворении потребности населения в плановой и экстренной стоматологической помощи по широкому набору стоматологических специализаций и на уровне качества, которое подтверждает статус ЛПУ в системе здравоохранения. Располагая технологиями и высококвалифицированным персоналом, каждое ЛПУ стоматологического профиля стремится укрепить себя в качестве клинической базы для подготовки врачебных кадров и проведения медико-биологических исследований. Стоматологические учреждения стремятся повышать свою экономическую жизнеспособность путем использования современных методов планирования и управления. Цель менеджеров, работающих в том или ином ЛПУ — интегрировать в свою практику методы финансирования и организации стоматологической помощи, предлагаемые реформой здравоохранения, научиться нести всю полноту финансовых рисков и пользоваться экономическими стимулами, которые вытекают из деятельности в условиях регулируемой конкуренции на рынке стоматологических услуг. Из пассивного просителя финансовых средств ЛПУ должны трансформироваться в некоммерческие организации, способные формировать объем финансовых ресурсов для модернизации оборудования, обновления технологий и т.п., для чего менеджеру (главному врачу) необходимо систематизировать свои действия при решении тех или иных проблем управления ЛПУ (рис. 6.5.). Рис. 6.6. Функциональная структура региональной стоматологической поликлиники
Наиболее рациональной, на наш взгляд, является пошаговая методика планирования управления ЛПУ стоматологического профиля. Шаг 1. Опишите задачу/проблему Шаг 2. Определите желаемый результат (его видение) · Каким должен быть конечный результат реализации проекта? · Как узнать добились ли Вы его? · Например: · Как будет выглядеть Ваше рабочее окружение в будущем? · Как Вы будете действовать в качестве лидера? · Какими методами будет работать созданная Вами команда? · Как изменится восприятие Вас Вашими партнерами? · Какие организационные и медицинские технологии будут внедрены Вами для достижения конечного результата? и т.п. Шаг 3. Добейтесь системного понимания существующей ситуации, используя схему анализа взаимодействующих сил. Шаг 4. Разработайте план действий, критерии оценки, даты выполнения. Для обеспечения адекватного управления при решении проблем стратегического, тактического и ситуационного плана, необходимо овладеть методикой системного анализа стоматологического учреждения или стоматологического подразделения ЛПУ, где работает менеджер, а так же особенностями управления учреждением в рыночных условиях. Общая цель: Изучить основные понятия и термины менеджмента, принципы, функции и элементы управления. Изучить четыре основные школы менеджмента, а так же роль типичных представителей в развитии теории управления. Уметь формулировать цели, выбирать приоритетность функций по уровням управления. Знать алгоритм классического цикла управления и основные факторы, влияющие на эффективность управленческого решения. Конкретные цели:
Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний: 1. Охарактеризуйте основные исторические этапы развития менеджмента. 2. Объясните основные функции процесса управления. 3. Система стоматологической организации. 4. Менеджмент: сущность, уровни, методика, эффективность. 5. Охарактеризуйте особенности управления стоматологическим предприятием.
План практического занятия: 1. Контроль исходного уровня знаний. 2. Выполнение учебных задач: составление алгоритма цикла управления. 3. Контроль практических навыков. 4. Выходной контроль уровня знаний.
Date: 2016-07-18; view: 599; Нарушение авторских прав |