Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные черты управленческого профессионализма
[И 55] Как повысить управленческий профессионализм? Что необходимо для формирования позитивной репутации менеджера? Исследование фирмы Burson-Marsteller выявило семь черт, присущих современному высшему менеджеру: 1) использование профессиональных методов управления (разработка долгосрочной стратегии, краткосрочное планирование, анализ финансовых результатов формулирование корпоративной миссии и ценностей организации, разработка стратегий продвижения новых товаров, внедрения новшеств в обслуживание клиентов, проведения слияний и поглощений, управления активами); 2) высокие объективные показатели работы (обеспечение высокой капитализации компании, принятие оптимальных решений); 3) «двойное зрение», т.е. видение ситуации как изнутри компании, так и извне; 4) внимание к критике и оценкам, т.е. учет всех факторов, влияющих на репутацию; 5) сила личности, обаяние — одни лишь бонусы не помогут организовать сильную управленческую команду, тогда как именно команда создает репутацию руководителя; 6) способность предвидеть последствия — управляющий должен действовать в режиме реального времени; 7) предметное ведение разговоров – необходимо четко знать, чего от тебя хотят. [И 56] К наиболее значимым навыкам руководителя обычно относят технические, человеческие и концептуальные. Техническая квалификация характеризует знания и способности индивида в технологических или любых других процессах (бухгалтерский учет, конструирование и дизайн, финансы и др.). Техническая квалификация – отличительный фактор рабочего процесса на операционном и профессиональном уровнях. С повышением ответственности руководителя значение его технической квалификации уменьшается и растет его зависимость от уровня профессионализма подчиненных. Более того, во многих случаях современные менеджеры имеют весьма приблизительное представление о технической стороне производственных процессов. Умение работать с людьми — это навыки эффективного взаимодействия лидера с сотрудниками организации и создания рабочих команд. Руководитель любого управленческого уровня обязан обладать такими навыками. [И 57] Концептуальные способности — это навыки анализа поведения людей, динамики структур и длительных взаимосвязей (долгосрочное планирование). Значение данных навыков возрастает с переходом менеджера на более высокий уровень иерархии управления. Реализация концептуальных способностей предполагает умение лидера мыслить в абстрактных категориях, работа с людьми - поддерживать отношения с индивидами, а техническая квалификация — понимать производственные процессы. Обобщение опыта лучших российских предприятий показывает, что в последние годы они делали ставку на свои силы, на сохранение производственных и научно-технических коллективов, на профессиональное управление. Предприятия взяли на вооружение стратегию выживания (изменение ассортимента продукции, поиск ниши на рынке и т.д.). Многие из руководителей, умело используя внутренние ресурсы предприятий и частично внешние источники, обновляли основные фонды, увеличивали число рабочих мест, успешно преодолевали кризис неплатежей и решали социальные вопросы. [И 58] Анализ организации управления на указанных предприятиях, деятельности их руководителей позволяет выделить ряд базовых компетенций менеджеров и основных черт профессионализма, к числу которых следует отнести: 1) стратегическое видение; 2) предприимчивость; 3) ориентацию на клиентов; 4) мотивацию достижений; 5) всесторонне обоснованное принятие решений; 6) организационные навыки. Не меньшее значение приобретают такие компетенции, как целенаправленное влияние на подчиненных, управление исполнением и т. п. [И 59] Профессиональное управление организацией предполагает: • выдвижение стратегических ориентиров; • поиск новых моделей руководства, позволяющих делегировать права и ответственность и отказаться от избыточной концентрации власти в одних руках; • расширение стимулов деятельности персонала, ее переориентацию на модель партнерских отношений; • перестройку структуры организации предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций, расширение деятельности управленческих команд; • формирование у руководителей мотивационной готовности к Профессиональные менеджеры систематически анализируют факторы, влияющие на будущее компании. Обоснованный прогноз тенденций рынка позволяет им разрабатывать стратегические планы, предвидеть возможные барьеры на пути к успеху и оперативно находить способы их преодоления. Намечая перспективы своего бизнеса, профессиональные менеджеры всегда исходят из текущих и перспективных потребностей клиентов. Четкая расстановка приоритетов помогает им концентрировать усилия на важных направлениях, анализировать различные альтернативы и находить оптимальные варианты решений, даже если они противоречат сиюминутным интересам. [И 60] В литературе по управлению особо выделяются три тесно взаимосвязанные группы ролей, выполняемых профессиональными менеджерами. Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением межличностных отношений и взаимодействием работников в организации (мотивация, координация деятельности подчиненных, делегирование полномочий, формальное представительство и т. п.). Во вторую группу выделена информационная роль, которая включает сбор, обработку и передачу необходимой информации. Например, информацию о планируемых изменениях поведения конкурента менеджер доводит до высшего руководитель фирмы, организует ее обсуждение с подчиненными, продумывает дополнительные меры по повышению конкурентоспособности продукции фирмы. Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с принятием управленческих решений. Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и решений, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситуаций, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принимаемые решения и их выполнение. Профессиональные менеджеры нацелены на делегирование функций оперативного управления. Учет творческого потенциала подчиненных помогает им находить лучших исполнителей тех или иных работ. Они ставят перед подчиненными четкие цели, выделяя ключевые параметры и способы контроля. Профессиональные менеджеры ориентированы на повышение творческого потенциала своих сотрудников. [И 61] Что касается управленческих стратегий выживания предприятий в переходной экономике, то стратегии российских менеджеров в основном носили консервативный характер. Многие аналитики видели в этом консерватизме неспособность к быстрой рыночной адаптации, и лишь в последние годы стало ясно: осознанный консерватизм спас многие российские предприятия от потрясений, обеспечив необходимый потенциал для будущих преобразований. Как показывают исследования, те руководители, которые отказались от кардинальных преобразований на предприятиях, заменив их практикой эволюционных шагов, оказались в более выгодном положении по сравнению со своими более радикальными коллегами. Радикальная перестройка систем управления без учета «ценностной составляющей» деловой культуры российских предприятий, сложившейся на протяжении десятилетий, во многих случаях привела к тому, что произошла значительная потеря управляемости предприятий. В центре внимания многих российских предприятий находится разработка и реализация долгосрочных стратегий развития предприятия, несмотря на то, что груз текущих управленческих задач не только не уменьшается, но и возрастает. [И 62] Руководителями российских предприятий накоплен позитивный опыт профессионального менеджмента, в частности, по следующим направлениям: • поиск новых партнеров и заказчиков, новых сфер деятельности; • ориентация на выпуск уникальной продукции, позволяющей завоевывать новые ниши на рынке; • расширение номенклатуры продукции в соответствии с тpeбованиями заказчика. Максимальный учет нужд заказчика, формирование с ним долговременных стратегий партнерства; • ориентация на модернизацию производства; • обучение членов управленческой команды, повышение их oбразовательного уровня. [И 63] Для подготовки профессиональных руководителей в России созданы сотни школ и курсов менеджмента, маркетинга и бизнеса, введены специальные дисциплины в программы большинства вузов, расширяется прием слушателей в академии и высшие школы международного бизнеса и управления. Первостепенное внимание в подготовке руководителей должно уделяться таким проблемам, как изучение потребительского спроса, финансовый менеджмент, разработка бизнес-планов, заключение и исполнение хозяйственных договоров, контроль на предприятии, реновация средств и объектов материального производства, комплексная оценка уровня конкурентоспособности продукции и др. Профессиональная подготовка кадров управления является одним из самых рентабельных вложений капитала, поскольку, располагая профессиональной управленческой командой, предприятия смогут подняться на уровень высших экономических достижений и преодолевать кризисные ситуации. 3.3. Организационное поведение [И 64] Организационное поведение как специальная область знаний занимается изучением системы межличностных отношений и того влияния, которое оказывает человек, группа и структура на поведение в организации и на ее эффективность. Организационное поведение связано с изучением деятельности людей и с тем, как их поведение влияет на работу организации. Особое внимание уделяется поведению, связанному с работой и управлением. Каждый человек учится тому, как себя вести в определенных обстоятельствах. Когда речь идет об организационном поведении, то имеются в виду те действия, которые можно наблюдать и которые могут быть оценены. Изучение организационного поведения имеет важное практическое применение и предполагает использование поведенческих дисциплин – психологии, социологии, социальной психологии. [И 65] Психология позволяет оценивать, объяснять и нередко менять поведение людей. Социология изучает поведение людей и их взаимоотношений в рамках социальной системы. Социальная психология изучает межличностное поведение и дает объяснение и дает объяснение того, как и почему отдельные люди ведут себя так, а не иначе, когда они работают в группе. Изучение организационного поведения с позиций поведенческих наук способствует получению знаний, необходимых менеджеру. Руководители должны знать, каким образом их действия влияют на людей. Поскольку менеджеры достигают результатов, координируя работу коллектива, им необходимо понимать людей. Тем более, что люди действуют по-разному в одной и той же ситуации и поведение человека меняется в различных ситуациях. Конфликтные ситуации и их преодоление. [И 66] В научной литературе представлены три подхода к трактовке конфликтов и их значения в деятельности организации. Согласно первому подходу, конфликт рассматривается как негативное, дезорганизующее явление. Отсюда и стремление избегать конфликтов. В соответствии со вторым подходом конфликт считается нормальным, естественным проявлением жизнеспособности и развития группы. Из этого делается вывод, что группа не может успешно функционировать без конфликтов (рис.3.1). Третий подход предполагает, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит внедрение инноваций и развитие организации.
Рис. 3.1. Управление конфликтной ситуацией
Date: 2016-07-18; view: 433; Нарушение авторских прав |