Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Арабские страны Персидского залива во второй пол. XX- нач. XXI вв.
(Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт,Оман,Катар) . В жестокой междоусобной войне утверждалась власть саудидов в Аравии. Основатель королевской семьи Сауд ибн Мухамед, ставший правителем в 1720 году, положил начало периоду междоусобиц и борьбы за власть, продолжавшейся вплоть до 1932 года. Саудидам удалось использовать исламское движение ваххабитов, знамя которого поднял еще в середине 18 века его основатель Абд аль-Ваххаб. После смерти аль-Ваххаба пра-вители-саудиды возглавили это движение и под его флагом продолжали завоевательные войны. Саудидам удалось подчинить себе большую часть Аравии, включая святые города Мекку и Медину. Ваххабитский эмират со столицей в Эр-Рияде после присоединения к нему Хиджаза вышел к границам Ирака и Кувейта. В 1932 году Абдель Азиз иби Сауд официально провозгласил Саудовское Королевство. Род Сау-дидов веками доказывал арабам незыблемость своей власти, но это пришлось подтверждать в постоянной борьбе с оппозиционными силами за монархию как внутри рода, так и вне его. Прошло немало дет, но в средневековой Аравии ничего не менялось.
После Второй мировой войны король Абдель Азиз ибн Сауд, заботясь об укреплении своей власти, прилагал немало усилий к тому, чтобы решить проблемы «развития пустыни» на основе сохранения традиционного образа жизни. Он планировал и строил колодцы, увеличивал орошение обрабатываемых земель в оазисах, создавал государственные фермы, проводил культивацию пастбищ. Это делалось в целях перехода кочевых племен к оседлому образу жизни. Король выделял значительные средства для племен в виде субсидий, чтобы обеспечить политическую лояльность и поддержку племенной знати. Пытаясь слыть «хорошим» королем, Сауд одаривал шейхов и вождей, вел роскошный образ жизни, покоряя окружающих ослепительным богатством своего двора. Однако процессы развития саудовской экономики, как и процессы укрепления политической власти, заключались совершенно в других сферах. Нефтяная отрасль Аравии, которая стала развиваться с 1938 года, принадлежала в основном американским компаниям АРАМКО (Арабо-американская компания) и «Геттн Ойл». Аравийские правители быстро почувствовали вкус нефтяных прибылей и потребовали от американцев пересмотра долей участия в доходах от нефтяной добычи. После длительных и острых переговоров в 1950 г. было принято решение о равном распределении доходов от нефтедобычи. В течение нескольких лет отсталая Саудовская Аравия стала превращаться в современное государство с развитой экономикой. Построены трансаравийские нефтепроводы из нефтяного района Аравии Абкайк до ливанского порта Сайда, значительно расширена с учетом создания специализированного порта гавань Рас-Таннур. Экспорт нефти стал главным источником бюджетных средств Саудовской Аравии. 90% бюджета государства составляли доходы от экспорта нефти. Власть всецело стала зависеть от контроля над нефтяными долларовыми потоками. Ежегодное увеличение экспорта нефти вело к изменению социальной структуры аравийского общества. Начался процесс формирования новых классов. На базе племенной и городской аристократии, приближенных к королю, росла и крепла крупная банковская и промышленная буржуазия. Появилась средняя и мелкая торговая буржуазия, масса мелких ремесленных мастерских. В процессе этих изменений происходит пауперизация крестьянства, разорение низовых слоев кочевых и полукочевых племен. Новые промышленные предприятия пополняются представителями из Европы, Америки, стран Ближнего Востока. Несмотря на изменение социальной структуры в обществе, властители Аравии не спешили менять свою социальную опору. Родоплеменная знать и ваххабитская верхушка следили за соблюдением исламских традиций и устоявшихся правил в аравийском обществе. В условиях роста экономики и социальных изменений властям все же удалось сохранить родоплеменную сущность административных структур правления.
Умерший в 1953 году король Абдель Азиз ибн Сауд оставил после себя 34 сына и несколько десятков ясен. Количество прямых потомков Сауда составило около 300 наследников. По истечении времени число наследных принцев и принцесс постоянно росло, а к началу XXI века их счет окончательно был потерян, но принято считать, что общее количество принцев и принцесс составило примерно 7 тысяч человек. Смерть Абдель Азиза ибн Сауда положила начало непрекращающейся борьбы за власть между сводными братьями, потому что каждый из них мог формально претендовать на королевский престол. Пришедший па смену умершему королю король Сауд ибн Абдель Азиз, как мог, боролся за сохранение своей власти, при этом следуя политике своего отца. Он не стал реформатором, сохраняя сложившиеся традиции своего королевства. Частичными исправлениями в системе управления, щедростью по отношению к своему окружению и красивыми лозунгами он пытался упрочить свою власть. Однако в борьбе за сохранение трона ему пришлось решать совершенно новые задачи, которые ставила ему жизнь. Так, короля сильно напугали забастовки рабочих-нефтяников в 1953 году, выступивших далеко не с монархическ им и лозунгами. Пришлось издать законы, запрещающие забастовки и демонстрации и предусматривавшие самые жестокие наказания за выступления против королевского режима. Сохранение политической власти, как считал король, требовало решительных действий.
Сильное воздействие на антимонархические настроения в Саудовской Аравии оказала египетская революция 1952 года. Сауд сделал попытку установить дружеские отношения с на-серовским Египтом, понимая, что предпринять каких-либо мер по ослаблению египетского режима он не сможет. Однако эти отношения привели к обратному результату. Сотрудничество с революционным Египтом воспринималось отрицательно влиятельными ваххабитский улемами, которые стали выражать Недовольство политикой правящего короля. Не случайно против него росла оппозиция, которую использовали в борьбе за власть саудовские принцы.
В результате роста оппозиционных группировок из числа принцев в борьбе за власть возникло несколько центров. Среди них особенно выделялась группировка амира Фейсала, который опирался не только на некоторых родственников семейства Сауда, но и был поддержан многими улемами и шейхами племен, купечеством Хиджаза. Принцы действовали достаточно жестко, используя малейшую слабость или ошибку короля. г. они предъявили Сауду ультиматум я потребовали передать власть Фейсалу, убрать многих одиозных советников короля. Король вынужден был уступить, и результатом компромисса стало предоставление Фейсалу поста премьер-министра, а в 1962 году он официально назначается главой правительства. Сауд постепенно уступал позиции. Ухудшившееся здоровье короля и необходимость лечения, несомненно, влияли на исход борьбы, но надо отдать должное Сауду — он боролся за власть до конца. Несмотря на предпринятые попытки удержать контроль над государством, Сауд все-таки оказался в изоляции. Вернувшись из-за границы в 1964 г. он получил фству (решение улемов), в которой было отмечено, что вся полнота власти переходит к Фейсалу, но титул короля сохранен за Саудом. Такое положение было недолгим. Около 70-ти принцев выразили официальную поддержку Фейсалу, правительство одобрило фетву улемов. В январе 1965 года Сауда вынудили отречься от престола, и он окончательно уехал за границу. Новым королем объявлен Фейсал, открылась новая страница борьбы саудидов за власть.
Правление Фейсала существенно отличалось от правления предыдущих королей. Он имел продуманную программу реформ. В десяти пунктах его программы определены основные цели страны на ближайшие годы в экономике и социальной сфере, названы средства достижения этих целей. Это обеспечивало устойчивые позиции Фейсала у власти, но экономические реформы, как и их последствия, повлекли за собой другие проблемы, ставшие основой фракционной борьбы в семействе. Главной заботой короля стало создание национального нефтяного хозяйства в Аравии. Многие саудовцы, вдохновленные примером Г. А. Насера, призывали немедленно национализировать западные нефтяные компании, расположенные на арабской земле. Но Фейсал не пошел по радикальному пути, а предпочел не торопиться. Тогда Саудовская Аравия не располагала возможностями управления эффективным развитием нефтяной промышленности. Время показало правоту короля.
Против Фейсала и его политики выступили, прежде всего, традиционалисты из родоплеменной аристократии и религиозных лидеров, которые группировались вокруг принцев, недовольных последствиями реформ, либо испытывали личную неприязнь к Фейсалу. Действительно, подключение экономики Саудовской Аравии к достижениям западной цивилизации, а также к культуре и образу жизни бросало вызов вековым традициям арабов аравийского полуострова. Не говоря о левых движениях, поклонниках египетской революции, противников его политики среди ваххабитов было немало. Это, несмотря на то, что программа саудовского монарха провозглашала святую обязанность правительства распространять учение ислама и защищать его словом и делом. Король подчеркивал, что ислам был и остается стержнем духовной и социальной жизни аравийского общества. Политическое напряжение в высших кругах Аравии не привело к открытой борьбе оппозиционных сил, саудовскому правителю удалось достаточно долго избегать острых конфликтных ситуаций. Ныне фейсала вспоминают как монарха-реформатора, который пытался привнести в Королевство материальные достижения западной цивилизации, не поступившись при этом духовными ценностями исламской веры. Бесспорно одно: стабильность саудовского государства строилась и держалась на постоянном росте государственных доходов, улучшении жизни саудовцев и незыблемости исламских традиций.
Смерть короля Фейсала была трагичной. 26 марта 1975 г. он был застрелен своим племянником, принцем Фецсалом ибн Мусаидом, только что вернувшимся из-за границы, где получил образование в Соединенных Штатах. Хотя подлинные причины убийства неизвестны, но представляется, что убийства такого рода, а тем более в Аравии, всегда имеют под собой политическую подоплеку. Молодой принц был обезглавлен, а королевский трон перешел к Халеду ибн Абдель Азизу ас-Сауду. Новый монарх не слыл реформатором, как его предшественник, но, отстаивая свою власть и королевский трон, Халеду пришлось не раз вступать в борьбу и силой подавлять действия своих противников.
Борьба за власть не прекращалась, внутри саудовского общества набирала силу оппозиция. Секретные антиправительственные группировки стали создаваться в армии, возрастало недовольство в среде принцев и молодых амиров. При этом противники использовали ваххабистские и религиозные основы саудовского государства. В религиозных кругах, находившихся под влиянием антишахского и антиамериканского движения в Иране 1979 года, также создавались оппозиционные организации, враждебно настроенные к саудовскому режиму. Используя религиозные лозунги восстановления ортодоксального ислама, около 3,5 тысяч повстанцев развернули борьбу против режима в 1979 году, подняв восстание в Хиджазе. Восстанием руководила организация «Движение мусульманских революционеров». Эта мало кому известная тогда партия сделала попытку свергнуть династию Саудов. Кульминационным событием стали антиправительственные выступления в ноябре, когда повстанцы захватили в Мекке мечеть Аль-Харам. Правительство Халада жестоко подавило движение, используя артиллерию и слезоточивый газ. 62 руководителя движения были обезглавлены. Высшее офицерство подверглось тщательной чистке. С не меньшей жестокостью удалось подавить волнения шиитов в Восточной провинции, которые выступили с хо-мейнистскими, антисаудовскими лозунгами. Находясь под влиянием исламской революции в Иране 1979 г., шииты Аравии создали реальную угрозу королевскому режиму. Шииты, численность которых составляла 300-350 тысяч человек, были наиболее бесправным религиозным меньшинством. Власти Аравии считали шиизм ересью и подвергали шиитов гонениям. Мирная демонстрация шиитов в 1980 г.переросла в открытое выступление против короля и его «режима деспотии». Восставшие нападали на казармы, жгли предприятия и банки, выдвинули лозунги провозглашения республики на манер иранской. Правительство быстро приняло меры по подавлению оппозиционных выступлений.
Смерть Халеда в результате сердечного приступа в 1982 году не привела к обострению политической ситуации в Аравии. Власть перешла к наследному принцу Фахду, премьер-министру страны с 1975 года, сводному брату короля Фейсала и Халеда. Пятый по счету король Саудовской Аравии Фахд ибн Абдель Азиз ас-Сауд вступил на престол в июне 1982 года. По традиции сразу же был объявлен наследник престола, которым стал принц Абдалла ибн Абдель Азиз. Находясь у власти более двадцати лет, Фахд умело балансировал между группировками в королевском семействе, между Западом и арабским миром, проявляя при этом осторожность и предусмотрительность. При нем, как и при Фейсале, Аравия приступила к осуществлению грандиозных программ экономической модернизации на основе развития нефтяной промышленности. В то время отчисления нефтяных компаний составляли более 80-ти процентов доходов государства. Вся экономика страны держалась на добыче и экспорте нефти. Однако он внес некоторую переориентацию в сферу экономики, облегчившую продолжение начатых преобразований.
В период правления Фахда усилилась экономическая роль государства — основы саудовской власти. Регулирующая роль государства четко прослеживалась в четвертом, пятом, шестом и седьмом (1985-2000-2005 гг.) пятилетних планах экономического развития. Особое внимание в пятилетних планах уделялось стабилизации мирового нефтяного рынка и развитию рыночных механизмов с целью создания национальной перерабатывающей промышленности я преодоления зависимости экономики от нефти. Кроме того, при сохранении контролирующих функций государства, правительство направило усилия на активизацию частного сектора и привлечение в страну иностранного капитала. Основной смысл этой политики состоял в перераспределении основных расходов по реализации проблем модернизации экономики. За прошедшие двадцать лет правления короля Фахда удалось преодолеть многие экономические и политические трудности. Роль власти и государства в регуляции основных направлений экономики постепенно становится определяющей.
Шагом на пути укрепления королевской власти и изоляции зависимости короля от влияния принцев и членов семьи стало создание Консультативного совета в составе 80-ти назначаемых авторитетных представителей науки, бизнеса, религиозных деятелей, администрации. На заседаниях совета рассматриваются все основные проблемы страны и правительственные решения. Совет не обладает законодательными и контрольными функциями, не является неким шагом к «демократии», но он позволил принимать решения без участия многих членов королевской семьи. Создание своеобразной «шуры» нисколько не противоречило исламским нормам правления и способствовало, по словам приближенных к королю, участию в управлении наиболее достойных, а не самых богатых.
Серьезным испытанием для королевской власти стали события 11 сентября 2001 года. Вызов семье саудидов давно бросил Усама бен Ладен, объявив о своем намерении захватить в Аравии власть. Именно за это бен Ладен был лишен саудовского подданства в 1994 году. Всплеск исламистского экстремизма и его опасность для нынешней власти вполне осознают правители Саудовской Аравии. Наследный принц Абдалла открыто осудил террористов, использующих в борьбе за власть исламские лозунги. Борьба с исламским экстремизмом становится главным направлением в борьбе за власть в начале XXI века.
Со времени открытия нефтяных запасов на территории Аравийского полуострова, с 1938 года, Саудовское Королевство быстро превращалось из страны со средневековым образом жизни в современное государство, обладающим суперсовременным технологическим оборудованием, но в то же время оказалось не в состоянии перешагнуть через вековые традиции кочевников-бедуинов. Трудно себе представить, что пятьдесят лет назад, после Второй мировой войны, Саудовская Аравия жила еще в глубоком средневековье. Рабство в Саудовской Аравии было формально ликвидировано лишь в 1962 году. На всю страну в то время было всего 45 километров асфальтовых и 200 километров грунтовых дорог. Отсутствовала какая-либо промышленность, а сельское хозяйство велось так же, как и сотни лет назад. Саудовская Аравия была скотоводческо-земледельческой страной с господствующими пережитками патриархально-родового строя, который всегда был основой власти саудидов. Сельское население и сегодня состоит из земледельцев (феллахов) и кочевников (бедуинов). Земледельческая территория занимает ничтожно малую часть Аравийского полуострова — 2% территории, а площадь земель, пригодных для пастбищ, — 58%. Поэтому земледелие никогда не могло удовлетворить потребности населения — вся недостающая продукция привозилась из-за рубежа.
Феллахи в оазисах занимаются поливным земледелием (а именно такое возможно в условиях засушливого климата), выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, а также кофе, виноград, лимоны, апельсины и пр. Но основная сельскохозяйственная культура — финиковая пальма, которая издавна возделывалась на 90% оазисных земель. Финиковая пальма — «хлеб страны», а Мухамед называл ее «матерью арабов», имеет 360 способов употребления. Что касается животноводства, то оно всегда имело экстенсивный характер и является главным занятием кочевых племен — бедуинов. Учет поголовья скота (верблюдов, лошадей, овец, коз), как и продукции животноводства, государством традиционно никогда не велся.
Господствующий социальный слой со дня основания Королевства — представители правящей династии Саудидов, родоплеменной верхушки и высшего мусульманского духовенства. Составляя не более 1% населения, они предстают в виде правящей элиты саудовской бюрократии. На положение правящего элитного слоя существенно влияют традиционные родоплеменные взаимоотношения между давно сложившимися общественно-политическими структурами. У бедуинов в большей степени, чем у феллахов, сохранилась родоплеменная структура общества с характерным для нее совмещением светской и духовной власти. Племя всегда управлялось шейхом (в период междоусобных войн акыдом), которым в принципе мог стать любой бедуин. Однако ваххабитские шейхи на протяжении десятилетий, а то и веков, избирались из одних и тех же аристократических семей. Чаще всего власть передавалась от отца к сыну. Саудидам удалось сохранить и приспособить к современным экономическим условиям родоплеменную структуру и использовать ее для укрепления своей династической власти.
Поток нефтедолларов в 50-о годы существенно изменял быт, образ жизни и экономику государства. Особенно быстрые экономические изменения в стране начались в период правления короля Фейсала (1962-1975), который начал осуществлять программу модернизации на основе средств, получаемых от экспорта нефти. Многое было сделано для проведения самостоятельной, независимой политики от Запада и США в процессе эксплуатации нефтяных ресурсов. Укрепляя власть и стремясь увеличить доходную часть государства, Фейсал пошел по пути создания государственной нефтяной компании — ПЕТРОМИН (Генеральная организация нефти и минеральных ресурсов), которая развивалась с помощью американцев. Активно сотрудничая с иностранными фирмами, ПЕТРОМИН основывала и выкупала у АРАМКО нефтеперерабатывающие завода и сосредоточивала в своих руках сеть распределения нефтяных ресурсов. На решение этих проблем ушло десятилетие. Кроме тою, с помощью США были подготовлены свои специалисты-нефтяники, закуплены танкеры, расширены порты, создана мощная организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Лишь после создания необходимых подготовительных мероприятий и договоренностей с американскими политиками с 1930 года прошла национализация американской компании, с возмещением понесенных затрат на ее создание и эксплуатацию. Постепенно все нефтяные компании окончательно перешли под контроль саудовского государства.
На основа развития нефтяной отрасли стали создаваться огромные национальные фонды накопления, которые служили базой для реализации программ индустриализации и создания современной инфраструктуры. Тогда-то и появились отличные дороги, аэропорты, теле- и радиокоммуникации. Затем пришла очередь индустриализации и развития сельского хозяйства. Для реализации экономических задач было закуплено новейшее оборудование на Западе, в США и Японии, оттуда приехали высококвалифицированные специалисты. Это способствовало укреплению монархической власти, а государство еще более усилило ведущую роль в экономическом развитии страны, способствуя сохранению всех прежних порядков и устоев в страде. Усиленная эксплуатация нефтяных ресурсов, сосредоточение в руках государства огромных финансовых средств позволили не только реализовать программу индустриализации, но и создать благоприятные условия для формирования предпринимательской деятельности и развития нового государственно-капиталистического сектора экономики. Индустриализация страны осуществлялась с помощью западных стран и США, которые, в свою очередь, получили емкий рынок инвестиций, промышленных товаров и услуг. Соединенные Штаты получили возможность участия в развитии саудовской экономики и крупнейшие подряды на строительство дорогостоящих объектов. Одновременно Саудовская Аравия оказалась вовлеченной в развитую сеть мирового экономического хозяйства. Основной упор в промышленности саудовцами был сделан на развитие нефтехимии. Ее главными центрами стали города Эль-Джубайль на берегу Персидского залива и Янбу, на побережье Красного моря. Эль-Джубайль, находящийся недалеко от Эр-Рияда, является зоной нефтеперерабатывающих заводов, предприятий тяжелой индустрии, имеет развитую инфраструктуру, громадную опреснительную станцию, рассчитанную на 600 тысяч кубометров воды в сутки. Проекты дальнейшего развития этого города рассчитаны до 2010 года. Крупный промышленный город связан с Янбу нефтяными и газовыми трубопроводами, современной автострадой. . Уже в конце 80-х начале 90-х годов саудовцы решали, в основном, две главные задачи: во-первых, было важно заложить изменения в структуру саудовской экономики для того, чтобы нефтяной сектор перестал быть господствующим и почти единственным в производственной сфере. Важно было ослабить зависимость экономики от нефти и приступить к созданию национальной перерабатывающей промышленности.Основные приоритеты в сфере экономики к началу нового века были направлены на развитие обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и финансового сектора. Во-вторых, саудовские лидеры пытались перераспределить государственные расходы и переложить их с государственного на частнокапиталистический сектор. При сохранении крупного государственного сектора в промышленном производстве, особое внимание уделялось расширению участия частного сектора в производстве товаров для внутреннего рынка. Большое развитие частный сектор получил в новых перерабатывающих и традиционных отраслях в результате дополнительных экономических стимулов. Это также требовало значительных средств. Но, привлекая внутренних и иностранных инвесторов, королевской власти в основном удалось решить и эту задачу.
В конце 2001 года наследный принц Абдалла объявил о составлении планов по приватизации промышленных предприятий. Это было вызвано необходимостью повышения роли частного сектора в экономической жизни страны. Доля частного сектора составляла всего 10 процентов, но уже в 2004 году доля частного сектора увеличилась вдвое. Для саудовцев это означало переход к формированию нового социального слоя людей, способного на основе рыночного регулирования к развитию национальной экономики.Развитие сельского хозяйства является также важным направлением программы модернизации Аравии. За полтора-два десятилетия саудовское государство сделало стремительный скачок от патриархального, средневекового хозяйства к современным методам сельскохозяйственного производства. В конце 80-х годов Королевство импортировало 90% продовольствия. Когда приступили к реализации планов развития земледелия и животноводства, многие не верили, что в пустыне можно выращивать богатые урожаи и выпускать продукцию животноводства. Тем не менее, к началу нового века в результате создания системы поливного земледелия прямо в пустыне, среди песков выращивается пшеница, и почти две трети ее идет на экспорт. По утверждениям прессы, Королевство полностью в начале века обеспечивало себя молоком и молочной продукцией, яйцами и птицей. Вместе с тем, пока рано говорить о полном самообеспечении Саудовской Аравии продуктами питания. Ограниченные водные ресурсы, мизерные площади, пригодные для обработки, дефицит собственных квалифицированных кадров, да и природные условия пока ограничивают возможности Королевства.
Зависимость от западной технологии, науки, квалифицированных кадров пока еще сохраняется достаточно сильно. Было бы наивным представлять, что гигантский прыжок из крайней отсталости в будущее будет возможен без помощи индустриально-развитых государств и высококвалифицированных кадров. Саудовцы выказывают особую обеспокоенность тем, что ключевые посты в экономике, науке, промышленности и сельском хозяйстве по-прежнему находятся в руках представителей западных стран и США. Представители западного мира, прежде всего американцы, руководят научными центрами и фирмами, служат военными советниками, работают врачами и специалистами в госпиталях и клиниках, преподавателями в университетах. Они находятся в стране в привилегированном положении. Присутствие в стране около пяти миллионов иностранцев вызывает у саудовцев большое беспокойство. Больше всего в стране йеменцев, затем идут пакистанцы и индийцы, египтяне и палестинцы, ливанцы и филиппинцы, турки и южнокорей-цы. Их заработки чрезвычайно низкие, и саудовцы относятся к ним как к людям «второго сорта*, к тому же они не могут претендовать на гражданство и тем более пользоваться многочисленными льготами. Власти принимают меры, направленные на изменение этой ситуации, пытаясь осуществить «саудизацию» рабочей силы. Главные административные должности в учреждениях, министерствах и ведомствах стали предоставляться только подданным Саудовской Аравии. Резко активизированы усилия по подготовке собственных кадров на основе введения бесплатного образования. Главное учебное заведение страны — Университет имени короля Сауда, в котором учится 30 тысяч студентов, считается самым крупным на Ближнем Востоке.
Бахрейн в 1971 г. получил независимось от Англии. В 2007 году численность населения страны составляла 708 573 чел Король- Хамад ибн Иса Аль Халифа 62,4 % - коренные арабы 37,6 %- иностранцы(рабочие-иммигранты и члены их семей, прибывшие главным образом из Ирана; в стране много уроженцев стран Европы и Южной Азии) Около 80 % населения исповедуют государственную религию — ислам, 75 % из них шииты и 25 % сунниты (к ним относятся и члены правящей семьи). Бахрейн — конституционная монархия. Во главе государства стоит король (до 2002 — эмир). Правительство возглавляет премьер-министр. Кабинет состоит из 23 министров. Парламент двухпалатный. Нижняя палата — Палата депутатов избирается на всенародном голосовании, верхняя — Консультативный совет (Меджлис аш-Шура) назначается королём. В обеих палатах заседает по 40 человек. Политические партии запрещены. До открытия в 1932 г. месторождений нефти отраслью экономики Бахрейна была ловля жемчуга (которая и сейчас остаётся одной из основных). Добыча и переработка нефти раньше составляли 60 % ВВП, сейчас — 30 %. Месторождения бахрейнского «чёрного золота» истощаются. В стране также добывается и перерабатывается природный газ, запасы которого значительны. Развит оффшорный банковский бизнес. В Манаме разместились штаб-квартиры многих арабских транснациональных корпораций. В Бахрейне осуществляется судоремонт супертанкеров, есть также алюминиевый завод (руда доставляется из Австралии). В оазисах население выращивает финиковые пальмы (занимают 2/3 обрабатываемой земли), цитрусовые, фрукты, помидоры,кормовые культуры, овощи, орехи. Жители также занимаются ловлей рыбы и креветок. В стране развит международныйтуризм. Кустарные промыслы: изготовление золотых и гончарных изделий, украшений из жемчуга, вышивка, плетение корзин, постройка судов «дхоу». Основные статьи экспорта: нефтепродукты и нефть, алюминий и жемчуг. Преимущества: месторождения нефти и газа. Развитый оффшорный банковский сектор. Внутренние инвестиции. Туризм. Производство алюминия. Почти полное самообеспечение продовольствием. Слабые стороны: исчерпанные нефтяные резервы, недостаточная переориентация на другие отрасли. Высокий уровень безработицы (15 %) и государственных займов.
Арабские эмираты В 1922 году англичане установили контроль за правом шейхов предоставлять концессии на разведку и добычу нефти. Однако в Договорном Омане нефтедобыча не велась и основной доход княжествам приносила торговля жемчугом. С началом добычи нефти в 1950-х в регион начался приток иностранных инвестиций, доходы от торговли нефтью позволили существенно поднять уровень жизни местного населения. Но княжества оставались под британским протекторатом, против которого в 1964 году выступила Лига арабских государств, декларировавшая право арабских народов на полную независимость. В 1968 году, после обнародования решения правительства Великобритании о намерении вывести до конца 1971 года британские войска из районов, расположенных восточнее Суэцкого канала, в том числе из государств Персидского залива, княжества подписали соглашение об образовании Федерации арабских княжеств Персидского залива. В эту федерацию должны были войти Бахрейн и Катар, но позднее они образовали самостоятельные государства. Date: 2016-07-05; view: 1434; Нарушение авторских прав |