Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ирак в последней трети XIX — начале XX В.





К концу 1860-х годов Ирак, несмотря на некоторое оживление его экономической жизни, оставался одной из самых отсталых частей Османской империи. Более трети его населения составляли кочевники, и среди них три такие мощные полунезависимые племенные конфедерации, как мунтафик на юго-востоке, шаммар-джерба в северном Междуречье и амарат-анезе на западе страны. Постоянные междоусобицы между племенами, их выступления совместно с городскими оппозиционными кругами против османских властей во многом определяли политический климат в стране. Речное пиратство и набеги кочевников на оседлое население наносили ущерб ее хозяйству.Продолжались вооруженные столкновения между Османской империей и государством Каджаров за обладание приграничными с Ираном территориями Ирака.

 

Отсталость Ирака была обусловлена и его изолированностью: страна, расположенная вблизи Персидского залива, до конца XIX в. оставалась почти неоспоримой зоной влияния Великобритании,

которая рассматривала ее преимущественно как транзитную территорию, связывавшую метрополию с

восточными владениями. В начале 1860-х годов, когда более активно стал осваиваться иракский рынок, английский торговый дом братьев Линч в Багдаде основал регулярное пароходное сообщение по р. Тигр между Багдадом и Басрой; тогда же англо-индийское правительство организовало пароходные рейсы между Индией и портами Персидского залива. С открытием Суэцкого канала были основаны морские английская и французская компании, непосредственно связавшие Басру с Лондоном и центром французской торговли с Востоком —Марселем.

 

Главная причина отсталости Ирака таилась в особенностях его природных условий. Как всякая страна, чья экономика зиждется на ирригационном хозяйстве, Ирак был особенно чувствителен к демографическим колебаниям и политическим коллизиям, нарушавшим течение повседневной хозяйственной жизни. Между тем в первые две трети XIX в. страна регулярно страдала от эпидемий чумы. Разливы Тигра и Евфрата, чреватые катастрофическими наводнениями, происходили весной, во

время созревания зерновых. Успех земледелия там зависел от состояния ирригационной системы, в

частности каналов и дамб. Последствия чумы Ирак ощущал еще в начале XX в.: если за столетие в Сирии население увеличилось более чем в три раза, то Ирак только к 1870-м годам восстановил численность населенияначала XIX в. (1280 тыс. чело-пек), удвоив его лишь к Первой мировой войне.

 

Реформы первого периода Танзимата начали осуществляться в Ираке с опозданием: лишь в 1848 г. был создан VI Багдадский армейский корпус и таким образом разделены военная и административная власти, вали был лишен финансовых и судебных полномочий, переданных финансовому чиновнику и вновь созданному административному совету. Но и эти преобразования, ограничив до известной степени всевластие вали, внедрялись с трудом. Только закон 1852 г., сбалансировавший разделение функций и ответственности среди вилайетских должностных лиц, позволил более успешно подчинять Ирак османской власти. Теперь вали предпочитали назначать на административные должности шейхов «усмиренных» племен и поощрять кочевников к занятиям земледелием. Одновременно они создавали военные посты вдоль караванных путей и речную службу для борьбы с пиратством на реках.

 

Отмена в 1861 г. внутренних и повышение ввозных таможенных пошлин благоприятствовали развитию

торговли. Экономическому и политическому объединению Ирака и укреплению его связей со Стамбулом и окружающим миром послужило создание англичанами в 1860-х годах телеграфной линии

Стамбул-Басра, соединившей Ирак с Европой и Индией. Импульсом для ускорения эволюции Багдадского вилайета стали реформы второго этапа Танзимата, начало которым положил убежденный реформатор и энергичный администратор Ахмед Мидхат-паша. Несмотря на короткий срок пребывания на посту в Багдаде (1869-1872), он развернул свою деятельность едва ли не во всех областях экономической, общественно-политической и культурной жизни Ирака.

 

Начались работы по улучшению ирригационной системы и строительству дамб; стал составляться земельный кадастр; на финиковых плантациях и садоводческих хозяйствах было установлено дифференцированное налогообложение в денежной форме; в районах общинного землепользования поземельные отношения приводились в соответствие с османским аграрным законом 1858 г., который предусматривал передачу частным лицам в бессрочную аренду государственных земель на основе документа (many) и ликвидацию общинного землевладения. Несмотря на то что реформу удалось осуществить лишь на части земельного фонда, ее результатом стали расширение обрабатываемых земель и оседание на землю полукочевников и кочевников, вынужденных обрабатывать землю шейхов после того, как они лишились своих наделов, а с ними средств для поддержания кочевого образа жизни. Социально-политическим следствием реформы стало возникновение слоя крупных частных землевладельцев, заинтересованных в государственной стабильности и сотрудничестве с властями. Вместе с тем было положено начало формированию мелких частных землевладельцев-крестьян — исправных налогоплательщиков, дороживших общественным порядком, в чьей среде узы племенной и общинной солидарности постепенно заменялись сознанием государственного подданного.

 

Необходимость материально обеспечить вверенный ему армейский корпус побудила Мидхат-пашу к созданию нескольких промышленных предприятий — фабрик по производству сукна, мыла, переработке риса. При нем был создан арсенал, началась, хотя и в небольших размерах, промышленная

добыча нефти, оборудование для которой было выписано из Европы. Но наибольшее внимание Мидхат-паша обращал на развитие средств транспорта. Открытие Суэцкого канала побудило Мидхат-пашу к организации пароходных рейсов между Басрой, Лондоном и Стамбулом.

 

С именем Мидхат-паши связано проведение в жизнь в Багдадской провинции османских вилайетских

законов 1864 и 1871 гг.: развитие системы административного управления, определение функций административных советов, создание судебной палаты, коммерческого и муниципального советов. В деятельности меджлисов участвовали члены иракских знатных семей, они же пополняли ряды чиновников. Мидхат-паша основал первую иракскую газету «аз-Заура» с полосами на турецком и

арабском языках.Все это способствовало оживлению общественно-политической жизни. Мидхат-паша осуществил некоторые мероприятия и в области образования; при нем были открыты военное и ремесленное училища, средняя школа с обучением на турецком языке, несколько начальных школ и создана типография для печатания учебников и вилайетской газеты. Он также открыл в Багдаде госпиталь.

 

В 1872г. Мидхат-паша был отозван из Багдада. Его преемники на посту губернатора не отличались влиянием и энергией Мидхат-паши, и большинство его проектов не было осуществлено. Тем не менее продолжались ирригационные работы, строительство дамб, а в конце XIX в. была возведена плотина на Евфрате. В сельскохозяйственный оборот вводились новые земли, в этой деятельности преуспело Управление султанскими имениями («Аразийе сенийе»), вкладывавшее с 1870-х годов средства в покупку частновладельческих и государственных пустопорожних земель и их окультуривание с последующей сдачей в аренду или продажей. Доходы от привилегированных султанских имений, составивших в Бассорском вилайете 40, а в Багдадском — 30% обрабатываемых земель, поступали в

султанскую казну. Это же управление в начале XX в. приобрело турецкую пароходную компанию

«Омани-Османи», обновив состав ее судов.

К началу XX в. господствующие позиции английского капитала во внешней торговле и транспортной

системе Ирака начинают оспариваться другими европейскими державами. Однако накануне Первой мировой войны в результате острой борьбы английский капитал получилконцессии на добычу нефти на территории Ирака при условии предоставления немецкому капиталу25% акций в английской «Тэркиш петролеум компани».

 

Date: 2016-07-05; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию