Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Арабский халифат:период праведных халифов.Династия Омейядов





К началу VII в. значительная часть Àравии была вне пределов крупных государственных образований. Возникновение политического вакуума способствовало возвышению крупного торгового и религиозного центра — Мекки. Именно здесь на авансцене истории появился человек, резко изменивший религиозную, политическую и культурную ситуацию в Западной Àзии и Северной Àфрике.К концу 630 г. значительная часть Àравии признала власть Мухаммеда. Этим было положено начало Àрабскому государству, в котором господствующей верхушкой стали рабовладельцы Мекки и Медины, «сподвижники пророка», а также знать принявших ислам арабских племен. После смерти Мухаммеда летом 632 г. халифом («заместителем» пророка) был избран Àбу Бакр — купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда (632—634 гг.). После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда —Омар (634—644 гг.). Àбу Бакр и Омар были выдающимися людьми, заложившими основы величия арабов и ислама. Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат).Однако, несмотря на свое высокое положение и растущее могущество государства, Àбу Бакр и Омар продолжали вести простой образ жизни. Они не одобряли роскоши и великолепия. Демократия ислама была для них жизненно важной. Уже при первом халифе Àбу Бакре началось завоевательное движение арабов, сыгравшее огромную роль в истории стран Средиземноморья, Передней и Средней Àзии. Международная обстановка была весьма благоприятной для успеха арабских завоеваний и распространения ислама: шлавойна Византии с Ираном.В то же время арабы-мусульмане не имели над своими противниками ни численного, ни технического превосходства.Àрабское вооружение было не сильнее, а скорее даже слабее византийского и сасанидского. Àрабы не имели осадных орудий и, тем не менее, города им, как правило, быстро сдавались. Можно сказать, что завоевание совершили не столько арабские войска, сколько учение ислама. За короткий промежуток времени в 12 лет, когда правили Àбу Бакр и Омар, арабы успели нанести поражение и Восточно-Римской империи, и империи Сасанидов в Персии. Иерусалим, священный город иудеев и христиан, был занят арабами, вся Сирия, Ирак, Персия и Египет стали частью новой Àрабской империи. Образовавшееся в результате завоеваний обширное арабское государство — Халифат — сильно отличалось от арабского государства первых лет его существования. До начала VIII в. за-воеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Ислам распространялся постепенно. Новообращенным халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христи-анам, иудеям и зороастрийцам. Правление третьего халифа, Османа, носило явно аристократический характер (644—656 гг.). Осман происходил из богатого мекканского рода Омейя. Всю высшую гражданскую власть он передал в руки своих родственников и их приспешников, а военную — в руки связанных с ними племенных вождей.Рост социального неравенства вызвал сильнейшее недовольство народных масс арабского общества. Политика Османа привела к восстаниям аравийских бедуинов и земледельцев.Недовольство народа использовали в своих целях сторонники Àли (зятя Мухаммеда). Они назывались шииты (от арабского слова «шиа» — группировка, партия). Шиизм, первоначально представлявший только полити-ческое течение, позднее превратился в особое направление в исламе. Одно из главных положений шиизма гласило, что законным главой мусульманской общины может быть только зять пророка Àли, а после него — Àлиды, то есть потомки его и Фатимы, дочери Мухаммеда. Четвертым халифом был избран Àли (656—661 гг.). Но курайшитская знать не могла примириться с потерей власти. Наместник Сирии Муавия из рода Омейя не признал Àли и начал с ним войну. Àли же, несмотря на широкую поддержку,был готов идти на компромисс с Муавией.Такая политика Àли вызвала в его лагере недовольство и раскол. От него отошло большое количество его прежних сто-ронников. Они получили наименование хариджитов (ушедших, восставших). Хариджиты выдвинули лозунг возвращения к «первоначальному исламу». Под ним они понимали строй социального равенства всех мусульман с передачей земель в общее владение мусульманской общины и равным разделом военной добычи. Хариджиты требовали выбора халифа всеми мусульманами, а не только «сподвижниками пророка». Впоследствии хариджиты превратились в особую религиозную секту. Земельные отношения в халифате отличались простотой.За исключением необрабатываемых или неудобных земель (са-вафи), вся земля была роздана в собственность (мульк), и с нее платился налог — харадж. Иметь мульк мог и сам халиф. Духовные и благотворительные учреждения тоже получали земли —вакф. Начиная с IX—X вв. различным военачальникам и вельможам уступается право сбора хараджа с определенных земель— икта. Харадж взимался с любого дохода, в том числе и горожан — ремесленников и торговцев. Все новообращенные освобождались от джизьи (дополнительного налога на «неверных»)— весомый аргумент в пользу принятия ислама. Социальной иерархии исламское право не знало. Не сложилось в исламе и сословие духовенства. Ближайшим соответствием христианскому духовенству являются улама («ученые»),то есть лица, получившие образование в медресе. Никакого рукоположения для мусульманских улама не требуется, как и не почиет на них никакой особой благодати. Термин мулла (более позднего происхождения) может применяться по отношению к любому из улама. В правовом отношении мусульманство руководствуется шариатом. Но шариат шире права в западном понимании слова, так как он регулирует всякую деятельность человека в бытовом, правовом или религиозном смысле. Шариат основан на Коране, на канонической традиции (сунне), на единодушноммнении толкователей. «Боговдохновенность» шариата делает его жестким и со временем все более и более архаичным. Именно следование шариату, а также легкость, с которой мусульмане прибегают кджихаду против всякого, кого они считают своим противником, и создает у других народов образ мусульман как людей ограниченных, отсталых и агрессивных. Но приход ислама в VII—VIII вв. на Ближний и Средний Восток и в Северную Àфрику ощущался населением как социальное облегчение их жизни. Интересным и не до конца объясненным явлением представляется массовый и быстрый переход местного населения не только в мусульманскую веру, но и на арабский язык — притом, что абсолютная численность пришельцев-арабов была относительно невелика. Живым языком образованных людей арабский стал по всему мусульманскому миру. Халифат Омейядов

В 661 г. Àли был зарезан в Куфе одним хариджитом, а немного позднее в Кербеле был зверски убит его сын Хуссайн вместе со своим семейством. В выигрыше оказался соперник Àли — Муавия. Власть перешла к Омейядской династии (661—750 гг.). Возвращаясь к политической истории Халифата, вспоминаем, что после смерти Али претендентом на престол халифа оказался Муавия. Откупившись от Хасана, Муавия простил всех боровшихся против него, задарил наиболее влиятельных из них и обеспечил мир и единство Халифата.

Наиболее опасным внутриполитическим противоречием Халифата был раскол внутри мусульманской общины. Кроме политического раскола, выразившегося в образовании партии сторонников Али, все более обострялись социальные противоречия между рядовыми мусульманами и элитой, получавшей большие жалования и превращавшейся в крупных землевладельцев. Первыми среди них был сам халиф и его родственники. Внутри мусульманской элиты также не было единства. Старые сподвижники Мухаммада и их дети были ущемлены переносом столицы в Дамаск – это превратило Мекку и Медину в заурядные провинциальные города. К этому времени сложилась и значительная прослойка новообращенных мусульман-неарабов из вольноотпущенных (мавали) и свободных людей, наиболее многочисленная в Ираке. Эта категория мусульман особенно ратовала за возвращение к демократии первоначального ислама и представляла благодатную почву для разного рода религиозно-демократических учений и ересей, в частности, для распространения шиизма и хариджитства.

Муавия стремился укрепить свою власть, окончательно оформить империю, создать административно-фискальный аппарат собственную денежную систему. Для этого он закрепил власть своем роду, объявив преемником своего сына, начал пересмотр налоговых списков в Северной Месопотамии, начал также некоторые реформы в Египте.

 

Отдельно следует сказать об аграрных отношениях при Умайядах.

1. Наибольшая часть земельного фонда и оросительных сооружений являлась собственностью государства, которое передавало эту собственность общинам для обработки с условием уплаты в казну ренты-налога в форме хараджа или ушра;

2. Меньшую часть составляли земли халифской фамилии – савафи и

3. Земли, находившиеся в частной собственности – мульк, которые продавались и покупались. Обработка этих земель не была обязательным условием – если собственник не обрабатывал эти земли, то и не платил налогов.

4. Возникли зачатки условной собственности на землю – государство стало наделять землей на правах икта (катиа). Условиями владения этими участками была военная служба и обязательная обработка обработка земли. Владеющий участком на правах икта имел право взимать подушную и поземельную подать в свою пользу.

5. Существовали также вакфы – земли религиозных учреждений, которые налогами не облагались, но и не могли отчуждаться. Забегая вперед, необходимо сказать, что с IX в. земли в вакф стали жаловаться и правителями. Получателями таких земель были мусульманские учреждения – мечети, школы, больницы, богадельни, духовные лица. Государство не взимало никаких налогов с вакфов, все доходы шли лицу или учреждению. Вакфами могли быть не только земли, но и любое недвижимое имущество – лавки, караван-сараи, бани и т.п. Любой мусульманин получал право объявить свое владение вакфом и передать его религиозному учреждению на определенных условиях (вакф на время; фиктивный вакф).

 

Стабилизация внутреннего положения позволила начать завоевания в Индии, за Амударьей и на западе Северной Африки. С новой силой возобновились походы на Византию. Был создан большой арабский военный флот на Средиземном море, что поставило Византию в сложное положение. В 674-680 гг. армия арабов обложила Константинополь с суши, а флот блокировал Дарданеллы; только применение новоизобретенного «греческого огня», уничтожившего арабский флот, спасло город от падения.

Со смертью Муавии (апр. 680 г.) Алиды вновь заявили претензии на халифат. Второй сын Али от дочери пророка Фатимы, Хусейн, отказавшись присягнуть сыну Муавии (Йазиду), двинулся со всей семьей из Медины через Мекку (куда он прибыл якобы для паломничества) на Куфу, где его сторонники готовы были поднять восстание. Однако их выступление было предотвращено, прямой путь на Куфу закрыт, и Хусейн с ближайшими родственниками и горсткой приверженцев оказался окружен войсками халифа в безводной степи. Он отказался сдаться, но долго никто не решался поднять руку на внука пророка. Наконец, воины толпой набросились на него, чтобы не нести единоличной ответственности за убийство, и изрубили его мечами; с ним погибло полтора десятка других потомков Али.

Мученическая смерть Хусейна стала поворотным пунктом в истории шиизма. С этого времени шиизм, обретя легенду о праведнике-мученике, погибшем от рук тиранов, стал быстро превращаться из политического движения в религиозное. День гибели Хусейна навсегда стал днем величайшего траура для шиитов, которые отмечают отмечают день его гибели торжественными процессиями с самобичеваниями и даже самоубийствами религиозных фанатиков – шахсей-вахсей.

При Омейядах продолжалась активная завоевательная политика Халифата. На севере и востоке к 705-715 г. были завоеваны земли между Амударьей и Сырдарьей, Фергана, Ташкентский оазис, Белуджистан и Синд.

На Западе мусульманские войска (состоявшие в основном из берберов) в 711 г. переправились через пролив на Пиренейский полуостров. Армия вестготов была разгромлена в первом же сражении (19 июля 711 г.), дальнейшее сопротивление мусульмане встретили лишь у стен некоторых крупных городов. Через два с половиной года огромный полуостров (за исключением Галисии и Астурии) был присоединен к Халифату. В 717-718 гг. мусульманские войска перешли через Пиренеи и заняли Нарбонн, но далее военное счастье изменило мусульманам. В 732 г. под Пуатье франкское ополчение под командованием Карла Мартелла нанесло удар, положивший конец дальнейшим попыткам мусульман проникнуть далеко на север, а через 2-3 десятилетия мусульмане отступили назад за Пиренеи. В 715 г. арабы начали осаду Константинополя, длившуюся до 719 г.

 

В целом можно сказать, что второе десятилетие VIII в. было апогеем политического могущества Халифата. Он достиг максимальных размеров, на его территории насчитывалось 70-80 млн. жителей, гигантские суммы стекались в казну халифов, позволяя не только содержать огромную армию и флот, но и вести монументальное строительство. В городах возводятся роскошные мечети и дворцы наместников, отделанные мрамором и мозаикой, скромные мечети Мекки и Медины заменяются богато отделанными зданиями, для строительства которых приглашали византийских мастеров.

 

Вместе с тем было подорвано единство арабов, существовавшее в первые десятилетия эпохи завоеваний. В первой четверти VIII в. в Хорасане, Египте и Северной Африке появляется поколение арабов, для которых не Аравия, а эти страны были родиной, ощущение единства ослабляется, усиливаются местные интересы, складывается местная элита. Растет и недовольство прослойки завоеванных, принявших ислам. Теоретически они должны были становиться полноправными членами мусульманского общества, но в большинстве случаев продолжали платить тяжелые налоги и повседневно испытывали на себе пренебрежительное отношение к себе чистокровных арабов. Некоторые из Омейядов пытались избежать крайностей и искали выход в буквальном следовании предписаниям ислама. Но когда отменялось обложение церквей и монастырей, освобождали новообращенных мусульман от подушной подати, это вызывало такую недостачу в средствах, что приходилось восстанавливать старый порядок. При составлении новых земельных кадастров сумма, как правило, увеличивалась, что также вызывало волнение.

Недовольство усилившимся налоговым гнетом, неравноправие мусульман-неарабов были прекрасной питательной средой для распространение шиитской пропаганды, обещавшей установление справедливости при праведном халифе из потомков пророка. Особенные надежды на перемены возлагались на сотый год хиджры, который должен был стать последним годом неправедной власти: одни ждали конца власти Умайядов, другие – власти арабов вообще. Этим надеждам не суждено было сбыться, но власть Умайядов все более расшатывалась.

Всем этим недовольством воспользовались враги Умайядов, сгруппировавшиеся в середине VIII в. вокруг влиятельного рода Аббасидов, потомков Аббаса, дяди Мухаммеда и Али. Опираясь на недовольство иранцев, Аббасиды спровоцировали в 747 г. в Хорасане, в Мерве, восстание, во главе которого стоял бывший раб Абу Муслим. Восставшие, среди которых было немало и шиитов, вели успешные сражения с войсками Омейядов, но плодами их успехов воспользовались Аббасиды, представитель которых в 749 г. был провозглашен халифом.

11 В. Аравия в раннее средневековье:возникновение ислама.Коран

В начале VII в. политическая и культурная ситуация в Западной Азии и Северной Африке резко изменилась: на авансцену истории вышло новое действующее лицо — мусульманское государство. Аравия в силу климатических условий всегда делилась на две неравные части: примерно 7/8 ее территории занимают саванно-степные пространства и пустыни, пригодные лишь для кочевого или полукочевого скотоводства и охоты, и лишь на южной оконечности полуострова, в гористом Йемене и Хадрамауте, где обильные муссонные дожди позволяют вести интенсивное земледелие, с древности существовала развитая земледельческая цивилизация и концентрировалось не менее половины всего населения Аравии.

 

В V—VI вв. политическое первенство постепенно переходит к бедуинским племенам, медленно и неуклонно давившим с севера на Южную Аравию, проникавшим все глубже на ее территорию. В социально-экономической структуре оседлого общества Южной Аравии, как и в Византии, в это время происходило разложение городской самоуправляющейся общины и появление крупного землевладения, не связанного с принадлежностью к этой общине. Старая структура,обеспечивавшая стабильность и солидарность общины (включавшей, естественно, и сельскую округу), слабела и оказывалась уже не в состоянии противостоять давлению кочевников. Специфика существования кочевого общества Аравии заключалась в том, что оно не было периферийным по отношению к развитым обществам, как кочевой мир великого евразийского степного пояса, а существовало в окружении древних земледельческих цивилизаций Египта, Передней Азии и Месопотамии. Торговые пути, издревле связывавшие эти развитые страны, в разных направлениях пересекали степную Аравию. Вдоль побережья Персидского залива, Красного моря и на торговых путях из Южной Аравии в Нижнюю Месопотамию существовали многочисленные города и торговые фактории. Кочевое население вольно или невольно оказывалось втянутым в торгово-денежные отношения.

 

Возникновение политического вакуума в Центральной и Северной Аравии способствовало возвышению в начале VII в. крупного торгового и религиозного центра Западной Аравии — Мекки.Этот город сложился вокруг древнего святилища, Каабы, четырехугольной постройки, в углы которой были вмурованы два священных камня, а внутри стоял наиболее почитаемый идол (в трудных ситуациях у него испрашивали совет). В Мекке, как и во всей языческой Аравии, наряду с верховным божеством Илахом, или Аллахом, и триадой женских божеств: ал-Лат, ал-Узза и Манат — почитались Солнце, Луна и звезды и множество земных объектов: деревья, скалы, камни. В них видели воплощение упомянутых богинь или обиталища особых духов. Кроме того, существовали племенные и семейные идолы-хранители. Вокруг наиболее почитаемых объектов складывалась сложная обрядность посещения и поклонения с жертвоприношениями, территория вокруг них объявлялась неприкосновенной, все деревья и животные на ней признавались находящимися под покровительством данной святыни и потому неприкосновенными, время паломничества — священным перемирием.

 

Мекка, представлявшая собой целый комплекс святынь, должна была пользоваться особым почетом. В сезоны паломничества (хаджжа) сюда стекались десятки тысяч арабов из разных племен Западной

Аравии. Обойдя Каабу и прикоснувшись к ее священным камням, они посещали затем оба священных

холма (если дело было в двенадцатом месяце, то совершали еще паломничество в Мину), а возвратившись, совершали жертвоприношение.Положение Мекки как комплекса святынь большого круга племен, защищенного статусом неприкосновенной территории, стечение массы людей во время паломничества — все это создавало особо благоприятные условия для занятия мекканцев торговлей. Начало ее расцвета приходится на середину VI в., когда господствующим родам племени курайш,

населявшего Мекку, удавалось подкрепить свой религиозный авторитет системой договоров с бедуинскими племенами, которые получали долю доходов от участия в торговле курайшитов и за

это обеспечивали безопасность их караванов.

 

 

Примерно в 610 г. сорокалетнему курайшиту из аристократического рода хашим, в котором наследовался ряд почетных функций, связанных с культом Каабы, стали являться какие-то неясные видения, которые он сначала принимал за козни злых духов — шайтанов, а потом под влиянием соплеменников, знакомых с христианством, расценил как откровение. Многое в жизни Мухаммада подготовило его к трагическому восприятию обстановки в Мекке. Несмотря на принадлежность по рождению к мекканской верхушке, он, с раннего детства оставшись сиротой, испытал, видимо, немало обид и затруднений. Только женитьба на состоятельной вдове изменила его положение в лучшую сторону, но и она не дала возможности стать вровень со своими дядьями, двоюродными и троюродными братьями из богатых семей.

 

Осознав вдруг себя глашатаем высшей силы, он словно ужаснулся слепоте своих соплеменников— мир идет к гибели, а они, вместо того чтобы думать о спасении души, занимаются накоплением богатств, обирают сирот и бедняков, обмеривают и обвешивают покупателей, берут огромные проценты за деньги, данные в долг.Воскрешение мертвых и Страшный суд, адские муки в огне, грозящие нераскаявшимся притеснителям-грешникам, и щедрое райское вознаграждение богобоязненным — главная тема ранних проповедей Мухаммада. Вселяя в них страх, он указывал и выход — раскаяние, праведный образ жизни, помощь беднякам, сиротам и вдовам, вера в милосердие единственного и всемогущего бога, которого он называл в этихпроповедях эпитетом ар-Рахман («Милостивый»), как во многих областях Аравии именовали верховное божество. Проповедь Мухаммада сначала не имела успеха у его соплеменников. Его признали только семья и несколько близких людей, собиравшихся у него в доме слушать проповеди и вместе молиться. Его последователи стали называться «вручившими себя богу» (муслимуна, мусульмане). Около 614 г., когда число мусульман достигло 40-50 человек, Мухаммад решил начать публичную проповедь. Она несколько увеличила число последователей, но и навлекла на мусульман

преследования. Мухаммад подвергался различным оскорблениям, его замужние дочери были изгнаны мужьями, родители не останавливались перед заточением своих детей, чтобы они отреклись от новой веры. Особенное возмущение вызывали слова Мухаммада, что все языческие предки, отцы и деды будут гореть в адском огне.

 

Наконец, преследования достигли такой остроты, что значительная часть мусульман переселилась из Мекки в Эфиопию, с которой курайшиты поддерживали тесные торговые связи. Сам Мухаммад, несмотря ни на что, с частью верных последователей остался в Мекке. В спорах с противниками постепенно вырабатывалась все более четкая система взглядов: Аллах сотворил весь мир на благо людей, но люди неблагодарны и постоянно в гордыне забывают об этом; Аллах открыл истинную религию Ибрахиму (Аврааму), затем Мусе (Моисею), но люди каждый раз отклонялись от истинной веры, их приходилось наказывать и снова посылать пророков. Последним был Иса (Иисус), а теперь с увещанием к арабам послан он, Мухаммад, призванный отвратить людей от скверны многобожия и идолопоклонства.Успех борьбы с идолопоклонством, как хорошо понимала курайшитская верхушка, грозил Мекке утратой привилегированного положения и большими экономическими потерями. Попытки

склонить Мухаммада к отказу от пропаганды монотеизма оказались безуспешными, а преследования не достигали цели.

 

Весной 622 г. началось постепенное переселение мусульман из Мекки в Иасриб, завершившееся тайным переездом Мухаммада в сопровождении его ближайшего друга Абу Бакра. День 24 сентября 622 г. (12-го числа месяца раби, третьего по мусульманскому летосчислению), когда они прибыли в Иасриб, стал поворотным пунктом в истории ислама, а год переезда, хиджры (т.е. разрыва связей со своим племенем и укрытия у другого), стал впоследствии отправной точкой мусульманского летосчисления.С Мухаммадом переехало немногим больше 70—80 взрослых мужчин-курайшитов, которых сталиназывать мухаджирами (совершившими_хиджру), большинство из них, бросив в Мекке дома и расставшись с торговлей, оказались без средств к существованию; кров и поддержку они получили у местных мусульман, которых стали называть ансарами (помощниками). Взаимоотношения между мухаджирами, ансарами и иудейскими племенами были определены несколькими договорами, главное

содержание которых кроме признания авторитета Мухаммада как верховного арбитра в спорах между

различными группами заключалось в обязательстве ненападения друг на друга, взаимной поддержке в

борьбе с внешними врагами и солидарного выступления против нарушителей договора.

 

 

Оказавшись в Йасрибе, Мухаммад превратился из проповедника в политического деятеля: от него требовалось решение таких вопросов, которые не возникали ранее, когда он был частным лицом, или

не могли быть им решены. Первой задачей оказалось решение проблемы коллективных молений большой массы людей и организации нового храма или молитвенного дома — масджида (мечети).

Первая мечеть, выстроенная в Йасрибе за полгода, представляла собой огороженное стеной пространство с навесами на столбах по внутреннему периметру, куда четырежды в день собирались мусульмане на общую молитву (впоследствии прибавилось пятое моление).Утвердившись на новом месте, Мухаммад начал борьбу с мекканцами, пытаясь набегами на караваны расстроить их торговлю, но первые попытки оказались неудачными. На исходе зимы 624 г. он решил лично возглавить нападение на огромный богатый караван, который вел из Сирии тогдашний глава мекканцев Абу Суфйан, из рода Умаййи. Мекканцы на выручку ему собрали отряд в 950 человек и пошли навстречу.И когда Мухаммад с тремя сотнями мусульман 15 марта 624 г. подошел к колодцам Бадр, то перед ним оказался во много раз лучше вооруженный и более многочисленный противник.Мусульмане стойко выдержали конную атаку мекканцев и так отчаянно сражались, что мекканцы,потеряв около полусотни убитыми, обратились в бегство, мусульмане их преследовали и захватили еще несколько десятков пленных и богатую добычу. Эта неожиданная блистательная победа сразу подняла авторитет Мухаммада. То чудо, которого так требовали от него скептики, свершилось, доказав верующим, что им вспомоществует Аллах.

 

В ходе шестилетних явных и скрытых споров о вере с иудаистами Мухаммад все определеннее и

отчетливее формулировал положения своего учения, ислама, и отрабатывал обрядность. Обособление происходило и в обрядности: первоначальная ориентация при молитве на Иерусалим была заменена ориентацией на Каабу, праздничным днем стала пятница, был установлен новый месяц поста, рамадан, в течении которого в светлое время суток предписывалось воздерживаться от еды и питья. Вместе с окончательным установлением обряда молитвы, требований ритуальной чистоты, ограничений в употреблении некоторых видов пищи, запрещением вина в эти годы вырабатывались основы мусульманского права: порядок раздела добычи, права наследования, семейные отношения,уголовное право. Поскольку большинство этих установлений декларировалось в проповедях,произносившихся в экстатическом состоянии, т.е. как божественное откровение, то эти правовые установления стали частью всего учения, остальные приобретали тот же статус благодаря авторитету Мухаммада как пророка.

В декабре 629 г. союзное курайшитам племя при участии нескольких мекканцев напало около Мекки на союзников Мухаммада. В ответ он собрал к началу января 630 г. десятитысячную армию, которая двинулась на Мекку. Попытка Абу Суфйана уладить конфликт мирным путем была отвергнута. Стало ясно, что судьба Мекки решена. Мекканцам была гарантирована личная безопасность, если они не покинут своих домов.12 января мусульманская армия вступила в Мекку. Лишь небольшая группа курайшитов соружием в руках встретила мусульман. В тот же день Мухаммад распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и вокруг нее, а затем обратился к присутствующим с речью, в которой изложил

основные положения мусульманского права и этики. Одним из важнейших положений,заявленных им мекканцам, была идея превосходства веры над родовитостью.

 

631 год ознаменовался триумфальным шествием ислама по Аравии. Он начался принятием ислама

жителями Таифа, затем прибыли послы от различных племен Йемена, из Центральной Аравии,Бахрейна. Это свидетельствовало о превращении Мухаммада и проповедуемого им учения в

крупнейшую политическую силу, с которой все вынуждены были считаться. Важнейшим этапом на

пути борьбы с язычеством и утверждением ислама в Аравии стал хаджж девятого года хиджры (март

631 г.). Предводителем паломников был назначен Абу Бакр, получивший от Мухаммада подробные

наставления о новых обрядах хаджжа. Затем к нему присоединился двоюродный брат Мухаммада, Али,

которому было поручено огласить новое откровение.Суть этого откровения заключалась в том, что многобожники последний раз допускаются в Мекку,договоры, заключенные с ними мусульманами, действительны на весь оговоренный срок, а всем остальным язычникам дается четыре месяца на размышление, после чего им объявляется беспощадная война.

 

Вторая половина года ознаменовалась постепенным присоединением Йемена к мусульманскому государству. Оно началось с заключения договора с христианскими жителями Наджрана, важнейшего

торгового центра севера Йемена, за этим последовало принятие ислама сасанидским наместником

Саны и рядом племен Северного Йемена. К концу года почти вся Аравия, за исключением северо-восточной части между Йамамой и устьем Тигра и Евфрата, хотя бы формально приняла ислам.Этому успеху способствовали три главные причины. Мухаммед умер в 632 году.

Кора́н — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом. Современная редакция Корана считается компиляцией записей, собранных и обобщённых специальной коллегией во главе с Зейдом ибн Сабитом, по повелению Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба, утверждённая в качестве единственной канонической версии при третьем халифе Усмане. В мусульманской традиции считается, что каноническая версия была утверждена согласно общему мнению оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам Мухаммед. В то же время, на сегодняшний день известно семь вариантов чтения — таджвида — Корана, восходящие к различным школам начального периода мусульманской истории.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 (точнее 22, с 610 по 632 год.) года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).В Коране насчитывается 114 сур (глав) разной длины. Все суры разделены на аяты (стихи). По различным подсчетам в Коране от 6204 до 6236 аятов и более 320 тысяч букв. Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммедом после хиджры.

Date: 2016-07-05; view: 1820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию