Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 8 page





Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием других лиц (соавторов) произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях.

Важнейшими законодательными актами, закрепляющими гарантии свободы творчества, являются " Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 09.10.1992 г. N 3612-1 (ред. от 23.06.99 с изм. от 24.12.02), Закон РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (ред. от 25.07.02), Федеральный закон от 26.05.1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (ред. от 10.01.03), Федеральный закон от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральный закон от 06.01.1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", Федеральный закон от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (ред. от 21.03.02) и некоторые другие нормативные правовые акты.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют творческую деятельность как создание культурных ценностей и их интерпретация. Культурные ценности, в соответствии с Основами - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Важнейшей гарантией свободы творчества является запрет вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Авторы таких произведений и издатели могут быть привлечены к уголовной ответственности. Одной из гарантий права на свободу творчества в средствах массовой информации является запрет цензуры.

Право заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческую деятельность можно совмещать с любой государственной должностью, начиная от поста Президента РФ.

Наряду со свободой творчества Конституция РФ гарантирует каждому свободу преподавания. Преподавание можно рассматривать как педагогическую творческую деятельность по обучению и воспитанию в интересах личности, общества, государства. Свобода преподавания, очевидно, должна основываться на общих принципах государственной политики в области образования, закрепленных в Федеральном законе "Об образовании", в числе которых: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

Конституционная норма об охране интеллектуальной собственности (исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности) получает развитие в федеральных законах об охране объектов интеллектуальной собственности. Важнейшими из них являются: Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. N 3517-1, регулирующий отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; Закон РФ от 23.09 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (ред. от 11.12.02 с изм. от 24.12.02); Закон РФ от 23.09.1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" (ред. от 09.07.02); Закон РФ от 23.09.1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ред. от 24.12.02) и Закон РФ от 09.07.1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" (ред. от 19.07.95).


2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. N 3612-1 (ред. от 23.06.99 с изм от 24.12.02) в преамбуле провозглашают основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства и отмечают неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации.

В развитие конституционного права каждого на участие в культурной жизни Основы закрепляют право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Одной из гарантий такой доступности является норма Основ о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются исключительно законодательством Российской Федерации.

Реализация права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 10.01.03) содержат нормы о недопустимости проектирования и строительства населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных норм, правил и потребностей местного населения.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

Законодательство РФ предусматривает обязанность учреждений культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы и некоторых других категорий лиц.

3. Право на пользование достижениями культуры неотделимо от обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Памятниками истории и культуры в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (ред. от 25.06.02) признаются предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Они подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности.

Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и духовные ценности, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. Утрата какой-либо части культурного наследия часто бывает невосполнимой. Поэтому уничтожение или повреждение памятников культуры влечет уголовную ответственность по ст. 243 УК РФ, обязанность возмещения материального ущерба в соответствии с нормами ГК РФ.


 

Статья 45

 

1. Поскольку все звенья государственного механизма обязаны защищать права и свободы человека и гражданина, часть 1 статьи 45 действует во взаимосвязи со статьями 2 и 82 Конституции РФ (см. комментарий к статьям 2 и 82 Конституции).

Государство несет следующие обязательства в отношении прав и свобод: уважение, защита и полное осуществление. В этих целях устанавливаются гарантии прав и свобод. Социально-экономические гарантии - социальная стабильность, развивающаяся экономика, инфраструктура учреждений, обслуживающих социальные потребности общества. Политические гарантии - направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия; должный уровень политической культуры граждан. Юридические гарантии - все правовые средства осуществления охраны прав и свобод человека и гражданина (механизм защиты прав и свобод). Специальный механизм защиты прав и свобод включает: 1) конституционное судопроизводство (Конституционный Суд Российской Федерации); 2) судебная защита (суды общей юрисдикции); 3) административная защита (обжалование в порядке подчиненности); 4) контроль за соблюдением прав человека представительными органами власти (парламентский контроль); 5) защита с помощью прокуратуры, института омбудсмана (Уполномоченного по правам человека); 6) международный механизм защиты.

Права человека нерасторжимо связаны с судебной защитой, гарантируемой Конституцией РФ (статьи 46, 52 Конституции РФ).

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации граждан, полагающих, что в отношении них в конкретном деле подлежит применению или применен неконституционный закон, осуществляется на основе Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. (с послед. изм. и доп.). Однако компетенция Конституционного Суда РФ не распространяется на подзаконные правовые акты. Защита прав и свобод человека может осуществляться Конституционным Судом РФ также опосредованно, в процессе рассмотрения запросов о конституционности законов и подзаконных нормативных актов, а также официального толкования Конституции РФ (статьи 30, 125 Конституции РФ).

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина регулируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ. Обжалование в суд решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц осуществляется на основании Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. 1995 г.). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений); бремя доказывания законности решений возлагается на соответствующие государственные органы и должностных лиц.


Однако обжалование в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц не получило широкого распространения в России. В административной сфере судебное обжалование имеет ряд ограничений.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах государственной службы" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ управленческий аппарат обязан в своей деятельности руководствоваться принципом соблюдения и уважения прав человека и гражданина. Обжалование в порядке подчиненности (в вышестоящие органы) имеет ряд недостатков, в т.ч. отсутствие надлежащей независимости и беспристрастности. Политические, узковедомственные соображения могут препятствовать справедливому разрешению жалобы вышестоящими государственными органами, должностными лицами, которые склонны защищать интересы органа (должностного лица), решения и действия которого обжалуются.

Представительные органы государственной власти (в том числе Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации) имеют ограниченные возможности в области защиты гражданских и политических прав (депутаты Государственной Думы в силу свободного мандата не несут ответственности перед избирателями и не связаны их наказами; отсутствуют специальные комитеты по рассмотрению и разрешению жалоб граждан и подготовленный штат сотрудников; решения депутатов неизбежно предопределяются политическими соображениями).

Статья 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 целью деятельности прокуратуры называет защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и принять меры к уголовному преследованию совершивших его лиц, а также возбудить производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или нарушены права и свободы значительного числа граждан, или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали акт, либо обращается в суд. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Институт Уполномоченного по правам человека имеет определенные преимущества по сравнению с существующими механизмами рассмотрения жалоб. Уполномоченный не связан строгими обязательными процедурными правилами при осуществлении функций, обладает широкими полномочиями в отношении используемых методов, способов исследования материалов дела; может изменить приоритеты правозащитной деятельности, если полагает, что это послужит интересам заинтересованных в деле лиц, улучшит отношения между государственными органами и гражданами. Уполномоченный не ограничивается защитой прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, поскольку ориентируется и на международные правовые стандарты в области прав человека. Жалобы не облагаются государственной пошлиной; жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрацией и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Закон определяет круг государственных органов, на которые не распространяются полномочия российского омбудсмана по разрешению жалоб или отдельные полномочия, связанные с проверкой по жалобе. Уполномоченный рассматривает жалобы, в которых оспариваются действия и акты, имевшие место не более чем за год до обращения к нему. Он не связан предметом жалобы, не обязан принимать запрашиваемые в жалобе меры и отказывает в рассмотрении дела, если заинтересованные лица не обращались ранее в административные или судебные органы. Действует также запрет обжалования решений Уполномоченного по правам человека. Уполномоченный наделен правом исследовать и рекомендовать, но не приказывать и обязывать.

В настоящее время службы Уполномоченных по правам человека сформированы во многих субъектах Российской Федерации (например, в г. Москве функционирует Уполномоченный по правам ребенка г. Москвы).

Российские граждане (группы граждан, неправительственные организации) ныне имеют право направлять в Европейский Суд по правам человека жалобы на нарушения их прав и свобод после исчерпания всех внутренних средств защиты (см. комментарий к статье 46 Конституции РФ).

2. Гражданин вправе использовать для защиты своих прав и свобод все доступные правомерные международные, государственные и негосударственные средства правовой защиты, обращаться к общественности, средствам массовой информации, создавать комитет в свою защиту, провести пикетирование.

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с внесенными в последующем в него изменениями и дополнениями) признает за гражданином право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Согласно статье 37, не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т.е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Необходимо, чтобы посягательство было наличным и уже причинило или начало причинять определенный вред, но еще не закончилось или создало реальную непосредственную угрозу причинения этого вреда. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Статья 38 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и обстоятельствам задержания, когда причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред). Такое превышение влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Согласно статье 39 Уголовного Кодекса Российской Федерации не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если она не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы, не подлежит возмещению. Вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Учитывая обстоятельства причинения вреда, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред (статья 1066, статья 1067 Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ).

Закон Российской Федерации "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ (с послед. изм. и доп.) регулирует право гражданина на приобретение определенных видов оружия (напр., холодного оружия, охотничьего оружия, газового оружия самообороны, аэрозольных устройств и пневматического оружия). Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинять вред третьим лицам. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия (статья 24 Закона).

 

Статья 46

 

1. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина - наиболее эффективное средство восстановления нарушенных прав. Особая роль суда среди других средств правовой защиты личности получает закрепление во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его прав, предоставленных ему Конституцией или законом".

Определенное Конституцией место судебной власти, обеспечивающее ее самостоятельность и независимость, установленные Конституцией требования к судьям, демократические принципы правосудия, возможность получения квалифицированной юридической помощи, делают суд доступным для каждого человека органом правовой защиты личности, ее прав и законных интересов.

Порядок обращения в суд и судебного рассмотрения дел установлен Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексам, Законом РФ от 27.04.1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. от 14.12.1995 г.).

2. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями), государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К таким действиям закон относит коллегиальные и единоличные действия, бездействия, принятые решения, в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых были нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод.

3. Впервые в российской Конституции возможности защиты прав и свобод человека и гражданина расширены настолько, что выходят за рамки государственных органов Российской Федерации. Защита прав и свобод после принятия действующей Конституции стала возможной и на межгосударственном уровне, но только при соблюдении установленного в Конституции условия: все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты должны быть исчерпаны.

К межгосударственным органам по защите прав и свобод человека, в которые могут обратиться граждане РФ, в соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, относятся Комиссия по правам человека ООН, действующая в качестве вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), которая в соответствии с резолюцией 1503 от 27.05 1970 г. вправе рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН; Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативным протоколом к нему, рассматривающий сообщения о нарушении прав человека, закрепленных в Пакте, граждан, находящихся под юрисдикцией государств-членов ООН, присоединившихся к Пакту и Факультативному протоколу к нему. После ратификации Россией в 1998 году Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане РФ получили возможность направлять индивидуальные жалобы также в Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге.

Комиссия по правам человека ООН принимает к рассмотрению жалобы на массовые и грубые нарушения прав человека от лиц, проживающих в странах-членах ООН, групп граждан и неправительственных организаций, обладающих достоверной информацией о нарушениях прав человека при условии исчерпания местных средств правовой защиты кроме случаев, когда принятые на национальном уровне решения неэффективны или не сулят урегулирования в разумные сроки. Комиссия не рассматривает анонимные жалобы, основанные на материалах средств массовой информации, петиции, составленные в оскорбительных выражениях для государства, действия которого обжалуются, а также использующие политическую аргументацию.

Европейский Суд по правам человека рассматривает обращения любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Рассмотрению данным судом подлежат только жалобы, которые поданы против государства, подписавшего или ратифицировавшего Конвенцию и которые относятся к событиям, наступившим после ее ратификации. Жалоба должна быть подана в срок не более, чем через 6 месяцев после принятия окончательного решения по делу на национальном уровне. Поэтому, как минимум, перед обращением в Европейский суд необходимо пройти первую инстанцию (районный суд) и кассационную инстанцию (вышестоящий суд) в судах общей юрисдикции или первую, апелляционную и кассационную инстанцию в системе арбитражных судов. Европейский суд может предложить заявителю обратиться с жалобой в Конституционный Суд РФ, если правонарушение связано с содержанием самого закона. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Первичная жалоба подается в Международный суд в форме обычного письма с кратким изложением существа спора и указанием в какие инстанции гражданин обращался на территории России и какие нормы законов и международных договоров, по его мнению, нарушены, каких результатов он ожидает от рассмотрения жалобы. К жалобе прилагается список решений, вынесенных по делу. Секретариат Комиссии высылает гражданину специальный формуляр для заполнения, как правило, на английском или французском языках.

По итогам рассмотрения жалобы решение Европейского суда является окончательным и обязательным для исполнения государством, против которого подана жалоба. Решение может быть пересмотрено самим судом в течение шести месяцев по вновь открывшимся обстоятельствам.

Наличие международно-правовых средств защиты служит важной гарантией реализации конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации.

 

Статья 47

 

1. Признание Конституцией права гражданина на рассмотрение его дела в надлежащем суде и тем судьей, к компетенции которого оно отнесено законом, является одной из гарантий права на судебную защиту (статья 46 Конституции РФ) и беспрепятственного доступа к правосудию.

Рассмотрение дела "в том суде" означает осуществление правосудия судами, входящими в судебную систему, установленную Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.), " О военных судах Российской Федерации " от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ, "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.), "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ. Создание чрезвычайных судов за пределами судебной системы не допускается (статья 118 Конституции РФ).

Произвольное изменение подсудности недопустимо. Законодательством устанавливается 3 вида подсудности: 1) предметная; 2) территориальная; 3) персональная.

В Гражданском процессуальном кодексе РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, Арбитражно-процессуальном кодексе РФ от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ и Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ определяется территориальная подсудность судов общей юрисдикции всех звеньев судебной системы. По уголовным делам, например, согласно общему правилу, дело подлежит рассмотрению судом, на подведомственной территории которого совершено преступление. При невозможности определения места совершения преступления дело подсудно суду, на подведомственной территории которого закончено предварительное следствие или дознание. Вышестоящий суд в порядке исключения вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду.







Date: 2016-07-18; view: 304; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию