Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 5 page
Статья 32
В п. 1 комментируемой статьи закрепляется право, традиционно считающееся основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан - конституционного права граждан на участие в управлении делами государства. Право граждан на участие в управлении делами государства выходит далеко за рамки обычного субъективного права, соприкасаясь с другими политическими правами и свободами граждан: избирательными, правом на участие в референдуме и многими другими. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется, в первую очередь, посредством осуществления политических прав и свобод граждан. Право граждан на управление делами государства, с одной стороны - реализация принципа народовластия, с другой стороны - раскрывается в целом ряде конкретных форм осуществления гражданами упомянутого права. Это закрепляемые в последующих частях комментируемой статьи права избирать и быть избранными, право на участие в референдуме, право участвовать лично в работе любой из ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Механизм осуществления избирательных прав граждан и права на участие в референдуме на федеральном уровне регулируется базовыми Федеральными законами от 12 июня 2002 г. (в ред. 04.07.03 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. от 22 июня 1998 г.). На основе указанного законодательства принимаются соответствующие акты субъектов Федерации. Исходя из принципа всеобщего избирательного права все без исключения дееспособные и свободные граждане Российской Федерации, независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений и других обстоятельств обладают избирательным правом. Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя. Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает в некоторых случаях для реализации пассивной избирательной правосубъектности ценз оседлости, т.е. требования постоянного проживания в данной местности до начала выборов в течение определенного срока, а также достижения определенного возраста. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Референдум Российской Федерации - голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим, наиболее важным вопросам государственного значения. Конституционное право на участие в референдуме включает также право граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, участвовать в референдуме субъекта Федерации и местном референдуме. Право граждан на референдум только правом на участие в голосовании не исчерпывается. В нем присутствует и другой уровень, выражающийся в праве граждан требовать назначения референдума по жизненно важному для них вопросу. Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, субъекта Федерации, местном референдуме и принципы их проведения определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. 04.07.2003 г.). Механизм осуществления права граждан Российской Федерации на участие в федеральном референдуме закрепляется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" с изм. от 27 сентября 2002 г. Конституционный суд Российской Федерации признал конституционными последние изменения о невозможности инициирования референдума РФ в период федеральной избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Более подробно подготовка и проведение референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов регулируется конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Эти акты не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам. Право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе регулируется Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" с изм. от 7 ноября 2000 г., который устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации. Законом так же определяются принципы государственной службы, права, обязанности и гарантии для государственных служащих, условия и порядок прохождения государственной службы и др. Федеральный закон определяет (ст. 21), что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией и Федеральным законом. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. Таким образом, закрепляется один из принципов осуществления государственной службы - принцип профессионализма. В целях обеспечения принципа равенства, равного права граждан на доступ к государственной службе предусматривается проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей. Другими законами устанавливаются особенности государственной службы в отдельных государственных органах, например, в милиции, прокуратуре, налоговой полиции. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия, что обязательно при формировании и осуществлении судебной власти в демократическом государстве. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Механизм участия граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия установлен целым рядом федеральных законов: от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации"; от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" с изм. от 14 ноября 2002 г.; от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" с изм. от 25 июля 2002 г.; главой 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. с изм. от 31 октября 2002 г.
Статья 33
Статья 33 Конституции РФ, регламентирующая право петиций, обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. В демократическом государстве граждане выступают как активная, инициативная сила, защищающая личные и публичные интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления властей. Статья 33 наиболее общим образом формулирует право на обращение. Исходя из конституционного принципа равенства, можно сделать вывод, что осуществление права на обращение не зависит от возраста: несовершеннолетние также вправе обратиться в государственные органы, муниципальные образования, к должностным лицам с предложениями, обращениями, жалобами. До принятия федерального закона об обращениях граждан, процедуре рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан право на обращение регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII (с послед. изм. и доп.). Согласно Указу, руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту жительства и работы. Предложения - это обращения граждан, которые не связаны с конкретным нарушением прав граждан и содержат постановку вопроса о совершенствовании работы государственного аппарата, различных отраслей народного хозяйства, отдельных его участков, сфер деятельности, о путях разрешения конкретных проблем и задач. Заявление - документ, в котором лицо обращается с просьбой к государственному органу, органу местного самоуправления, общественному объединению, должностным лицам, государственным служащим о реализации принадлежащего ему права, закрепленного в Конституции, законодательстве, подзаконных нормативных или индивидуальных актах. Жалоба - документ, в котором содержится требование устранить допущенные нарушения субъективных прав и свобод граждан в результате принятия решения или совершения действий (бездействия) государственными органами, служащими, общественными объединениями. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными; письменными или устными. Письменное обращение гражданина должно быть подписано с указанием фамилии, имени, отчества заявителя, а также данных о его месте жительства, работы или учебы. В противном случае обращение признается анонимным и не подлежит рассмотрению. Предложения и заявления подаются гражданами в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы на решения и действия подаются и в органы, и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. Предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до 1 месяцев со дня поступления в орган или лицу, обязанным разрешать их по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. В тех случаях, когда для изучения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на 1 месяц с сообщением об этом заявителю. В тех случаях, когда обращение не относится к полномочиям органов и лиц, к которым оно поступило, оно направляется в 5-дневный срок по принадлежности с извещением об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения в те органы или тем должностным лицам, решения и действия которых обжалуются. Государственные и общественные органы, предприятия, упреждения, организации, их руководители, другие должностные лица обязаны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Разрешение жалоб, связанных с осуществлением правосудия по гражданским и административным делам, уголовного и арбитражного, осуществляется на основании гражданского процессуального, административно-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Особый вид обращений граждан в судебные органы в форме обжалования - обращение за судебной защитой (статья 46 Конституции РФ). Процедура обращения в суд с жалобой регулируется Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (с послед. изм. и доп. *(22)). Конституцией предусмотрено право конституционной жалобы граждан (статья 125 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (с послед. изм. и доп.). Обращения в Конституционный Суд Российской Федерации способствовали утверждению свободы передвижения и запрету института прописки (статья 27 Конституции РФ), защите избирательных прав (статья 32 Конституции РФ), права частной собственности (статья 35 Конституции РФ). Обращения отдельных граждан в Конституционный Суд привели, в частности, к отмене ст. 220.1 и 220.2 и ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, затруднявших доступ к правосудию.
Статья 34
1. Экономическая свобода - необходимый элемент гражданского общества и правового государства. Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности. Из смысла статьи следует, что ограничения предпринимательской и иной экономической деятельности могут устанавливаться только законом. Предпринимательская деятельность в соответствии со ст. 2 ГК РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке. Право на экономическую деятельность - общее принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права экономической деятельности - юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) - может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются ГК РФ. Признание права на свободу экономической деятельности порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации предприятия или предпринимателя может быть обжалован в суд. 2. Свобода экономических отношений возможна только в условиях добросовестной конкуренции, состязательности хозяйствующих субъектов. Конкуренция способствует развитию производства, повышению качества продукции, снижению цен и направлена на удовлетворение запросов населения. Государство гарантирует ее поддержку, устанавливая соответствующие нормы в ГК РФ, Законе РСФСР от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в ред. от 09.10.02), Законе РФ от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе". Указанные и некоторые другие нормативные правовые акты запрещают недобросовестную конкуренцию, которая определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Законодательство РФ запрещает заключение и исполнение лицами, осуществляющими аналогичную экономическую деятельность, соглашений о ценах, разделе рынков, устранении с них других предпринимателей. Не допускается совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную предпринимательскую деятельность и потребителей, в частности, путем введения последних в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования оформления чужого товара. В целях ограничения монополистической деятельности Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Ограничивая монополистическую деятельность, законодательство РФ не исключает существования естественных монополий, если оно служит интересам производства, доступности реализуемого ими товара для потребителей и удовлетворению потребностей населения. Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 26.03.03) определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. К сферам деятельности субъектов естественных монополий закон относит транспортировку нефти и газа, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по передаче электрической и тепловой энергии и некоторые другие. Нормы федерального законодательства о запрете недобросовестной конкуренции и ограничении монополистической деятельности гарантируют свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 35
1. Право каждого быть субъектом частной собственности как элемент общего правового статуса (общей правосубъектности) человека и гражданина и гарантии частной собственности описываются в Основах конституционного строя (часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 9) и в главе 2 (статьи 34, 35, 36) Конституции. В части 2 статьи 8 Конституции под собственностью понимаются формы хозяйствования, осуществляемые разнообразными субъектами. Те из них, которые не являются носителями государственной или муниципальной власти, считаются субъектами частной собственности. Частная собственность представляет собой, во-первых, свободную частную хозяйственную (в т.ч. и предпринимательскую) деятельность физических (индивиды, отдельные люди) и юридических (организации) лиц, осуществляемую на основе принадлежащего им имущества (часть 1 статьи 34). Во-вторых, собственностью называют только определенное вещное право на определенную вещь или совокупность вещей, выражающееся в правомочиях владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами). В-третьих, в законодательстве и доктрине собственностью нередко называют имущество, являющееся объектом права частной собственности. Положения статьи Конституции находятся в соответствии со статьей 17 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. о том, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими; никто не должен быть произвольно лишен своего имущества, а также статьей 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о защите прав человека и его основных свобод (в ред. Протокола от 11 мая 1994 г.), согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В части 1 статьи 35 не проводится различий в режиме собственности в зависимости от гражданства лица (отсутствия гражданства), хотя федеральным законом и международным договором могут быть установлены особенности прав и обязанностей собственников для иностранных граждан и лиц без гражданства. Право частной собственности охраняется Конституцией и отраслевым законодательством как естественное и неотчуждаемое право, одной из экономических основ конституционного строя. Статья 1 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности. Право собственности детально регламентируется разделом II "Право собственности и другие вещные права" Гражданского кодекса. 2. Конституция отвергает различия в правовом режиме собственности в зависимости от вида субъектов права собственности, привилегированное положение государственной собственности. Каждый вправе иметь на праве собственности любое имущество - движимое и недвижимое, предметы потребления и средства производства. Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью (имуществом), под пользованием - извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением - законная возможность полной или частичной передачи прав на него другим лицам. Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом регулируются и охраняются гражданским законодательством. Положения части 1 статьи 35 не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами. Правомерные ограничения абсолютного права собственности, свободы договоров обусловлены конституционными принципами социальной государственности, рационального природопользования, особенностями режимов некоторых объектов права собственности, установленных в целях общественной безопасности и охраны здоровья граждан. В этом смысле можно сделать вывод о социальной функции права собственности ("собственность обязывает"). Ограничения права собственности выражаются в форме введения налогов, сборов, установления штрафов, введения установления дополнительных требований к собственникам определенных объектов (земельных участков, транспортных средств, иных источников повышенной опасности); государственного контроля за соблюдением обязанностей собственников. 3. Лишение лица его имущества по решению суда (в форме приговора или решения, вынесенного в гражданском и арбитражном процессе) может иметь место только в предусмотренных законом случаях (например, в порядке конфискации в виде дополнительного уголовного наказания за совершенное преступление, административно-правовой санкции в порядке реквизиции для государственных нужд, в частности, стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств). Понятие "государственные нужды" следует понимать широко, включая публичные (общественные) нужды, т.е. интересы общества, общее благо, всеобщие интересы. Такое толкование соответствует формуле, содержащейся в статьей 1 Протокола N 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предварительное и равноценное вознаграждение - выплата лицу компенсации, соответствующей рыночной цене отчуждаемого имущества и сумме причиненных этому лицу иных убытков. Конституция РФ, в отличие от многих зарубежных государств, специально не регулирует вопросы национализации имущества, принадлежащего на праве личной собственности. В настоящее время подготовлено несколько альтернативных законопроектов о национализации; в июне 2003 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект закона о национализации. Досудебное и внесудебное изъятие имущества у собственника (административные штрафы, конфискация предметов контрабанды и орудий браконьерства), несмотря на положения части 3 статьи 35, длительное время продолжали действовать в российском законодательстве. В Постановлении от 13 декабря 2001 г. N 16-П Конституционный Суд РФ установил, что часть 2 статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" не соответствует, в частности, части 2 и 3 статьи 35 Конституции. Ее неопределенная формулировка допускает распространение понятия "предоставление земельного участка" как на случаи первичного получения земли, так и перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в домах, принадлежащих им на праве собственности. В результате органы исполнительной власти квалифицируют переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и произвольно определяют, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение (в деле заявительницы это привело к значительному его уменьшению). В Постановлении от 12 октября 1998 г. N 24-П Конституционный Суд РФ заявил, что повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов (бесспорное списание средств путем выставления на инкассо платежных поручений) нарушает часть 3 статьи 35 Конституции. Взыскиваемые суммы в таком случае не являются недоимкой, поскольку конституционная обязанность по уплате налогов исполнена. Толкование пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предусматривающего, что "обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога", должно осуществляться с учетом взаимосвязанных конституционных положений. В Постановлении от 11 марта 1998 г. N 8-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующей части 1 и 3 статьи 35 Конституции статью 266 Таможенного кодекса РФ, предусматривающую в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, а также часть 2 статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они допускают применение конфискации без судебного решения. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П часть 2 статьи 247 Таможенного кодекса Российской Федерации признана не соответствующей части 1 и 2 статьи 35 Конституции, поскольку она позволяет налагать взыскания в виде конфискации (взыскания стоимости) товаров и транспортных средств независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил. Статья 235 Гражданского кодекса от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ запрещает принудительное изъятие у собственника имущества, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, в частности, обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 Кодекса. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков. Конституционный Суд РФ в ряде своих решений признал недопустимость произвольного ограничения права собственности. В Постановлении Конституционного Суда от 1 декабря 1997 г. N 18-П положение статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотревшее в качестве предпосылки внеочередного обеспечения жильем пострадавших граждан ограничительное требование предварительно сдать ранее занимаемую жилую площадь, препятствует созданию жилищных условий, необходимых для компенсации вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан радиоактивным излучением, и является нарушением конституционных принципов справедливости и равенства всех перед законом. Кроме того, этим изменением законодатель распространил институт сдачи жилья, находящийся в государственной собственности, на жилую площадь в жилищном фонде с иным правовым статусом, включая частный, чем ограничил также предусмотренные Конституцией (статья 35, часть 3) гарантии права частной собственности. Date: 2016-07-18; view: 276; Нарушение авторских прав |