Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 12 page





Ограниченный объем прав и обязанностей граждане РФ имеют с 14 лет. В соответствии с ГК РФ и ТК РФ они могут заключать трудовой договор, распоряжаться заработком, стипендией, с согласия родителей совершать сделки, распоряжаться имуществом, самостоятельно осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Лица, достигшие 14-летнего возраста, несут уголовную ответственность за ряд преступлений, установленных УК РФ.

С 16 лет объем прав и обязанностей граждан РФ возрастает. Лица, достигшие 16-летнего возраста, несут ответственность за большинство преступлений и административных правонарушений.

Полная дееспособность граждан РФ наступает с 18 лет. При этом законодательство увязывает дееспособность лиц не только с возрастом, но и вменяемостью - способностью отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Дееспособность, то есть способность своими сознательными действиями реализовывать свои гражданские права и нести гражданские обязанности, может наступить и ранее 18-летнего возраста при вступлении в брак или эмансипации.

Регистрация брака ранее 18-летнего возраста может быть осуществлена органами записи актов гражданского состояния при наличии уважительных причин в соответствии с Семейным кодексом РФ и законодательством субъектов РФ. Если такой брак будет расторгнут ранее достижения совершеннолетия, дееспособность гражданина сохраняется.

Эмансипация устанавливается органом опеки и попечительства или судом в отношении несовершеннолетних, имеющих самостоятельный заработок или занимающихся предпринимательской деятельностью. Суд рассматривает дела об установлении эмансипации в случае несогласия на это родителей несовершеннолетнего или лиц, их заменяющих. В остальных случаях вопрос решается органом опеки и попечительства. После установления эмансипации несовершеннолетний приобретает полную деликтоспособность, то есть самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам.

Некоторые права, установленные Конституцией и законодательством РФ, в том числе пассивное избирательное право, например, право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, распространяются на гражданина по достижении определенного возраста, в данном случае - 21 года. Членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ может быть гражданин РФ не моложе 30 лет. Право быть избранным Президентом РФ наступает с 35 лет. На должность судьи Конституционного Суда РФ гражданин может быть назначен с 40 лет.

Ограничить совершеннолетних граждан в дееспособности или признать их недееспособными может только суд.

Недееспособными суд признает граждан, которые в силу психического или иного расстройства здоровья не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Такие лица не могут самостоятельно совершать сделок, от их имени сделки совершают опекуны. Недееспособные лица также не могут реализовывать часть конституционных прав граждан РФ (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на равный доступ к государственной службе, на участие в правосудии) и нести гражданские обязанности. В то же время недееспособные лица в полном объеме обладают личными (гражданскими), социально-экономическими и культурными правами. Над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, устанавливается попечительство. Ограниченно дееспособное лицо может совершать сделки с согласия попечителя, обладает избирательными и иными правами и несет обязанности в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

 

Статья 61

 

1. Часть 1 комментируемой статьи указывает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны, а также не может быть выдан (это касается преступников) другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Статья 4 Федерального закона о гражданстве 2002 года ("Российская газета", 2002, 5 июня) закрепляет, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны (если деяния, совершенные за пределами России, в Российской Федерации также считаются преступлениями). Хотя административную ответственность гражданин несет и за границей.


Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся на их территориях, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Запрет установлен на выдачу российских граждан, следовательно, он не препятствует удовлетворению запросов иностранных государств на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами и находящихся на территории России (за исключением случаев, закрепленных статьей 63 Конституции). Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет обязанность российского государства защищать и оказывать покровительство своим гражданам, находящимся за границей. Эта обязанность вытекает из содержания института гражданства, так как он состоит из взаимных прав и обязанностей. Гарантии и покровительство распространяются на российских граждан как постоянно проживающих на территории иностранного государства, так и выехавших временно.

Обязанности по оказанию помощи и осуществлению защиты прав и интересов российских граждан за рубежом возлагаются на органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами России. Должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан России, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

При выполнении своих функций дипломатические представительства и консульские учреждения руководствуются нормами внутригосударственного и международного права. В частности, Венская конвенция о консульских отношениях, устанавливает функции консульского учреждения по защите прав и интересов граждан.

 

Статья 62

 

1. Двойное гражданство означает наличие у российского гражданина гражданства одного и более иностранных государств. Практика показывает, что в законодательстве большинства государств не признается этот принцип. Что и понятно, т.к. гражданство - это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права. Двойное гражданство порождает целый ряд практических проблем, ставит под сомнение прочность и неоспоримость связи, существующей между человеком и государством, а также множество других проблем правового, морального и экономического характера. Вместе с тем, в Федеральном законе о гражданстве от 31 мая 2002 г. ("Российская газета", 2002, 5 июня) пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. А приобретение гражданином России иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.


2. Согласно части 2 комментируемой статьи приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской Федерации и одновременно не освобождает от выполнения конституционных обязанностей.

Российское государство не поощряет двойного гражданства и требует от лица, подавшего заявление о приеме в российское гражданство, обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Законом о гражданстве либо отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

3. Положения части 3 устанавливают конституционные основы правого статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ("Российская газета", 2002, 31 июля) иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся российским гражданином и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства.

Традиционным принципом российского законодательства закреплен принцип национального режима. Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам. Они пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и российские граждане, если иное не установлено федеральным законом. Законом установлены определенные ограничения свободы передвижения иностранных граждан по территории Российской Федерации, установлены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. Постоянно проживающие в России иностранные граждане обладают ограниченным избирательным правом, они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон определяет отношение иностранных граждан к государственной и муниципальной службе, к отдельным видам деятельности, а также к военной службе.

Федеральный закон 2002 г. предусматривает разделение всех иностранцев на следующие категории: временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие.

Практически каждый иностранный гражданин, пересекающий границу Российской Федерации, должен заполнить миграционную карту. Это документ, содержащий основные сведения о въезжающем. А также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в России, если он более 90 суток, определяется сроком действия выданной ему визы.


Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов России с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан и лиц без гражданства. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Без учета утвержденной Правительством квоты разрешение на временное проживание может быть выдано только отдельным категориям иностранных граждан. В их число входят те, кто родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР или родился в России; а также признанные нетрудоспособными и имеющие дееспособных сына или дочь - граждан России; состоящие в браке с гражданином России, имеющие место жительства в России; осуществляющие инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ. Для получения разрешения на временное проживание лицу следует обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел или в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации. Решение соответствующим органом принимается в шестимесячный срок.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину или лицу без гражданства по его заявлению может быть выдан вид на жительство, дающий право на постоянное проживание в Российской Федерации. До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство те же, что и в случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Статья 63

 

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет возможность для иностранных граждан и лиц без гражданства просить политического убежища в Российской Федерации. Это право российское государство предоставляет в соответствии с нормами международного права. В международном праве под политическим убежищем понимается предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим или религиозным мотивам со стороны государства своего гражданства или страны обычного места жительства. Преследование по политическим мотивам означает гонения за политические убеждения, общественную или религиозную деятельность, расовую, национальную принадлежность, т.е. за действия не квалифицируемые в международном праве как правонарушения. Всеобщая декларация прав человека (статья 14) закрепляет право каждого человека искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Согласно п. 1 ст. 1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета. Это означает, что лицо может просить Российское государство о предоставлении убежища, но из этого не следует обязанность Российской Федерации удовлетворить эту просьбу.

Согласно Положению "О порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации", утвержденному Указом Президента России от 21.07.97 ("Российская газета", 1997, 29 июля) политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Политическое убежище российским государством не предоставляется, если лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом от 19.02.2000 (ред. от 07.11.00) "О беженцах"; лицо представило заведомо ложные сведения; лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации; приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища также производится указом Президента России.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 года ("Российская газета", 1996, 18 июля, 19 июля, 20 июля, 25 июля) в статье 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России, а также международных договоров Российской Федерации.

 

Статья 64

 

Главы 1 (Основы конституционного строя), 2 и 9 составляют "жесткую" часть Конституции, т.е. могут быть пересмотрены в усложненном порядке (статья 135 Конституции РФ) Конституционным Собранием или всенародным голосованием.

Положения главы 2 имеют особое значение для Российской Федерации, стремящейся к идеалам правовой государственности. Приоритетное положение главы 2 в системе конституционных норм не свидетельствует об установлении иерархии конституционных норм по юридической силе.

В статье зафиксированы основы правового статуса личности, которые охватывают гражданство (часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации); правосубъектность (статья 60 Конституции РФ); права и свободы (основные права и свободы человека и гражданина), а также обязанности, зафиксированные в главе 2 Конституции. Правовой статус личности (конституционный статус) характеризуется равенством всех перед законом и судом (статья 19 Конституции), обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2), неотчуждаемостью основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17), приоритетом общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав и свобод личности (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, часть 1 статьи 55). Основы правового статуса личности распространяются как на граждан России, так и (за отдельными исключениями) на иностранцев и лиц без гражданства.

Правовой статус неравнозначен индивидуальному статусу личности. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни и связан с ее особенностями (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Статья 64 означает, что принимаемые законы и подзаконные акты, касающиеся правового статуса личности, не должны противоречить нормам, закрепленным в главе 2 Конституции. В ней также утверждается непоколебимость конституционных прав, свобод и обязанностей. Подобно статье 16, статья 64 принята с целью блокировать посягательства на права и свободы человека и гражданина, нарушение которых разрушает демократию.

Глава 2 по сравнению с другими главами Конституции имеет двойной механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать международные обязательства в области прав и свобод.

 







Date: 2016-07-18; view: 269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию