Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Права и свободы человека и гражданина 6 page





В Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П Конституционный Суд РФ установил, что бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспариваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Конституционный Суд РФ признал не соответствующим части 3 статьи 35 Конституции пункты 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании пунктов 8 и 9 статьи 7 и статьи 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьи 13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов и всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке.

4. Под наследованием понимается переход имущества умершего физического лица. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено завещанием. Наследниками по завещанию могут быть физические, юридические лица, Российская Федерация (государство), субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Глава 61 "Общие положения о наследовании" (Раздел V. Наследственное право, Часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ) подробно регламентирует институт наследования и устанавливает ограничения свободы завещания с целью охраны интересов малолетних и нетрудоспособных наследников умершего наследодателя.

 

Статья 36

 

1. Частной собственности на землю посвящена отдельная статья Конституции, что подчеркивает значение этой формы собственности. В советский период существовало исключительное и неограниченное право государственной собственности на землю, обусловленное национализацией всей земли и изъятием ее из гражданского оборота. В Конституции РСФСР призналась только индивидуальная частная собственность, в т.ч. на природные ресурсы (без прямого упоминания о земле). Коллективная собственность была исключена из понятия частной собственности. В перечне форм собственности на природные ресурсы и землепользования на первое место ставились государственная собственность, пользование и пожизненное наследуемое владение землей. Продажа собственных земельных участков допускалась органу государственной власти (т.е. Совету народных депутатов) либо физическим и юридическим лицам (в последнем случае только для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства или не ранее чем через 10 лет после их бесплатного получения, или через 5 лет после их покупки). Аналогичные положения содержались в Земельном кодексе РСФСР 1991 г.

Часть 1 ст. 36 Конституции предусматривает право граждан и их объединений (например, семейных, кооперативных, акционерных) иметь в частной собственности землю, но не устанавливает предварительных условий ее приобретения.

Согласно части 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации от 10 октября 2001 г. N 136-ФЗ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из буквального смысла части 1 статьи 36 следует, что иностранные граждане не имеют конституционного права частной собственности на землю. Вместе с тем часть 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусматривает, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность только за плату (пункт 5 статьи 28 Земельного кодекса РФ). Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, в собственность (статья 36 Земельного кодекса РФ). Cогласно статье 3 от 24 июля 2002 г. Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.


Конституция 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, не указывает на пожизненное наследуемое владение землей. Согласно действующему земельному законодательству земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве собственности, но и на праве бессрочного (постоянного), временного пользования, в т.ч. аренды, а также пожизненного наследуемого владения. Решение этих вопросов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

Земельный кодекс РФ предоставляет каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок (пункт 5 статьи 20 и пункт 3 статьи 21) и подтверждает, как это установлено Федеральным законом от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

2. С точки зрения буквального толкования положения части 2 статьи 36 распространяются только на граждан и их объединения, однако с учетом части 2 статьи 8 Конституции, устанавливающей равноправие всех форм собственности, действие части 2 статьи 36 охватывает всех других собственников земли и природных ресурсов.

Владеть означает устанавливать границы своего земельного участка и требовать от государственных органов их защиты; пользоваться - эксплуатировать полезные свойства земли и извлекать при этом доходы; распоряжаться - передавать (продавать и в иных формах отчуждать) земельные участки другим лицам.

Положения части 2 статьи 36 относятся не только к земле, но и к другим природным ресурсам. Статья 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ определяет природные ресурсы как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются (могут быть использованы) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.


Закон о недрах от 21 февраля 1992 г. (с послед. изм. и доп.) предусматривает, что в отличие от природных ресурсов, которые могут находиться в частной собственности, недра (часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения) в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в т.ч. участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ (с послед. изм. и доп.), который предусматривает, в частности, что минеральное сырье поступает в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора.

Часть 2 статьи 36 предусматривает два общих условия ограничения деятельности собственников земли: они не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы других лиц, при несоблюдения которых наступают юридические последствия, предусмотренные экологическим и гражданским законодательством об ответственности за правонарушения.

Статья 56 Земельного кодекса РФ определяет случаи ограничения прав на землю; статья 26 содержит перечень земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; статья 27 содержит перечень земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и ограниченных в обороте.

Статья 57 Земельного кодекса РФ предусматривает возмещение в полном объеме убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам и арендаторам, собственникам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд; ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц; временным занятием земельных участков; ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Статья 63 устанавливает, что изъятие земельных участков, в т.ч. путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в т.ч. выкупаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости находящихся на них зданий, строений, сооружений; возмещения в полном объеме убытков. Собственнику земельного участка изымаемого для государственных или муниципальных нужд, также возмещается рыночная стоимость участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный участок.


3. Условия и порядок пользования землей устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (введен в действие с 29 октября 2001 г.). Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Земельные отношения регламентируются также Указами Президента РФ "Об утверждении порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности" от 14 июня 1992 г.*(23), "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 25 марта 1992 г., "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г.*(24), "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г.*(25), "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г.*(26). Указом Президента от 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г. *(27) В последующие годы были приняты Указы Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г.*(28), "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" от 14 февраля 1996 г.*(29) В настоящее время Указы Президента РФ действуют в той мере, в которой они не противоречат Земельному кодексу РФ.

Порядок бесплатной передачи в частную собственность (приватизация) земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий был установлен Постановлением Правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" от 29 декабря 1991 г. и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. *(30) Подробный порядок купли-продажи земли определялся Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков" от 30 мая 1993 г. *(31) Этими нормативными актами определен также порядок получения земли (земельной доли) гражданами при выходе их из состава колхоза или совхоза, в том числе и для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В дополнение к названным нормативным актам издано Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" от 1 февраля 1995 г. *(32)

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (статья 72 Конституции), поэтому субъекты Федерации, не ожидая издания федерального закона, могли принимать собственное земельное законодательство (так поступили Саратовская, Свердловская, Волгоградская области). После принятия Земельного кодекса РФ законы субъектов РФ, противоречащие Земельному кодексу РФ, должны быть приведены в соответствие с Земельным кодексом РФ.

 

Статья 37

 

1. Свобода труда как неотъемлемый элемент свободы личности характерна для демократического правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Свобода труда в Российской Федерации реализуется в следующих формах: заключение трудового договора (контракта), вступление в члены корпоративной организации, предпринимательская и иная не запрещенная законом экономическая деятельность. Каждый может создать предприятие в установленном законом порядке или осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Наиболее распространенной формой реализации конституционной нормы о свободе труда является заключение трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами в результате избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе.

2. Одной из гарантий свободы труда является запрет принудительного труда. Принудительным трудом, в соответствии со ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. считается не только откровенно рабский труд, что в настоящее время встречается довольно редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания. Не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством, регулирующим прохождение воинской службы или заменяющей ее альтернативной гражданской службы; работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств или в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда.

Запрет принудительного труда содержится в Конвенции Международной организации труда N 29 (1930 г.), иных международно-правовых документах, а также в Трудовым кодексе РФ (ст. 4).

3. Право на труд в условиях безопасности и гигиены не означает обязанности государства или его органов предоставлять работу всем желающим. В условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всем производством. Но государство гарантирует работнику и требует от работодателя соблюдения определенных Конституцией условий: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Если эти требования не обеспечиваются, работодатель несет за это ответственность вплоть до уголовной.

Право каждого на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую занятости населения и бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве, переобучении, выплате пособий и материальной помощи на условиях и в порядке, предусмотренном ТК РФ и Законом РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.03). В соответствии с этим законом государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов; обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

4. В процессе трудовых отношений между работниками и работодателями могут возникнуть разногласия. ТК РФ содержит понятия индивидуального трудового спора и коллективного трудового спора.

Индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по вопросам установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются, в соответствии с ТК РФ, комиссиями по трудовым спорам и судом. Комиссия по трудовым спорам (КТС) - это первичный орган по рассмотрению трудовых споров, возникающих на предприятиях, учреждениях, организациях (подразделениях). КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. В этот орган работник может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. КТС рассматривает спор в десятидневный срок со дня подачи заявления.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профсоюзного органа, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует законодательству РФ.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула либо выплаты разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; по заявлениям работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также споры об отказе в приеме на работу; споры лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц и споры лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Коллективный трудовой спор, в соответствии с законом, прежде всего, рассматривает примирительная комиссия, созданная в трехдневный срок спорящими сторонами на равноправной основе. Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в пятидневный срок. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, Конституция и ТК РФ допускает право на забастовку.

Забастовка признается крайней мерой разрешения коллективного трудового спора, применяемой с целью оказания давления на работодателя. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом.

5. Важное значение для восстановления трудоспособности и удовлетворения личных интересов и потребностей граждан имеет закрепление в Конституции права на отдых. Гарантиями права на отдых являются установление максимальной продолжительности рабочего времени в ТК (не более 40 часов в неделю), ограничение сверхурочных работ, установление выходных и праздничных дней (они определены в ТК РФ), оплачиваемого ежегодного отпуска (он предоставляется всем работникам с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы продолжительностью не менее 28 календарных дней).

ТК РФ устанавливает такие виды времени отдыха, как перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска.

Трудовое законодательство предусматривает также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые различным категориям работников в дополнение к основным.

 

Статья 38

 

1. Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном и иных отраслях законодательства.

Трудовое законодательство РФ включает нормы об особенностях регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет. Применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах ограничивается. Беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов.

ТК РФ предусматривает предоставление отпуска по беременности и родам - 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более детей - 110) с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи. Законодательство РФ предусматривает и иные льготы для матерей и детей.

2. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и права на образование. Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель вправе и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.

Злоупотребление родительскими правами или невыполнение родительских обязанностей может повлечь лишение родительских прав судом.

3. Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительского долга.

 

Статья 39

 

1. Установленный в качестве основы конституционного строя социальный характер государства предполагает заботу о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей, вызванных различными жизненными факторами, оказываются временно или постоянно неспособными обеспечить необходимый уровень жизнеобеспечения для себя и нетрудоспособных членов семьи.

Социальное обеспечение по возрасту происходит, в основном, в виде выплаты пенсий. Закон устанавливает пенсионный возраст для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. В связи с особыми условиями труда и по другим установленным законом основаниям пенсии назначаются и с более раннего возраста. Основанием для получения пенсии является и инвалидность, под которой понимается постоянная или на длительный срок потеря трудоспособности. В случае смерти или безвестного отсутствия лица его несовершеннолетним детям, нетрудоспособному супругу и иждивенцам назначается пенсия в связи с потерей кормильца.







Date: 2016-07-18; view: 259; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию