Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции и обязанности руководителя
В соответствии с современными представлениями руководитель является лицом, выполняющим функции управления. Чаще всего речь идет о пяти функциях: стратегической; административной; экспертно-инновационной; воспитательной; лидирующей. Рассмотрим их подробнее. Стратегическая функция руководителя заключается в постановке им на основе анализа ситуации и прогнозов целей фирмы, координации процесса разработки стратегии и составления планов. Она считается главной функцией в “мирное” время. В условиях нового этапа НТР все большее значение приобретает экспертно-инновационная функция руководителя, тесно связанная с предыдущей. Она требует от него постоянного целенаправленного знакомства с новинками, их квалифицированной оценки, создания условий для безотлагательного внедрения в практику, а при необходимости — для перестройки фирмы, а также соответствующего консультирования подчиненных. В связи с этим несколько уменьшилось значение традиционной для руководителя прежних времен административной функции. Она в большей степени сохраняет свое значение на нижних этажах управленческой иерархии, за исключением, пожалуй, той ее части, которая относится к контролю, оценке результатов, осуществлению коррекции деятельности, поощрениям и наказаниям — все это по прежнему централизуется прежде всего в руках высшего руководства. В то же время организационная работа (распределение ресурсов, задач, инструктаж, координация исполнителей), а также обеспечение коммуникаций (проведение собраний, совещаний, прием посетителей, ответы на телефонные звонки, знакомство с корреспонденцией, представительство, распространение информации и т.п.) по возможности передается “вниз”. Важность той роли, которую играют в жизни фирмы ее работники, возлагает на руководителей обязанность осуществлять воспитательную функцию: создавать в коллективе благоприятный морально-психологический климат, поддерживать традиции, разрешать возникающие конфликты, а еще лучше — их предотвращать; формировать стандарты поведения; помогать подчиненным в трудную минуту. И, наконец, успеха во всех этих делах руководителю будет трудно добиться, если он не овладеет в полной мере функцией лидера, о которой уже шла речь выше. Российский психолог Р.Кричевский считает, что руководителю свойственна еще и так называемая психотерапевтическая функция, Предполагающая создание для подчиненных атмосферы комфорта безопасности, уверенности в завтрашнем дне; развитие желания сохранить свое членство в коллективе. Разумеется, вариантов функций руководителя существует множество. Приведем в качестве примера их перечень, каким его видят современные западные специалисты (в данном случае речь идет о модели Д.Стокмана). Планировать — принять порядок действий: установить, куда ведет выработанный курс (спрогнозировать); определить желаемые конечные результаты; решить, как и когда достичь цели (развить стратегии); выстроить приоритеты последовательности и времени конкретных шагов (составить программу);выделить ресурсы; стандартизировать методы; принять постоянно действующие решения по важным, часто встречающимся вопросам (сформировать линию поведения); Организовывать — построить работу для эффективного выполнения цели: разработать устав (установить организационную структуру);определить линии связи для облегчения координации (описать взаимоотношения);определить взаимоотношения, ответственность и полномочия (создать описание должностей); определить квалификации специалистов на каждую должность (установить квалификации должностей). Работать с кадрами: набрать компетентных людей на должности в организации (подобрать);познакомить новых людей с ситуацией (сориентировать); выработать навыки инструктированием и практикой (обучить); помочь улучшению знаний, подходов и навыков (развить); Направлять — координировать действия для получения желаемых результатов: установить ответственность и точную отчетность по результатам (делегировать); убеждать и вдохновлять людей на принятие желательных действий (мотивировать); прилагать усилия в наиболее эффективных комбинациях (координировать); стимулировать творчество и инновации для достижения целей (управлять изменениями). Контролировать — обеспечить продвижение к цели согласно плана: определить, какие данные абсолютно необходимы, как и когда (установить систему сообщений); выявить условия для надлежащего исполнения ключевых обязанностей (образовать стандарты исполнения);определить степень отклонения от целей и стандартов (измерить результаты); откорректировать планы, дать консультации по соблюдению стандартов, запланировать заново и повторить цикл (предпринять корректирующие действия); вознаградить или наказать (оценить). В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют неодинаковое значение, в связи с чем в теории управления сформировались концепции архетипов, то есть основополагающих типов менеджеров. Рассмотрим их подробнее. В соответствии с концепцией архетипов для периода создания или перестройки фирмы наиболее важны руководители предпринимательского типа, ищущие новые направления и формы деятельности, использующие нетрадиционные, рискованные подходы для решения стоящих проблем, а также руководители-лидеры, реализующие замыслы предпринимателей, увлекая людей новыми перспективами, раскрывая их способности и направляя их энергию на решение конкретных задач. Для периода стабильного развития более подходят руководители-плановики, оптимизирующие будущее в свете сегодняшней деятельности на основе ее анализа создающие планы и программы с "дозированным" риском, и руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организационную, координирующую и контролирующую деятельность, управляющие людьми с помощью приказов, поощрений и наказаний. Если рассматривать функции менеджера с точки зрения уровней управления, то особо выделяется "топ-менеджмент", или высшее руководство фирмы. Основная его задача состоит в выработке миссии, стандартов и ценностей, формировании организационной структуры, поддержании контактов с главными контрагентами (в том числе и государством), управлении в кризисной ситуации. Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, характеризуются новизной и разноплановостью, требуют глубоких аналитических и мыслительных способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора, поэтому больше никто в фирме их выполнять не может. Но и само высшее руководство их реализует в команде, поскольку один человек не в состоянии объединять в себе все требуемые качества. Команда, о которой более подробно речь пойдет в одной из следующих тем, характеризуется особым положением в ней руководителя; последний является не "боссом", а первым среди равных, что, кстати, улучшает преемственность при его смене и ослабляет накал борьбы за власть. Основной функцией топ-менеджмента является общее руководство. Последнее состоит в том, что управляющим приходится принимать слабо структурированные решения в духе конвергенции всех остальных функций с учетом перспектив их развития, ибо ориентация только на одну функцию и только на сиюминутные интересы не приносит успеха. Это — организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности фирмы в целом, направленная на оптимизацию соотношения ее целей в настоящем и будущем. Для ее успешной реализации недостаточно только личных способностей руководителя или группы руководителей; они должны подкрепляться соответствующей структурой управления и информационного обмена, организационным климатом, арсеналом современных подходов и методов принятия решений (например, коллективных). Роль руководителей среднего уровня рассматривается в основном негативно, поскольку этот слой работников с неопределенными функциями создает “эффект одеяла”, тормозя любые решения высшего руководства и увеличивая число уровней управления. Недаром в последние годы в западных фирмах с ним повели решительную борьбу, сократив в ряде случаев его численность на 40% путем ликвидации целых структурных подразделений. Менеджер низшего уровня осуществляет непосредственное руководство людьми, координирует их деятельность, несет ответственность за их дела и поступки; именно на него ложится вся тяжесть повседневного управления фирмой. Считается предпочтительным, чтобы руководителями низового уровня были лидеры соответствующих неформальных коллективов, ибо они будут скорее признаны подчиненными. Однако здесь могут возникнуть немалые сложности: во-первых, требования к личным качествам лидера и руководителя разные, например, лидер, сделавший себе карьеру на критике прежнего руководства, попросту не справится с реальными делами; во-вторых, бывшему лидеру бывает очень трудно найти верный тон в отношениях с подчиненными, которые были прежде его товарищами. Все руководители назначаются на свои посты официально (в отличие от лидеров, занимающих свое место в результате стихийных процессов). Законом им предоставляются определенные права и обязанности, в том числе в отношении санкций, с помощью которых они могут воздействовать на подчиненных, а также возлагается соответствующая ответственность. Помимо официальных обязанностей, обусловленных их функциями и закрепленных в соответствующих документах (положениях, уставах и т.п.), руководители имеют по отношению к своим подчиненным обязанности неофициальные, в частности: уважительно и терпимо относиться к взглядам последних; информировать коллектив о делах организации; создавать благоприятный морально-психологический климат и атмосферу доверия; не заигрывать с подчиненными, но и не делать из них врагов; проявлять интерес к их личным проблемам. Date: 2016-07-18; view: 775; Нарушение авторских прав |