Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая структура личности
До сих пор мы рассматривали процесс управления организацией, и люди присутствовали в нем обезличенно, как некие абстрактные субъекты, представители должностей. Но “организационная” часть менеджмента закончена, и центральной фигурой нашего изложения становится человек со всеми его достоинствами и недостатками, интересами и склонностями, а организация отодвигается на второй план и превращается в своего рода фон для рассмотрения проблем управления личностями. Под понятием “личность” чаще всего подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально значимых черт. Последние формируются, с одной стороны, под воздействием его природных свойств (психических процессов, специфики памяти, эмоций, чувств, особенностей восприятия), а с другой стороны — таких социальных моментов, как опыт, знания, привычки, идеалы, интересы. Все черты личности и их отдельные проявления тесно взаимосвязаны между собой, что составляет ее первую отличительную черту; другая состоит в том, что личности свойственна, как уже говорилось, активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третья черта, характеризующая личность, заключается в устойчивости ее поведения, позволяющей предвидеть его в основных чертах, а следовательно, осуществлять управление им. А теперь нам предстоит более подробно познакомиться с основными сторонами человеческой личности, без знания и понимания которых практическое руководство людьми невозможно. Психологическая структура личности составляет один из основных моментов, под воздействием которых происходит ее формирование как некоего целого. Эту структуру образует несколько “блоков”, среди которых можно назвать направленность, способности и характер. Рассмотрим их подробнее. Направленность представляет собой совокупность устойчивых факторов, которые ориентируют поведение личности относительно независимо от конкретных ситуаций. Она характеризуется индивидуальными интересами, стремлениями, склонностями и обусловливает цели, которые человек ставит перед собой в процессе своей деятельности, и мотивы, которыми он при этом руководствуется. Выделяется три вида направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя. У большинства людей в той или иной степени присутствует каждый из них, но чтобы лучше понять их суть, нужно познакомиться с ними в чистом виде. Направленность на взаимодействие, или общение, означает, что человек стремится сотрудничать с коллегами, поддерживать с ними хорошие отношения, совместно решать конкретные проблемы, независимо от их содержания, цели деятельности и собственной роли в ней, попросту — работать в компании. Направленность личности на задачу, (по-другому она называется деловой направленностью), предполагает, что главная цель, которую ставит перед собой человек, состоит в том, чтобы добиться каких-то результатов, доказать свою правоту, овладеть новыми знаниями и навыками. Наконец, направленность на себя, или личная направленность, состоит в стремлении человека решать любые свои проблемы в первую очередь, добиваться собственного благополучия и престижа, в том числе и за счет других, не считаясь с их нуждами. Такие люди в коллективной деятельности лишь делают вид, что работают; в индивидуальной — стараются найти себе замену. Для руководителей важно знать, какой направленностью обладают его подчиненные (это можно определить с помощью специальных тестов), ибо такое знание позволяет найти правильный подход к людям, подобрать им соответствующую работу, найти оптимальный способ управления их деятельностью. Другим блоком, составляющим структуру личности, являются способности, то есть задатки, склонности к какому-либо виду деятельности. Такие способности бывают общими и специальными. Общие способности связаны с типом мышления человека, который может быть “художественным”, “логическим” и “смешанным”. “Художественному” мышлению свойственны образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно непоследовательность, неровность, импульсивность. Обладателями такого типа мышления являются обычно предприниматели, а также лица, склонные к занятию различными видами искусства и литературы. “Логическое” мышление, наоборот, характеризуется такими чертами, как критичность, последовательность, ясность, глубина, склонность к абстракциям и теоретизированию. “Смешанный” тип обладает чертами двух предыдущих, хотя и не столь ярко выраженными. Тем не менее, у его владельцев присутствует необходимая самостоятельность, широта и быстрота мышления, позволяющие им успешно справляться с поставленными задачами. К специальным относятся способности к определенной сфере или виду деятельности, выполнению той или иной конкретной работы. По своему характеру они могут быть интерсоциальными, то есть ориентированными на управление людьми, организацию их взаимодействия, и конструктивными, связанными с созданием новых объектов в различных сферах человеческой деятельности. Таких сфер (помимо сферы человеческих отношений, где реализуется интерсоциальные способности), выделяется четыре: естественная, техническая, знаковая и художественная. Их представляют такие, например, профессии как соответственно биолог, инженер, программист, журналист. Наш же курс посвящен профессии, связанной со сферой человеческих отношений, — профессии менеджера. Ее мы и рассмотрим дальше. Степень реализации специальных способностей в сфере человеческих отношений зависит в основном от двух обстоятельств: данного от природы уровня мышления и полученного образования, на основе которого само мышление может быть в значительной мере развито. Сплав мышления и образования позволяет выделить пять ступеней способностей, которым соответствуют определенные должности в управленческой иерархии. Конкретно-чувственное мышление, позволяющее выполнять работу только имея перед глазами соответствующий объект. Уровень специальной подготовки от нескольких дней до одного-двух лет дает возможность занимать первичные должности в системе управления, например, табельщиков, бригадиров, от которых требуются способности планировать свою работу на срок 1 —2 месяца (если вообще их действия нуждаются в планировании). Конкретно-образное мышление, означающее, что человек может выполнять работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его постоянно перед глазами. Специальное образование в объеме двух—четырех лет позволяет занимать низшие руководящие должности, например мастеров, предполагающие умение заглядывать в будущее на период до полугода. Конкретно-умозрительное мышление, характеризующееся тем, что его обладатели на основе практических знаний и опыта понимают взаимосвязи между самыми разнообразными объектами и процессами, объединенными в сложные системы, закономерности функционирования последних. Законченное высшее образование дает возможность руководить небольшими предприятиями или занимать должности ведущих специалистов в крупных фирмах, что требует от них умения планировать не менее, чем на год вперед. Наличие у человека абстрактного мышления свидетельствует, что для выполнения работы ему не нужна привязка к конкретным объектам вообще; такое мышление и дополнительная послевузовская подготовка сроком до двух лет дает возможность занимать должности руководителей крупных предприятий, их заместителей, главных специалистов, требующие от них умения планировать свою деятельность на период до пяти лет. Наконец, люди с предвидящим мышлением, имеющие второе образование в объеме трех-четырех лет в области руководства социально-экономическими процессами или ученую степень, способны получать заранее заданные результаты в долгосрочной (десять и более лет) перспективе и занимать должности руководителей крупнейших фирм, объединений, быть высшими правительственными чиновниками. Для того, чтобы способности отдельного человека не подавлялись, а наоборот, наиболее полно раскрывались, люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, а разрыв в уровне способностей между руководителями и их непосредственными подчиненными не должен превышать одной ступени; это обеспечит при прочих равных условиях их хорошее взаимопонимание и естественность руководства одного и подчинения другого. Третьим “блоком” личности является характер, под которым понимается устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, составляющий основу его поведения и проявляющийся в его манере. Выделяют три основных элемента, составляющих характер: эмоциональность, активность, особенности нервной деятельности. Эмоциональность — это субъективная чувственная реакция человека на различные внутренние и внешние раздражители, имеющая форму непосредственного переживания значимости и смысла ситуаций. У различных людей она бывает слабой и сильной. Внешне эмоциональность выражается в эмоциях, которые могут быть положительными (радость, удовольствие) и отрицательными (страх). Первые вызывают стремление субъекта продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые — избежать его. Таким образом, воздействуя на эмоции, можно управлять поведением людей. Устойчивые и продолжительные эмоции, возникающие у человека по отношению к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира, которые также в значительной мере можно формировать целенаправленно (например, ненависть), называются чувствами. Другим элементом характера является активность, то есть потребность к деятельности; эта потребность бывает высокой или низкой, что особенно ярко проявляется в динамичности поведения людей. Наконец, третьим элементом характера считаются особенности нервной деятельности человека. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность. Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок; уравновешенность — в неизменности поведения при этом (при неуравновешенности будет преобладать либо возбуждение, либо торможение); подвижность же выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, легкости приспособления к новым обстоятельствам. В связи с этим выделяют лиц, легко меняющих виды деятельности, быстро приспосабливающихся к новой обстановке, оперативно переориентирующихся при любых затруднениях, но в то же время неуверенных в себе, неспособных к длительной, рутинной работе, любящих приключения и авантюры, и людей, демонстрирующих стабильность поведения, терпеливость, верность принципам и привычкам, работоспособных, слабо подверженных чужому влиянию, уверенных в себе, но с трудом приспосабливающихся к новому. Различные сочетания перечисленных видов нервной деятельности и эмоциональных свойств в целом формируют два типа поведения: стабильное и нестабильное по отношению к внешним воздействиям; последнее называют еще невротичным. Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя, свой внутренний мир (интраверсия) или на окружающих (экстраверсия) образуют четыре хорошо известных всем темперамента: холерический, сангвистический, флегматический и меланхолический. Холерики в данном случае представляют собой невротических, нестабильных, а сангвиники стабильных экстравертов; меланхолики — нестабильных, а флегматики стабильных интравертов. Экстраверты ориентированы на реальность, общительны, хорошие организаторы, заводилы в компаниях, деятельны, любят риск. В зависимости от уровня стабильности поведения они могут быть предпринимателями или руководителями среднего или низшего уровня, деятельность которых связана с управлением людьми. Интраверты аккуратны, осторожны, педантичны, имеют более высокий интеллект; при стабильности поведения из них получаются идеальные менеджеры высшего ранга, главная сила которых в аналитичности ума и умении стратегически мыслить, но при его нестабильности эти свойства обычно не реализуются, и такие люди ходят в рядовых работниках, трагизм положения которых состоит в том, что они подчас намного превосходят свое окружение, но не могут из него вырваться. Конкретные характеристики различных типов темпераментов хорошо просматриваются в приводимой таблице. А теперь рассмотрим основные типы характеров работников, которые выделяют современные исследователи. Так, лицам с гиперактивньт характером свойственны общительность, восторженность, увлеченность, коммуникабельность, открытость, инициативность, предприимчивость, активность, доброжелательность в отношении окружающих, вследствие чего они с удовольствием занимаются общественной работой. Эти люди поверхностны, легко относятся к жизненным и производственным проблемам и неудачам; но им бывает трудно сосредоточиться, особенно если предстоящая деятельность однообразна, требует большой усидчивости. Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций, предполагающих широкие контакты с окружающими, однако при этом желательно избегать конфликтных ситуаций, так как они весьма вспыльчивы, хотя и быстро отходят. Во многом противоположен гиперактивному аутистический характер, обладатели которого малообщительны, неконтактны, держатся обособленно, отчужденно от окружающих, что у последних часто вызывает непонимание и обиды, поэтому они с трудом входят в коллектив и принимаются им. Несмотря на сухость, официальность поведения, приверженность формально-деловому стилю взаимоотношений эти люди пользуются хотя и не любовью, но большим уважением сослуживцев за их самостоятельность, независимость, глубокие знания, стремление во всем разобраться. Обычно люди с таким характером — хорошие исследователи, эксперты, консультанты и в потенциале могут быть руководителями высшего ранга, для которых данные качества как раз считаются наиболее ценными. В то же время большинству окружающих сотрудничать с ними трудно; в наибольшей степени это удается представителям предыдущего, гиперактивного типа, поэтому в практической деятельности они могут друг друга дополнять. Работникам с лабильно-циклоидным характером свойственны значительные перепады настроения, активности, работоспособности, вызванные как внешними обстоятельствами, так и внутренними процессами; грубость приводит их в уныние, а похвала окрыляет, поэтому общение с ними требует большой осторожности. Поскольку вследствие неустойчивого поведения они с трудом вписываются в работу с четким напряженным ритмом и часто по мелочам конфликтуют с окружающими, наиболее предпочтительно для них быть библиотекарями, архивариусами, заниматься индивидуальной исследовательской работой. Лица с демонстративным характером часто любой ценой стремятся достичь успеха, некритически при этом оценивая себя, свои возможности и поведение, что ставит их действия на грань авантюры. Однако способность подстраиваться под других, вести себя так, как того от них ждут, играть чужие роли, манипулировать окружающими спасает их от неудач и даже приносит успех. Так как действия таких людей представляют большую опасность для стабильности организации или коллектива, нужно либо жестко контролировать, сдерживать их поведение, либо держать их на расстоянии, поручив заниматься рекламой, представительством и т.п. Во многом “трудным” является застревающий характер; властолюбие его владельцев является открытым, деспотическим. Эти люди эгоистичны, нетерпимы к критике, долго помнят обиды, упрямы; накопление связанных с этим негативных эмоций может привести к “взрыву” и открытой агрессии против других. При достижении же ими положительных результатов у них может развиться комплекс “головокружения от успехов”. Считается, что к таким людям необходимо проявлять терпимость, потому что в отличие от демонстративного типа они не имеют “двойного дна”, в полной мере использовать их аккуратность, но при этом ограждать от власти. Работники с психастеническим характером обычно отличаются добросовестностью и пунктуальностью, информированностью, рациональностью поступков, основанной на глубоком осмыслении фактов и событий. Однако при этом они постоянно сомневаются и, стремясь объять необъятное, не могут остановиться в своих изысканиях, поэтому у них отсутствует твердая позиция по большинству вопросов и им трудно принимать решения, особенно ответственные, даже если эти решения крайне необходимы, а также отстаивать свою позицию. В какой-то степени им помогает способность давать всему точные эмоциональные оценки, но в целом для них остаются вторые роли, предпочтительно связанные с научными исследованиями. Люди с конформным складом характера могут успешно действовать только при поддержке окружающих, поскольку несамостоятельны, несобраны, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других и подчиняются им. По натуре они мягки, легко проникаются проблемами других; консерватизм, постоянство, склонность к регламентам делают их носителями традиций, незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства при очередной смене начальства, но не претендующими на его должность, что во многом способствует бесконфликтности управленческого процесса. Наконец, последний из основных типов характеров — неустойчивый. У его обладателей редко встречаются твердые принципы и развитое чувство долга. Ради удовольствия они пренебрегают элементарными служебными обязанностями и могут вернуться к их выполнению только под страхом наказания. В то же время они мягки в обхождении, легко завоевывают симпатии других, и это их свойство целесообразно использовать, подбирая им обязанности, связанные с общением между людьми, постоянной сменой видов деятельности, но при этом их следует держать под неусыпным контролем. Каждый из восьми перечисленных типов характера в чистом виде встречаются довольно редко, обычно имеет место сочетание нескольких типов. А теперь нам предстоит познакомиться с другой группой факторов, влияющих на человеческую личность — факторами социальными. Date: 2016-07-18; view: 310; Нарушение авторских прав |