Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность экзистенциальной сферы: психолого-педагогический аспект





Экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном

Сартр Ж.-П. Указ. соч. С.344. 55 СартрЖ.-П. Указ. соч. С. 333.

 

уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми (любить или ненавидеть, соперничать или сотрудничать и т.п.). Ориентации, под воздействием которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей и ценностных ориентации.

Теперь, когда мы получили общее представление об экзистенциальной сфере, продолжим ее изучение на уровне отдельного взятого индивида и рассмотрим концепции Э. Фромма и Э. Берна - в тех их аспектах, которые касаются сущности рассматриваемой сферы.

Э. Фромм. Анализируя работы Э. Фромма, можно видеть, что ориентации человека - это источник и основа экзистенциальной сферы. «Не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики» (128, с. 15). Э. Фромм разграничивает неплодотворные и плодотворные ориентации. При этом он отмечает, что хотя в дидактических целях они рассматриваются раздельно, обычно у каждого человека имеются признаки всех или нескольких из этих ориентации.

Неплодотворные ориентации. К ним Э. Фромм относит рецептивную, эксплуататорскую, стяжательскую, рыночную ориентации.

При рецептивной ориентации человеку представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое - будь то нечто материальное или привязанность, любовь, знание, удовольствие - это получить его из внешнего источника. При такой ориентации отношение любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не в том, чтобы любить. Такова же ориентация и в сфере мышления: индивид ориентирован на восприятие идей, а не на их создание. Его первая мысль - найти кого-то другого, кто даст нужную информацию, вместо того, чтобы самому сделать хоть какое-то усилие. Все это заставляет таких людей быть слишком зависимыми от других: они делают что-то для других ради того, чтобы добиться их расположения.

Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, имеет в качестве основной предпосылки ощущение, что источник всех благ находится вовне и ничего нельзя создать самому. Но человек с такой ориентацией, в отличие от предыдущей, ничего не надеется получить в дар, а отнимает у людей силой или хитростью. Так, любовь они проявляют к тем, кого они могут отнять или отбить: не склонны влюбляться в человека, не привязанного ни к кому. В сфере мышления такие люди не создают идей, а крадут их. Живут по принципу: «Краденый плод - самый сладкий».

Стяжательская ориентация совершенно отлична от рецептивного и эксплуататорского типов, сходных в том, что люди этих двух типов надеются получить вещи из внешнего мира. Данная ориентация дает людей, мало верящих в то, что они могут получить из внешнего мира что-то новое; их безопасность основывается на стяжательстве и экономии, а траты они воспринимают как угрозу. Их главная цель -приносить как можно больше в свой дом и как можно меньше из него отдавать. Любовь для них - это, по существу, обладание: сами они не дают любви, но стараются получить ее, завладевая «любимой (ым)». Человек держится за прошлое и предается воспоминаниям о прежних чувствах и переживаниях. Такие люди все знают, но они бесплодны и не способны к плодотворному мышлению. Их высшие ценности -порядок и безопасность; их девиз: «Нет ничего нового под солнцем». В отношении с другими людьми близость для них - угроза: или отстраненность, или обладание людьми - вот в чем безопасность. Стяжатель склонен к подозрительности и имеет особое чувство справедливости, выражаемое так: «Мое - это мое, а твое - это твое».

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху. Чтобы понять ее природу, нужно принять во внимание экономическую

 

функцию рынка в современном обществе, являющегося основой и главным условием ее (рыночной ориентации) развития у современного человека. Ориентацию, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, Э. Фромм называет рыночной ориентацией. Принцип оценки и на личностном рынке, и на товарном один и тот же: на первом на продажу предлагаются личности, на втором -товары. Успех зависит в большой мере от того, насколько хорошо человек умеет «продать» себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка»; насколько он «бодр», «крепок», «энергичен», «надежен», «честолюбив»; к тому же важно, каково его семейное положение, знается ли он с нужными людьми и пр. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который вне зависимости от его особенностей должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом.

Тот факт, что для успеха недостаточно обладать умением и умственным развитием для выполнения поставленной задачи, но нужно еще быть способным вступить в состязание со многими другими, формирует у человека определенную установку по отношению к самому себе. Если бы для достижения жизненных целей было достаточно полагаться на то, что ты знаешь и умеешь делать, самооценка была бы пропорциональна собственным способностям, то есть полезной собственной ценности; но поскольку успех зависит во многом от того, как ты умеешь продать свою личность, то ты воспринимаешь себя как товар, или, вернее, и как продавца, и как товар одновременно. Подобно вещи на товарном рынке, человек должен быть в моде - на личностном рынке. А чтобы быть в моде, ему нужно знать, какой вид личности пользуется повышенным спросом. Это знание в общем виде передается на протяжении всего процесса воспитания, от детского сада до совершеннолетия.

Таким образом, если человек вынужден неуклонно пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Если превратности рынка выступают мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Человек становится «я - то, чего изволите». Такая ситуация по необходимости окрашивает все человеческие отношения. Когда индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения между людьми по необходимости становятся поверхностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. Каждый знает, что чувствуют другие, потому что все в одной лодке: предоставленные самим себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить; в этой борьбе не щадят и не ждут пощады.

«Поверхностный характер человеческих отношений побуждает многих надеяться, что они могут обрести глубину и силу чувств в индивидуальной любви. Но это иллюзия, - отмечает

Э. Фромм, - ожидать, что одиночество человека с рыночной ориентацией можно излечить индивидуальной любовью» (130, с. 77). Мышление так же, как чувствование, определяется рыночной ориентацией. Мышление берет на себя функцию быстро схватывать ситуацию, чтобы иметь возможность успешно ею манипулировать. При широком и эффективном образовании это ведет к высокому уровню сообразительности, но не разума. Для манипуляции необходимо знать лишь поверхностные свойства вещей, верхи. Истина, добываемая проникновением в сущность явления, становится вышедшим из употребления понятием. Такому мышлению свойственно оперирование категориями сравнения и количественного измерения, а не тщательный анализ того или иного феномена и его качеств. Наконец, этот тип мышления имеет глубокое влияние на нашу систему образования. От начальной до высшей школы цель обучения состоит в том, чтобы накопить как можно больше информации, главным образом, полезной для цели рынка. Студентам положено изучить столь многое, что у них едва ли остается время и силы думать. Не

 

интерес к изучаемым предметам как таковым, а знание того, что повышает меновую стоимость - вот побудительный мотив получения более широкого образования.

Рецептивная, эксплуататорская и стяжательская ориентации имеют общее свойство: каждая из них представляет одну из форм человеческих установок, которая, доминируя в человеке, является специфичной для него и его характеризует. Рыночная же ориентация не развивает что-то, уже потенциально наличествующее в человеке: при ней развиваются те свойства, которые можно пустить на продажу. При этом рыночная личность свободна, свободна от всякой индивидуальности.

Плодотворная ориентация. Это установка, к которой способен каждый человек, не искалеченный ментально или эмоционально. Это реализация человеком присущих ему возможностей, использование им своих созидательных способностей. Хотя плодотворный человек может создавать материальные вещи, произведения искусства и системы мысли, но куда более важным предметом плодотворности является сам человек. В этом случае он может быть охарактеризован как деятельный, любящий, разумный, преданный, авторитетный, честный и настойчивый в своих поступках.

Нет человека, чья ориентация целиком плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности. Но удельный вес плодотворной и неплодотворной ориентации в характере каждого человека варьируется и определяется качеством неплодотворных ориентации. Это качество зависит от того, какая из сторон (положительная или отрицательная) превалирует в той или иной ориентации. Рассмотрим эти стороны в каждой ориентации.

Рецептивная ориентация
Положительная сторона Отрицательная сторона
берущая пассивная, безынициативная
ответственная бездумная, бесхарактерная
почтительная подчиненная
скромная лишенная гордости
обаятельная..... паразитическая
сговорчивая.. беспринципная
социально приспособленная рабская, лишенная уверенности в
  себе
идеалистичная нереалистичная
восприимчивая трусливая
вежливая бесхребетная
оптимистичная принимающая желаемое за
  должное
доверчивая легковерная
нежная сентиментальная
Эксплуататорская ориентация
Положительная сторона Отрицательная сторона
активная эксплуатирующая
способная взять инициативу агрессивная
эгоцентричная, горделивая самодовольная
импульсивная безрассудная
уверенная в себе высокомерная
пленяющая обольщающая
Стяжательская ориентация
Положительная сторона Отрицательная сторона
практичная без воображения
экономная жадная
осторожная подозрительная
сдержанная холодная

 

Каждую из этих черт можно представить превалирующей в данный момент у того или иного человека: многое зависит от того, насколько актуализирована плодотворная ориентация у этого же человека.

Рассмотрим концептуальные положения Э. Берна (15), касающиеся сущности экзистенциальной сферы. Отношение к жизни или жизненная позиция возникает у человека в глубоком детстве и сохраняется у большинства людей до старости. Эта позиция проявляется в отношении к себе, к людям, к обстоятельствам жизни и т.д. Для обозначения различных позиций Эрик Берн и его последователи ввели в психологию понятия «принцы» и «лягушки». Рассмотрим специфические признаки людей, отражающие эти понятия.

Принцы чувствуют, что они уникальны, ни на кого не похожи, они такие, как есть, или «аутентичные». Аутентичность проявляется в том, что они не навязывают себя другим, они независимы, самостоятельны. Принцы не считают себя лучше или хуже других. Поэтому они не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, но и других не переделывают под свои стандарты. Принцы никогда не претворяются, что знают все. Они могут что-то не знать, что-то не уметь. Впрочем, это не снижает их самооценки. Принцы - не ходячие идеалы, которые поступают только правильно. У них есть различные качества, только они не делят их на положительные и отрицательные. Считают, что у них нет «плохих» качеств - все это их достояние. Самое важное - принцы признают за собой определенные права, и точно такие же права признают за другими людьми. Они не стараются заставлять других людей поступать так, как хочется принцам, но и не допускают манипулирования собой.

Принцы ответственны. Они принимают ответственность на себя, когда это диктуется необходимостью, но не стараются решать проблемы вместо других людей;

терпеливая заторможенная
внимательная тревожная
стойкая, упорная упрямая
невозмутимая ленивая
устойчивая к стрессу инертная
аккуратная педантичная
методичная вязкая
преданная собственническая
Рыночная ориентация
Положительная сторона Отрицательная сторона
целеустремленная пользующаяся случаем
готовая к обмену непоследовательная
моложавая ребячливая
устремленная вперед не считающаяся с будущим или
  прошлым
свободомыслящая без принципов и ценностей
общительная неспособная к уединению
экспериментирующая бесцельная
не догматичная релятивистская
действенная сверхактивная
любознательная бестактная
понятливая умничающая
контактная неразборчивая
терпимая безразличная
остроумная глуповатая
щедрая р асточите льная

 

они позволяют другим нести ответственность за свои действия и за свою жизнь. Принцы не замыкаются на своих собственных проблемах, они вовлечены в жизнь общества. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют при этом вины и не завидуют достижениям других людей.

Теперь обратимся к лягушкам. Они живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих. Большая часть лягушек жалуется всю жизнь на все, что угодно: «Никогда мне в этой жизни не везет!», «Всегда мне достается самый тяжелый класс!», «Честному человеку так трудно в этой стране!». Есть, однако, лягушки, которые вроде бы пытаются выбраться из своего болота. По крайней мере, они говорят окружающим, что они достаточно успешны. И все бы было хорошо, НО... Внимание: это «НО» - характерный признак лягушки. Когда вы слышите фразы такого типа: «Да я вот вчера целую ночь учил, и все вроде бы выучил, НО лег поздно...», «Знаешь, я тебя люблю, НО...», имейте в виду, что перед вами лягушка.

Лягушке всегда кто-то или что-то мешает жить, препятствует ее счастью. Это могут быть коварный друг, завистливые коллеги, дурной начальник, кошмарная погода, не то правительство, неудачное время и т.п. Впрочем, некоторые лягушки и не пытаются изображать успех и прямо признаются в бесцельности и ненужности, никчемности своего существования.

Для лягушки, в отличие от принца, характерно то, что она никогда «не живет» в настоящем. Лягушки «убивают время», ожидая будущего или вспоминая прошлое. Мысленно они в прошлом или будущем. При этом постоянно жалуются. Лягушки, обитающие в прошлом, жалуются под девизом «Если бы только...». (Если бы только меня отдали в другую школу... Если бы только я не женился на ней... Если бы только мама не отговорила меня выйти замуж за... Если бы только у меня были другие обстоятельства.) Лягушки, живущие в прошлом, непрерывно заняты подсчетом упущенных возможностей и обвиняют в этом либо окружающих, либо себя (А ведь, как хорошо могло бы получиться...).

Лягушек, живущих в будущем, два вида. Первые жалуются под девизом «Когда...» (Когда я, наконец, окончу эту проклятую школу... Когда я найду подходящую работу... Когда я выйду замуж... Когда у меня будет много денег...). Лягушки этого вида всю свою жизнь ждут от будущего избавления от своих актуальных проблем, причем избавления магического, для которого не надо прилагать никаких усилий (завтра будет лучше, чем вчера, надо только перетерпеть и вот когда...). Так они и пережидают всю жизнь, перетерпливают, но не живут.

Лягушки второго вида жалуются под девизом «А что, если...»(А что, если ребенка не примут в этот класс... А что, если он придет ко мне на урок... А что, если я не выйду замуж... А что, если он умрет раньше меня...). Таким лягушкам будущее представляется черным и кошмарным. Ничего хорошего от него ждать нельзя. Поэтому ничего делать не надо и невозможно.

Все внимание лягушек настолько поглощено прошлым или будущим, что им просто некогда обратить внимание на настоящее и понять, что происходит с ними здесь и сейчас. В результате лягушки очень смутно ориентируются в происходящем, они не осознают свои проблемы в настоящем и не решают их. В результате единственный выход - кого-нибудь обвинить - себя или других. Поэтому лягушки постоянно совершают ошибки. Причем одни и те же, так как не могут проанализировать ни свой опыт, ни опыт других людей. Конечно, лягушку раздражает, что мир живет не по ее правилам, поэтому она пытается манипулировать людьми, заставить их делать то, что они не хотят делать, но, по ее представлениям, должны. Лягушки всегда во всем сомневаются - в своих правах, действиях. Поэтому

 

постоянно сопротивляются всему новому. Они любят традиции, правила, запреты. Не любят самостоятельно принимать решения, делать ответственный выбор. Лягушка чрезмерно зависит от мнения других людей. Она постоянно озабочена тем, что подумают о ней окружающие. Совершенно не доверяет себе, своему мнению. Как же люди выбирают лягушачью позицию? Самое интересное, что они ее не выбирают, а в нее попадают. Никто не спрашивает желания, хотите вы или нет быть лягушкой. Все люди вырастают лягушками, без исключения, независимо от родителей, учителей и пр. Лягушками вырастают, а принцами становятся.

В начале жизни у ребенка формируется не умозаключение, а отношение. Многочисленные отношения, выработанные в детстве, не исчезают, а сохраняются всю жизнь. Первое, формируемое маленьким человеком отношение, - это отношение к себе.

Ребенок беспомощен. Он нуждается в получении положительных эмоций. Эти эмоции он получает за счет поглаживания. Однако сам он не может обеспечить поглаживания. Ему приходится прибегать не к поглаживанию, а к «пошлепыванию» -плачу и т.п. Какое в этом случае может быть выработано отношение к себе? -Беспомощности, слабости, незначительности и пр. Подобное отношение вырабатывается абсолютно у всех детей (ребенок не может получать поглаживания самостоятельно). «Я ничего не могу... Все что я могу - это ждать заботы и ласки других людей».

Это первое отношение к себе ребенка - «Я нехороший, плохой». Другие люди -источники поглаживаний, выступают как «хорошие». Отсюда первая жизненная позиция (ориентация): «Я - плохой, Ты - хороший». (Я «-», ТЫ «+»). Это ориентация зеленой лягушки. С такой ориентацией люди могут прожить всю жизнь. Отсюда два варианта дальнейшего поведения зеленой лягушки: 1) полностью следовать отношению «Я - плохой». Девиз «Если бы...» или «Когда....» (вы считаете меня плохим, так я и буду плохим); 2) противиться отношению «Я - плохой», (когда я достигну цели, тогда стану человеком). Но независимо от вариантов поведения лягушка остается «плохой» до тех пор, пока не изменится ее позиция. Ребенок постоянно получает от взрослых подтверждение: «Ты - плохой».

- Я знаю лучше тебя...! (Я - хороший, Ты - плохой)

- Сколько раз я вам буду об этом говорить?! (Я - хороший, Ты - плохой)

- Я говорила, не делай этого... (Я - хорошая, Ты - плохая).

В записях в дневниках, в сообщениях учителей родителям также сквозит эта позиция.

В свою очередь дети играют в основную игру своей жизни - «Мое - лучше» -отсюда детское хвастовство. (У меня лучшая машинка! А у меня платье красивее! У меня самая красивая мама!).

Детский диалог:

-Я старше тебя!

- Нет, я старше!

- Я уже в школу пошел.

- А я уже окончил школу.

- Я в институте учусь.

- А я начальник.

- Я уже на пенсии.

- А я уже умер!

Во взрослом возрасте проявляется зависть: чужая жена, машина, дача лучше; стремление иметь что-то лучшее, чем у соседей.

 

Зеленая лягушка - это большей частью обычная посредственность (Ах, если бы я не...; Когда я, наконец... А, что если...) - живет или прошлым, или будущим, не в состоянии понять настоящее. Все дети - лягушки. Зеленая - не самый плохой вариант. Она доверяет учителю (Ты - хороший), он вызывает у нее уважение. Не всем детям везет стать зеленой лягушкой. Часть их на втором году жизни становятся «серыми лягушками».

Формируется позиция «Я - плохой, Ты - плохой». «-», ТЫ «-»). Человек с такой позицией не живет, а проживает, проходит сквозь жизнь. «Что ни делай, все равно толку не будет. Так стоит ли стараться?!» С таким ребенком (человеком) трудно иметь дело, поскольку все окружающие для него - родители, учителя, руководители -«плохие», а таким людям нельзя доверять, ведь они - незначимые, от них не стоит ждать ничего положительного и потому научить ничему стоящему и хорошему они не могут.

Иную позицию принимают дети, которым судьба преподносит жестоких родителей. На втором и третьем году жизни они вырабатывают отношение «Я -хороший, Ты - плохой».

(Я «+», ТЫ «-») - позиция коричневой лягушки. Каким образом это происходит? От взрослых не получишь поглаживания. Они - источник боли. Эта позиция во многом носит криминальный характер. Такие люди не могут извлечь положительный опыт из жизни. Во всем виноваты другие - «они», «все из-за них»

Все лягушачьи отношения основаны на чувствах. Поэтому, чтобы изменить их, необходимо обратить внимание на коррекцию эмоциональной сферы и развитие интеллектуальной, особенно на развитие саногенного мышления.

Позиция «Я - хороший, Ты - хороший». «+», ТЫ «+») - позиция принца (по-русски «царевна-лягушка»). Эта позиция - результат осознанного решения, опирающегося на собственный опыт и опыт других людей. Лягушки озабочены вопросом: «Почему?» (вопрос обращенный к судьбе: Почему мне всегда так не везет? Это, по сути, не вопрос, а жалоба). Принцы задают вопрос: «А почему бы и не...?» (исследовательский вопрос - конструктивен. Он направлен к условиям, а не к фатуму). Он означает: «Так у меня не получилось, а почему бы не попробовать по-другому?»

В четвертую позицию нельзя соскользнуть. В нее переходят. Этот переход не прост. Для того чтобы стать принцем, необходимо гораздо больше информации о самом себе, чем имеет обычная лягушка. Чтобы быть «хорошим», требуется обратить внимание на себя, на то, что делаешь, как делаешь и думаешь, какие решения о себе принял в раннем детстве и почему сейчас их придерживаешься. Невозможно заставить человека быть принцем. В принцы не загоняют, ими становятся самостоятельно. Принц - это результат осознанных решений, конечно, если развита интеллектуальная сфера. В целом позиция принца говорит о высоком уровне развития экзистенциальной сферы. Человек с позицией принца сам проектирует себя.

Родители и учителя могут только помочь ребенку стать принцем (создают базу «принцевости»), но решение о том, что он «хороший», принимает только сам ребенок. Создается эта база в том случае, когда ребенку всегда демонстрируют его удачи, показывают, что он что-то может, что он чего-то стоит. Мы все более склонны бранить, указывать, ругать, нежели хвалить, восхищаться, поддерживать. Вместе с тем трудно ожидать, что лягушка может воспитать принца.

Из теории Э. Берна видно, что мы чаще формируем отношение к другим, но практически никогда не формируем отношение к себе. Когда люди начинают над этим рассуждать, происходит сбрасывание лягушачьей кожи. Это сбрасывание произойдет, если будет развито саногенное мышление.

 

Итак, по Э. Берну, мы имеем четыре базовые позиции личности:

Я «-» ТЫ «+» (депрессивность).

Я «-» ТЫ «-» (безнадежность).

Я «+» ТЫ «-» (превосходство).

Я «+» ТЫ «+» (успех - позиция вполне здоровой личности).

В действительности встречаются люди, позиция которых недостаточно стабильна (перескакивают с одной позиции на другую) - это нестабильные, тревожные личности.

Таким образом, экзистенциальная сфера характеризуется умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, взглядов и ценностных ориентации.

Date: 2016-07-18; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию