Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки конспекта





Частное образовательное учреждение

Высшего образования

Санкт-Петербургский академический университет

 

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СоциальнЫХ НАУК

Кафедра «Управление персоналом»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института гуманитарных и социальных наук

Федюковский А.А.____________

Г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНСПЕКТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ЭССЕ И КУРСОВЫХ РАБОТ

Для студентов всех направлений подготовки

 

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

 

Санкт-Петербург


ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ

 

Методические рекомендации составлены на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) к содержанию и уровню подготовки выпускников всех направлений подготовки кафедры «Управление персоналом».

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Зав. каф. «Управление персоналом» С.О. Снисаренко / /

(инициалы и фамилия, ученая степень и ученое звание) (подпись)

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры

«Управление персоналом» «» 2016 г., протокол № ___

(наименование кафедры)

Заведующий кафедрой С.О.Снисаренко / ___________ /

(инициалы и фамилия) (подпись)

Методические рекомендации одобрены методической комиссией

Института гуманитарных и социальных наук «» 2016 г., протокол № _____

(наименование института)

Председатель методической комиссии:

Егорова Л.Б. / /

(инициалы и фамилия) (подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения по организации самостоятельной работы студентов...………………………………………………………………………..4

Методика подготовки конспекта………….…………………………………10

Методика подготовки контрольной работы..……………………………...13

Методика подготовки реферата (доклада)………..………………………...17

Методика подготовки эссе..……………………………………………...........20

Методика выполнения курсовой работы..………………………………….26

Приложение


 

Общие положения по организации самостоятельной работы студентов

В ходе самостоятельной работы студенты повторяют и закрепляют пройденный материал, знакомятся с лучшими достижениями отечественной и зарубежной мысли по данной дисциплине, приобретают навыки и умения отбора наиболее ценных знаний, учатся вести самостоятельные научные исследования при подготовке конспектов, рефератов (докладов), контрольных работ, эссе.

Самостоятельная работа студентов (СРС) - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Целью СРС при изучении дисциплин является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, для эффективной подготовки к экзамену.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Её видами являются:

· текущие консультации;

· решение ситуационных задач (в часы практических занятий);

· творческие задания (подготовка и защита рефератов);

· тестирование.

Дидактическими задачами аудиторной самостоятельной работы студентов являются следующие задачи:

· стимулирование у студентов интереса к изучаемой учебной дисциплине;

· закрепление компетенций, знаний и умений, полученных в процессе изучения учебной дисциплины;

· расширение и углубление учебного материала;

· формирование умений и навыков самообразования;

· развитие самостоятельности, критичности мышления и творческих способностей;

· формирование профессионально значимых компетенций.

Самостоятельная аудиторная работа студентов включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента в соответствии с уровнями этой деятельности:

· репродуктивно-тренировочные задания, предполагающие идентификацию явлений и объектов, их узнавание и сравнение с заданным образцом (например, заполнение таблиц, составление схем, выполнение контрольных работ, решение задач и пр.), во время которой познавательная самостоятельная деятельность студента проявляется в осмыслении, запоминании, происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков;

· реконструктивно-подобные задания, требующие применения ранее приобретенных знаний, выходящих за пределы известного образца, способности к выводам, что позволяло студенту с частичной помощью преподавателя находить способы решения задач в заданных условиях;

· эвристические задания, позволяющие сосредотачивать внимание на овладении всем спектром методик научно-педагогического исследования (например, умением диагностировать, выявлять особенности проявления какого-либо свойства или качества личности, осуществлять поиск вариантов решения и пр.) и освоение психолого-педагогических технологий;

· творческо-поисковые задания, дающие возможность переноса полученных знаний в новые условия, закрепления навыков собственного поиска знаний, выработки гипотетического аналогового мышления, проведения самостоятельного анализа проблемных ситуаций с самостоятельным отбором средств и методов их решения (учебно-исследовательские задания, курсовое проектирование по значимым и особо актуальным проблемам кадрового менеджмента, оценка хода и результатов отдельных процессов и разработка на их основе практических рекомендаций по улучшению положения).

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Её видами являются:

· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· написание рефератов, эссе;

· подготовка сообщений, докладов-презентаций;

· подготовка к практическим занятиям, их оформление;

· текущий самоконтроль и контроль успеваемости.

Очно-заочная и заочная формы обучения

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

· для овладения знаниями – чтение текста учебника, практического руководства, нормативной документации, дополнительной литературы, лекций; составление плана и конспекта текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета; учебно-исследовательская работа и др.;

· для закрепления и систематизации знаний – работа с конспектом лекций; работа над материалом учебника, дополнительной литературы, нормативной документации, аудио- и видеозаписей; составление плана и тезисов ответов; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений на практическом занятии, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.);

· для формирования умений – решение заданий по образцу; решение вариативных заданий; выполнение схем и рисунков; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка контрольной работы.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов, их содержание и характер при очно-заочной и заочной формах обучения могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывая индивидуальные особенности студента и специфику учебной дисциплины.

Изучение дисциплины требует не только прослушивания лекций преподавателя и решения практических заданий в аудитории, но и самостоятельной работы студента и, прежде всего, подбора и изучения литературы по дисциплине. Часы самостоятельной работы, отведенные в рабочем учебном плане, представляют собой вид занятий, которые каждый студент очно-заочной и заочной форм обучения организует и планирует сам. Прежде всего, следует обратить внимание на список рекомендуемой литературы, однако для получения более глубоких знаний по изучаемой дисциплине нельзя ограничиваться только рекомендуемыми преподавателем источниками специальной литературы. Студент может обратиться за помощью в подборе литературы в библиотеку Университета.

Дальнейшая работа над специальной литературой не должна ограничиваться чтением. Лучшему запоминанию и усвоению прочитанного способствует ведение конспектов, в которых выписываются наиболее важные понятия, определения, статистика, собственные замечания по поводу прочитанного. Материалы, изученные самостоятельно, могут существенно облегчить усвоение курса дисциплины. Если студент изучает дисциплину индивидуально, то сроки сдачи и основные вопросы для самостоятельной работы студент заранее должен обсудить с преподавателем дисциплины. Студенты, выполняющие какую-либо работу по изучению дисциплины самостоятельно, всегда могут получить консультации по трудным и проблемным вопросам у преподавателя данной дисциплины в отведенные для этого дни и часы.

Студенты очно-заочной и заочной форм обучения нуждаются во всесторонней педагогической поддержке для овладения ими способами и методами эффективной самостоятельной учебной деятельности. В процессе обучения студенты постепенно получают навыки все более сложных действий самостоятельной работы, благодаря чему у будущих специалистов более четко выстраивается смысловой ориентир, позволяющий ему практиковать и разрабатывать собственные подходы к решению проблемы саморазвития и самообразования. В то же время студенты очно-заочной и заочной форм обучения учатся определять цели предстоящей работы, определять ее задачи, планировать свои действия, выбирать способы и средства выполнения спланированных действий, самостоятельно анализировать и контролировать результаты и корректировать свою дельнейшую деятельность.

В процессе выполнения самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины у студентов очно-заочной и заочной форм обучения формируются навыки работы с учебной и научной литературой, развиваются умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатываются привычки к систематическому самообразования. Самостоятельная работа студентов направлена не только на усвоение материала, но и на развитие у студентов навыков самостоятельной деятельности, самоорганизации и самосовершенствования, что позволит им стать квалифицированными компетентными и наиболее востребованными специалистами.

 


 

 

Методика подготовки конспекта

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

• плановые;

• текстуальные;

• свободные;

• тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей ко­роткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, яс­ный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление на семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробно­сти, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде отве­тов на пункты плана, сформулированные в вопросительной фор­ме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей пере­делке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирова­ния при изучении материалов для сравнительного анализа поло­жений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно разви­вает эти качества.

Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа кон­спекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания исполь­зуемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный «багаж».

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определен­ную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хро­нологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая после­довательность событий на фоне отражения самих событий. В от­личие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими фор­мами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуаль­ные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.


Date: 2016-07-18; view: 763; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию