Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогическая этика и педагогический такт.
Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя. Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя. Однако, зачастую, любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Совершенно справедливое замечание, поскольку любовь – это прежде всего нравственное чувство. Некоторые педагоги скептически относятся к данному требованию педагогической этики, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем, любовь, как высшее духовное напряжение человека, основана на открытии максимальной ценности другого, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождается ответная любовь и доверие. Недаром лучшие педагогические книги всех времен – это книги о любви воспитателя к своим воспитанникам: «Как любить ребенка» Я.Корчака, «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского, «Здравствуйте, дети!» Ш.Амонашвили, «Любимые мои ученики» В.А.Караковского, «Педагогика как любовь» О.А.Казанского и многие другие. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела. Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность. Пытаясь разгадать, что лежит в основе любви педагога к своим ученикам, и как они превращаются из «чужих» в «родных», «любимых», М.Кнебель обращается к словам мудрого Лиса из сказки А.Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение. Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам» (13, с.13). Таким образом, источниками профессионального долга и ответственности является не только социальная ответственность учителя, но прежде всего – ответственность перед каждым конкретным ребенком. Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженность учителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Известный современный педагог – учитель литературы Е.Н.Ильин в одном из своих выступлений по телевидению рассказывал о том, как в стремлении быть учителем он преодолевал свой недуг – оставшееся после тяжелого ранения в блокаду Ленинграда заикание: «Однажды после удачного открытого урока меня обступили коллеги: откройте Ваш секрет, как этого достичь? Я снял пиджак – спина была мокрой. Они посмотрели и задумались… Вот так надо одолевать себя – великим трудом. Не надо экономить себя там, где надо победить. А вообще-то, все побеждается любовью. Если любишь человека, нет таких недугов, которые не преодолеешь. Я шел к человеку, и совесть моя не позволяла испортить эту миссию – общение человека с человеком». Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом. Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя. Педагогический такт (от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного достоинства) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным - не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагируя на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. По выражению А.С.Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношений, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувства юмора. Добрый юмор (но не злая ирония и насмешка) дает возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Недаром Гете говорил, что юмор – это мудрость души. А Ш.Амонашвили добавляет «Улыбка – есть особая мудрость». Иногда достаточно улябки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять возникшее в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего» (14, с.11). Но это должна быть улыбка, пронизанная любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия, а не улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая. Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должна мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение педагога к себе, как к эталону, формирует, по мнению психолога А.Орлова, его суперпозицию в отношениях с детьми. Жизнь этого учителя постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет быть человечным, извинить и принять слабости другого и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда нормативные требования полностью подчиняют себе учителя, они превращаются в своего рода культ. И только когда в деятельности учителя доминирует установка «человек-человек», он в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность и быть свободным в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений с учениками Date: 2016-07-18; view: 1390; Нарушение авторских прав |