Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекционно-семинарская система — это коллективно-групповая форма обучения, концентрированным выражением которой являются лекции и семинары.
Возникновение. Её развитие начинается с появлением первых университетов. Первые упоминания о лекции как основной форме обучения в средневековых университетах относятся к XII – XIII вв. Однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы, также, как и коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике профессиональной подготовки, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже сформированы основные общеучебные навыки, и прежде всего умение самостоятельного добывания знаний, в последние годы, однако, элементы лекционно-семинарской системы также широко используются в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы.
У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной: - в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности - основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса; - все содержание обучения делится на отдельные дисциплины; - весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию; - контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий. Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала. Лекция. Основная цель лекции — формирование знаний по предмету,она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Лекция может проводиться сразу в большой аудитории (100 и более человек) для целого потока студентов. В потоке могут быть объединены все студенты, изучающие данную дисциплину или её раздел, даже если они обучаются по разным специальностям. Структура. В структурном отношении лекция обычно включает три части: · В вводной части лекции формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, объясняется теоретическая и практическая значимость темы. · В основной части лекции раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. · В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы. Даются ответы на вопросы. Разновидности. · Вводная лекция предполагает первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки, проводится в начале изучения курса или раздела. · Мотивационная лекция возбуждает интерес у студентов, создает стимул для всей дальнейшей деятельности. · Обзорная лекция — завершение изучения определенного объема учебного материала с целью его обобщения, систематизации. · Установочная лекция ориентирует студентов на источники информации, дает указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделяет наиболее важные и трудные части материала и др. Минусы. Для лектора не представляется возможным учитывать восприятие каждого обучаемого (у всех оно сугубо индивидуально). На лекции в большинстве случаев отсутствует обратная связь, на основе которой преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени. Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар проводится в академической группе (обычно – 15-25 человек) или подгруппе (если группа большая или для освоения материала необходима индивидуализация обучения). · Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература. · Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. · Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения. · В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее. Существует 3 основных типа семинаров: 1. Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса. 2. Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса. 3. Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой. В высшей школе семинар предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины. Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагается подготовка к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, которые обсуждаются, дополняются другими выступающими. Преимущества. Лекционно-семинарская система обучения имеет ряд преимуществ: · осознанность школьниками процесса обучения · возможность активного включения в него · планирования ими своей деятельности · возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности · использовать нетрадиционные формы обучения
64.Пути повышения активности и эффективности учебного процесса 65.Тренинг как активный метод обучения 66.Игровые методы обучения
64.Пути повышения активности и эффективности учебного процесса (материал конспекта): · Усиливать внешнюю и внутреннюю учебную мотивацию; · Создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации; · Обеспечить б`ольшее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию; · Дать учащимся более эффективные средства для реализации своих установок; · Интенсифицировать умственную работу; · Научить рационально использовать время; · Обеспечить научно обоснованный отбор материала; · Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Пути повышения активности и эффективности учебного процесса (материал из Интернета): Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны: 1. отстаивать своё мнение; 2. принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; 3. ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям; 4. рецензировать ответы других студентов; 5. заниматься обучением отстающих; 6. находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы). Высокая степень активности и работоспособности учащихся здесь обеспечена тем, что: 1. обеспечена связь обучения с жизнью в ее наиболее плодотворной и доступной для учащихся как словесно-иллюстративной, так и практически-действенной форме; 2. точно рассчитана цель урока, тесно связанная с результатами предшествующих уроков; 3. осуществляется подбор учебного материала и определение структуры урока, ведущей наиболее коротким и плодотворным путем к поставленной перед уроком и интересной для школьников цели; 4. применяется наряду с линейной последовательностью различных учебных процессов, функциональное совмещение некоторых из них в единое целое (например, изложение новых знаний, упражнений и самостоятельных работ учащихся); 5. имеет место взаимосвязь отдельных частей урока и его логическая цельность; 6. организуется самостоятельная работа учащихся при решении самых разнообразных задач (изучение нового материала, тренировка, повторение, лабораторные и практические занятия, творческие работы);
65.Тренинг как активный метод обучения: На лекциях мы разбирали только сензитивный тренинг. Сензитивный тренинг нацелен на: 1. Развитие наблюдательной сензитивности (способности наблюдать, видеть, слышать и одновременно запоминать, как выглядел и что говорил человек); 2. Самонаблюдение; 3. Теоретическая сензитивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей/ умение находить параллели между знанием и практикой); 4. Номотетическая сензитивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе/чувственность к «обобщенному другому»); 5. Идеографическая сензитивность (способность чувствовать индивидуальность, своеобразие другого человека, понимать, уважать его). Данный тренинг способствует · Развитию наблюдательности и чувствительности; · Повышению социально-эмоционального интеллекта. Тренинг может длиться 1.5 – 2 дня, иногда даже до трех недель. Оптимлаьное количество людей в группе – 6-8 человек, занятия идут по 2-3 часа. Еще она рассказывала про тренинг «горячее кресло», когда в центре ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга, остальные подходят к нему и делятся своим мнением (положительная/ отрицательная критика, благодарность, ассоциации и т.д.) Википедия: Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм: · тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные; · тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; (спортивные тренировки, закаливание) · тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков; · тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений · навыковый - направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков); · психотерапевтический - Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения; · социально-психологический - направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. (промежуточное положение между развитием навыка и изменением в сознании); · бизнес-тренинг - развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Это процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса.
Date: 2016-07-18; view: 1911; Нарушение авторских прав |