Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционно-семинарская система — это коллективно-групповая форма обучения, концентрированным выражением которой являются лекции и семинары.





Возникновение. Её развитие начинается с появлением первых университетов. Первые упоминания о лекции как основной форме обучения в средневековых университетах относятся к XII – XIII вв. Од­нако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия по избранной спе­циальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы, также, как и коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте ис­пользуется в практике профессиональной подготовки, т.е. в ус­ловиях, когда у обучающихся уже сформированы ос­новные общеучебные навыки, и прежде всего умение самосто­ятельного добывания знаний, в последние годы, однако, элемен­ты лекционно-семинарской системы также широко используются в об­щеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения класс­но-урочной системы.

 

У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной:

- в учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности

- основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса;

- все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;

- весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;

- контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.

Различие между классно-урочной и лекционно-семинарской системой обучения состоит в различной организации изучения учащимися программного материала.

Лекция. Основная цель лекции — формирование знаний по предмету,она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Лекция может проводиться сразу в большой аудитории (100 и более человек) для целого потока студентов. В потоке могут быть объединены все студенты, изучающие данную дисциплину или её раздел, даже если они обучаются по разным специальностям.

Структура. В структурном отношении лекция обычно включает три части:

· В вводной части лекции формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, объясняется теоретическая и практическая значимость темы.

· В основной части лекции раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития.

· В заключительной части лекции подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы. Даются ответы на вопросы.

Разновидности.

· Вводная лекция предполагает первоначальное ознакомление студентов с основными научно-теоретическими положениями данной отрасли науки, проводится в начале изучения курса или раздела.

· Мотивационная лекция возбуждает интерес у студентов, создает стимул для всей дальнейшей деятельности.

· Обзорная лекция — завершение изучения определенного объема учебного материала с целью его обобщения, системати­зации.

· Установочная лекция ориентирует студентов на источники информации, дает указания для самостоятельной работы и практические рекомендации, выделяет наиболее важные и трудные части материала и др.

Минусы. Для лектора не представляется возможным учитывать восприятие каждого обучаемого (у всех оно сугубо индивидуально). На лекции в большинстве случаев отсутствует обратная связь, на основе которой преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала отдельным студентом в данный момент времени.

Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Семинар проводится в академической группе (обычно – 15-25 человек) или подгруппе (если группа большая или для освоения материала необходима индивидуализация обучения).

· Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература.


· Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы.

· Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.

· В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.

Существует 3 основных типа семинаров:

1. Семинары, способствующие углублённому изучению определённого систематического курса.

2. Семинары по изучению отдельных основных или наиболее важных тем курса.

3. Семинар (или спецсеминар) исследовательского характера с не зависимой от лекций тематикой.

В высшей школе семинар предназначается для углублённого изучения студентами той или иной дисциплины.

Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя. Предполагается подготовка к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, которые обсуждаются, дополняются другими выступающими.

Преимущества. Лекционно-семинарская система обучения имеет ряд преимуществ:

· осознанность школьниками процесса обучения

· возможность активного включения в него

· планирования ими своей деятельности

· возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности

· использовать нетрадиционные формы обучения

 

64.Пути повышения активности и эффективности учебного процесса

65.Тренинг как активный метод обучения

66.Игровые методы обучения

 

64.Пути повышения активности и эффективности учебного процесса (материал конспекта):

· Усиливать внешнюю и внутреннюю учебную мотивацию;

· Создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации;

· Обеспечить б`ольшее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;

· Дать учащимся более эффективные средства для реализации своих установок;

· Интенсифицировать умственную работу;

· Научить рационально использовать время;

· Обеспечить научно обоснованный отбор материала;

· Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Пути повышения активности и эффективности учебного процесса (материал из Интернета):

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны:

1. отстаивать своё мнение;

2. принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

3. ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;

4. рецензировать ответы других студентов;

5. заниматься обучением отстающих;

6. находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).

Высокая степень активности и работоспособности учащихся здесь обеспечена тем, что:

1. обеспечена связь обучения с жизнью в ее наиболее плодотворной и доступной для учащихся как словесно-иллюстративной, так и практически-действенной форме;

2. точно рассчитана цель урока, тесно связанная с результатами предшествующих уроков;


3. осуществляется подбор учебного материала и определение структуры урока, ведущей наиболее коротким и плодотворным путем к поставленной перед уроком и интересной для школьников цели;

4. применяется наряду с линейной последовательностью различных учебных процессов, функциональное совмещение некоторых из них в единое целое (например, изложение новых знаний, упражнений и самостоятельных работ учащихся);

5. имеет место взаимосвязь отдельных частей урока и его логическая цельность;

6. организуется самостоятельная работа учащихся при решении самых разнообразных задач (изучение нового материала, тренировка, повторение, лабораторные и практические занятия, творческие работы);

 

65.Тренинг как активный метод обучения:

На лекциях мы разбирали только сензитивный тренинг.

Сензитивный тренинг нацелен на:

1. Развитие наблюдательной сензитивности (способности наблюдать, видеть, слышать и одновременно запоминать, как выглядел и что говорил человек);

2. Самонаблюдение;

3. Теоретическая сензитивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей/ умение находить параллели между знанием и практикой);

4. Номотетическая сензитивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе/чувственность к «обобщенному другому»);

5. Идеографическая сензитивность (способность чувствовать индивидуальность, своеобразие другого человека, понимать, уважать его).

Данный тренинг способствует

· Развитию наблюдательности и чувствительности;

· Повышению социально-эмоционального интеллекта.

Тренинг может длиться 1.5 – 2 дня, иногда даже до трех недель. Оптимлаьное количество людей в группе – 6-8 человек, занятия идут по 2-3 часа.

Еще она рассказывала про тренинг «горячее кресло», когда в центре ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга, остальные подходят к нему и делятся своим мнением (положительная/ отрицательная критика, благодарность, ассоциации и т.д.)

Википедия:

Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

· тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

· тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков; (спортивные тренировки, закаливание)

· тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;


· тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

 

Основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений

· навыковый

- направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков);

· психотерапевтический

- Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения;

· социально-психологический

- направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. (промежуточное положение между развитием навыка и изменением в сознании);

· бизнес-тренинг

- развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Это процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса.

 







Date: 2016-07-18; view: 1929; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию