Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Избирательная система в Российской Федерации.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.
Компоненты избирательной системы: 1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. · в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право); · в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу 2. избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов: · подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей); · выдвижение и регистрация кандидатов; · предвыборная агитация и финансирование выборов; · голосование и подведение итогов выборов.
Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов. Основные принципы демократического избирательного права:
1) Принцип равенства - кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов. 2) Принцип всеобщности - любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, называют цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Российской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время практически нигде в мире не применяются. 3) Принцип тайного голосования - все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него. 4) Принцип непосредственности - избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет голосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах президента США, а также не соблюдался в дореволюционной России. 5) Принцип состязательности - выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г. 6) Принцип гласности - общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках. 7) Принцип свободы выборов - любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление. 8) Принцип ограничения срока выборов - выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных законодательством. Представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.
Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства. Система относительного большинства исходит из того, что для избрания требуется набрать наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Она может применяться на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, а также на выборах глав муниципальных образований. При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. Система абсолютного большинства применяется на выборах Президента РФ, а также, если это предусмотрено законом субъекта Федерации, на выборах глав муниципальных образований. В принципе нельзя исключать ее использование и на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, однако действующему избирательному законодательству такие случаи неизвестны. Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей.
Плюсы мажоритарной системы: 1) способствует возникновению между депутатами и избират. прочных непосредственных связей, прямая ответственность избранного лица перед населением. 2) укрепляя позиции наиболее сильного полит. течения, способствует устойчивой расстановке сил в законодательных органах. 3) Могут участвовать независимые кандидаты.
Минусы мажоритарной системы: 1) Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах. 2) Может искажаться реальная картина соотношения сил в политич. структуре общества. 3) Имеет место частая нерезультативность выборов, которая приводит к повторному или альтернативному голосованию. 4) Практически исключает возможность победы мелких партий.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов.
Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.
В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий.
Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Плюсы пропорциональной системы:
1) Представляет широкий спектр партий, тем самым отражая волю меньшинства. 2) Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий. 3) Демонстрирует объективную ситуацию расстановки сил партий и организаций. 4) Результаты голосования в парламенте по отдельным вопросам становятся более предсказуемыми.
Минусы пропорциональной системы:
1) Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему неизвестны. 2) Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений. 3) Избранные по партийным спискам депутаты ответственны не столько перед избирателями, сколько перед самой партией. 4) Кандидатов могут выдвигать только политические партии. 5) Депутат может переложить ответственность за те или иные решения на позицию партии.
Смешанная система.
Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию. Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов.
Плюсы смешанной системы: 1) Формируется действительно представительный парламент. 2) Имеет место обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.
Минусы смешанной системы: 1) Благоприятна в большей степени для столичных партий, нежели для местных политических объединений и независимых кандидатов. 2) Партии не отражают интересов своих избирателей в полном объеме.
85. Местное самоуправление: понятие, виды, компетенция. Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.
Под местным самоуправлением понимается признаваемое и гарантируемое в законодательном порядке право, реальная возможность и способность населения непосредственно или через создаваемые им органы, под свою ответственность и в интересах местного населения, с учётом его исторических и иных традиций решать основные вопросы местного значения.
В Конституции РФ декларируется, что в Российской Федерации «признаётся и гарантируется местное самоуправление», что оно самостоятельно в пределах своих полномочий и что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12). Орган местного самоуправления – избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся: § представительный орган муниципального образования; § глава муниципального образования; § местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); § контрольный орган муниципального образования; § иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция в ст. 130 вводит понятие вопросов местного значения и в ст. 132 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению:
1) управление муниципальной собственностью; 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; 3) осуществление охраны общественного порядка. 4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. 5) организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения;
Кроме того, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
86. Административное право: предмет и метод правового регулирования. Подпункты: Административное право. Общественные отношения, регулируемые административным правом. Субъекты административного права. Административная ответственность. Субъекты административной ответственности. Основания административной ответственности. Признаки административного правонарушения. Административная ответственность физических и юридических лиц.
Администрати́вное пра́во —это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.
Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны. Методы административного права: 1. Предписание: установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма; 2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность; 3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности; Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Субъект административного права — это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения. Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного правонарушения (проступка).
Общий субъект административной ответственности - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность. Привлекаться могут как граждане РФ, так и иностранцы, лица без гражданства, ИП, беженцы, инвалиды и тд. Также коллективные субъекты: организации, трудовые коллективы и тд. Основания и признаки для административной ответственности: 1. Общественная опасность административного правонарушения состоит в том, что оно реально причиняет или может причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме. 2. Административное правонарушение - это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушения норм различных отраслей права - административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение. 3. Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности. 87. Гражданское право: предмет и метод правового регулирования, основные институты. Подпункты: Гражданское право. Общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность в гражданском праве. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности. Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Защита права собственности. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовая ответственность.
Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право. Институты гражданского права В основе системы гражданского права лежат реальные общественные отношения, на основании которых мы можем выделить ряд характерных институтов гражданского права: ● институт права собственности и других вещных прав ●институт обязательственного права ● институт личных неимущественных прав ● институт интеллектуальной собственности ● институт наследственного права
К общественным отношениям, регулируемым гражданским правом, относятся, прежде всего, товарно-денежные (купля-продажа, поставка, перевозка, аренда и пр.) и иные имущественные отношения в связи с переходом прав на имущество (дарение, безвозмездное пользование и пр.), отношения в области интеллектуальной собственности, личные неимущественные отношения (например, отношения, возникающие по поводу таких нематериальных благ как имя, честь, достоинство, деловая репутация).
Субъекты гражданского права - это носители (обладатели) гражданских прав и обязанностей. Субъектом гражданского права может быть только лицо, которое обладает определенным статусом - является правоспособным и дееспособным. Субъектами гражданского права могут быть: 1) граждане (физические лица); 2) юридические лица; 3) государство - Российская Федерация и ее субъекты, а также городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. Правоспособность и дееспособность в гражданском праве.
Гражданская правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается в момент наступления смерти. Гражданская правоспособность признается равной за всеми гражданами России.
Содержание гражданской правоспособности включает в себя широкий круг прав: - иметь имущество на праве собственности, - наследовать и завещать имущество, - заниматься предпринимательской и любой другой, не запрещенной законом, деятельностью, - создавать юридические лица, - совершать любые сделки и участвовать в обязательствах, - избирать место жительства, - иметь авторские и иные, охраняемые законом, права на результаты интеллектуальной деятельности, - иметь другие права. Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать и дееспособностью. Под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). Возможность совершения действий, в результате которых у гражданина возникают или прекращаются определенные права или обязанности, зависит как от возраста гражданина, так и от состояния здоровья, в результате чего в отличие от правоспособности дееспособность отдельных граждан может оказаться неодинаковой. По объему дееспособности граждане подразделяются на четыре группы: § полностью дееспособные; § частично дееспособные; § ограниченно дееспособные; § недееспособные. Полностью дееспособные граждане — это граждане, достигшие 18 лет (совершеннолетние граждане), — ст. 21 ч. 1 ГК РФ. В некоторых случаях полная дееспособность возникает до достижения 18 лет, а именно:вступление в брак до 18 лет, эмансипация.
Частично дееспособными принято называть граждан, не достигших 18 лет, т. е. несовершеннолетних.
Date: 2016-07-18; view: 611; Нарушение авторских прав |