Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Уроки третьего типа. Уроки развития речи.





В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фра­зеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уро­ки, посвященные этой задаче на материале литературы и дру­гих искусств и на материале непосредственных жизненных впе­чатлений. Кратко охарактеризуем уроки разных видов,

1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литера туры и искусства

Уроки такого вида были в свое время описаны М. А. Рыбни­ковой, Н. М. Соколовым, Е. И.Досычевой, К. Б. Бархиным и другими советскими методистами. Отправным пунктом в ло­гике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж. За последние годы довольно широко проводятся работы по киносценарию, инсце­нировкам, литературным монтажам, сопровождаемым состав­ленным учащимися текстом.

В средних и особенно старших классах учащиеся пишут от­зывы, рецензии на прочитанные «наги, просмотренные спектак­ли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень ве­лика, прежде всего в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля.

2. У рок и обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам.

Культура устной речи не находится у нас на должной высоте, и учащиеся, как правило, лучше пишут, чем говорят. Но вряд ли надо доказывать, насколько важно.владейте ясной, точной, выразительной, а тем более красивой речью. Поэтому надо систематически учить устной речи, начиная с кратких, но содержательных ответов и кончая докладами.

Специальный урок посвящается развитию следующих уме­ний (на материале художественного произведения, учебника, критической статьи, лекции учителя и пр.): четко осознать по­ставленную задачу; быстро отобрать нужный материал, выде­лить в нем наиболее существенное; составить план сообщения, четко произнести его. В начале урока под руководством учителя проводится коллективная работа; затем учащиеся выполняют задания. Естественно, что после специального урока эти умения проверяются и закрепляются на многих других уроках.

Еще более существенно обучение устным докладам. Неред­ко учащиеся сначала пишут доклад, потом заучивают его на­изусть и произносят по памяти. А надо учить свободному вла­дению материалом, произнесению доклада то письменному пла­ну, а потом лишь на основе ранее составленного плана без об­ращения к нему в процессе произнесения доклада.

3.Уроки обучения сочинениям

Эти уроки в средних и старших классах описаны во многих специальных методических работах.

4. Ур о к и а н а л и з а с о ч и н е ни й

Эти уроки также широко известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, ка­ким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует чи­тать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу.

Перечисленные виды уроков, естественно, могут иметь мно­гие варианты в зависимости от конкретной щели, содержания, методов и приемов обучения.

Может возникнуть вопрос: насколько предлагаемая типоло­гия уроков, ориентирующаяся на современную систему препо­давания литературы, учитывает то новое, что пробивает себе путь в области содержания, методов и форм обучения?

Прежде всего возникает вопрос о том, что принципиально нового в уроки литературы вносит все более расширяющееся использование средств наглядности, технических средств обуче­ния? Безусловно, много нового. Кино, телевидение, радио, магни­тофоны и пр. прежде всего отражение процесса сближения и усиления взаимосвязи художественной литературы с другими видами искусств. И в сознании учащихся эта взаимосвязь тоже усиливается: на их восприятие литературы оказывают влияние те впечатления, которые они выносят из просмотра кинокар­тин, спектаклей, радио и особенно телепередач. Однако в этом множестве впечатлений наряду с плюсами есть и минусы: обилие разнообразных впечатлений мешает глубине восприятия и осознания художественных произведений, отвлекает от такого важнейшего стимула духовного роста, как тихое индивидуаль­ное общение с книгой. Читать школьники стали меньше.

В преподавания литературы надо шире привлекать нагляд­ные пособия, технические средства обучения, но при одном важнейшем условии: чтобы они не заслоняли, не подменяли ли­тературное произведение, а помогали усвоить его, обогатить восприятие, чувства и мысли учащихся, совершенствовали их художественное развитие. Эти условия учтены в рекомендациях Л. П. Прессмана. В его книгах и статьях основательно разра­ботана система использования наглядных пособий и техниче­ских средств обучения на разных этапах изучения литературно-художественного произведения в различных учебных ситуа­циях.

Все более широко входят в практику школы специальные телепередачи на уроках и на внеклассных занятиях. Каково отношение наглядных пособий и технических средств обучения к методам обучения и к типологии уроков? «Под средствами обучения принято понимать учебные по­собия и другие источники учебной информации, с помощью ко­торых учитель учит, а ученик учится»'. И далее автор перечи­сляет следующие средства обучения: учебники, учебные посо­бия, книги, справочная литература; учебное и лабораторное оборудование и наглядные пособия; учебное кино, радио, зву­козапись, телевидение и другие технические средства обучения. Ясно, что средства обучения — явления иного рода, чем методы. обучения; они используются учителем в зависимости от содер­жания и целей данного занятия, в данной учебной ситуации, на данном уроке при разных методах обучения. Как уже гово­рилось выше, картина или кинофрагмент или фрагмент теле- и радиопередачи может иллюстрировать сообщение, рассказ учителя или использоваться в эвристической беседе или в са­мостоятельных исследовательских заданиях. Поэтому вряд ли целесообразно брать средства обучения как одну из основ ме­тодов обучения или типологии уроков. Специфика кино­урока или урока с использованием телепередачи (урок с телевставкой) имеет свои особенности и в организации урока, и в его содержании, и в его структуре. Однако уроки широким использованием современных технических средств явно тяго­теют по целям, содержанию и методам обучения к тому или иному типу уроков, о которых говорилось выше. Но поскольку структура таких уроков и учебная деятельность учащихся имеют свои особенности, то правомерно отнести их к особым вариантам трех указанных выше типов уроков.

Предлагаемая типология уроков основывается прежде всего на структуре литературы как учебного предмета. Если в дальнейшем будет изменяться структура пред­мета, это неизбежно скажется и на типологии уроков. Естест­венно, что на совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе. В этой главе рассматривалась лишь типология уроков по основному курсу литературы. Но, как известно, есть специаль­ные уроки внеклассного чтения. Типология этих уроков рас­сматривалась методистами, специально занимающимися мето­дикой внеклассного чтения.

Наиболее обстоятельно эта типология отработана в диссер­тации Н. К. Силкина. Он рассматривает четыре типа уроков внеклассного чтения: 1) Уроки вводного (или информационного) типа; 2) уроки под­готовки учащихся к самостоятельному чтению и художествен­ному восприятию сложных произведений; 3) уроки углублен­но-аналитического изучения произведений; 4) уроки обобщающего типа.


Date: 2016-07-05; view: 581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию