Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I.Уроки первого типа—уроки изучения художественных произведений.Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащение их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать свое отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги. В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения—творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским. Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трех видов: 1.Уроки художественного восприятия произведения. 2. Уроки углубленной работы над текстом произведения. 3. Уроки, обобщающие работу над произведением. Рассмотрим конкретные примеры указанных видов 1.Уроки художественного восприятия произведений Задача этих уроков—непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на все поведение учащихся. Остановимся на нескольких из многих возможных, вариантов подобных уроков. а) Первый вариант (на материале темы «А. С. Пушкин» в VIII классе»). В кратком вступительном слове учитель отмечает исключительную популярность Пушкина и всенародную любовь к нему как поэту и замечательной личности и ставит проблемный вопрос: чем же вызывается любовь к поэзии Пушкина все новых и новых поколений, в чем секрет ее неувядаемой красоты и величия? Выслушав несколько ответов учащихся, учитель поддерживает мнения школьников, но оставляет вопрос открытым, говоря, что вернется к нему в конце изучения темы. — А сейчас вспомним, что уже читали раньше, прочитаем новые произведения. После короткой беседы.учитель читает наизусть стихотворение «Цветок засохший, бездыханный» или «Эхо» и в краткой характеристике стихотворения ведет учащихся к мысли Белинского о том, как самый, казалось бы, обыденный факт жизни превращается у Пушкина в поэтическую картину, проникнутую глубоким и гуманным чувством. Учитель предлагает учащимся по их выбору читать на этом и последующих уроках стихи, отрывки из поэм Пушкина. Он сам читает любимые стихи поэта, включает (в записях) чтение мастеров художественного слова. Если учащиеся с интересом и волнением слушали произведения поэта, прикоснулись к мысли о Пушкине как поэте действительности, мысли, которая будет развиваться в дальнейшем, и уходят с желанием читать Пушкина, урок достиг цели. б)Второй вариант. Задача его в основном та же—.возбуждение интереса к поэзии Пушкина, но отправным пунктом могут быть впечатления от дорогих памятных мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это может быть кинофильм о Михайловском, диапозитивы «Пушкинский заповедник», так называемая «воображаемая» экскурсия по пушкинским местам (Михайловское, Тригорское, Пушкинские горы), сопровождаемая чтением стихов поэта, беседой с учащимися о его произведениях и с тем же заданием подготовить по своему выбору выразительное чтение стихов, отрывков из крупных произведений. в) Третий вариант. Заранее подготовленные во внеурочное время ученики выступают с чтением стихов, отрывков из сказок, поэм, «Евгения Онегина», небольших фрагментов из «Бориса Годунова» или «маленьких трагедий», из прозы Пушкина. Цель: на первом же уроке показать богатство жанров, тем, образов творчества поэта. Если двое или трое учащихся читают одно и то же стихотворение, отрывок, главное внимание надо уделять оттенкам в понимании текста (логические ударения, интонация, передача чувств), а не примитивной оценке: кто прочитал лучше и кто хуже. Такое сопоставление оттенков понимания текста имеет большое значение в развитии художественной чуткости учащихся. Чтение, следовательно, сопровождается небольшими замечаниями слушателей и учителя. Задание для дальнейших занятий то же, что и на уроках, описанных выше. г) Четвертый вариант. Непосредственное художественное воздействие изучаемых произведений на школьников должно постоянно поддерживаться учителем. Это воздействие тем сильнее, чем глубже в содержание и форму произведения проникает мысль учащихся. Научный анализ должен углублять художественное восприятие. При изучении больших тем (как тема «А. С. Пушкин») возможны отдельные уроки, посвященные художественному восприятию. Например, изучение лирики Пушкина заключается специальным уроком, на котором небольшие сообщения восьмиклассников о мотивах лирики поэта или о наиболее характерных идейных и художественных достоинствах ее сопровождаются подготовленным, продуманным чтением, основанным на предварительном анализе избранных стихов. На уроке может быть прослушано в записи (проигрыватель, магнитофон) чтение одних и тех же стихов разными исполнителями (артистами, мастерами художественного слова) с их сравнительной оценкой. Могут быть прослушаны и романсы на слова Пушкина. При этом главная задача урока—активизация именно художественных впечатлений и переживаний учащихся. Аналогичным образом могут быть построены уроки в процессе изучения романа «Евгений Онегин». д)Пятый вариант. Урок художественного чтения, или, как иногда его называют, урок-концерт. Последний термин отражает сущность такого вида урока в том отношении, что школьники выступают с продуманным чтением произведений на основе предшествующего их изучения и что главная задача — художественное восприятие, более глубокое, чем первоначальное. Но термин концерт несколько снижает обучающую функцию урока, которая должна быть выдержана везде. В этом отличие урока-концерта от литературного утренника или вечера. Задача такого вида заключительного урока многообразна: это возвращение к прочитанному ранее с высоты приобретенных знаний и опыта чтения; это развитие умений выразительного чтения текста; это и обращение к новому материалу. Первые три варианта целесообразно проводить в начале изучения темы, четвертый — в середине, пятый — в конце. Для всех этих уроков характерен метод творческого чтения в сочетании с эвристическим. 2. Уроки углубленной работы над текстом Для того чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус, их надо научить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. Надо учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза. Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, показом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу работы. Наиболее характерные методы для этого вида уроков — эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с исследовательским. Приведем некоторые типичный варианты уроков над текстом произведения. а) Первый вариант. При изучении большой, многочасовой темы учащиеся должны ясно представлять общий ход ее изучения, виды учебной деятельности — общие и индивидуальные, их сроки. Многие учителя сообщают план изучения темы, распределяют работу для всего класса, для отдельных групп, дают индивидуальные задания. Это очень нужный вид урока в старших классах, ориентирующий учеников, приучающий их к точности, требовательности к себе. Так, изучение темы «А. С. Пушкин» нередко начинается (с 1-го или 2-го урока) обстоятельными указаниями учителя, что и к какому сроку надо прочитать. Даются описки дополнительной литературы, групповые и индивидуальные задания на ряд уроков вперед и на тему в целом. При этом учитель конкретно указывает, как проводить самостоятельную работу. Организация занятий на несколько недель — главное содержание такого вида уроков. б)Второй вариант. Анализ произведения—дело большой сложности, которому систематически, последовательно надо учить школьников. Условно, схематично говоря, можно наметить несколько вариантов таких уроков в зависимости от цели и сочетания методов. На протяжении всего курса литературы с IV по Х класс надо учить внимательному анализирующему чтению произведений, приучающему школьников вдумываться в каждое слово писателя, в оттенки смысла речи героев, авторских слов, характеризующих поведение, душевные переживания героев, оценку их автором. Учитель, перечитывая небольшие части изучаемого произведения, комментирует текст, раскрывая его глубокий смысл, или предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки текста и направляет их мысль с помощью вопросов: как? почему? Подобные уроки проводят с помощью различных сочетаний репродуктивного и эвристического методов, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников. Так, например, если отдельные, очень важные для понимания образа Онегина строфы I главы романа не уясняются восьмиклассниками без комментариев учителя, то строфы II главы о семье Лариных доступны для самостоятельного анализа по вопросам учителя. Отдельные уроки могут посвящаться анализу целого небольшого произведения или законченного эпизода. Уроки, на которых школьники обучаются анализу целого произведения или законченного эпизода, могут варьироваться в зависимости от их замысла и применяемых методов. Восьмиклассникам, например, следует не только возможно полнее раскрыть глубину одного из «ключевых» стихотворений Пушкина (например, «Анчар»), но и показать ход, логику его анализа. Урок может проводиться с помощью репродуктивного метода. Учитель сообщает о том, где и что прочитал Пушкин о дереве яда, как интерпретировал это сообщение, какие варианты сохранились, когда было опубликовано стихотворение и какие последствия это имело для Пушкина. Затем учитель читает стихотворение и анализирует его по отдельным строфам, раскрывая сущность и ход поэтической мысли Пушкина, художественную силу стихотворения, и, наконец, выясняет место этого стихотворения среди других стихотворений поэта идейно-политического и философского содержания. Такого рода «монографический» урок, проведенный в форме лекции, прочно запечатлевается в сознании учащихся и, кроме того, является для них 0'браз'цом анализа. Как вариант этого урока возможна эвристическая беседа с элементами лекции. Но необходима и непосредственная самостоятельная работа над текстом стихотворения или эпизода большого произведения, когда ученик должен освоить, понять, уяснить смысл текста, его художественную силу и законченность. Урок проводится по заданиям из двух-трех вопросов, на которые надо ответить письменно или устно. Обычно дается несколько вариантов заданий. Учащиеся работают весь урок или часть его (20— 25 минут), после чего устно выясняются наиболее затруднившие их вопросы, а письменные ответы, просмотренные учителем, возвращаются на следующем уроке. На уроках обучения анализу можно использовать задания по сравнению различных вариантов текста, продемонстрировать очень интересный фильм «Рукописи Пушкина», вводящий зрителей в процесс творчества поэта. В качестве одного из вариантов урока обучающего анализа можно указать на урок, показывающий, как подобрать материал из текста произведения для той или иной темы, например: подобрать материал на тему, о том, изменились ли Онегин и Татьяна и в чем от первых глав романа до восьмой; подобрать материал о роли пейзажа в романе; подобрать материал, характеризующий автора романа. в) Т р е т и и в а р и а н т. Конечно, это тоже обучающий урок (других в школе не может быть), но он базируется на уже приобретенных умениях учащихся, которым предлагается самостоятельно оценить не разбиравшееся в классе произведение или эпизод из большого произведения. При изучении темы «А. С. Пушкин» это может быть самостоятельный анализ отдельных строф «Евгения Онегина», стихотворения, или поэмы, или сцены из «Бориса Годунова», из «маленьких трагедий», из «Повестей Белкина». Ученики должны показать умение внимательно читать текст, сопоставлять, размышлять, приходить к самостоятельным выводам, высказывать свои суждения. Это могут быть разборы прочитанных произведений по советской литературе и 'в VIII, а особенно в IX—Х классах, самостоятельные отзывы — анализы театральных постановок, кинокартин, телепостановок и пр. На этом уроке в значительной мере используется исследовательский. метод. 3 .Уроки, обобщающие изучение произведений. Всякое обобщение возможно лишь тогда, когда есть достаточный фактический материал. Именно о собирании и анализе фактического материала шла речь выше. Обобщение бросает новый свет на собранные факты, иногда их приходится переоценивать. Обобщающие уроки требуют развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами. В ответах учащихся, их сочинениях постоянно встречаются ошибки в обобщениях: широкий вывод на основе частного факта, неумение проанализировать факты, сопоставить их, идти от частных выводов к общим. Поэтому обобщающие уроки важны не только для того, чтобы привести в систему разрозненные наблюдения и выводы, но и для того, чтобы учить мыслить правильно. Приведем несколько вариантов обобщающих уроков. а)Первый вариант. Урок-диспут. Уже в работе над текстом может возникнуть у школьников или выдвигается учителем проблема, для решения которой нужен доказательный материал. «Урок-диспут невозможен, бессмыслен без необходимого.количества ранее приобретенных конкретных знаний, без накопления учащимися некоторого жизненного опыта». Только тогда, когда учащимися проявлен большой интерес к проблеме, когда определились разные точки зрения, имеется аргументация, можно проводить урок-диспут, причем учитель умело руководит спором, требуя от выступающих не только доказательства своей точки зрения, но и умелой полемики с «противниками». Заключение учителя должно быть убедительным, идейно четким. Важно убедить учеников, а не подавлять авторитетом или тем более различного вида «взысканиями». Урок-диспут проводится с использованием телепередач или учебных фильмов (например, разная трактовка артистами образов Чацкого и Молчалина, Луки и Сатина и др.). б) Второй вариант. Обобщение может проводиться на основе докладов учащихся, например докладов о цикле стихов Пушкина о поэте и поэзии (при обстоятельном предварительном анализе «Пророка», «Я памятник себе воздвиг...»), о цикле общественно-политической лирики (при обстоятельном анализе «Анчара»), о цикле стихов о любви (при обстоятельном анализе стихотворения «Я помню чудное мгновенье...») и др. Возможны доклады учеников о связи литературы с другими видами искусства — живописью, музыкой, кино, театром—с использованием иллюстраций, технических средств. в) Третий вариант. Лекция учителя, в которой он раскрывает наиболее сложные 'проблемы произведения, отвечает на вопросы, которые возникли у школьников в процессе его изучения. Например, в лекции, заключающей изучение романа «Евгений Онегин», учитель говорит о нем как о вечно живом произведении, вызвавшем горячие споры при появлении и в последующие десятилетия, вплоть до нашего времени, о значении романа 'в истории литературы и в наши дни. Надо отметить и такую разновидность уроков первого типа, как урок синтетический, на котором учитель читает небольшое произведение (преимущественно стихотворение), разбирает его и в конце урока.весь материал обобщается. Такие уроки практикуются большей частью в средних классах, но иногда проводятся и в старших. Предлагаемая типология уроков касается всех классов от IV до X. Но естественно, более разнообразны по типам и видам уроки в старших классах, почему и примеры приводятся преимущественно из области работы в старших классах. Один и тот же вид урока, проведенный в средних, особенно, в IV—V классах, будет отличаться от того же типа и вида урока в старших классах по своей структуре. Уроки первого типа занимают преобладающее место в системе занятий во всех классах, особенно в средних.
|