Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Уроки второго типа. Уроки изучения теории и истории литературыКак известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить невозможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними. Приведем несколько примеров уроков разных видов. 1. Уроки формирования теоретико-литературных понятии. Хотя фактическую основу литературоведения составляют главным образом художественные произведения, уроки по теории и истории литературы принципиально отличаются от уроков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведения каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр.) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобразии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений отвлекается один компонент (например, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно. Уже в средних классах, и особенно в VII классе, целесообразны специальные уроки по теории литературы, тем более что программа требует систематизации сведений по теории'. Нужен специальный урок в VIII классе по теории стихосложения на основе изучения стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова, причем в дальнейшем сформированные теоретические понятия должны закрепляться, повторяться и углубляться. Так, в Х классе необходимо еще раз вернуться к теории стиха в связи с изучением. А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина и других советских поэтов. Естественно, что анализ стиха поэтов непосредственно связывается с другими характерными особенностями их стиля. 2. Уроки усвоения н а у ч н ы х, л и т е р а т у р н о-критических статей Уже обучение школьников работе над более или.менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассников работе над критическими статьями Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Надо учить школьников не просто запоминать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими примерами выводы автора, превращать их в собственные убеждения. Для такого вида уроков характерно сочетание репродуктивного метода с исследовательским, как это было показано выше. 3. Уроки по биографии писателя. Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллюстрированный портретами, документами и другими материалами. Могут быть и краткие сообщения учащихся. Но во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя—творца, человека и гражданина, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества. Беда, когда живой образ творца и гражданина исчезает в бесконечно растянутом (на протяжении нескольких недель) обзоре творческого пути писателя, как это бывает иногда при изучении Пушкина, Л. Толстого, М. Горького. 4. Уроки по историко-литературным материалам Большей частью это бывают уроки, посвященные обзорным темам в VIII—Х классах, а также вступительные и заключительные к монографическим темам. Существует довольно обширная литература по проблеме методики обзорных тем. Однако методика изучения обзорных тем в Х классе по советской литературе остается еще недостаточно разработанной. Между тем это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т. е. репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. 5. У р о к и обобщения, повторения, опроса Системность знаний, которой так не хватает • многим учащимся старших.классов, в значительной мере связана с постоянными обобщениями и обобщающими повторениями, постановкой перед учениками познавательных задач, требующих применения приобретенных знаний и умений. Отдельные уроки, посвященные повторению, обычно связаны с опросом (хотя опрос.проводится на уроках всех типов и видов). Возможны и.специальные уроки опроса, но четкие по структуре и логике последовательного повторения, закрепления материала, его систематизации. Практикуются и уроки-лекции, посвященные обобщению и повторению материала, с последующим опросом.
|