Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Уроки второго типа. Уроки изучения теории и истории литературы





Как известно, основы знаний по теории и истории литерату­ры школьники получают в процессе изучения конкретных худо­жественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить не­возможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними. Приведем несколько примеров уроков разных видов.

1. Уроки формирования теоретико-литературных понятии.

Хотя фактическую основу литературоведения составляют главным образом художественные произведения, уроки по тео­рии и истории литературы принципиально отличаются от уро­ков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведения каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр.) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобра­зии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений отвлекается один компонент (напри­мер, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно.

Уже в средних классах, и особенно в VII классе, целесооб­разны специальные уроки по теории литературы, тем более что программа требует систематизации сведений по теории'. Нужен специальный урок в VIII классе по теории стихосло­жения на основе изучения стихотворных произведений Пушкина и Лермонтова, причем в дальнейшем сформированные теоре­тические понятия должны закрепляться, повторяться и углуб­ляться. Так, в Х классе необходимо еще раз вернуться к теории стиха в связи с изучением. А. Блока, В. Маяковского, С. Есени­на и других советских поэтов. Естественно, что анализ стиха поэтов непосредственно связывается с другими характерными особенностями их стиля.

2. Уроки усвоения н а у ч н ы х, л и т е р а т у р н о-критических статей

Уже обучение школьников работе над более или.менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассни­ков работе над критическими статьями Белинского, Добролю­бова, Чернышевского. Надо учить школьников не просто запоми­нать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими при­мерами выводы автора, превращать их в собственные убежде­ния. Для такого вида уроков характерно сочетание репродук­тивного метода с исследовательским, как это было показано выше.

3. Уроки по биографии писателя.

Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллю­стрированный портретами, документами и другими материала­ми. Могут быть и краткие сообщения учащихся. Но во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, при­влекательный образ писателя—творца, человека и граждани­на, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества. Беда, когда живой образ творца и граж­данина исчезает в бесконечно растянутом (на протяжении нескольких недель) обзоре творческого пути писателя, как это бывает иногда при изучении Пушкина, Л. Толстого, М. Горь­кого.

4. Уроки по историко-литературным материа­лам

Большей частью это бывают уроки, посвященные обзорным темам в VIII—Х классах, а также вступительные и заключи­тельные к монографическим темам. Существует довольно обширная литература по проблеме ме­тодики обзорных тем. Однако методика изучения обзорных тем в Х классе по советской литературе остается еще недостаточно разработанной. Между тем это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произве­дений, т. е. репродуктивного, эвристического и исследователь­ского методов.

5. У р о к и обобщения, повторения, опроса

Системность знаний, которой так не хватает • многим уча­щимся старших.классов, в значительной мере связана с посто­янными обобщениями и обобщающими повторениями, постановкой перед учениками познавательных задач, требующих при­менения приобретенных знаний и умений.

Отдельные уроки, посвященные повторению, обычно связа­ны с опросом (хотя опрос.проводится на уроках всех типов и видов). Возможны и.специальные уроки опроса, но четкие по структуре и логике последовательного повторения, закрепления материала, его систематизации.

Практикуются и уроки-лекции, посвященные обобщению и повторению материала, с последующим опросом.

Date: 2016-07-05; view: 968; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию