Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новообразования подросткового возраста
В качестве основного, центрального новообразования подросткового возраста указывают «чувство взрослости» – возникновение представления о себе как «не о ребёнке» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости ещё нет, хотя появляется потребность в признании её окружающими. Виды взрослости (Т.В. Драгунова): 1. Подражание внешним признакам взрослости: облику и манерам поведения взрослых, некоторым взрослым привилегиям (курение, игра в карты, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и причёске, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания, свобода в «режиме дня» и т. п.). Приобретение этих признаков мужской или женской взрослости для подростка – средство проявления, утверждения и демонстрации собственной взрослости родителям и сверстникам. Это самый лёгкий способ демонстрации взрослости, видный всем, а подростку ведь важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, поэтому такая взрослость очень распространена в отрочестве, отличается стойкостью и плохо поддаётся развенчанию. 2. Равнение на психосексуальные образцы своего пола. Подростки начинают активно ориентироваться на определённое содержание мужского или женского идеала – тех качеств, которыми нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщиной». Идеал формируется в подростковом сознании как набор черт и качеств персонажей из книг, фильмов, знакомых, родителей и т. п. Стремление следовать мужскому (женскому) идеалу заставляет подростка подражать другим, поэтому они часто бывают очень похожи друг на друга в одежде, причёсках, жаргоне, манерах. 3. Социальная взрослость. Это направление развития взрослости осуществляется в условиях сотрудничества со взрослыми. Подросток начинает равняться на взрослогокак образец деятельности и старается выступить в роли его помощника. Многие психологи отмечают, что подростки в целом стремятся овладеть различными взрослыми умениями. Мальчики любят столярничать, слесарничать, водить автомобиль, фотографировать, стрелять и т. п. Девочки – готовить, шить, вязать, а также владеть некоторыми мужскими умениями. Начало подросткового возраста – очень благоприятное время для этого. 4. Интеллектуальная взрослость – стремление подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции). У подростков обнаруживаются интересы в области науки, техники, искусства, религии, ремёсел. Увлечение может носить характер страсти, которой отдаются все свободное время и активность подростка. Личностная рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т. д. Форми-рование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача «Кто я?»). По данным Д.И. Фельдштейна, в 10–11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12–13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14–15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе. Перестройка, изменение потребностно-мотивационной сферы (Л.И. Божович) – возникновение нравственной детерминации поведения (доминирование в потребностно-мотивационной сфере личности нравственных мотивов). Сознательная регуляция собственной активности (второе рождение личности, по А.Н. Леонтьеву) – способность управлять своими побуждениями и поведением в соответствии с иерархией мотивов.
Date: 2016-07-05; view: 298; Нарушение авторских прав |