Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическая характеристика младшего школьника
Психологическая готовность к школьному обучению – уровень психического и личностного развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения учебной программы в условиях обучения в группе сверстников (комплекс психических и личностных качеств, которые отличают школьника от дошкольника и создают основу для успешного овладения учебной деятельностью). Составными компонентами психологической готовности являются мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Интеллектуальная (познавательная) готовность к школьному обучению Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: · дифференцированное восприятие; · аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); · рациональный подход к действительности; · логическое запоминание; · интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; · овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; · развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации. Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к шести годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности. Мотивационная (личностно-мотивационная) готовность к школьному обучению Мотивационная готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление стать школьником сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний. Мотивационная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Сами эти интересы у 6–7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой. Таким образом, подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Школа должна привлекать ребёнка не внешней стороной, а возможностью получать новые знания (познавательная мотивация). Социально-психологическая готовность Социально-психологическая готовность рассматривается как готовность к взаимодействию ребёнка с окружающими (Я.Л. Коломинский) и связана с появлением при переходе в школу новых отношений между «детским обществом» и взрослым, с изменением социально-психологического статуса ребёнка (в школе ребёнок сталкивается с новой системой критериев, определяющих детские взаимоотношения, изменяется положение детей в коллективе (были старшими в детском саду, в школе – младшие) и т. п.). Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению В настоящее время серьёзного внимания требует формирование эмоционально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что потребует учитель, школьный режим, программа. В школе ребёнку потребуется определённый уровень эмоциональной устойчивости, умение при необходимости регулировать свои аффективные проявления. Готов ли к этому ребёнок? Волевой аспект готовности к школе рассматривается рядом психологов как основополагающий. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия, – но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения, поэтому в данном возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления, поэтому первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели: формирование у детей небоязни трудностей, стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 10–11 лет. Начало периода уходит корнями в кризис 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Социальная ситуация развития. Внешние условия ССР выступают как система новых требований к разным сферам жизнедеятельности ребенка, требований, с которыми ребенок прежде не встречался и которые необходимо научиться исполнять. Изменяющееся отношение взрослых к ребенку как будущему школьнику способствует развитию у него субъективной готовности к школьному обучению,которая рассматривается как внутренняя характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Субъективная готовность к школьному обучению, или внутренняя позиция школьника, выражается в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и себе лично и предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и их специфическую структуру. Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, именно в ее рамках происходят основные изменения мотивации и психических процессов ребёнка. Развивать учебную деятельность взрослый должен, вызывая у ребёнка желание самому развиваться и совершенствоваться. При создании необходимых условий стремление учиться самому проявляется у детей уже к концу младшего школьного возраста. Такая мотивация обнаруживается в следующих фактах поведения: ребёнок сам старается выполнять домашние задания, желает узнать что-то сверх программы (дети начинают увлечённо читать книги). Предпосылки для мотивации самоизменения, саморазвития зарождаются в дошкольном детстве (познавательная мотивация). Учебная деятельность имеет определённую структуру: 1. Мотивы учебной деятельности. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов. Группы мотивов младшего школьника: · первая группа мотивов характеризуется тем, что ребенка привлекает: 1) содержание учебной деятельности, что выражается в стремлении узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий; 2) процесс учебной деятельности, что обнаруживается в стремлении думать и рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания, в увлеченности самим процессом решения; · вторая группа мотивов лежит в сфере его отношений с другими людьми. Это могут быть: 1) широкие социальные мотивы (чувство долга, участие в общественной жизни, подготовка к будущей работе и пр.); 2) личные, индивидуалистические мотивы (стремление получить хорошую оценку, одобрение, желание быть лучшим или стремление избежать неприятностей). 2. Учебная задача – ясное представление о том, что необходимо освоить, чем предстоит овладеть.Это те изменения, которые должны наступить в субъекте учебной деятельности. В начальной школе перед детьми, во-первых, стоит задача овладения обобщёнными способами анализа различных сфер действительности, взрослый должен научить пользоваться этими способами. Вторая задача – открыть для себя необходимость овладения этими способами действий. Учебные задачи могут лишь внешне совпадать с практическими, которые направлены только на изменение внешних по отношению к школьнику объектов. При решении и учебной, и практической задачи действия, выполняемые школьником, могут осуществляться с одним и тем же объектом, однако их смысл будет совершенно различным для ребенка. Смыслом учебного действия является овладение общим способом ориентации в определенной сфере действительности, в то время как практическая задача направлена на решение конкретной частной проблемы, т. е. учебная задача является обобщённой моделью практических задач. Для того чтобы ребенок научился выделять и принимать учебную задачу, необходимо развивать: 1) способность осознавать, что имеющихся знаний и умений недостаточно для решения какой-то проблемы, и 2) умение представить, чему нужно научиться, чтобы суметь выполнить эту задачу. Взрослый должен спрашивать у ребёнка: зачем он совершает то или иное действие в процессе учебной деятельности? Ребёнок должен осознавать значение этих действий, он должен научиться выделять для себя учебную задачу. 3. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения (что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета). 4. Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (определение соответствия собственных учебных действий условиям и требованиям учебной задачи; действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Сформированное действие контроля также в себя включает: умение определять предполагаемый результат своей работы, способы и этапы его достижения, умение контролировать и корректировать себя по ходу работы и использовать ее результаты в других видах деятельности. 5. Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача (оценка учителя, т. е. внешние оценочные действия, переходящие со временем в самооценку обучающегося – способность ученика определить задачи и действия, которые он может решить самостоятельно и которые пока еще он решить не в состоянии, а также оценить меру освоения того или иного содержания). Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное, ретроспективное («Хорошо или плохо я сделал?») и прогностическое значение («Смогу ли я справиться с этой задачей?»). Психологические новообразования возраста Итогом развития действий контроля и самооценки в учебной деятельности является новообразование, которое называется интеллектуальная рефлексия – способность к осознанию содержания своих действий и их оснований. Это новообразование знаменует начало развития теоретического мышления у младших школьников.Появляясь в ситуации учебной деятельности, интеллектуальная рефлексия первоначально связана лишь с решением учебных задач и только на последующих возрастных этапах она может развиться в качество, характеризующее личность человека. Одна из первых форм рефлексии, появляющаяся у младших школьников, выражается в способности ребенка «определять границы своих возможностей, знать о своем незнании и знании, умелости и неумелости». Г.А. Цукерман называет такую форму рефлексии определяющей. При такой рефлексии школьник, «встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9–10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «У меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия». Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» – «умею», «не мог» – «могу», «был» – «стал» – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. На основе рефлексии появляется критичность, требовательность к себе. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентции – осознание своих способностей и умений качественно выполнять задания, уверенность в своих возможностях справиться с чем-либо. Э. Эриксон считает чувство компетенции центральным новообразованием данного возраста (ребёнок чувствует себя знающим, умеющим, получая признание окружающих). Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Внутренний план действий – способность действовать в уме, умение прогнозировать и планировать достижение определённого результата. Дети могут планировать выполнение задания и выполнять действия во внутреннем идеальном плане. Планирование представляет собой совершение действия, которое характеризуется обратимостью. Обратимость проявляется в том, что ребёнок представляет изменения, которые могут произойти с объектом. Благодаря этой способности ребёнок может отвлечься от наглядной ситуации. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация – способность управлять своими психическими процессами. Дж. Флейвелл провёл исследование, в котором предлагал дошкольникам и младшим школьникам заучить стихотворение: «Когда выучишь стишок, придёшь и расскажешь». Дошкольники приходили и не могли рассказать. Младшие школьники справились с предложенным заданием – они рассказывали взрослому заученный самостоятельно стишок, т. е. младшие школьники могли контролировать и осознавать протекание своих психических процессов. Итогом присвоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте является появление у детей умения учиться. Г.А. Цукерман утверждает, что младший школьный возраст является сензитивным для развития этого умения. Умение учиться обнаруживается прежде всего в способности проявлять инициативу в развитии собственных знаний и умений, в стремлении к совершенствованию. Не следует при этом путать умение учиться с самостоятельностью в выполнении домашних заданий или со способностью к самоорганизации. В основании умения учиться лежит рефлексивная способность отделять собственное знание от незнания, а также наличие продуктивных действий, с помощью которых ребенок может преодолевать собственную ограниченность. Умение учиться обнаруживается в том, что младший школьник проявляет инициативность в поиске новой информации, начинает учиться чему-то новому по собственной инициативе; задает вопросы учителю или другому взрослому для получения недостающих знаний; находит новые, творческие способы решения задач. Date: 2016-07-05; view: 620; Нарушение авторских прав |