Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Все новообразования младшего школьного возраста составляют внутренние условия ССР ребёнка, который стоит перед задачей рефлексировать себя как личность, познавать своё Я. Кроме того, в этот возрастной период у подростков происходят физиологические изменения, отражающиеся на психике. Интенсивный рост (до 4–7 см в год), увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков, увеличение возбудимости нервной системы обусловлено значительным повышением активности подкорковых структур. Это приводит к слабым тормозным процессам саморегуляции, что выражается в эмоциональной подвижности, возбудимости, лёгкости переключения эмоций, гиперактивности, замедленности переключения внимания, рассеянности, неусидчивости. Для подростка заметны те физиологические изменения, которые связаны с половым созреванием. Фигура обретает мужские или женские контуры, увеличивается рост, возникает необходимость перестройки Я-телесного. Очевиден недетский статус. Физиологические изменения подготавливают развитие чувства взрослости, потребности в независимости. Сложное социальное поведение современных подростков во многом связано с маргинальным положением (К. Левин) – пребыванием на границе двух миров: мира детей и мира взрослых. Подростки уже слишком «большие» для детей и ещё слишком «маленькие» для взрослых. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно,из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации развития существуют две тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т. п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте – от школьников с детским обликом и интересами до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни. В нашей культуре отсутствует обряд инициации, который позволяет установить чёткие границы в отношениях к ребёнку, что создает амбивалентные отношения взрослых к подростку (внешние условия ССР): 1) ещё не взрослый, поэтому деятельность подростка привычно подконтрольна (школа, семья); 2) уже и не ребёнок, поэтому стремится получить взрослые права (предъявляет соответствующие требования к школе и семье). Часто взрослые сами не знают, что необходимо требовать, а что – контролировать. Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития,здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Итак, в социальной ситуации развития появляется противоречивость внутренних и внешних условий, которая разрешается на протяжении всего подросткового периода. Решать это противоречие подросток будет в общении (т. к. именно этот вид деятельности раскрывает личность), причём с таким же «взрослым», как он сам – со сверстником. Date: 2016-07-05; view: 326; Нарушение авторских прав |